Детская депрессия

Детская депрессия

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Депрессия у ребенка – опасное состояние, требующее повышенного внимания со стороны родителей. Нередки случаи, когда она сопровождается суицидальными наклонностями. Детская депрессия и ее проявления нуждаются в оперативном лечении.

Депрессивное состояние у ребенка часто внешне проявляется в виде лени, эгоизма, неуживчивого характера, пессимистического настроения. Однако ни ребенком, ни родителями оно не воспринимается как болезненное, хотя определенно требует вмешательства со стороны врачей. Ведь при своевременной постановке диагноза и при имеющихся методах лечения: психотерапевтических, физиотерапевтических и фитотерапевтических, возможно снятие депрессии на ранних стадиях.

Некоторое время назад психиатры не могли с уверенностью сказать, существует ли детская депрессия в принципе, ведь ее проявления у детей достаточно сложно выделить из-за их стертости. Депрессия в детском возрасте зачастую маскируется под тревожностью, неуспеваемостью в школе, отсутствием контактов с ровесниками. Чтобы выявить эту болезнь, нужно знать, что такое детская депрессия.

Дети и причины развития у них депрессии

Вот ряд важных факторов, оказывающихся причиной становления депрессивного состояния:

  • Прежде всего – это разноплановые проблемы в семье. Это могут быть частые семейные конфликты, семья без отца-матери, чрезмерное попечительство со стороны матери, либо наоборот – недостаток родительского участия, пренебрежение со стороны родителей сексуальными вопросами воспитания полов;
  • Патологические проявления раннего неонатального периода, сопровождающиеся гипоксией плода, энцефалопатией, асфиксией при рождении, а также разнообразные инфекции внутриутробного характера, оказывающиеся причиной поражения мозга;
  • Подростковая перестройка организма с избытком гормонов, сопровождающаяся новыми для ребенка явлениями: месячными у девочек, поллюциями у мальчиков, множественными прыщами на теле у обоих полов;
  • Непостоянство места жительства, с частой его сменой и невозможностью заведения постоянных контактов;
  • Отставание в учебе, сопровождающееся психологической уязвимостью перед одноклассниками;
  • Эксплуатация достижений информационных технологий, со сжатием целого мира до экрана компьютера, что фактически снижает потенциал живого общения;
  • Наличие тяжелых стрессов разного характера.

Если развитие депрессии происходит на фоне полного благополучия, что также вполне возможно, то вероятнее всего из-за протекающих в мозгу биохимических процессов. Также подобное состояние может быть вызвано разрушением имеющихся идеалов, что выражается в прострации и в бессилии перед жизненными невзгодами.

Статистически подтверждены данные, свидетельствующие о развитии депрессии у 50 % детей, родители которых, так или иначе, страдают от этого же недуга. Поэтому, причины развития депрессии у детей связаны и с генетикой.

Симптоматика детской депрессии

На сегодня определены три фазы подросткового депрессивного состояния, поскольку именно подростки наиболее подвержены ее воздействию. Ранняя фаза – это период с 12 до 13 лет, средняя – с 13 до 16 и поздняя – после 16.

Три снижения, три симптоматических кита – классическое проявление депрессии. Это снижение: функций мышления, настроения и подвижности.

Самыми тяжелыми являются случаи проявления, сопряженные с возникновением суицидальных переживаний, которым предшествует достаточно длительный период депрессии (до года). Таковое течение заболевание наиболее опасно. Симптоматика детской депрессии в таком случае выражается в снижении активности ребенка, в потере интереса к друзьям, учебе, играм, в отсутствии взаимопонимания с окружающими.

День сопровождается крутыми перепадами настроения, начиная с приподнятого с утра, и до подавленного вечером. Дети, страдающие от депрессии, теряют интерес к окружающему, их ничего не радует, они сетуют на непонимание со стороны сверстников и учителей, конфликтуют с ними. Периоды веселого и шутливого настроения весьма недолги, быстро сменяются очередной волной подавленности.

Когда дети, в большинстве своем по природе шустрые и ищущие, вдруг перестают двигаться и замирают в одной позе либо подолгу лежат, стоит этим озаботиться. Труд не в удовольствие, речь приглушенная, замедленная реакция на вопросы, нередки ответы простым кивком головы, потеря аппетита и зацикливание на чем-то плохом, нарушение функции сна — все это проявления детской депрессии, на которые немедленно следует реагировать и ни в коем случае не затягивать процесс развития психического заболевания.

Родители для ребенка — это шанс противостоять депрессии:

  • родители не должны молчать, они должны интересоваться жизнью своего ребенка, разговаривать с ним, вникать в его проблемы;
  • родителям просто необходимо интересоваться тем, что ребенок делает после школы и в чьем обществе он проводит свое свободное время;
  • родители должны обращать внимание на текущую интонацию в разговоре, на планируемые ребенком занятия следующего дня;
  • родители обязаны контролировать времяпрепровождение своих детей, сколько времени они проводят в ничегонеделании и выявлять его причины, не скрываются ли они в потере интереса к окружающей действительности.

перейти наверх

Лечение детской депрессии

Депрессивное состояние у детей не может быть устранено без помощи специалиста. Врач психотерапевт, особенно при тяжелых проявлениях депрессии, сопровождающихся заявлениями мыслей о суициде, должен рекомендовать стационарное лечение.

В период нахождения ребенка в больнице ему могут назначать даже антидепрессанты. Если определена легкая форма течения болезни, то достаточным будет ее лечение в домашних условиях, с посещением школы и выполнением обычных домашних дел.

Впрочем, ни один из методов лечения детской депрессии не может быть эффективным, если отсутствуют благоприятные для внутрисемейного климата изменения. Родители обязательно должны вникать в суть проблем, происходящих с ребенком, не отстраняться от него, а наоборот, погрузиться в его проблемы, чтобы конструктивно помогать в преодолении возникающих разноплановых трудностей. В целях профилактики ребенку необходимо проводить достаточно времени на свежем воздухе, избегать переутомления и достаточно отдыхать.

Источник: http://psytheater.com/detskaya-depressiya-i-ee-proyavleniya.html

Депрессия у детей — это аффективное расстройство, которое сопровождается резким понижением настроения, ребенок не может чувствовать радость, у него развивается негативное мышление. А также наблюдается повышенная тревога, появляются ранее неизвестные ребенку страхи и фобии, появляются проблемы с социальной адаптацией. Заметны и соматические симптомы в виде головной боли, нарушенного пищеварения и общего недомогания. Более подробно о том, как вывести ребенка из депрессии, рассказывается в этой статье.

Общие сведения

Для начала хотелось бы разобраться в вопросе, что же такое депрессия и каково ее происхождение. Само слово пришло к нам из латинского языка и в переводе означает «давление», «подавлять». Проблема эта довольно распространенная и с каждым годом число обратившихся за помощью родителей растет. Может возникнуть депрессия у ребенка в год и значительно позже. Раннее депрессивное состояние говорит о том, что подобные проблемы будут беспокоить и подростка, а затем взрослого человека. Специалисты отметили, что заболевание это относится к сезонным, поскольку основной пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.

Основные причины

Прежде чем говорить о способах лечения и методах профилактики, хотелось бы выделить причины депрессии у детей. Для каждого возрастного периода они разные. Когда ребенку 2 года, депрессия может иметь следующие причины:

  1. Поражения ЦНС. Подобное аффективное нарушение может быть результатом повреждения клеток мозга, которое может произойти из-за ряда патологий: родовая асфиксия, внутриутробная гипоксия или другие внутриутробные инфекции, нейроинфекции.
  2. Наследственная предрасположенность. Особенно подвержены депрессиям дети, ближайшие родственники которых имеют какие-то психические заболевания или же проблемы в области неврологии. Если вам известны подобные факты, то об этом нужно обязательно сообщить лечащему врачу.
  3. Сложные отношения в семье. Многое зависит от того, какая атмосфера в семье. Очень тяжело переносят маленькие дети разрыв с матерью или же ее эмоциональную отдаленность (алкоголизм, наркомания). Дети, живущие в условиях постоянных скандалов или подвержены насилию со стороны родителей, довольно часто чувствуют себя подавлено и впадают в депрессивное состояние.

Стоит отметить, что депрессия с маленькими детьми случается редко и если это происходит, то причина кроется во взаимоотношениях в семье.

Причины депрессии у дошкольника

Депрессия у ребенка 5 лет может проявиться на фоне того, что он знакомится с обществом, начинается активный процесс его социализации уже вне семьи. В этом возрасте или немного раньше малыши начинают посещать детский сад, где знакомятся с новыми детьми, порядками, правилами. В этом возрасте причины могут быть биологические или же на угнетенное состояние может повлиять неспособность ребенка укрепиться в новом коллективе.

  1. Стиль воспитания. Некоторые родители устанавливают тотальный контроль за своим чадом, он постоянно находится под опекой, по отношению к некоторым детям применяют насилие, ведут себя агрессивно. На фоне всего этого уровень невротизации ползет вверх и, конечно же, возникает депрессия.
  2. Социальные отношения. Когда ребенок идет в детский сад, он попадает в новый коллектив, и такого опыта общения у него еще не было. Могут возникать проблемы в общении со сверстниками или же ребенок не хочет подчиняться указаниям педагога. Все это накладывает отпечаток на эмоциональное состояние малыша.

Депрессия у младшего школьника

Что касается детей школьного возраста, то у них все перечисленные выше причины сохраняются и к ним добавляются новые. В этом возрасте ребенок идет в школу и снова попадает в новый коллектив. В школе требования к детям значительно выше, растет учебная нагрузка, родители могут многого требовать от новоиспеченного ученика. Особенно усложняет состояние ребенка то, что он не может справиться с тем, чего хотят от него взрослые. В результате этого у него может не только развиться депрессия, но и сильно упасть самооценка.

Классификация депрессий

Существует сразу несколько классификаций депрессии у детей. В первую очередь, хочется выделить те состояния, которые различаются по своей продолжительности и полноте проявлений. Здесь выделяются:

  • депрессивная реакция,
  • депрессивное расстройство,
  • депрессивный синдром.

Далее депрессии различают по характеру течения: адинамическая форма, для которой характерна сильная вялость ребенка, замедленные действия и монотонность, а также тревожную форму. Во второй можно наблюдать возникновение множества страхов и фобий у ребенка, он теряет спокойный сон, часто его мучат кошмары, малыш может стать слишком плаксивым.

Если обратиться к российским психиатрическим руководствам, то там можно найти следующую классификацию:

  1. Тревожное расстройство, которое было вызвано разлукой с кем-либо (чаще с матерью).
  2. Фобическое расстройство. Может быть диагностировано в том случае, если у ребенка были обнаружены некоторые страхи, которые этому возрасту не присущи.
  3. Социальное тревожное расстройство. Когда ребенок попадает в новый коллектив или же находится в незнакомой для него ситуации, у него может возникать сильная тревога, на фоне которой мы наблюдаем депрессию.
  4. Смешанные расстройства эмоций и поведения. К уже упомянутой тревоге и боязливости добавляются заметные нарушения в поведении. Ребенок может стать замкнутым и слишком агрессивным, любые социальные нормы перестают существовать для него.

Симптомы детской депрессии

Признаки депрессии у детей выявить сложно, поскольку они могут быть хорошо замаскированы. Маленькие дети еще не могут осознавать, что с ними происходит, почему у них портится настроение и, соответственно, не могут на это пожаловаться. Определить наличие депрессии можно по соматическим симптомам и по явно проявляющей себя тревожности.

Соматические признаки не заметить трудно. Ребенок может начать резко терять в весе, пропадает аппетит и сильно нарушается сон, наблюдается запор или диарея, малыш может жаловаться на различные боли в области головы, живота, различных мышц и суставов, сильно учащается сердцебиение. Если ребенок уже ходит в детский сад, то он может жаловаться на постоянную усталость, изъявлять желание отдохнуть, поспать. Школьники начинают симулировать различные заболевания, чтобы привлечь к себе внимание.

Что касается эмоционального состояния, то здесь, безусловно, проявляется тревожность. Ребенок весь день пребывает в напряжении, а ближе к вечеру все его страхи начинают усиливаться и достигают своего апогея ночью. Объяснить появление тревоги практически невозможно, поскольку даже сам ребенок не знает причины. Совсем маленькие детки очень много кричат и начинают плакать по любому поводу, особенно сильно их расстраивает уход мамы или же смена привычной обстановки, появление новых людей.

Могут возникнуть серьезные проблемы с адаптацией в детском саду и проблема эта довольно распространенная. Поскольку они думают, что мама отвела их туда навсегда и больше никогда не заберет. Но даже, когда они начинают понимать, что остаются здесь лишь на некоторое время, появляется новый страх, что мама просто забудет забрать его сегодня. С возрастом страхи не проходят, а лишь усиливаются, поскольку ребенок растет и его воображение начинает работать быстрее. Он начинает задумываться о смерти родителей, войне или о несчастных случаях. Именно в такие периоды развиваются фобии, которые потом преследуют человека на протяжении всей жизни. Таковым может быть портрет ребенка с тоскливой депрессией.

У школьников дела обстоят еще сложнее, поскольку они начинают терять интерес к жизни. Пропадает желание учиться, ходить в школу, общаться со сверстниками на уроках и во дворе. Они все чаще жалуются на скуку. Ребенок начинает чаще плакать, может нагрубить родителям и просто знакомым. На фоне всего этого можно наблюдать школьную дезадаптацию, когда у детей просто нет желания посещать учебное учреждение или учить уроки. Отсюда выплывает плохая успеваемость, проблемы в общении с одноклассниками.

Возможные осложнения

Осложнения детской депрессии могут быть самыми разными. Почти в пятидесяти процентах случаев появляются дополнительные расстройства в поведении и настроении. А более пятидесяти процентов пациентов потом получают тревожное расстройство. Большая часть больных навсегда остаются с серьезными нарушениями поведения, около двадцати процентов получают дистимию и почти тридцать процентов субстанционную зависимость. Но все это мелочи по сравнению с самым опасным результатом депрессии — суицидом. Больше половины больных детей задумываются о суициде и половина из них эти замыслы реализует. И каждая вторая попытка заканчивается, увы, «успешно».

Избежать всего этого можно лишь при проведении своевременной диагностики.

Диагностика

Давайте выясним, когда у ребенка депрессия, что делать маме и к какому врачу идти. Диагностику проводит сразу несколько специалистов: педиатр, психиатр и детский невролог. Пока ребенку не исполнилось четырех лет, используют метод исключения, проверяют наследственность пациента, состояние его ЦНС. В старшем возрасте врачей уже будет интересовать эмоциональное состояние ребенка, специалисты будут выявлять социальные причины, которые могли подобным образом повлиять на состояние малыша. Есть целый свод мероприятий, после проведения которых можно точно установить диагноз:

  1. Консультация у педиатра. Специалист должен провести полный осмотр пациента и поговорить с родителями, после чего ребенок сдает все анализы, чтобы исключить соматические заболевания.
  2. Обращение к узким специалистам. Если со своей стороны педиатр не видит никаких нарушений, то ребенок отправляется к другим специалистам, чтобы хирург, дерматолог и другие доктора, могли полностью исключить соматические заболевания.
  3. Консультация невролога. Этот специалист также проводит полный осмотр и назначает несколько исследований: УЗИ, МРТ головного мозга, ЭЭГ. По результатам этих анализов можно будет установить биологическую основу появившейся депрессии.
  4. Консультация психиатра. Только после исключения всех соматических расстройств, пациент может отправиться к психиатру, который будет исследовать поведение ребенка, оценит его эмоциональные реакции. Его задача — выяснить психологические причины депрессии и на основе своих наблюдений, а также на основе заключение невролога и педиатра установить точный диагноз.
  5. Клинический психолог. Последним с ребенком работает психолог. Когда малышу уже исполнилось четыре года, можно смело применять различные тесты и методики. Особенно эффективными в данном случае считаются рисуночные тесты, с помощью которых можно интерпретировать образный материал. Чаще всего психологи используют такие тесты как: «Дом. Дерево. Человек.», «Несуществующее животное», «Моя семья», тест Розенцвейга.

Лечение депрессии у ребенка

Лечить депрессию можно, используя лекарственную терапию и детскую психотерапию. Параллельно также могут проводиться мероприятия по социальной реабилитации. В комплексный подход включены:

  • Употребление антидепрессантов. Чаще всего специалисты рекомендуют употреблять селективные ингибиторы обратного захвата серотонина. Первый результат их действия можно заметить через несколько недель, побочных действий практически не имеют. Эти средства способны успокоить, обезболить, сгладить все проявления паники, избавить от множества фобий.
  • Когнитивно-бихевиоральная терапия. Такую терапию проводит психолог, где учит ребенка проявлять свои чувства и эмоции, всячески поддерживает ребенка, используя различные техники, пытается изменить настроение и поведение своего маленького пациента. Основывается данный метод на расслаблении, используются дыхательные упражнения. Также весьма эффективно применение проективных методик. Здесь не только рисование, но и лепка, сказкотерапия.
  • Семейная психотерапия. Во время таких занятий специалист работает не только с ребенком, но и с его родителями. Цель занятий — восстановить гармоничные отношения в семье, помочь членам семьи найти «общий язык». Здесь родители должны научиться понимать своего ребенка, суметь помочь ему в трудной ситуации, сделать все для его скорейшего выздоровления.

Методы профилактики

Если у ребенка уже была депрессия ранее, то есть риск того, что произойдет повтор. Двадцать пять процентов детей уже через год вновь страдают от депрессии, у сорока процентов рецидив происходит через два года, и у семидесяти процентов проблема наблюдается повторно через пять лет. Почти у сорока процентов взрослых людей, которые в детском возрасте перенесли депрессию, диагностируют биполярное расстройство личности.

Своевременная профилактика позволит снизить риск возникновения первого эпизода и поможет предотвратить рецидив. Первое, с чего стоит начать, создать благоприятную атмосферу в семье, поддерживать доверительные отношения между членами семьи, всячески поддерживать ребенка в его начинаниях и принимать участие в его делах. Не стоит забывать о посещении специалистов, чтобы они контролировали эмоциональное состояние ребенка. Если есть необходимость, следует принимать необходимые препараты. Назначать или отменять лечение самостоятельно категорически запрещено, даже если внешне никаких признаков заболевания не проявляется.

Источник: http://fb.ru/article/390755/depressiya-u-detey-prichinyi-simptomyi-diagnostika-i-osobennosti-lecheniya

Как это ни странно звучит, но и у детей, включая младенцев, тоже бывает депрессия. Правда, проявляется у детей она несколько иначе, чем у взрослого человека. Поэтому многие родители, воспитатели и учителя часто даже и не догадываются, в каком состоянии находится ребенок. Странности в его поведении списываются на трудности характера, неправильное воспитание и капризность. Причинных факторов возникновения депрессивной динамики у ребенка может быть несколько. Рассмотрим самые основные из них.

Значительная для ребенка потеря в возрасте примерно от года до двух лет фактически гарантирует некоторую депрессивную динамику. Ребенок, чей родитель вдруг внезапно исчезает, в силу своего понимания мира всегда разовьет предположение, что плохим является он сам.

Причиной детской депрессивности может быть семейная атмосфера, где существует негативное отношение к плачу или трауру. Многие родители моделируют отрицание горя и настаивают на том, чтобы ребенок присоединился к семейному мифу о том, что будет лучше без потерянного объекта, вынуждают ребенка подтвердить, что он не чувствует боли. В итоге переживание горя ребенком становится скрытым. Оно уходит вглубь и постепенно принимает форму убеждения, что в собственном Я что-то неправильно.

В нашей субкультуре не принято брать детей на похороны, рассказывать правду о смерти. Дети переживают интенсивное не выражаемое словами давление, которое исходит от эмоционально отягощенного родителя. Во многих семьях не принято открыто переживать горе, а забота о себе считается эгоизмом.

Многие родители на протяжении всего детства увещевают ребенка «не хныкать и взять себя в руки». Не смотря на то, что естественные регрессивные реакции ребенка в ответ на семейные проблемы не должны поддаваться контролю со стороны родителей. Впоследствии, во взрослой жизни, такой ребенок испытывает острую необходимость скрывать от других любые травматичные аспекты своей жизни.

Сильнейшим причинным фактором возникновения депрессии у ребенка, является характерологическая депрессия у родителей, особенно в его ранние годы развития. Дети всегда переживают глубокое беспокойство в связи с депрессией родителей. Они чувствуют вину за естественные для их возраста требования и приходят к убеждению, что их потребности истощают других.

Депрессивная мать может обеспечить ребенку только надзорный уход, но эмоционально она для ребенка недоступна.

Чистый, ухоженный, красиво одетый ребенок всегда воспринимается окружающими позитивно. Но при этом он может быть лишен эмоционального тепла собственных родителей.

Любой ребенок развивается нормально только в тех отношениях, где его удовлетворяют. Всегда необходимо удовлетворять не прямой, а скрытый запрос ребенка. Если ребенок просит маму с ним поиграть, это не значит, что ему не хватает партнера для игры, у детей всегда есть воображаемый собеседник. Это значит, что ребенок нуждается в данный момент именно в мамином присутствии.

Детские эмоциональные расстройства

Детские эмоциональные расстройства относятся к расстройствам аффективной сферы. Хотя раньше считалось, что дети не склонны к подобным расстройствам. Распознать детскую депрессию не сложно.

При депрессии у детей сниженное либо повышенное настроение, наблюдается заметное снижение активности в речевой или моторной сфере.

При витальных расстройствах обычно нарушается сон и аппетит.

Для детей в депрессии характерны алгические расстройства: боли разной локализации. У ребенка часто болят голова и живот — это основные точки соматической уязвимости у детей. Распознать алгические боли у ребенка просто – боль не убирается анальгетиками.

К проявлениям депрессии относятся энурез, запоры, тики, навязчивости и любое нетипичное поведение у ребенка.

После трех лет у депрессивных детей часто появляются галлюцинаторные и катотонические явления.

После 3-4 лет депрессивные состояния становятся более явные. Преобладают соматовегетативные нарушения. Родители обследуют детей на наличие нарушений систем и органов, которые у них страдают, но врачи не находят там патологии.

В ряде случаев у депрессивного ребёнка наблюдается регресс: сосание пальцев, расчесывание болячек, элективный мутизм (избирательное неговорение).

Моносимптомы у детей всегда свидетельствуют об аффективном расстройстве, таким образом выражается депрессия.

До 10 лет аффективные расстройства обычно маскируются соматовегетативными и поведенческими нарушениями.

У школьников в состоянии депрессии обычно наблюдается снижение успеваемости.

Поведение и внешность депрессивного ребенка

Поведение детей с депрессией всегда стереотипное. Депрессивный ребенок не испытывает абсолютно никакого интереса к жизни. Для обычного здорового ребенка это состояние неестественно и ненормально.

Детскую депрессию распознать совсем несложно. Она выражается в нарастающей моторной вялости, у ребенка снижаются эмоциональные проявления, появляется беспричинное длительное нытье, немотивированный плач. При этом удовлетворение его желания не приводит к прекращению нытья.

Лицо депрессивного ребенка обычно неподвижно, на нем как — бы застывшая маска, выражение на лице практически отсутствует. У него неживое лицо манекена.

У детей более старшего возраста, латентного (от 6 до 11 лет) и предпубертатного (12-13 лет) возрастов на лице приклеенная улыбка. Этакая полуулыбка, за которой скрываются боль, страх и стыд. Такая улыбка может быть попыткой вызвать расположение взрослого. Если депрессия усиливается, то у ребенка наблюдается изменение осанки и походки. Он начинает сутулиться и волочь ноги. Родители обычно при этом ругаются, а у ребенка просто вялая моторика.

При депрессии дети отказываются идти гулять, прогулки их не интересуют. У депрессивных детей отсутствует всякое желание выходить на улицу, и одному и с родителями.

Ночью у ребенка с депрессией наблюдается бессонница, он просто лежит без сна с открытыми глазами, но при этом обычно не зовет никого из родителей. Депрессивный ребенок часто жалуется на скуку, выражая её словами: «Я ничего не хочу, мне скучно, мне нечем заняться». Дети постарше говорят: «Со мной никто не играет». Дети предподросткового возраста (12-13 лет) обычно заводят разговоры о собственной несостоятельности и вине.

Подросток при усиливающейся депрессии, наоборот, проявляет двигательную активность, беспокойство, вертит что-то в руках, постоянно двигает или трясет ногами.

Двигательная заторможенность обычно наблюдается с утра, к вечеру бывает некоторое оживление.

Иногда длительное время при депрессии ребенок просто демонстрирует равнодушие и безразличие в поведении.

Другие проявления депрессии

У депрессивных детей, как правило, наблюдается зябкость, потливость, колебание давления, снижение массы тела, дискенезия, нарушение пищеварения, дизбактериоз. Детей родители усиленно лечат у врачей, а на самом деле ребенка следует отправить на психотерапвтический курс к детскому психотерапевту.

Снижения у ребенка интереса к окружающему как правило никто не замечает: депрессивный ребенок обычно тихий, спокойный, не бегает, не кричит, и это воспринимается родителями как норма.

У ребенка с депрессией присутствует гиперостезия – повышенная чувствительность к раздражителям или повышенная тактильная чувствительность. Ребенок не выносит громкого шума и резких звуков, ему постоянно мешается воротник, свитер или шапка.

В тяжелых случаях ребенок утрачивает ранее приобретенные знания, умения, навыки, снижается его интеллектуальное функционирование. Часто таким детям выставляется ложный диагноз «задержка психического развития» (ЗПР), под которым скрывается депрессивный синдром.

Ребёнку в депрессии свойственна повышенная истощаемость, усталость, капризность. При выполнении уроков многочасовое сидение за столом не приносит результатов. Умение самостоятельно готовить уроки чаще всего исчезает.

Нарушается способность переживать неудачу, ребенок отказывается от достижений, чтобы не почувствовать беспомощность. Жалуется на скуку, ему «нечем заняться».

ети дошкольного возраста очень обидчивыи ранимы, со сверстниками не играют, им снятся печальные сновидения, их фантазии тоже очень печальные.

Фон депрессивного расстройства

После 5-6 лет на фоне депрессивного расстройства у ребенка часто появляются самоуничижительные высказывания, немотивированная агрессия. Во время латентного (6-11 лет) и предпубертатного возраста (12-13 лет), если есть пусковая травматическая ситуация (смерть, развод, болезнь родителей), у ребенка присутствует вина и жажда самонаказания (он постоянно бьется обо что-нибудь, травмируется, наносит себе якобы случайные повреждения).

Хотя сама реакция на значимое событие у ребенка отсутствует, но так быть не должно. Завуалированно реакция проявляется в появлении травматичного поведения, тиков, навязчивостей, фобий или каких-то других симптомов.

При депрессии у детей нарушается восприятие частей тела («это моя рука виновата»). Нарушается осознание деятельности (характерны частые вопросы типа «мама, а я уже ел?», «папа, а мы сегодня гуляли?»), а также осознание пола и возраста (дети не могут ответить на элементарные вопросы о своем поле и возрасте).

Депрессивным детям свойственно постоянно и беспричинно, ненасытно просить у родителей прощения: «Папочка, прости меня, пожалуйста», и искать вербального подтверждения любви: «Мама, а ты меня точно любишь?». Речь у ребенка при этом обычно невнятная, больше похожая на шепот, его сновидения мрачные.

У ребенка при депрессии могут наблюдаться двигательные навязчивости (он постоянно дергает руками, двигает ногами), различные фобии («боюсь волка», «у меня в комнате чудовище»), вербальные тики.

В депрессии у ребенка нарушено чувство идентичности. Он требует от родителей называть его другим именем. Или просит называть его, например, котенком, цыпленком. То есть ребенок заменяет свою идентичность просьбами называть себя каким-либо животным. В тяжелых случаях ребенок может ходить на четвереньках, мяукать, лаять, отказываться от нормального человеческого поведения. Часто сами родители бессознательно провоцируют ребенка на такое поведение, давая ему домашние прозвища и клички («котенок», «цыпленок» и т.д.).

Ребенок и его симптом – это всегда свидетельство ненормальной обстановки в семье.

Маниакальные симптомы и синдромы у детей

Детей с подобными симптомами можно назвать гиперактивными детьми с синдромом двигательной расторможенности. Им свойственно двигательное беспокойство с чертами веселости. Такой ребенок гримасничает, корчит рожицы, кривляется. Его речь обычно ускоренная,он постоянно меняет темы разговора. Чувство стыдливости утрачено.

Общение со сверстниками при маниакальных симптомах нарушается. Дети просто не хотят общаться с таким ребенком. Поведение таких детей обычно квалифицируется педагогами как «плохое поведение». Дети бесцеремонны, дурашливы, некритичны, у них отсутствуют границы между собой и взрослыми.

Они не способны к длительной деятельности. В тяжелых случаях демонстрируют психопатоподобное поведение: неряшливость, разбрасывание вещей, могут быть агрессивны с опасностью для окружающих. Для психопатоподобного поведения характерны неадекватные реакции на события. Например, при показе сюжета об авиакатастрофе, такой ребенок может злорадно комментировать новость словами: «Так им и надо!».

Факторы возникновения депрессии у детей

Какие же факторы приводят к возникновению депрессии у детей? Их может быть несколько. Вот основные из них:

* Материнская депривация, либо длительное отсутствие матери.

* Серьезная социальная депривация плюс педагогическая аффективность (несправедливость, неадекватные наказания).

* Острые психосоматические заболевания.

* Смерть значимого для ребенка человека или домашнего животного.

* Под влиянием депрессии одного из родителей, который инфицирует ребенка своей депрессией.

Присмотритесь внимательно к своему ребенку. Возможно то, что вы принимаете за странности в поведении может быть именно проявлениями депрессии. Избавить ребенка от депрессии можно с помощью детского психоаналитика. В детском психоанализе при работе с детьми используется детская игровая терапия, в процессе которой ребенок избавляется от своих симптомов.

Источник: http://www.b17.ru/article/103142/

Содержание статьи:

  1. Механизм развития
  2. Причины возникновения
  3. Основные признаки
  4. Особенности лечения
    • Медицинские препараты
    • Советы психологов
    • Народные средства

Детская депрессия — это фактор, который не должен остаться незамеченным ответственными родителями. В данном случае следует внимательно присмотреться к поведению своего ребенка, чтобы избежать в дальнейшем негативных последствий.

Механизм развития детской депрессии

Запуск такой душевной патологии, как детская депрессия, довольно хорошо изучен психологами. При этом речь идет о следующем механизме ее развития:

    Нарушение серотинового баланса. Очень часто именно данный фактор начинает образовывать цепочку, которая приводит в дальнейшем к началу депрессии.

Дисфункция нейромедиаторов. Непосредственно они служат для связи между собой нервных клеток, что делает работу данной системы бесперебойной.

  • Дисбаланс между функциями торможения и возбуждения. После перечисленных патологических этапов происходит подобное, что приводит к доминирующему процессу торможения.
  • Итог всего описанного — это начало прогрессирующей у ребенка депрессии. Психологи в данном случае советуют не шутить с описываемыми вещами, которые могут кардинально разрушить детскую психику.

    Причины возникновения депрессии у детей

    Истоками озвученной проблемы могут быть самые разнообразные причины. Депрессия в детском возрасте начинается при таких провоцирующих факторах:

      Наследственность. В этом случае родители закладывают в организм ребенка своеобразный ген хронической усталости. Напрасно данному вопросу уделяется мало внимания, потому что наследственность — важная составляющая в формировании любого малыша.

    Внутриутробные патологии. Ошибочным будет то утверждение, что организм ребенка начинает подвергаться факторам риска исключительно после его появления на свет. Инфекции и гипоксия плода могут стать впоследствии серьезным толчком для развития детской депрессии.

    Тяжелая семейная обстановка. Далеко не каждый ребенок сможет спокойно реагировать на скандалы между папой и мамой. При этом вероятна ситуация, когда в неполной семье родитель начинает активно устраивать свою личную жизнь, ущемляя интересы малыша. Детская душа очень часто излишне ранима, поэтому экспериментировать над ней не стоит.

    Родители-тираны. Как ни печально это звучит, но порой самый страшный враг для детской несформировавшейся личности именно данный фактор. Причиной подобного может стать деспотичный характер родителей, которые, как им кажется, очень удачно создают из своего ребенка идеал. В итоге они получат не совершенную личность, а искалеченную детскую судьбу. Бывает и так, что родители просто не умеют любить. У них самих есть травмы из детства, у них самих были такие же родные. Поэтому примера любящей семьи и правильных отношений с малышом нет.

    Отсутствие родительского внимания. Чрезмерная забота бывает раздражающим фактором для маленьких личностей, но полное ее отсутствие — это уже прямой удар по психике ребенка. Нам нравится, когда о нас заботятся и любят, что вполне нормальное явление для каждого человека.

    Не восприятие детским коллективом. В любом возрасте бывает важно общественное мнение, потому что оно часто формирует нашу жизненную позицию. Взрослому человеку проще избежать подобного, но малышу бороться с невосприятием ровесниками становится проблематичным. Мнимые и реальные лидеры в любом сообществе — прямая угроза для несформировавшихся личностей с более тонкой душевной организацией.

    Эмоциональное потрясение. Горе, острое разочарование в близких становятся серьезными провокаторами начала депрессии у детей. По своему психологическому развитию они еще не готовы к подобным суровым жизненным ситуациям, которые способен с достоинством перенести далеко не каждый взрослый.

    Проблемы в школе. Частая смена учебных заведений или конфликт с некоторыми преподавателями в силах запустить механизм депрессии у ребенка. Школа — это место, где он проводит довольно большое количество времени, поэтому неприятности в ней являются угрожающим фактором при описываемой проблеме.

    Смерть домашнего любимца. Кошки, собаки, попугаи и даже рыбки часто бывают очень значимы в жизни ребенка. В этом случае гибель питомца может крайне негативно отразиться на состоянии детской психики, давая повод для начала депрессии.

  • Хроническое заболевание. Все мы привыкли к тому, что в детском коллективе наше любимое чадо может подхватить какую-нибудь инфекцию. Все обстоит хуже при тяжелой болезни, которая мешает ему наслаждаться счастливым детством. Депрессия при этом — болезненная реакция организма на происходящее.
  • Психологи настоятельно рекомендуют быть очень внимательными к поведению ребенка в случае, если есть провоцирующие факторы. Именно родители способны проанализировать ситуацию и найти причины детской депрессии, заметить тревожные сигналы начала развития подобной патологии у сына или дочки. Ведь, как и с любым заболеванием, ее легче предотвратить в начале, чем бороться с последствиями.

    Основные признаки депрессирующего ребенка

    Ребенка, погруженного в состояние депрессии, сложнее вычислить, чем взрослого в подобной ситуации. Однако существуют признаки, по которым реально обнаружить наличие данного фактора у детей:

      Неконтролируемое чувство страха. Все мы чего-то боимся, но у адекватных людей это состояние имеет разумные пределы. Ребенок в состоянии депрессии пугается буквально всего и всех. Особенно его мучают мысли о смерти, которые он не в состоянии контролировать.

    Необъяснимые перепады настроения. Многие из нас подвержены эмоциональным вспышкам, если дело не касается людей-флегматиков. Однако неконтролируемый процесс в виде хохота, переходящий тут же в истерику, должен заставить задуматься любого родителя.

    Общее нарушение сна. В данном случае наблюдается впадение в крайности: постоянное ощущение ребенком потребности во сне или кардинально другая напасть — бессонница. При этом его мучают ночные кошмары, которые приводят к страху наступления темноты и поры отдыха. Ребенок перестает видеть в этом положительный момент и естественную потребность человека во сне, опасаясь опять встретиться с ужасными видениями во сне.

    Синдром хронической усталости. Очень часто из-за бессонницы школьник в буквальном смысле спит на уроках, а малыш — на занятиях в детском саду. Однако даже при отличном сне у такого ребенка все валится из рук из-за обессиленного организма. На этом патологическом фоне может благодатно развиваться депрессия, которая способна стать хронической.

    Нарушение аппетита. Данный фактор является еще одним тревожным сигналом о начале проблем в психологическом состоянии ребенка. В этом возрасте у детей должен быть хороший аппетит, который может иметь отклонения исключительно в виде нежелания употреблять определенные продукты.

    Чувство беспомощности. Ребенку свойственно часто искать поддержку у взрослых людей, но иногда подобное поведение принимает навязчивую форму. У детей с депрессией данное чувство доминирует над позитивными эмоциями, вводя не сформировавшуюся личность в стресс.

    Резкое изменение предпочтений. Все, что радовало ребенка до этого, становится при депрессии досадной обузой. Любимое занятие приносит теперь не эстетическое наслаждение, а полное отторжение и очевидный протест у некогда покладистых сына или дочери.

  • Стремление к уединению. Побыть в одиночестве иногда полезно, чтобы разобраться в некоторых жизненных моментах. Однако осознанная самоизоляция на протяжении длительного периода — тревожный сигнал о наличии у ребенка проблем с восприятием окружающего мира.
  • Особенности лечения депрессии у ребенка

    Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что лечить детскую депрессию необходимо в обязательном порядке. В этом случае существуют разные способы и методики борьбы с подобной напастью.

    Лечение депрессии у ребенка медицинскими препаратами

    Следует сразу напомнить особо ретивым родителям, что самолечение категорически запрещено, когда дело касается ребенка. Подобное баловство с медицинскими препаратами способно сделать лечение детской депрессии опасным мероприятием.

    Опытный специалист может после исследования маленького пациента предложить в виде терапии следующие медикаменты:

      Флуоксетин. На данный момент это наиболее щадящий антидепрессант, который реально использовать при лечении детей. Однако и его применять без назначения врача не рекомендуется.

    Циталопрам. Озвученный препарат успокаивающее действует на психику ребенка. Все это позволяет избавить детей в депрессии от навязчивых и опасных идей.

  • Прием витаминов. Не секрет, что витамины тоже нужно принимать с умом, чтобы полезная вещь не вызвала противоположный ожидаемому результат. В этом случае отлично зарекомендовал себя витамин С, который необходимо употреблять по два грамма ежедневно. Помогут также комплексы, включающие в себя цинк и марганец, для общего улучшения самочувствия ребенка.
  • Советы психологов по борьбе с детской депрессией

    Рассмотрим психологические способы борьбы с депрессией у ребенка:

      Игровая терапия. Дети всегда остаются непосредственными личностями, поэтому их можно увлечь необычным занятием. Любой опытный психотерапевт владеет подобной методикой, поэтому попробовать ее стоит.

    Семейная терапия. Данный способ поможет в том случае, когда причины депрессии у ребенка связаны с конфликтной ситуацией между родителями. Любящие папа и мама должны забыть о своих взаимных претензиях для восстановления душевного равновесия у их чада.

    Организация досуга. Следует, однако, при этом помнить, что акцент стоит сделать на очевидных увлечениях ребенка. Рассказы родителей о том, что их детям не нравится ничего конкретного — жалкая отговорка нерадивых воспитателей.

    Откровенный разговор. Пора уже услышать наконец-то своих детей, которые иногда заходятся в безмолвном крике о своей проблеме. Перегибать палку при этом также не стоит, превращая общение по душам в допрос с пристрастием.

  • Терапия любовью. Кто-то скептически улыбнется, услышав озвученное, но мы все хотим быть кому-то нужны. Ребенок — это лакмусовая бумажка, что впитывает в себя эмоции дорогих для него людей. Любовь и только она поможет вашему чаду побороть свою депрессию.
  • Народные средства по уничтожению депрессии у ребенка

    Народная медицина и в этом случае поможет депрессирующему ребенку. В ход стоит пустить следующие рекомендуемые еще нашими бабушками средства:

      Успокаивающие ванны. Полезным в этом случае станет стакан исходного сырья в виде корней валерианы, которые заливаются полулитрами крутого кипятка. Настой необходимо выдержать в течение двух-трех часов. Полученное вещество, добавленное в ванну, даст чудесный успокаивающий эффект. Отлично помогают при борьбе с депрессией у ребенка и водные процедуры с применением тополиных листьев. Готовятся они таким же способом, как и озвученный рецепт с корнями валерианы.

    Обтирания. В здоровом теле — здоровый дух. Никто не предлагает при этом заморозить ребенка до синевы и глубокого обморока. Однако ему совсем не помешает солевое обтирание, которое необходимо проводить каждое утро. Использовать при этом нужно не пуд соли, а всего лишь чайную ложку вещества на литр воды. Противопоказания в данном случае — различные дерматологические проблемы, агрессивно проявляющие себя.

  • Успокоительные отвары. Действовать при этом необходимо крайне осторожно, чтобы не вызвать у ребенка аллергический отек. Отличным средством борьбы с депрессией станут запаренные листья мяты. Столовая ложка исходного сырья при этом заливается стаканом горячей воды. Устраивать подобное чаепитие нужно утром и вечером для достижения максимального успеха. Неплохим средством в случае детской депрессии станет запаренный сбор из люцерна, корней алтея с добавлением яблока. Три столовых ложки озвученного состава заливают полулитром воды, настаивают в течение получаса и добавляют тертое яблоко. Пить стаканами такое средство не нужно и даже нежелательно. Достаточно будет столовой ложки полученного снадобья, употребленного перед едой.
  • Как лечить депрессию у ребенка — смотрите на видео:

    Источник: http://tutknow.ru/psihologia/6529-detskaya-depressiya-i-ee-proyavleniya.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector