Деятельность в психологии

Содержание

Деятельность в психологии

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Каждое живое существо каким-то образом взаимодействует с окружающим миром. В процессе взаимодействия появляется два элемента: субъект, который целенаправленно влияет на окружающую среду, и объект, который становится предметом удовлетворения потребностей субъекта. Если говорить о деятельности людей, то ее можно определить как сознательно направленную активность на достижение поставленной одной цели или многих целей. Как обычно, цель, с одной стороны, связана с интересами и потребностями, которые требуют удовлетворения, а с другой – с требованиями общества к человеку.

Общее понятие деятельности

Человеческая деятельность имеет ряд собственных характеристик. Во-первых, как уже упоминалось, для деятельности людей свойственна сознательность (люди осознают цели, методы и средства, чтобы их достичь, и прогнозируют результаты). Научная психология заявляет, что без осознания человеком цели нельзя говорить о деятельности, ведь это просто будет активность. Импульсивное поведение подвержено эмоциям и потребностям и характерно для животных. Во-вторых, сложно представить себе деятельность человека без изготовления, использования и последующего хранения орудия труда. В-третьих, вопросы психологии деятельности касаются и общественного характера, ведь именно общество или группа воспитывает, показывает человеку, что и как нужно делать. Благодаря такому виду взаимодействия человек налаживает связи с другими людьми, имеет с ними разного типа отношения.

Изучение психологии деятельности в рамках исследований советских психологов (А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова и др.) показало, что характер протекания и развития разных процессов в психике зависит от особенностей деятельности носителя сознания, его мотивационной сферы. Также результаты экспериментов А. Н. Леонтьева и П. Я. Гальперина говорят о том, что внутреннее идеальное действие формируется на базе внешнего материального через последовательные изменения последнего. Этот процесс был назван интериоризацией.

Отличия между активностью и деятельностью

Активность – это общая характеристика для всех живых существ независимо от уровня организации и развития. Ведь именно она помогает поддерживать жизненно значимые связи всех существ с окружающей средой. Стоит отметить, что источник такой активности – это потребности, которые стимулируют живой организм действовать, чтобы их удовлетворить. Человеческие потребности и потребности животных имеют и сходство, и различие. Базовые физические потребности свойственны обоим, а вот другие высшие – характерны только для человека, ведь они проявляются под действием общественного воспитания.

Вопросы психологии рассматривают и отличия между активностью и деятельностью. Основная отличительная черта заключается в том, что деятельность обусловлена потребностью в предмете, а активность – потребностью в самой деятельности. Также активность первоначальна по отношению к деятельности. Ведь первая проявляется и в наших мыслях, планах, фантазиях, а вот вторая связана с предметами, средствами. Следует обратить внимание на то, что активность является сопроводительным элементом в течение всего процесса деятельности. Активность обеспечивает расчет сил, времени, возможностей, мобилизацию способностей, преодоление инерции, активирует все, что поможет достичь результата. Деятельность — очень важное и значимое в жизни человека понятие. Психология выделяет некую структурную организацию этого феномена.

Деятельность и ее компонентная структура

Структура деятельности в психологии имеет существенное обоснование в результате многих теоретических и эмпирических исследований. Главная детерминанта человеческой деятельности – это потребность. Отечественная психология выделяет группу элементов, которые будут описаны ниже.

Первый элемент этой схемы – потребность. Ее определяют как состояние жгучей неудовлетворенности, которое стимулирует активность, направленную на поиск объекта, что утолит это состояние. Потребности человека подвержены влиянию не только природы и физиологии, но и социализации и воспитания. Исходя из этих данных, литература по психологии предоставляет две классификации:

  • Виды потребностей зависимо от предмета – материальные и духовные.
  • Виды потребностей зависимо от происхождения – природные и культурные.

Ученые отмечают, что потребность – это как толчок, чтобы человек мог проявить свою активность. Но не только этим феноменом руководствуется человек. Важное место занимает понятие мотива.

Если у человека есть потребность в новых знаниях, то посетить занятие по психологии он может в силу растущего мотива. Психологи интерпретируют это понятие в терминах побуждения к деятельности, что связано с желанием удовлетворить потребность, и которое имеет четкое направление. У потребности нет четкого видения, нет предмета, а вот мотив – конкретное ее выражение. Мотивы, их совокупности и виды рассматривает психология. Кратко она делит мотивы на осознанные и неосознанные. Первые можно выразить с помощью слов, вторые – нет, ведь они являются вытесненными. Следует отметить, что не стоит отождествлять мотив с целью, потому что часто бывает, что различные мотивы объединены одной целью, и различные цели объединены одним мотивом.

Цель научная психология определяет как конечный результат деятельности, который существует в воображении человека и которого он хочет добиться. Выражение цели можно наблюдать как в материальной, так и в психической плоскости. Цель, в свою очередь, делится на конкретные задачи, которые помогают достигнуть желаемого результата.

Итак, минимальный компонент деятельности, который выполняет конкретную задачу – это действие.

Вот из таких элементов состоит структура деятельности в психологии. Схема, изображенная ниже, поможет визуально воспринять информацию:

Потребность – Мотив – Цель – Действие – Результат.

Типы деятельности

Ученные обсуждают деятельность как внешнее физическое и внутреннее психическое понятие. Психология в связи с этим выделяет следующие действия, которые обеспечивают внутренне-психическую деятельность: перцептивный процесс (восприятие), мыслительный процесс, мнемический процесс (память), имажитивный процесс (воображение). Вот такая внутренняя деятельность готовит внешние действия. Благодаря им можно создать план, продумать все аспекты достижения цели и вообразить конечный результат. Плюс ко всему с помощью памяти человек не будет повторять совершенных ранее ошибок.

Структура деятельности в психологии, а именно внутренней, имеет две главные черты. Во-первых, по строению она такая же, как внешняя, отличия в форме протекания: операции и действия происходят с воображаемыми объектами, а не с реальными, соответственно, результат деятельности тоже мысленный. Во-вторых, внутренняя деятельность сформировалась от внешней в процессе интериоризации. Например, сначала дети читают вслух и лишь через некоторое время происходит переход во внутреннюю речь.

А вот внешняя деятельность продуцирует внешние предметные действия, а именно моторные (позы, перемещения в пространстве), движения выразительности (мимика и пантомимика), жесты, движения, связанные с речью (голосовые связки).

Противоположным процессом интериоризации считается процесс экстериоризации. Он заключается в том, что внешние действия порождаются в результате трансформации внутренних структур, которые сформировались на базе интериоризации.

Операция, контроль, оценка: что это такое

Структура деятельности в психологии содержит в себе несколько компонентов, а самый конкретный, который осуществляется в окружающей среде – это операция. Ученые-теоретики определили операцию как способ выполнять те или иные действия в зависимости от ситуации. Операция обеспечивает технический аспект действия, ведь его можно выполнить разными операциями или с помощью разных способов.

Результат деятельности, когда он достигнут, проходит этапы оценки и контроля. Контроль сопоставляет полученный результат с первоначальным образом и целью. Оценка выявляет степень совпадения результата и цели. Оценка – это как бы последний этап контроля. Положительная оценка говорит об удовлетворенности и положительности деятельности в целом, а негативная — наоборот. Если результат не нравится, то с помощью контроля можно отправить его на доработку по возможности.

Деятельность: формы

Отечественная психология разработала классификацию форм деятельности. Сюда принадлежит игра, учебная деятельность и трудовая деятельность. Рассмотрим все по порядку.

Игра – это ведущая деятельность для детей, ведь благодаря ей они имитируют жизнь взрослых, свой воображаемый мир, учатся и развиваются. Игра не даст ребенку каких-то материальных ценностей, и продуктом ее не станут материальные блага, но она отвечает всем параметрам потребностей детей. Для игры характерна свобода, обособленность, непродуктивность. Она обеспечивает социализацию ребенка, развивает его коммуникативность, гедонистичность, познавательность и креативность. Также имеет компенсаторные функции. Игра имеет свои подвиды. Это предметная игра, сюжетно-ролевая, игра с правилами. Ребенок, проходя определенный этап развития, начинает играть в другие игры. В такой форме деятельности дитя может выражать свои эмоции, чувства, родителям это служит огромнейшей подсказкой. Также если у ребенка есть травматический опыт, лучше все разрешить его с помощью игры.

Следующая форма деятельности, которую осваивает человек по мере взросления – это учебная деятельность. С ее помощью люди получают обобщенные теоретические знания, овладевают предметными и познавательными действиями. Учение обеспечивает социальную функцию, процесс включения молодого индивида в систему общественных ценностей и общества как такового. В процессе учебной деятельности можно развить свои способности, кристаллизировать свои знания. Ребенок учится дисциплине, формирует волю.

Ученые считают, что наивысшим проявлением деятельности является труд. Трудовая деятельность предусматривает воздействие на природу с помощью орудий труда и использование ее в собственных потребительских целях. Труд характеризуется осознанностью, энергозатратностью, общепризнанностью и целесообразностью. После окончания университета или другого заведения или, вообще, сразу после школы человек начинает свой профессиональный путь. Психологическая структура профессиональной деятельности имеет следующие компоненты:

Сознательная Цель – Предмет труда – Средство Труда – Используемая Технология – Трудовая Операция.

Теории психологии деятельности

Теория деятельности выступает одной из главных методологических основ для проведения исследований психики и сознания. В ее рамках деятельность изучается как феномен, который опосредствует все психические явления и процессы. Такой научный взгляд встретил критику у зарубежных психологов. Литература по психологии деятельности относится к 20-м годам ХХ века и продолжает развиваться сейчас.

В этом направлении есть две интерпретации. Первая описана С. Л. Рубинштейном, который стал разработчиком принципа единства сознания и деятельности. Вторую сотворил известный ученый А. Н. Леонтьев, который обозначил вопрос об общности структуры внешней и внутренней психической деятельности.

Теория деятельности С. Л. Рубинштейна

Этот ученый изучает психику путем раскрытия ее значимых и объективных отношений через деятельность. Рубинштейн утверждает, что не стоит воспринимать внутреннюю деятельность психики как такую, что формируется через трансформацию внешней. Детерминизм заключается в том, что внутренние условия становятся опосредствованным элементом внешних причин. Сознание и деятельность – это не две формы выражения единства, а две инстанции, что создают неделимое единство.

Теория деятельности А. Н. Леонтьева

Психолог-исследователь считает психику одной из форм предметной деятельности. Леонтьев является сторонником теории интериоризации и утверждает, что внутренняя деятельность формируется в результате перехода внешних действий во внутренние психические. Ученый разделяет деятельность и сознание по типу процесса формирования образа и самого образа. Сформулировав такую теорию, как структура деятельности в психологии, Леонтьев выдал свои собрания сочинений еще в 1920-х годах. Работал исследователь под началом Л. С. Выготского, изучая мнемические процессы, которые трактовал в русле предметной деятельности. В 30-х годах ХХ века возглавил Харьковскую школу деятельности и продолжил свои теоретические и экспериментальные разработки в этой проблеме. В течение семи лет с 1956 по 1963 год Леонтьев проводил эксперименты. Результатами стало то, что он доказал возможность формирования звуковысотного слуха у людей с не очень хорошим слухом в музыке на основе адекватного действия. Его предложение о рассмотрении деятельности как совокупности действий и операций было принято положительно в научном психологическом мире. Также Леонтьев изучал, как возникла и развивалась психика в процессе эволюционного периода, как возникало сознание в процессе развития человека, соотношение деятельности и сознания, возрастное развитие психики и сознания, мотивационную и смысловую сферу, методологию и историю психологии.

Теория деятельности Л. С. Выготского

Использовал теорию деятельности, чтобы объяснить особенности психики людей и Лев Семенович. Он разработал теорию высших психических функций и был приверженцем теории интериоризации.

Высшими психическими функциями ученый называл познавательные процессы, которые активированы в нашей психике. Он считал, что раньше, когда общество было примитивным, высшими психическими функциями были отношения между людьми. Но в процессе эволюции происходила интериоризация этих отношений, они трансформировались в психические явления. Главная характеристика ВПФ – это опосредствованность с помощью определенных символов и знаков. Еще до возникновения речи люди общались, передавали знания и информацию с помощью знаков. Это означает, что наши психические процессы работали на знаковой системе. Но если начать расшифровывать слово, то можно обнаружить, что оно тоже определенный знак.

Высшие психические функции расположены в лобных долях коры головного мозга. Можно выделить несколько этапов генезиса ВПФ:

  • Форма отношений между людьми – интерпсихический процесс.
  • Интериоризация.
  • И собственно, высшая психическая функция – интрапсихический процесс.

Теории деятельности уже стали и еще станут фундаментом для многих психологических исследований на отечественном пространстве.

Источник: http://fb.ru/article/160175/soderjanie-i-struktura-deyatelnosti-v-psihologii

Психология деятельности

Деятельность — одно из самых широких понятий социально-гуманитарных наук, которое особенно часто используется в современной философии, социологии и психологии. Рассмотренные выше характеристики психики — психические процессы, свойства и состояния являются, по сути дела, компонентами более масштабного понятия, каким и выступает деятельность, активность.

Психика и деятельность — взаимообусловливают друг друга, психика предшествует деятельности, сопровождает и развивает деятельность.

В философской литературе под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное освоение и преобразование. Деятельность — это сознательное, целенаправленное отношение человека к миру. При этом подчеркивается бесконечное многообразие видов человеческой деятельности, которая может быть материальной и духовной, познавательной и оценочной, репродуктивной и творческой, созидательной и разрушительной и т.д.

В социологии деятельность, рассматривается как сознательное действие индивида, ориентированное на ответное поведение людей. Сознательную ориентацию субъекта деятельности на ответную реакцию со стороны других людей Макс Вебер определял с помощью понятия «ожидание».

Деятельность как психологическая категория

В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Конечно, в различных видах деятельности — исполнительской, управленческой, научной — роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей.

Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается.

Таким образом, личность в психологии рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности, прежде всего в труде и общении.

В процессе деятельности происходит воплощение в субъекте психического образа того или иного объекта окружающей среды, а затем реализация возникшего на основе этого образа отношения субъекта к предметной действительности. Подобная психическая реальность, как компонент деятельности, возникает уже на ранних стадиях становления человека в ходе ориентировочно-исследовательской деятельности, призванной обслуживать такое взаимодействие. 13 процессе такой деятельности все животные, в том числе и человек, обследуют внешний мир, формируют психический образ ситуации и осуществляют регуляцию поведения своего двигательного аппарата соответственно условиям стоящей перед ними задачи.

Различие между животными и человеком состоит здесь лишь в том, что животные способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, в то время как деятельность человека в силу развития коллективного труда и общения может основываться и на символических формах представления предметных взаимоотношений.

В содержании деятельности в качестве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные, волевые.

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности:

  • она субъектна, т.е. принадлежит человеку, а не животному, не машине, не может быть деятельности бессубъектной;
  • осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов:
  • предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она всегда предметна, реальна, содержательна:
  • она сознательна, целенаправленна:
  • в деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются и именно в ней они могут быть объективно исследованы.

Таким образом, категория деятельности здесь используется как выражение неразрывной связи человека с миром и понимания психического как изначально включенного в эту связь.

Психологический анализ структуры деятельности может осуществляться на основе различных критериев:

  • ее основных психологических компонентов, куда включаются прежде всего мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели, как прогнозируемые результаты этой деятельности; операции, с помощью которых деятельность выполняется, и т.п.;
  • функций, выполняемых в процессе деятельности каждым из выделенных компонентов;
  • качественных особенностей результатов, получаемых в итоге деятельности.

Таким образом, деятельность в психологии рассматривается как форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей.

Категория деятельности в современной психологии

Категория деятельности используется весьма широко в различных областях современной психологической науки. Например, в обшей психологии категория деятельности используется как при анализе индивидуальных, так и внутригрупповых психических процессов; для обоснования принципа единства сознания и деятельности, а также для объяснения принципа интериоризации — экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта.

Категория деятельности постоянно используется для построения различных прикладных отраслей психологии, особенно таких как психология труда, педагогическая, медицинская, управленческая психология. В этих прикладных областях психологии особое значение имеют такие характеристики деятельности, как субьектность и предметность.

Специфика предметной определенности деятельности заключается в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе его деятельности. Этим достигается большая адекватность их отражения в сознании субъекта деятельности.

Подобным образом преобразованное восприятие объектов проявляется уже у животных, деятельность которых обусловлена свойствами объектов, которые служат для удовлетворения их биологических потребностей.

Но в развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связях со значениями, фиксированных в схемах действий, системах ценностей, социальных нормах.

Субьектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими избирате ьность и направленность деятельности.

При анализе деятельности обычно выделяются три основных плана:

1. генетический — в нем исходной формой любой человеческой деятельности выступает совместная социальная деятельность людей, в ходе которой в качестве основного механизма развития психики работает процесс интериоризации, обеспечивающий переход внешней по форме деятельности во внутреннюю психическую деятельность;

2. структурно-функциональный — в его основе лежит принцип рассмотрения строения деятельности «по единицам», разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому. В этом плане рассматриваются мотивы, цели деятельности, а также составляющие ее структуру отдельные действия: мыслительные, моторные, чувственные. Иерархические связи между такими единицами деятельности подвижны и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются как содержание психического отражения, так и его уровень (сознательный или бессознательный), а также вид регуляции деятельности (произвольной или непроизвольной);

3. динамический, на основе которого изучаются механизмы, поддерживающие способность человека к деятельности, а также условия, обеспечивающие ее движение и развитие, появление ее новых форм. В этом плане исследуются условия, которые обеспечивают устойчивость целенаправленной деятельности в обстановке постоянно меняющейся реальности. Большую роль здесь играет анализ психофизиологических механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность.

Источник: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihologiya-deyatelnosti.html

В деятельности человека завершаются его потребности. Ими же она активизируется. То есть в процессе деятельности удовлетворяются актуальные потребности, формируются новые. Однако при этом происходит не только изменение потребностей, но и изменение индивидуальности человека. Какое еще влияние на развитие человека оказывает деятельность? Давайте разберемся.

Что это такое

Деятельность – форма активности человека, направленная на познание, преобразование окружающего мира, себя и условий своего существования. Это то, что отличает человека от животного, подчеркивает социальное в человеческой природе.

  • Деятельность не сводится только к удовлетворению потребностей.
  • Она определяется целями и требованиями общества.
  • С действиями связано развитие личности, сознания человека (в том числе самосознания).
  • Это сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром.

В деятельности человек выступает как создатель, творец. В ее процессе развиваются:

  • интеллектуальные способности личности;
  • творческое воображение;
  • мировоззрение;
  • система идеалов и ценностей;
  • эмоционально-эстетическое отношение к миру.

Как член общества человек ценен тогда, когда ведет активную трудовую, общественную жизнь, совершает поступки и несет за них ответственность.

Предмет деятельности

Деятельность всегда опредмечена. Предмет – то, на что она направлена. Он может существовать независимо или создаваться в процессе самой деятельности.

Принципы деятельности

Деятельность опирается на принцип функциональности и принцип системности.

  • Первый предполагает опору на уже развитые психические элементы, мобилизующиеся для достижения цели.
  • Принцип системности предполагает включенность индивидуальных качеств личности, на основе которых можно выделить несколько блоков в структуре.

Структура деятельности

Можно выделить шесть блоков. Каждый из элементов взаимосвязан с другими, взаимопроникаем.

Мотивы

Тут и включаются в работу потребности. Мотив – это опредмеченная потребность. Желание удовлетворить потребность, то есть получить конкретный предмет, побуждает к активности. Деятельность невозможна без мотива.

Основной элемент. Имеет две формы проявления:

  • как представляемый человеком результат;
  • как желаемый уровень достижений.

Программа

Человек решает, что и как он должен делать, то есть это выбор методов и средств, оценка собственных ресурсов. В работу включается когнитивная, мотивационная, исполнительная сфера.

Информационная база

От адекватности и полноты информационных данных об условиях деятельности зависит ее эффективность.

Принятие решений

Из альтернативных вариантов выбирается один, осваиваются, вырабатываются правила и критерии достижения цели.

Значимые для деятельности личностные качества

Это черты характера, способности, задатки и другие индивидуальные характеристики, которые помогут добиться цели.

Компоненты деятельности

Деятельность всегда имеет внутренний план и внешнее проявление, между которыми существует неразрывная связь. От внешних операций с предметами (предметное мышление) информация, трансформируясь психикой, превращается во внутренние образы, идеалы (образное мышление). Процесс такого перехода называется интериоризацией.

Обратное действие (создание чего-то материально посредством внутренних представлений) – экстериоризация.

Действие – инструмент в достижении цели

Действие – часть деятельности, направленная на достижение промежуточного результата в конкретных условиях. Состоит из операций – способов выполнения согласно условиям.

Физические действия

Это внешние, моторные действия с предметами, которые состоят из движений.

Интеллектуальные действия

Внутренние психические действия с образами и понятиями, основанные на внешних действиях с предметами.

Психика – регулятор деятельности

Отражение мира психикой происходит сознательно, то есть в процессе действий человек:

  • осознает (частично или полностью) цель своих действий;
  • представляет результат;
  • воспринимает и оценивает условия, в которых приходится действовать;
  • строит пошаговый план, алгоритм операций;
  • прикладывает волевые усилия;
  • наблюдает за процессом;
  • переживает успехи и неудачи.

Знания, умения, навыки, привычки

Знания, умения, навыки, или ЗУН – основа, отвечающая за организацию и руководство практической деятельностью.

Знания

Это образы ощущений и восприятий, переработанные в дальнейшем в представления и понятия. Без них осознанная целенаправленная деятельность невозможна. Знания повышают эффективность действий.

Умения

Это овладение способом выполнения действия, не требующее закрепления упражнениями. Сознательный индивидуальный контроль – главное отличие умений. Они тесно связаны с мышлением и невозможны без активной интеллектуальной деятельности. Умения позволяют находить выход из нестандартных ситуаций, реагировать на изменения во внешних условиях.

Навыки

Навыки – доведенные до автоматизма действия. От навыков зависит успех деятельности. Навыки формируются за счет упражнений – многократное повторение конкретного действия (действий). В основе навыка – динамический стереотип, то есть нервная связь между элементами действия. Это происходит бесконтрольно, но если возникает какая-то неточность, то человек это сразу замечает. Чем прочнее нервная связь, тем быстрее и качественнее действие.

Навыки бывают двигательными, мыслительными, сенсорными, поведенческими. Формируется навык в несколько этапов:

  • ознакомительный (осмысление действий, знакомство с приемами выполнения);
  • подготовительный (сознательное, но неумелое выполнение действия);
  • стандартизирующий (единство и автоматизм действий);
  • ситуативный (овладение произвольностью действия).

На усвоение новых навыков всегда влияют старые. Иногда это помогает, а иногда мешает. В первом случае речь идет о согласовании навыков, во втором – об интерференции (противоречии). Навыки согласуются, когда:

  • система движений одного навыка совпадает с системой движений другого;
  • один навык является средством лучшего усвоения другого;
  • конец одного навыка является началом другого и наоборот.

Соответственно, интерференция возникает при обратных условиях.

Привычки

Привычка – действие, ставшее потребностью. Привычки бывают положительными и отрицательными. В основе привычек, как и навыков, лежат динамические стереотипы. Формируются привычки посредством:

  • подражания;
  • многократного случайного повторения;
  • сознательного целенаправленного научения.

Могут быть двигателем или тормозящим фактором при выполнении деятельности.

Виды деятельности

Существует множество видов деятельности, но в психологии принято выделять 4 основных.

Общение

Общение – первая деятельность, в которой участвует человек (интимно-личностное общение с матерью). В этой форме активности происходит первое развитие личности.

Цель общения – установление взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи, учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Стоит отметить, что некоторые исследователи не считают общение самостоятельной деятельностью, а называют его скорее средством для реализации другой активности, достижения целей другой деятельности. Однако в младенческом возрасте именно этот вид ведущий.

Игра – основная деятельность детского возраста, но и на последующих возрастных этапах она сохраняется. Позволяет усваивать социальный опыт человеческой деятельности и человеческих отношений. Для взрослых людей игра – это отдых, снятие напряжения.

Игровая деятельность подготавливает человека к дальнейшему обучению и труду. Она развивает:

А также обуславливает формирование характера.

Учеба

Учебная деятельность выделилась из трудовой. Предполагает:

  • усвоение информации о свойствах окружающего мира (знания), приемах, операциях (навыки);
  • развитие способности выбирать приемы и операции в соответствии с целями и условиями (умения).

В учебной деятельности происходит усвоение знаний, выработка навыков, умений, развитие способностей.

Труд – деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта. Труд – основа существования человека, его психического, личностного развития.

Существуют другие виды деятельности, но все они выстраиваются в рамках одного из четырех названных или на стыке нескольких видов. Выбор зависит от силы, количества, своеобразия потребностей конкретного человека.

Однако в каждом возрасте человек выполняет сразу несколько видов деятельности, притом ведущим остается только один. Например, для взрослого человека – это труд.

Индивидуальный стиль деятельности

Это приспособление нервной системы человека и особенностей организма к выполняемой деятельности. В основе индивидуального стиля расположен:

Цель такого приспособления – достижение наилучшего результата с наименьшими затратами. Темперамент обуславливает успех и неуспех человека в конкретной деятельности.

Послесловие

Осознанная целенаправленная деятельность – отличие людей от животных. В ее процессе человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, обеспечивает прогресс (хотя, иногда регресс) общества, влияет на природу (сохраняет или разрушает).

Любая деятельность – это творческий выход за рамки природного, работа над самим собой и миром. Человек не только потребляет, но и создает. С помощью нее он влияет на свою жизнь.

Благодаря ей осуществляется психическое развитие личности. Однако в то же время психические процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь) выступают компонентами и даже отдельными видами деятельности.

Источник: http://psychologist.tips/712-deyatelnost-cheloveka-chto-eto-v-psihologii-vidy-deyatelnosti-i-ih-harakteristika.html

Общее понятие о деятельности и ее психологической структуре

Понятие деятельности является одним из базовых понятий для всей отечественной психологии. Деятельность и активность невозможно отделить от самой категории психики, от методологии ее научного исследования, понимания проблем возникновения и эволюции психики, трактовки понятия личности и анализа всех составляющих ее психического облика (см. гл. 1, 3–6). Однако есть необходимость в более детальном описании деятельности как таковой, как особой психологической реальности.

Разработка данной научной категории сопряжена с философией диалектического материализма и первоначально связана с именами таких выдающихся отечественных психологов, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов [1] . Конечно, цели и подходы названных авторов во многом различались, порой излишне противопоставлялись, особенно усилиями некоторых ортодоксально настроенных учеников и последователей.

В дальнейшем в работе с понятием и феноменом деятельности по-своему участвовали практически все известные советские психологи, многие знаменитые философы и методологи XX столетия. Категория деятельности выступала предметом многочисленных теоретических и методологических дискуссий, служила в качестве универсального «объяснительного принципа» (Э. Г. Юдин). Она стала одной из «единиц» изучения психики, поведения, личности. Несмотря на частные различия многих трактовок, следует заметить, что в своих методологических аспектах взгляды большинства ведущих психологов советского периода обладали необходимой преемственностью, открытостью и эвристичностью. Нынешнее психологическое представление о деятельности не следует считать законченным и незыблемым, по также недопустимо и молчаливое забвение достигнутых результатов.

Наиболее завершенная психологическая концепция (теория) деятельности принадлежит А. II. Леонтьеву, который разрабатывал ее с середины 1940-х гг., дополняя, уточняя и преобразовывая. Ему принадлежит множество различных толкований деятельности, поэтому приведем некоторое обобщенное определение.

Деятельность – это система активных процессов, которые отвечают определенной потребности, подчиняются мотиву и реализуют самостоятельное отношение человека к миру.

Но деятельность – это не всякая человеческая активность, понятие которой А. Н. Леонтьев подчеркнуто отличал от деятельности, а только целеустремленная активность, существующая в психологических связях личности, потребности, мотива, цели и задачи. Отсюда вытекает возможность осуществления, психологического выражения в деятельности самостоятельного отношения личности к миру.

Деятельность по определению трехчленна, т.е. существует, реализуется, проявляется одновременно в трех плоскостях: личность (субъект деятельности), объект (предмет деятельности) и внешний праксис (разные виды активных процессов).

Для наглядности представим психологическую структуру деятельности в виде некоторой упрощенной плоскостной и линейной схемы (рис. 7.1). На ней выделены основные, системообразующие блоки, составляющие, но не элементы, не единицы целостной деятельности. Эти блоки сопряжены попарно по горизонтали и в виде двух «столбцов» по вертикали: левый описывает интенциональный (целевой) аспект деятельности, правый – операциональный (исполнительный).

Рис. 7.1. Психологическая структура деятельности

А. Н. Леонтьев неоднократно отмечал, что разработанная им психологическая структура не является морфологической. Она отображает функции, отношения, динамику своих составляющих. Схема психологически моделирует «жизнь» деятельности, аспекты ее существования, функционирования, но не анатомическое или механическое устройство.

И еще одно замечание, которое следует отнести к методологии описываемой концепции. Психологическая структура деятельности не обладает свойством аддитивности. Иными словами, сумма каких-либо простых составляющих не равна более сложному блоку системы, который существует и реализуется за счет предыдущих, но психологически содержит в себе нечто качественно иное, целостное. Например, потребность психологически нс равна сумме мотивов, в которой она себя находит, за счет которой удовлетворяется в деятельности. За потребностью остается неисчезающее субъективное, психическое состояние, которого психологически нет в арифметической сумме мотивов.

Итак, наличие у человека потребности приводит к активности, активированности психики и личности. Это общее, недостаточно дифференцированное возбуждение, активизация ориентировки на поиск предмета актуализированной потребности; некая психологическая предготовность, предрасположенность к возможной и нужной деятельности. Наличие активности влияет также на существующую потребность, видоизменяя ее качественно и количественно, да и последующая деятельность не отменяет наличия активности. Деятельность может быть в разной степени активной.

Далее происходит психологическое событие, когда потребность находит свой конкретный предмет, или мотив. Поисковая активность психологически преобразуется в конкретную, отдельную деятельность, которая только и может привести к удовлетворению исходной потребности. В действительности потребность находит себя, конечно, не в одном предмете, а в нескольких. Деятельность является на практике полимотивированной, комплексной.

пример

Положим, у человека актуализировалась, обострилась потребность в путешествиях. Вследствие этого он настроен на какие-то новые условия бытия, внутренне взволнован, заинтересован, что, однако, не обязательно проявляется внешне. Субъективно это может быть выражено как обыкновенная «внутренняя усталость», неудовлетворенность. Активизируется соответствующая ориентировка, поиск возможных выходов из возникшего психологического дискомфорта, инициируется работа сознания. Далее происходит «чрезвычайный акт опредмечивания потребности» (А. Н. Леонтьев). Например, позвонивший приятель предлагает поехать на экскурсию. Потребность психологически преобразуется в реально действующий мотив – экскурсию. В результате человек отправляется в путешествие, т.е. планирует, создает и реализует специальную деятельность. Заработавший мотив требует своей реализации, целеполагания, выражения в целях, их событийно обусловленной последовательности.

Цель – это всегда осознанное представление о результате будущего действия; принятие личностью смысла действия (предстоящего и осуществляемого).

Мотив выражается в целях. Так, чтобы совершить путешествие, нужно купить билет, собрать вещи, добраться до места, пойти куда-то. Все это – реализуемые личностью цели, которые поставлены и приняты потому, что входят в зону действия мотива, иначе они были бы бессмысленны для субъекта.

Действие – это составляющая деятельности, подчиненная цели.

Осознанная цель есть предмет действия, направленного на достижение цели. Однако побуждается действие не целью, а мотивом общей деятельности. Цель не песет в себе функции побуждения, она только «подчиняет» и исполняет действие, т.е. направляет его, ведет к результату. Вот почему при анализе реального поведения или активности психологу важно знать: что это – деятельность или действие? И соответственно чему эти процессы отвечают: мотиву или цели?

пример

Представим, что накануне экзамена студент читает журнал «Химия в школе». Пришедший к нему сокурсник говорит, например, что для сдачи экзамена этого не нужно, что достаточно знать материалы лекций. Далее студент может поступить двояко: прекратить чтение журнала либо продолжить его. В первом случае можно считать, что чтение было психологически действием в составе деятельности, мотивированной предстоящей сдачей экзамена. Лишенная связи с этим мотивом, цель становится бессмысленной, и соответствующее действие прекращается. Если же чтение журнала продолжается, его мотивационное обеспечение представляется иным. Тогда

знание статьи (как цель) входит в зону действия какого-то более широкого мотива, чем сдача экзамена. Знание имеет для личности некий иной смысл, и чтение журнала продолжается в составе более широкой деятельности, чем подготовка к конкретному экзамену.

Динамические отношения мотива и цели являются психологически очень важными, они структурируют как сознание, так и деятельность. Одинаковое действие может входить в состав различных деятельностей, одна и та же цель отвечать разным мотивам. Мотив придает цели личностную «стоимость», смысл, поэтому сумма целей психологически не равна мотиву, в то же время механическая сумма действий не дает целостной деятельности. Один и тот же мотив может выразиться в разных целях, в разных смыслах, отчего изменятся и действия, и деятельность, и личность.

Совмещение, совпадение мотива и цели возможно лишь «вторично» как некий этап в динамике деятельности, мотивации и личности, как подчеркнутое психологическое «событие». Это, в частности, известный феномен сдвига мотива на цель, когда ранее существовавшая цель приобретает функцию самостоятельного побуждения. Это смена, повышение психологического статуса цели, рождение, формирование в деятельности и личности нового мотива.

пример

Например, учитель ставит перед школьником цель прочитать книгу по истории. Цель принимается, поскольку соответствует какому-то личностно значимому для учащегося мотиву, положим, исполнению обязанностей. Школьник читает эту книгу, откладывая другие дела, проявляя необходимые интеллектуальные и волевые усилия. Затем учитель просит прочитать еще одну книгу и т.д. Наступает момент, когда школьник уже не получает заданий, но самостоятельно выбирает и читает книги по полюбившейся ему истории. Цель прочтения книги психологически преобразовалась в новый смыслообразующий мотив. Соответственно возникла и новая деятельность. Учащийся стал другим с потребностно-мотивационной, деятельностной, смысловой и личностной точки зрения.

В «жизни» деятельности и личности наблюдается и обратный феномен – смещение, сдвиг цели на мотив. Возможно исчезновение, изжитие мотива и превращение, психологическое «уменьшение» его в категорию цели. Мотив может исчерпать себя, потерять личностную значимость, потому психологически прекратится соответствующая деятельность, изменятся потребности и личность, переменится поведение человека и его субъективное отношение к тому, что делается.

Совпадение мотива и цели происходит также и в случае осознания личностью мотива, который ранее был неосознанным. А. Н. Леонтьев называл подобный процесс рождением мотива-цели, когда, предположим, чисто формально, как бы автоматически, по нужде выполняемая работа переходит в ранг осознаваемой, мотивирующей ценности, приобретает надежный личностный смысл. Для личности это новая ступень самоуправления деятельностью и поведением, расширение пространства осознаваемого мира.

Задача – это конкретные условия, в которых дана цель и которые диктуют способ выполнения действия, называемый операцией.

пример

Положим, у человека есть цель достать книгу, но условия реализации цели (задачи) могут быть объективно и субъективно различными: купить в магазине, взять в библиотеке, одолжить у приятеля. То, какими способами реализуется задача, составляет набор конкретных операций: от поездки в транспорте до размещения искомой книги в портфеле.

Как и выбор целей, отвечающих мотиву, так и постановка задач не являются для личности случайными, продиктованными исключительно внешними обстоятельствами. В системе задач так или иначе проецируются и мотивы, и смыслы, и личность в целом. Разделение целей и задач, действий и операций также имеет принципиальное значение в психологическом анализе деятельности и личности.

пример

Например, в инженерной психологии установлено, что при распределении функций между человеком и машиной (техникой) человеку предпочтительно доверять уровень осознаваемых действий, подчиненных целям, тогда как на психологическом уровне операций функционирование машины считается более эффективным и надежным, чем использование человека.

Между целью и задачей, действием и операцией существуют определенные отношения, возможны взаимопереходы. Рассматриваемая схема моделирует и иллюстрирует динамическое существование, саму «жизнь» деятельности, ее психологическое единство с сознанием и личностью. Так, мотив возникает и осознается человеком в результате собственной деятельности личности. Мотив, в свою очередь, порождает новую деятельность, видоизменяя прежние деятельности. Все они сосуществуют в целостной личности, рождаются и исчезают, развиваются либо деградируют. Подобно потребностям, мотивам и смыслам, деятельности образуют свою иерархическую систему, которая служит практическим, поведенческим проявлением направленности личности.

Для описания психологической структуры деятельности необходимо введение еще трех распространенных понятий: навыки, умения и привычки, которые в анализируемой схеме формально отсутствуют, но органично вписываются в нее.

Навык – это действие, которое автоматизируется в процессе своего формирования и становится набором, целостным сплавом операций, включенным в состав более сложного действия.

В этом определении отражена динамика, психологическая история навыка, который вначале существует как действие, т.е. подчинен осознанной цели. Автоматизация (или технизация) действия, психологически превращающая его в навык, означает выход цели из сознания (внимания), которое освобождается для постановки других целей. Происходит прочная систематизация, сокращение сформированных операций в структуре нового, более сложного действия.

пример

Так, при обучении спортивному плаванию человек вначале осознанно, целенаправленно двигает руками, ногами, головой – для него это действия, подчиненные цели: делать правильно. По мере обучения, поэтапно данные ученические действия сокращаются, обобщаются и наконец выполняются как бы автоматически, без участия внимания. Каждое из них переходит на уровень операции, реализующей в комплексе с другими действие самого плавания. В итоге формируется соответствующий навык, и новая осознаваемая цель плывущего заключается не в выполнении правильных движений, а в достижении определенного результата, в победе.

Чем сложнее навык, тем больше требуется времени и усилий для его выработки. Навык – это результат трудоемкой работы моторики, сенсорики, памяти, мышления, воли, психики и личности в целом. Всевозможные навыки пронизывают, вооружают, опосредствуют любую человеческую деятельность. Без них она просто невозможна, не говоря уже об эффективности многопредметных, составных деятельностей.

Умение – высшая форма навыка, объединенного с другими операциями и действиями и перешедшего на уровень устойчивого свойства личности.

Умение – это возможность, способность реализации целей и задач, навыков и действий, деятельностей и всего поведения личности в изменяющихся условиях жизни. Умения можно рассматривать как практическую сторону направленности личности. Они не врожденны и не случайны: умения соответствуют потребностям человека, его способностям, характеру, профессиональному и социальному статусу. У каждого индивида существует личная система умений, в той или иной степени развитых и реализуемых в разных видах деятельности, в поведении и жизни. Однако умения личности не следует психологически отождествлять лишь с практической, прагматической стороной поведения.

пример

Если человек, например, не умеет водить автомобиль, то это не означает обязательного отсутствия у него соответствующих способностей или возможностей. Человек может вообще не хотеть этого делать, да и просто не заниматься вождением. Отношения между умениями и способностями характеризуются неоднозначностью, динамичностью. Это отношения психологической взаимозависимости.

Умения могут быть охарактеризованы множеством психологических параметров: направленностью, широтой, действенностью, гибкостью, обобщенностью, прочностью, осознанностью и осмысленностью. В системе и качестве умений в значительной мере проявляется и реализуется опыт личности как одна из необходимых составляющих, подсистем ее психологической структуры (см. гл. 4).

Привычка – это психологический, глубоко личностный сплав направленности личности и всех ее деятельностей, всего социального поведения.

Привычка – это устоявшиеся, традиционные для личности устремления, принятые и удобные формы действования и поведения, стили и особенности переживаний (эмоциональный опыт) и отношений с миром; прочно сложившаяся, психологически закрепленная часть опыта личности.

Человек многое делает, «не раздумывая», но привычке. Это психологически облегчает его существование, особенно в ситуациях субъективных и объективных затруднений, резких изменений бытия. Привычки стабилизируют, упорядочивают, систематизируют само течение жизни; это своеобразный вид психологической защиты от чрезмерно переменчивого объективного мира, одна из сторон психологической и жизненной устойчивости личности. Вспомним, к примеру, психологически емкие пушкинские строчки: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она».

Без привычек нет личности, они охватывают все стороны ее деятельности: от элементарного самообслуживания и режима дня до привычных форм и субъектов общения, переживания, профессионального и семейного поведения. Однако в относительной неизменности, косности привычек заключено неизбежное противоречие с изменяющимися условиями человеческой жизни и деятельности. Слишком неизменное, привычное поведение может стать ригидным, неадекватным, скучным, наконец. Привычки время от времени должны как-то меняться, исчезать вовсе или вновь и по-новому возрождаться. Поведение личности может, а иногда должно быть и совершенно непривычным, внезапным, особенным. Тогда рождаются, например, поступки, какие-то значимые личные деяния и свершения, относимые в психологии к процессам формирования или переформирования личности.

Соединенные, личностно систематизированные с навыками и умениями, со всей психологией жизненного пути привычки представляют собой значимую часть не только деятельности и поведения, но и всего психического опыта личности. Этот опыт обобщает и содержит в концентрированном виде многие компоненты (устоявшиеся и значимые) и параметры из всех других подструктур психического облика личности (направленности, самосознания, способностей, темперамента, характера, личностных особенностей психических процессов и состояний). Опыт приобретается не только в предметной деятельности, но и во всем социальном бытие и судьбе человека, в его размышлениях, планах, фантазиях, воспоминаниях, переживаниях и т.п. В психическом опыте личности можно условно выделить следующие многомерные и тесно взаимосвязанные показатели:

– психолого-биографические параметры (Б. Г. Ананьев), психология жизненного пути (С. Л. Рубинштейн), представления личности о собственном прошлом, настоящем и будущем, психология жизненных планов, психологическая стратегия и психологический образ жизни (К. А. Абульханова);

– качество профессиональных и других знаний человека (понятийность, концептуальность, уровень усвоения, направленность, широта, прочность, осознанность, гибкость, обновляемость, действенность) (см. гл. 38);

– общая эффективность профессиональной деятельности (сформированность, гибкость и обобщенность навыков и умений, постановка инвариантных и комплексных задач, предвидение ошибок и экстремальных ситуаций, профессиональное мастерство и его прогноз, профессионально-личностный рост, самоактуализация, общая и профессиональная культура личности, ее нравственность);

– сложившаяся система привычек как устоявшихся форм комплексных психических образований личности (устремлений, ценностей, интересов, переживаний, взаимодействий и общений и т.д.) и их влияние на стереотипность либо изменчивость поведения и всей жизни личности.

Таким образом, деятельность психологически означает не только внешний праксис, не просто активное действование, но и личностное проявление и процессы созидания личности. А потому развернутое изучение деятельности, по существу, сливается с изучением всей психики, сознания живой и живущей личности. Деятельность обоснованно приобрела общетеоретический, методологический статус одного из базовых понятий отечественной научной психологии. Хотя далеко нс все в человеческой психике сводится к этому емкому феномену и понятию. Деятельность, сознание и личность существуют в неразрывном диалектическом триединстве, в котором нет ни главного (исходного), ни второстепенного (вытекающего) звена. Для психологии нет деятельности вне сознания, как не существует сознания вне той или иной связи с деятельностью, и все вместе – это исключительно личностные образования, комплексные и целостные психологические конструкции.

  • [1] Ломов Борис Федорович (1927–1989) – доктор психологических наук (1963), профессор, член-корреспондент АПН СССР (1967), член-корреспондент АН СССР (1976). Окончил психологическое отделение факультета философии Ленинградского государственного университета (1951). В 1959 г. организовал в г. Ленинграде первую в стране лабораторию инженерной психологии. Декан факультета психологии ЛГУ, работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР. С 1967 г. – заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР (Москва) и лаборатории сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. С 1972 г. организатор и директор Института психологии АН СССР, создатель и главный редактор «Психологического журнала». Проводил разработку общетеоретических проблем психологии, занимался исследованиями в области инженерной психологии, общения и психологии познавательных процессов. Основные труды: «Человек и техника» (1963); «Человек в системе управления» (1967); «Методологические проблемы инженерной психологии» (1977); «Антиципация в структуре деятельности» (в соавторстве; 1986); «Методологические и теоретические проблемы психологии» (1984).

Источник: http://studme.org/89282/psihologiya/psihologiya_deyatelnosti

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector