Игра психология

Игра психология

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Игра
ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. play) — один из видов активности человека и животных. Игра — форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определенной ступени эволюции животного мира. Детская игра — исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Игра как конфликтная конструкция
Большинство исследований, посвященных игре, начинается с утверждения о необыкновенной многозначности и неопределенности слов языка, описывающего это явление. И действительно, под словом «игра» может подразумеваться многое, что на первый взгляд относится к совершенно разным областям жизни: спорт, лотерея, правосудие, театр, война, казино и т.п.. В связи с этим игру исследовали в рамках самых различных научных дисциплин. Но если из любого описания игры и из любой «живой» игры попробовать извлечь конфликт, можно смело утверждать, что исчезнет сама игра. Органическую связь между игрой и конфликтом достаточно отчетливо отмечал З. Фрейд. Он не излагал своей собственной теории игры, а в попытках «проникнуть по ту сторону принципа удовольствия» предложил следующее: . Оставить темную и мрачную тему травматического невроза и обратиться к изучению работы психического аппарата в его наиболее ранних нормальных формах деятельности. Я имею в виду игру детей.

Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции
Результаты исследований свидетельствуют об эффективности изучения иностранных языков с помощью метода ролевой игры. В процессе овладения иностранными языками в условиях ролевой игры обучаемые придают всё больше внимания процессу практического овладения иностранным языком в ситуациях учебного общения, чаще стремятся выражать свои мысли, не боясь допустить грамматические ошибки, чаще запоминают новую лексику непроизвольно, в ходе общения, легче формируют свои высказывания, стремятся к глобальному пониманию общего смыслового содержания устного и письменного текста, не обращаясь к словарю за выяснением деталей и, наконец, все больше удовольствия им доставляет живое общение на иностранном языке. Игры тренируют освоение норм речевого этикета в условиях игрового взаимодействия и социального общения на иностранном языке.

Игровая терапия
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ (англ. play therapy) — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В качестве психотерапевтического средства игра стала использоваться в нач. 1920-х гг. в форме игровых инсценировок-драматизаций (т. н. психодрама, предложенная Я. Морено) для перестройки отношений и системы переживаний больного человека. В современной психотерапии взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывания различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Проблема потребности в игре
Исследования феномена игры неоднократно предпринимались с различных позиций. «Материалистическая психология» и педагогика описывали игру как «средство социальной адаптации», иногда — как «развлечение», противостоящее и «труду», и «учению». Игра определена как «организуемая взрослыми форма подготовки ребенка к будущей жизни в человеческом обществе» (С.Н.Карпова, Н.Г.Лысюк) и как «своеобразная форма деятельности детей, предметом которой является взрослый человек» и «такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Использование словосочетаний «игровая деятельность» и «дидактическая игра», явно свидетельствует о неспособности авторов различать игру и целенаправленную деятельность! Радикальное отличие деятельности от игры состоит в том, что в первой необходимо сознательное целеполагание. В игре целеполагание необязательно и носит условно-символический характер.

Проявление дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Вопрос о появлении и развитии творческого мышления детей дошкольного возраста является одним из важных вопросов педагогики и психологии. Период дошкольного детства является сензитивным в формировании творческого мышления. Максимальные возможности для этого заложены в основных видах деятельности ребенка, в первую очередь в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра является ведущим типом деятельности ребенка дошкольного возраста, благодаря которой в психике ребенка происходят главнейшие изменения, развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Развивающие игротехнологии как средство социальной адаптации подростка
Социальное влияние на личность подростка может быть как позитивным, так и негативным. Воздействие социума (группы) на психику и поведение индивида, проявляющееся в подростковом возрасте как стремление быть принятым в группу, помимо стремления к принятию может приводить и к появлению страха отвержения. Все это формирует тревожность, эмоциональное напряжение и зачастую агрессию в поведении ребенка (асоциальное поведение). Необходимо также учитывать специфику психики и поведения, которые носят дезадаптивный характер у детей, находящихся в закрытых и полузакрытых учреждениях, подростков, лишенных родительского попечительства. Такие подростки порою изолированы от общества, отчуждены от него. И в то же время они, находясь зачастую в постоянном непрерывном контакте друг с другом, испытывают еще более сильную эмоциональную напряженность, тревожность, рост агрессии. Адекватное ситуации поведение формируется редко, сменяясь пассивной, игнорирующей, агрессивной позицией по отношению к другому, к миру и жизни в целом.

Разрешение возрастных противоречий в игре подростков
Исследование подростковой игры актуально, поскольку такого рода самопроизвольные формы поведения подростков, которые мы относим к игровым, а) многочисленны, б) не имеют своей атрибуции в отечественных психологических концепциях. По литературе мы имеем данные об игре дошкольников и даже младших школьников. Игре в этих возрастах посвящено большое количество исследований. Глубоких исследований игры в подростковом возрасте не существует. Результаты проводимого нами исследования, предметом которого были игровые характеристики подросткового поведения, показали, что игровые формы в этот период не только активно эксплуатируются, но и играют важную роль в психическом развитии подростков.

Психологические механизмы мотивации подростка в ролевой игре
Исследование механизмов мотивационной сферы человека сочетает в себе высокую теоретическую и практическую значимость. Со времен древних философов рассматривались проблемы обусловленности поведения, проблемы о взаимовлиянии сознания и деятельности, смысловых образований и деятельностных возможностей личности. Исследования Л.С.Выготского, И.С.Кона, Д.Б.Эльконина раскрывают важную роль ролевой игры в развитии подростка, которая обеспечивает общение как ведущую деятельность в этом возрасте. Наряду с различными видами стихийно создающейся ролевой игры (Н.П.Аникеева, С.А.Шмаков) выделяется ситуационно-ролевая игра, являющаяся «специально организованным соревнованием в решении коммуникативных задач и имитации предметно-практических действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, регламентированным правилами» (Б.В.Куприянов, М.И.Рожков).

Компьютерные игры: жизнь и виртуальная реальность
«И не может ли получиться так, что растущее племя уйдет в виртуальные миры и мы не сумеем понять, вернется оно к нам или нет» — написал А.Г.Асмолов в комментарии к книге Бурлакова И.В. «Homo Gamer: Психология компьютерных игр». Недавно в программе «Вести» показали сюжет: в США подросток застрелил несколько своих одноклассников; когда его схватили полицейские, произнес: «GAME OVER». Действительно: игра закончилась, став реальностью. В одном из компьютерных клубов Санкт-Петербурга мы провели исследование с использованием методов опроса, интервью и наблюдения. Опрошены были все посетители, купившие ночной пакет: 21 человек, возраст — от 8 до 26 лет, мужчины, средний возраст — 17 лет. Опрос показал, что 81% из них иногда играют в компьютерные игры больше суток подряд; 14% прогуливают уроки в школе для того, чтобы поиграть в клубе; 52% хотели бы играть каждый день; у 48% испытуемых бывает ощущения продолжения игры после выхода из клуба.

Л.С.Выготский о роли игры в развитии рече-мыслительной деятельности
Л.С.Выготский определял игру как главный “тракт” культурного развития ребенка, прежде всего, его символической деятельности. В игре ребенок осваивает новый тип взаимоотношений мысли и слова. Она является новым видом поведения, в котором действие в мнимой ситуации освобождает ребенка от ситуационной связанности и он учится определять поведение не только непосредственным восприятием вещи или непосредственно действующей на него ситуацией, а ее смыслом.

Переживание присутствия игрушки как форма игрового контакта с ней
1. Игровое поведение имеет иерархическую структуру. Развиваясь, малыш осваивает все новые виды игры, не теряя уже освоенное, а гибко используя весь свой игровой репертуар в зависимости от потребностей, желаний и требований игровой среды. Исследователи выделяли несколько видов игры. Одна из самых известных классификаций принадлежит Д.Б.Эльконину, который описал: манипулятивную игру; ролевую игру; символическую игру; игру по правилам. 2. Однако результаты нашего исследования показали, что существует еще одна форма игрового контакта, которую удобно назвать игровое соприсутствие и которая выпала из поля зрения исследователей игры.

Преодоление подавления в практике игротерапии
Долгое время считалось, что причины психологических нарушений у детей и способы помощи следует искать в обучении и воспитании. Игра ребёнка оставалась в тени. Впервые в психотерапии она была использована З. Фрейдом. На основании наблюдений за игрой Ганса он определил, что трудности мальчика связаны с эмоциональной сферой, и дал свои рекомендации о том, как родителям реагировать на поведение сына. Маленькие дети не обладают достаточными языковыми возможностями, когнитивными навыками, чтобы использовать для общения такие абстрактные сущности, как слова (Piaget, 1951). В книге «Дети и война» А. Фрейд2 (1944) обращает внимание на особенности реагирования детей на бомбёжку Лондона. Пережитое они выражали в игре: под завывание сирен сбрасывали «бомбы» на построенные из кубиков дома, спасали раненых, снова строили, снова сбрасывали, снова пожары, разруха и жертвы — и так несколько недель. По наблюдениям А. Фрейд, в отличие от взрослых, дети не испытывали потребности рассказать о том, что они пережили.

Ролевые (моделирующие) игры
«Ролевые Игры» — название молодежного движения, имеющего своей целью проведение мероприятий, в которых имитируются условия фантастических и исторических миров. Движение РИ своим появлением объявляет первое массовое мероприятие, проведенное в 1990 году (Хоббитские Игрища). Термин «Ролевая Игра» (РИ) практически не имеет определения по отношению к тому социокультурному явлению, которое возникло в конце 80-х – начале 90-х годов в нашей стране. Суть «предмета» РИ – моделирование межличностных и микросоциальных отношений между людьми, играющими определенные роли.

Игротерапия как метод коррекции поведения
Социальная изоляция детей с ограниченными возможностями является важной проблемой в настоящее время . У большинства из них нет друзей и товарищей по играм, они избегают социальных контактов. Их мир ограничен стенами квартиры, а общение — семьей. Поэтому дети с ограниченными возможностями больше всего нуждаются в свободной и безопасной межличностной коммуникации. Для подтверждения гипотезы о положительном влиянии групповой игротерапии на поведение детей с ограниченными возможностями проводится исследование на базе научного центра Тамбовского государственного университета. Задача работы состоит в разработке комплекса групповой игротерапии, позволяющего корректировать те особенности поведения этих детей, которые вызваны их социальной изоляцией.

Психологические игры в развитии творческих способностей школьников
Объем общечеловеческих знаний о мире увеличивается с такой скоростью, что происходит обесценивание знаний, полученных человеком не только в средней, но и в высшей школе. В связи с этим я считаю целесообразным разработку и применение новых программ, целью которых является активизация познавательных процессов и развитие творческих способностей учащихся. Одну из таких программ я разработала в 1995 г. и применяю на практике на базе Харьковской областной санаторной школы-интерната для детей больных диабетом. Теоретически данная программа опирается на концепцию гуманистической теории личности, признающей приоритет творческой стороны в человеке. А.Маслоу указывал, что творчество является наиболее универсальной чертой людей, которых он изучал или наблюдал. Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, он рассматривал творчество, как черту потенциально присущую всем от рождения.

Система игр, развивающих интеллектуальные способности детей
В нашем исследовании мы придерживались функционально-уровневой интерпретации интеллекта (Б.Г.Ананьев) как определённой иерархически организованной структуры познавательных способностей индивида. В основе этой иерархии находятся сенсорно-перцептивные способности, в частности целостность, аналитичность, структурность образа восприятия, выявляемые тестом прогрессивных матриц Равена и субтестами Векслера («Недостающие детали», «Кубики Косса», «Складывание фигур из разрозненных деталей»). При обнаружении у испытуемых недостаточности перцептивного компонента интеллекта используются игры, развивающие логичность образа восприятия: «Сложи узор» Б.Никитина, «Реставратор», «Сложи изображение животных или автомобиля», «Мозаика».

Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков
Миллионы людей со всего мира увлекаются компьютерными играми, уделяя этому занятию, много времени, зачастую в ущерб работе, учебе и т.д. Все это, в совокупности с фактом увеличения числа компьютеров и увлекающихся играми людей, говорит о том, что вопрос требует изучения со стороны ряда наук, и психологии в первую очередь. Цель работы: исследовать степень влияния разных типов компьютерных игр на уровень агрессивности подростков. Были поставлены следующие задачи: проанализировать разные подходы к изучению агрессивности человека; проанализировать разные подходы к изучению влияния компьютерных игр на подростков; сформулировать гипотезу относительно уровня агрессивности подростков, увлекающихся разными типами компьютерных игр; провести исследование психического состояния личности подростков 13-15 лет увлекающихся разными типами компьютерных игр; провести исследование агрессивности подростков 13-15 лет увлекающихся разными типами компьютерных игр.

Игротерапия как метод коррекции поведения и общения у трудных школьников
Важной в работе психолога является проблема трудных детей с малоадаптивными стереотипами поведения и общения. Возникает потребность в изучении этой проблемы и путей ее разрешения. Одним из методов изменения малоадаптивных стереотипов является метод игротерапии. Задачами работы выступили: организация экспериментов по игротерапии, включая методическое обеспечение занятий; анализ проведенных занятий; общие выводы по использованию метода игротерапии. Целью данной работы являлось изучение опыта применения игротерапии с трудными детьми, выявление проблем применения, создание системы коррекционных занятий и анализ результатов. Исследовательская работа состояла из 4 направлений.

Источник: http://www.psyhodic.ru/igra-001.html

Думаете — это только Pro-деньги?

Нет! Это игра, прежде всего, про отношения. Да-да!

И те, кто уже играл в эту игру, подтвердят, что это именно так!

Кроме того, игра позволяет:

  1. Проконтролировать момент установки «денежного барьера»:
      в момент ожидания прихода денег;
    • в момент непосредственного контакта с деньгами;
    • в момент трат.
  2. Выяснить те денежные программы отрицания денег, которые человек получает от своих родителей и окружающего социума;
  3. Выстроить дружеско-любовные отношения с деньгами;
  4. Выстроить стратегию и ответить на вопросы: как разрешить ситуацию и что делать дальше.
  5. Понять, почему не складываются отношения в коллективе, с друзьями, с противоположным полом.

Эта игра удивительна и уникальна! И ни одна игра не похожа на другие.

  • Хотите получить советы от самих денег, почему у вас не складываются отношения?
  • Проработать новые способы заработка и понять, в чем причина утекания Денег?
  • Трансформировать свои негативные убеждения о деньгах в позитивные и действенные?

Приходите! Это очень интересно!

Считаете, что это несерьёзно? А вы вначале попробуйте, а потом обсудим.

Группа 3 — 4 человека. Время игры с 15.00 до 18.30.

Желающие принять участие, пишите смс по номеру телефона или письмо на электронную почту.

Источник: http://www.b17.ru/trainings/pro_dengy/

Устали от посиделок с друзьями на уровне «а ты меня уважаешь…?». Способны на большее? Уверены в себе, своих желаниях, чувствах, эмоциях? А может быть уверены и в чаяниях своих друзей? Тогда проверьте себя и окружающих в стебе! Друг познаётся, конечно, в беде, но сперва не плохо бы его испытать и в игре. Ведь доказано детьми: внимательность, творческое начало, остроумие и лидерские качества раскрываются именно посредством забавы. Забавляемся с Magmens!

Самые интересные и полезные психологические игры для наших читателей и не только для них.

Оживи сфинкса

Количество игроков: не менее 2-х, чётное количество
Атрибуты: спички

Участники становятся или садятся лицом друг к другу. Задача одного из них — уложить на свою ресницу спичку и как можно дольше продержать её на этом весьма интимном месте. Задача второго игрока — не делая резких движений, держа руки на коленях или по швам (в зависимости от положения тела), только своими речами и мимикой смутить «сфинкса», чтобы тот уронил спичку. После чего игроки меняются местами.
Действительно, удержать на реснице спичку – не лёгкая задача, но от частоты смены «сфинкса» игра становится только интереснее. Пока «опытный сфинкс» удерживает спичку, «не менее опытный смутитель» может наговорить…, да много чего может наговорить и не только наговорить. Особенно уместна такая игра между противоположным полом – говорят, «сфинкса» в таком случае можно смутить одним только взглядом. Особенно, если этот взгляд – женский…

Убийца

Количество игроков: любое
Атрибуты: монеты

Игра с громким названием подойдёт для больших компаний. Все садятся по кругу, при помощи тайного жребия назначают роли, одна из которых – убийца, остальные – потенциальные жертвы. Роль убийцы должна остаться скрытой от остальных игроков (в этом суть тайного жребия), только он сам должен знать о ней. Дальше, сидящие по кругу начинают обводить друг друга взглядом, при этом каждый игрок должен обязательно взглянуть в глаза каждому другому игроку. Сам же «убийца» выбирает себе стратегию и в порядке, в котором считает нужным, начинает «убивать» — т.е. стрелять взглядом. Встретившись с «жертвой», ей нужно моргнуть так, чтобы другие не заметили этого «выстрела» и не узнали, кто «убийца». При этом «убитый» сам громко объявляет:
— Убит!
Если кто-то из игроков заподозрил личность «убийцы», объявляет:
— Подозреваю.
Подозревать можно только 2 раза.
«Убийца» считается обнаруженным, если два игрока правильно укажут на «убийцу». Но «жертвам» нужно быть осторожными, ведь пока найдётся второй «подозревающий», первый уже может оказаться «убитым».

X-FILES

Количество игроков: любое
Атрибуты: нет

На первый взгляд, кажущаяся детской игра, на самом деле имеет двойное дно. Одним из игроков озвучивается любое слово, после чего следующий игрок должен назвать своё любое слово, которое ему пришло в голову после озвученного предыдущего слова. И так далее. Главное условие – ассоциации должны называться игроками поочерёдно с паузой не более 3-4 секунд. Кто замялся – проиграл, выходит из игры. В игре можно задавать всего один вопрос «Почему?», отвечать или нет на который – личное дело каждого игрока. Психологи утверждают, что такая игра – отличная возможность выявить ранее неизвестные черты характера и образ мышления человека. Грамотно называя свои слова-ассоциации и внимательно вслушиваясь в слова других игроков, – обязательно узнаете что-то новое о конкретном человеке или группе лиц.

Кто это?

Количество игроков: любое
Атрибуты: нет

Сначала в игре назначается ведущий, который загадывает одного из игроков, но не называет его. Суть игры в том, чтобы игроки сами угадали, кого имеет в виду ведущий. Для этого участникам позволено выяснять личность через ассоциации и метаморфозы, задавая вопросы, вроде: «Если бы этот человек был животным, то каким?», «Если бы он был цветом – то каким?», «Если бы он был днём недели?», и так далее «Если бы он был камнем, деревом, металлом, погодой, страной, любовником/любовницей…». Словом, человеческая фантазия – штука очень и очень интересная, а человеческая личность – очень и очень многогранная…

Второй вариант игры – один из игроков выходит из комнаты, а оставшиеся загадывают одного из участников. Дальше, вернувшийся игрок задает аналогичные вопросы всем участникам сразу или конкретно кому-то из них, и сам по ответам старается узнать имя загаданного игрока.

Ну и напоследок – самая интимная игра из предложенных сегодня нами

Поцелуйчики

Количество игроков: любое
Атрибуты: повязка на глаза

Выбирается один ведущий, и один доброволец. Последнего усаживают на стул, а возможно и укладывают на кровать, завязывают ему глаза. Ведущий начинает хаотично указывать на остальных игроков, и поочерёдно задавать вопрос «Оно?», пока в какой-то момент доброволец с завязанными глазами ответит «Оно!». Тот, на кого пал слепой выбор добровольца, становиться «целующим». Следующий этап – ведущий, хаотично указывая на разные части тела добровольца (руки, губы, нос, лоб, щека, подбородок, шея, волосы и т.д.), задаёт вопрос «Сюда?», пока игрок ответит «Сюда!». Продолжая, ведущий показывает на пальцах рук количество и задаёт добровольцу последний вопрос «Столько?», получив соответствующий ответ на который, ведущий выносит добровольцу «приговор», и «целующий» принимается за свои «обязанности». Задача принимающего поцелуи определить, кто из игроков его целует, и если «целующий» угадывается, то он становится следующим добровольцем. Если игрок три раза подряд не отгадывает «целующего», то бывший доброволец становится ведущим.

Источник: http://magmens.com/fan/10734-luchshie-psixologicheskie-igry-dlya-vesyolyx-kompanij-2/

Игра? — тип осмысленной [1] непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе [2] . Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [3] . Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений является стандартным для теории управления (деловые игры — моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений и профессиональных навыков) и военного дела (военные игры — решение практических задач на местности и по топографическим картам).

Содержание

Первые игры появились у животных задолго до возникновения человека. Обезьяны используют не только те игры, что связаны с определёнными ритуалами, например, брачный сезон, но и схожие с аналогичными играми людей. Человечество играет с доисторических времён — начиная с ритуальных игр (например, обряд инициации [ источник не указан 1983 дня ] ), с развитием цивилизации игры делались всё сложнее и стали практически любой тематики — война, любовь, фентези, история. Вероятно, наиболее развиты в этом плане MMORPG с режимом мультиплеера вроде World of Warcraft, к которому ежеминутно подключены тысячи пользователей по всему миру и в котором ежесекундно совершаются миллионы различных действий. Существуют и игры, способные привести к гибели человека — игры на выживание, страйкбол. Исторические факты показывают яркий пример игры на выживания — гладиаторские бои и русская рулетка.

Высшие животные имеют чётко выраженный ювенальный период, в течение которого проявляют игровое поведение. Характер игр у животных определяется видовыми особенностями и в значительной степени зависит от образа жизни, так как в играх проявляются (и совершенствуются) элементы поведенческого репертуара взрослых животных — отдельные формы пищедобывательного, брачного, социального и гнёздостроительного поведения. К примеру, у лисят игра включает затаивание и прыжки — эти движения используются при охоте на мелких грызунов.

Часто наблюдаются игры с использованием предметов (манипуляционные игры). Такие игры наблюдаются у многих млекопитающих, но особенно развиты и сложны у обезьян. Игры позволяют обезьянам оттачивать тонкие движения под контролем кожной чувствительности и зрения. Порой обезьяны проводят долгое время на одном месте, манипулируя одним предметом, при этом их активность обычно направлена на разрушение самого предмета.

Совместное участие в игре нескольких особей выводит её на качественно новый уровень. Общение животных в процессе совместной игры играет важную роль в формировании группового поведения. Обычно совместные игры включают борьбу и бег наперегонки, но могут включать манипуляции с различными предметами, в том числе борьбу за какой-либо предмет. Например, игры медвежат заключаются в беге наперегонки, затаивании, нападении друг на друга из засады и борьбе.

Игра — основной вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина (1978), «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

Деловая игра представляет собой форму современного вузовского и поствузовского образования. Существуют инновационные, позиционные игры (А.А. Тюков); организационно-обучающие игры (С.Д.Неверкович С.Д.Неверкович на сайте «Словари и энциклопедии на Академике»); обучающие игры (B.C.ЛазаревВ.С.Лазарев на сайте «Национальная энциклопедическая служба»); организационно-мыслительные игры (О.С.Анисимов); организационно-деятельностные игры (Г.П.Щедровицкий) и др. [5]

В рамках теории игр, математической теории, позволяющей моделировать различные ситуации, игра приравнивается к конфликтной ситуации, в которой минимум два игрока согласно определённым правилам стремятся получить максимальный выигрыш [6] .

Игры, в том числе компьютерные, могут служить психодиагностическим инструментом; выводы могут быть сделаны из предпочитаемых игровых ситуаций, отношению к темпу и сложности игры [7] . Само наличие игрушек при общении с ребёнком может способствовать терапевтическому (в том числе диагностическому) процессу через создание подходящей атмосферы [8] .

Возможны задержки развития с пограничными состояниями вплоть до расстройств личности, приводящие к замещению реальной деятельности — игровой: у людей возникает зависимость от азартных или компьютерных игр, что может привести к десоциализации играющего.

У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры.

В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»).

В развитии игры выделяются две основные стадии. На первой из них (3-5 лет) характерным является воспроизведение логики реальных действий людей; предметные действия выступают содержанием игры. На второй стадии (5-7 лет) вместо воспроизведения общей логики происходит моделирование реальных отношений между людьми, то есть содержание игры на этой стадии — социальные отношения [9] .

Педагогическое значение Править

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения».

Игра как метод обучения Править

Естественное и непреодолимое стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике. Существуют научно обоснованные игровые методики и технологии, рассчитанные на детей разного возраста. Основным отличием игры как метода обучения является наличие чёткой цели. Конкретное содержание и формы игрового процесса очень разнообразны и определяются рядом факторов.

Развивающие игры Править

Развивающие игры — это игры на развитие внимания, памяти, мышления и т. п. Игры должны быть оригинальными, интересными и нести в себе задачу, вопрос, проблему, которые необходимо решить ребёнку, только в этом случае они выполняют свою цель. Одной из разновидностей развивающих игр являются настольные игры, которые в интересной красочной форме учат ребёнка самостоятельности, сообразительности, образности мышления.

Например, детское домино с изображением геометрических фигур на фишках, не только научит ребёнка взаимодействовать в коллективе, но и запомнить основные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

В дошкольном возрасте дидактическая игра считается основным средством сенсорного воспитания [10] . На неё почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребёнка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное — познавательное, и игровое — занимательное.

Терапевтические игры Править

Под термином «терапевтическая игра» может пониматься как понятие, введённое Эриком Берном, относящийся к последовательному ряду дополнительных скрытых взаимодействий в приёмной врача, движущихся к определенному предсказуемому исходу [11] [12] , или же игровая психотерапия.

Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры [13] .

Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не предполагается. Это может быть и обучение определённым навыкам, например: использование в занятиях по лечебной физкультуре, обучение детей, больных диабетом, в оказании себе помощи и так далее [14] .

Таким образом, можно сказать, что западный термин «игровая терапия» (play therapy) и часто употребляющийся у нас термин «игровая психотерапия» недостаточно точны.

Кроме того, существует несколько основных направлений игровой психотерапии, но очень часто происходит отождествление исключительно недирективной игровой психотерапии с игровой психотерапией вообще. При этом в качестве пациентов видятся только дети [14] .

Концепции игры в педагогике и психологии Править

Большую популярность получила теория Гросса («теория инстинктивности»), исходящая из развивающей роли игры. Согласно данной теории игра представляет собой подготовку к дальнейшей деятельности. Играя, ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт. У взрослых игра не исчезает, а превращается в рекреационную деятельность, имеющую ценность как дополнение к жизни.

Теория функционального удовольствия Карла Бюлера рассматривает удовольствие, получаемое непосредственно от игрового процесса в качестве главной мотивации.

Согласно концепции игры, разработанной Гербертом Спенсером («теория компенсаторности») под влиянием идей Фридриха Шиллера, игра является средством избавления от нереализованной энергии [15] .

Согласно фрейдистской, в частности, адлеровской теории, в игре проявляется неполноценность бегущего от жизни субъекта, не сумевшего совладать с ней, с жизнью. Из проявления творческой активности, игра превращается в свалку для того, что из жизни вытеснено; из продукта и фактора развития она становится выражением недостаточности и неполноценности, из подготовки к жизни она превращается в бегство от неё.

Согласно теории Холла («теория рекапитуляции») игра является механизмом, с помощью которого ребёнок переходит с воспроизведения одной из стадий развития человечества на другую [16] .

В русскоязычной литературе попытки дать свою теорию игры сделали Д. Н. Узнадзе и Л. С. Выготский.

Лев Выготский подчёркивает, что ребёнок, играя, создаёт себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, освобождаясь от ситуационной привязанности и выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам. При этом он не считает первопричиной игр удовольствие, не считает игру преобладающим типом деятельности ребёнка, но считает её элементом развития («отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию» — согласно теории о зоне ближайшего развития) [17] .

Согласно теории Дмитрия Узнадзе, особо интересовавшимся мотивацией игры, игра удовлетворяет функциональную потребность использовать развивающиеся функции, ещё не подключенные к реальной деятельности; это же определяет и содержание игры [18]

  • Настольные
  • Азартные
  • Подвижные
  • Спортивные
  • Ролевые
  • Детские
  • Компьютерные
  • Психологические [источник не указан 550 дней]
  • Трансформационные [источник не указан 550 дней]

Основные компоненты игры — воображаемая ситуация, роль и реализующие её игровые действия, а также роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, то есть замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими [19] .

Согласно Шмакову С. А., выделяются: отсутствие материальных результатов (наслаждение вместо утилитарности), содержание (то, что игра отображает) и сюжет игры, воображаемая ситуация (замысел и вымысел игры), правила игры (соотношение всех её компонентов), игровые действия, внешняя задача игры, средства игры, риск и выигрыш [20] .

Игры могут принимать различные формы, начиная от спортивных соревнований и заканчивая настольными и компьютерными играми.

Основная систематизация игр проходит обычно по их содержательному признаку (познавательные, музыкальные, деловые, спортивные, военные и т. д.) [20] .

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector