Как выйти из невроза

Как выйти из невроза

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Чаще всего в своей практике я сталкиваюсь с пациентами невротического спектра.

Обычно на первую консультацию клиент (пациент) приходит, находясь в «в яме страданий» . Переживая за свое здоровье, свою жизнь, испытывая тревогу, страх, навязчивые мысли, тоску или апатию…

Каждый желает стать здоровым и именно по этой причине обращается за помощью к специалисту.

Возможно несколько вариантов выхода из невроза на фоне психотерапии.

Идеально, когда на фоне терапии с каждым днем состояние становится все лучше и лучше, постепенно, по нарастающей, пациент становится все спокойнее и спокойнее. Но на практике такой путь клиент (пациент) проделывает далеко не всегда.

Чаще всего выход из невроза проходит волнообразно. При этом улучшение состояния чередуется с периодами ухудшения, а также с периодами без видимых изменений.

В книге Джудит Бек «Когнитивная терапия» представлен типичный характер изменений клиента (пациента) в процессе психотерапии. Его можно увидеть ниже.

При этом нередко, после встречи с психотерапевтом, наступает некоторое улучшение состояния, а затем невротические проявления вновь берут верх.

При этом самое опасное в период ухудшения состояния – мысль клиента (пациента): «Ничего мне не поможет».

Крайне важно не поддаваться этой мысли и помнить, что несмотря на временное ухудшение состояния, процесс выздоровления уже пошел и это не повод прекращать начатую терапию.

А все свои опасения по этому поводу следует рассказывать психотерапевту на ближайшей сессии.

Психотерапевту важно помнить об этом и рассказать клиенту (пациенту) о течении невроза в ходе психотерапии на первых встречах. Подобная беседа позволит клиенту (пациенту) не воспринимать ухудшение симптоматики как катастрофу и сохранит желание продолжать терапию и работать над собой.

И в завершении статьи, обращусь к тем, кто все еще находится в «яме страданий» : двигайтесь к выходу из своего невроза. Начните это делать прямо сейчас, выбрав для себя специалиста прямо на этом сайте. А найдя специалиста, Вы уже будете на шаг ближе к выздоровлению и улучшению своего состояния.

Источник: http://www.b17.ru/article/78779/

Приветствую вас, дорогие читатели и гости блога. За время существования этого сайта меня много раз в комментариях и личных обращениях спрашивали, как мне удалось избавиться от ВСД. На самом деле предпринятых действий было очень много и я постепенно всем этим делюсь в отдельных статьях. Собственно, для этого я и завела блог. Я уже описывала, что я делала для избавления от панических атак и как боролась со страхом езды в транспорте, и многое другое. Но, многие читатели хотят увидеть все мои действия в одной статье.

Информации слишком много и я в любом случае не смогу подробно изложить все, что я предпринимала, в рамках одного поста. Он итак получился очень длинным. Но постараюсь хотя бы кратко и максимально емко изложить все то, что мне удалось проделать для возвращения здоровья, баланса и радости в свою жизнь.

Сразу скажу, что абсолютно не считаю, что мои действия являются правильными или истинными. И наверняка они подойдут не всем. Я не являюсь врачом, дипломированным психологом или великим мудрецом. Я лишь делюсь своим личным опытом, и если вы решите в той или иной степени последовать ему, то не забывайте, что только вы несете ответственность за свои действия.

О том, как со мной случился невроз и криз ВСД, и как мне было плохо, я тоже уже писала, поэтому начинаю изложение с того момента, когда я уже начала предпринимать конкретные действия, чтобы восстановить здоровье и вернуться к нормальной жизни.

1. Медицинское обследование

Итак, первое что я сделала, и что делают многие ВСДешники – это прошла диагностику. Я посетила основных специалистов – терапевта, кардиолога, невропатолога, гинеколога, эндокринолога. Сделала УЗИ всех органов, сдала анализы, не только общие, но и биохимию крови, гормоны. Физически я оказалась вполне здорова. Ничего серьезного у меня не нашли. Кроме остеохондроза, зажатых шейных артерий и слабых сосудов. Показаний для более глубокой диагностики у меня не было, поэтому на этом я остановилась.

Может ли остеохондроз давать ту кучу симптомов, которыми страдают многие невротики и ВСДешники? Может. Но не будем забывать, что сегодня он имеется у 90% людей, ведущих сидячий образ жизни (работа за компьютером или за столом), но паническими атаками страдает далеко не каждый.

Я полагаю, что проблема ВСД и невроза не только в слабых сосудах, проблемах с позвоночником, но в главной степени – в слабой нервной системе. А проблемы с позвоночником только усугубляют состояние ЦНС.

Тем не менее существует ряд заболеваний, вызывающих схожие с ВСД симптомы. Поэтому без диагностики никак. Я считаю, что обследование – это первое, что должен пройти ВСДешник. И если были обнаружены органические заболевания, то в первую очередь устранить их.

2. Поддержка организма медикаментозной терапией

Я получила назначение лекарственной терапии от кардиолога и невропатолога. В нее входили ноотропы, успокоительные, транквилизаторы, адреналиноблокатор, препараты для улучшения работы сосудов.

К слову, мое восстановление началось именно после визита к невропатологу. К ней я попала примерно через 3 недели от начала криза. Все предыдущее время я бегала по врачам и клиникам, где никто толком не мог мне сказать, что со мной происходит. А я была уверена, что умираю от серьезной болезни.

Но невропатолог оказалась не только отличным специалистом, но еще и прекрасным человеком. По сей день, вспоминая ее, я мысленно посылаю ей благодарность. Именно она смогла мне объяснить, что со мной, и сказала, что основная моя проблема не в органике, а психике. Сразу посоветовала посетить психолога или психотерапевта. Также объяснила для чего нужны все эти лекарства и тут же сказала, что они меня не вылечат и даже вряд ли помогут избавиться от панических атак. Они нужны для поддержки организма, преимущественно нервной системы, сосудов, кровообращения. Но только я сама смогу помочь себе выбраться из невроза.

Кроме этого она порекомендовала мне занятия щадящими видами спорта, обязательные ежедневные прогулки, любые виды релакса и дала еще много полезных советов. Именно после визита к ней я начала, наконец, понимать, что со мной на самом деле твориться.

Я не стала игнорировать назначенную терапию, пила таблетки, делала уколы и капельниц – словом, принимала все, что мне было назначено.

Как и говорила врач, после лечения медикаментами мне полегчало, но немного. От панических атак и повышенной тревожности это не помогло. Поэтому я не стала продолжать пить транки, а все, что оставила – травяные настои и Пирацетам (по согласованию с невропатологом).

Я считаю, что поддержка организма медикаментами иногда просто необходима. И отказаться от нее можно только тогда, когда ВСДешник уже хорошо понимает суть своей проблемы, и готов дальше двигаться без лекарств. Тем не менее необходимо осознание, что лекарства ВСД, невроз и панические атаки не лечат, но могут облегчить состояние.

3. Поиск информации

До того,как я попала к невропатологу, все мои попытки поставить себе диагноз по интернету заканчивались паническими атаками. Когда я вбивала в строку поиска свои симптомы, мне попадались такие статьи, что было ясно одно – мне конец. Буквально через несколько минут чтения у меня начиналась очередная паническая атака. И я сделала для себя один разумный вывод – не подходить к компьютеру, пока не разберусь, что со мной.

Но после визита к тому замечательному врачу, я поняла, что не умираю и уже знала куда мне двигаться. Я снова полезла в интернет, но теперь уже более целенаправленно. Так, я довольно быстро попала на тематический форум. Там, в темах для «новичков» я быстро наткнулась на совет почитать книги А. Курпатова. Чему я и последовала. Первой книгой была «Средство от вегетососудистой дистонии». После ее прочтения я еще лучше поняла свою проблему, и то, как избавиться от панических атак. Лично мне эта книга принесла огромную пользу и именно после нее я уже перешла к активным действиям (об этом чуть позже).

Но человек я любознательный, и всегда любила читать. Поэтому на книгах Курпатова я не остановилась. Мне захотелось узнать больше о том, как устроена наша психика, лучше разобраться в психологии и в целом я очень увлеклась сферой самопознания. В ход пошло все, что обещало расширить сознание и помочь жить счастливо и гармонично в этом мире – книги о сохранении здоровья, психология, эзотерика, нейробиология и даже квантовая физика. Я прочла (и продолжаю читать) огромное количество книг.

Я не буду описывать то, сколько всего интересного мне удалось постичь. Скажу лишь то, что все это в корне изменило мое мировоззрение. В конце статьи я приведу все основные выводы, которые у меня сложились и стали теперь моими убеждениями и верованиями. Именно полученная информация стала ключевой в избавлении от невроза.

Мне не пришлось посещать психотерапевотов, потому что я сама стала себе доктором и целителем. Я не только читала, но и применяла многие техники, методики, приведенные в книгах. И это работало. Я смогла лучше узнать и понять себя, стала лучше понимать других, научилась самогипнозу, некоторым приемам НЛП, медитациям, управлению мыслями и даже формированию реальности.

Все мы разные. Я не думаю, что каждому необходимо получить такое огромное количество информации по самопознанию, чтобы избавиться от ВСД. Ведь не все склонны к подобным вещам Одним достаточно получить несколько сеансов психотерапии, другим – попить лекарства, третьи хотят разобраться во всем самостоятельно, четвертые не готовы себя менять и так и будут продолжать жить в тревожности.

Заканчивая эту главу, подведу итог – мне навряд ли бы удалось избавиться от панических атак и невроза, если бы я ни читала книги, не применяла техник и ни прошла внутреннюю трансформацию. Поэтому данный пункт является для меня самым важным на пути к избавлению от невроза.

4. Активные действия

Как я уже писала выше, после прочтения книги Курпатова я поняла, что совсем не умираю и, более того, физически здорова, а все мои проблемы находятся исключительно в голове. Было решено приступать к активным действиям – побороть в себе агорафобию, которая уже начала прогрессировать к тому моменту, избавиться от панических атак и вернуть себе качество жизни.

Я начала практически каждый день выходить из дома, сначала на короткие, затем на более длительные дистанции. Постепенно стала посещать гипермаркеты. Старалась выбираться на встречи с друзьями, просила супруга брать меня с собой покататься, если он ехал по своим делам.

Мне было нелегко. Первое время панические атаки случались очень часто и были случаи, когда я одевалась и долго стояла у порога со слезами, боясь выходить на улицу. Но я не останавливалась. Я знала – если застрять дома и погрузить в это состояние – из него можно и не выбраться никогда.

Постепенно мне становилось легче и уже через 3-4 месяца я свободно передвигалась по городу. Панические атаки случались все реже. Но избавиться от них полностью мне удалось спустя лишь 7-8 месяцев.

Считаю, что при кризе ВСД ни в коем случае нельзя сдаваться и потакать своему состоянию. Нужно действовать и смотреть в глаза всем своим страхам. Только так их можно преодолеть.

5. Физические нагрузки

Я никогда не была очень активной и выносливой в физическом плане. В детстве меня не отдавали ни на какие спортивные кружки. А в школе я всегда прибегала последней в забегах, не могла забраться высоко по канату и получала тройки за прыжки в длину.

В юности и молодом возрасте я предпринимала попытки заняться спортом – бегала по вечерам, делала зарядку, но обычно меня хватало максимум на пару недель.

Мне всегда казалось, что я уже родилась с низким уровнем энергетики. С возрастом я стала еще быстрее уставать от физических дел. До своего криза я так и не занималась никаким спортом на постоянной основе.

После поломки нервной системы (невроза) я поняла совершенно точно – без физических нагрузок мне точно долго не протянуть. К тому же, уже много лет у меня сидячий образ жизни (работа такая). Мои мышцы были ослаблены, позвоночник поврежден, сосуды были вялыми, кровообращение нарушено. Мое тело умоляло им заняться.

Как человек, не обладающий большим запасом энергии и выносливости, я выбрала для себя йогу. Неплохим вариантом было бы и плаванье. Но рядом с моим домом нет бассейнов, а куда-то ездить не было ни сил, ни желания.

Йогу я полюбила с первых минут – статичные, спокойные упражнения оказались для меня идеальными. Никакой одышки, «языка на плече» и тахикардии. Не стоит недооценивать йогу, несмотря на статичность, она дает прекрасную нагрузку. И только этот вид гимнастики действует сразу по нескольким направлениям – тренирует мышцы, укрепляет позвоночник, повышает выносливость, делает тело очень гибким, расслабляет, укрепляет нервную систему.

После занятий у меня перестала болеть спина, я стала чувствовать прилив сил, бодрости, энергии. Тело стало гибким, подтянутым. Значительно стало улучшаться и настроение. Дело в том, что йога также прекрасно очищает энергетические тела, укрепляет ауру, что очень явно отражается на ментальном состоянии.

Я считаю, что любой человек с ВСД должен подобрать для себя приемлемый вид физических нагрузок и обязательно ввести их в свой образ жизни. Это также один из важнейших шагов на пути к выздоровлению.

6. Питание

До определенного времени я была не слишком разборчива в питании. В моей жизни были разные времена и я привыкла не привередничать. Спокойно могла есть как изысканную, так и очень простую пищу. Но при этом я никогда не страдала лишним весом (максимум +3-5 кило в разные моменты жизни). Кстати, в период криза ВСД я заметно похудела.

Но читая различную литературу о сохранении здоровья, я убедилась, что питание также имеет серьезное значение. Кроме того, на нервной почве у меня начался синдром раздраженного кишечника, что доставляло мне существенный дискомфорт.

Я решила более серьезно отнестись к своему питанию, сделав его более полезным и сбалансированным. Я стала чаще готовить на пару и в духовке, стараюсь постоянно есть овощи, фрукты, сладкое свела к минимуму. Включила на постоянно основе в свой рацион орехи, сухофрукты, мед, каши, кисломолочные продукты. Самое главное – я перестала переедать, набивая свой желудок до максимума.

Ничего нового о здоровом и правильном питании я не напишу. На эту тему информации очень много. Не могу сказать, что я в чем-то себя ограничиваю. Иногда с охотки могу поесть и шашлыки, и пиццу, и гамбургеры и чипсы. Но в целом мои вкусовые предпочтения изменились. И я хорошо почувствовала, как легкая пища отражается на общем состоянии. Мой кишечник постепенно пришел в норму, улучшилось общее самочувствие. По сей день я придерживаюсь правильного питания, которое также стало образом моей жизни. Алкоголь практически не употребляю – максимум бокал вина 2-3 раза в год.

Я считаю, что каждый сам должен решать, как относиться к питанию. Но уверена, что для поддержания здоровья очень важно контролировать то, что попадает в желудок. И как написал один целитель – не настолько важно, что вы съедите, гораздо важнее – сколько. Если не хотите менять свой рацион, хотя бы не переедайте. Организму для жизни нужно не так много еды. И чем проще еда, тем лучше.

7. Мысли, вера, намерения

Огромное значение на пути восстановления сыграл мой умонастрой. Так как я давно убеждена, что мысли материальны – считаю этот пункт также одним из важнейших. Как только я более-менее разобралась в сути своей проблемы, я сформировала твердое намерение, что выберусь из этого состояния. Моя вера в лучшее, в то, что мыслями можно восстанавливать свое тело, менять свою жизнь, исцеляться, вела меня и ведет по сей день. Да, были и минуты отчаяния, и даже депрессия, но я, где-то в глубине души всегда верила, что буду здорова и счастлива.

Я училась управлять мыслями, направлять их в нужное русло, формировать новые положительные нейронные связи в своей голове и разрушать деструктивные.

В Библии написано: «По вере вашей да будет вам» (Мф.9:29). И я верила. Верила, что исцеление возможно, что я выберусь, у меня получится.

Но просто верить мало, поэтому я действовала, как могла. Сочетание веры и действия называется намерением. Я делала все, что считала полезным. Расширяла свое сознание, трансформировала себя, пробовала, искала, познавала.

И вот, сегодня я спокойно пишу обо всех сложностях, которые мне пришлось пройти, в надежде, что мой опыт поможет другим.

Очень многое, я бы даже сказала все, зависит от состояния вашего ума. Наша реальность формируется исключительно из нашего внутреннего мира и по мыслям нашим. Куда вы их направите, то и получите. Я уже публиковала содержательную статью о том, почему при ВСД так важно думать о здоровье, а не об болезни, обязательно прочтите. Она еще глубже раскроет этот пункт, и поможет вам осознать, куда стоит направлять свой ум, чтобы получить исцеление.

8. Концепция нового мировоззрения

В девстве и юности я получила довольно много психологических травм, которые сделали из меня очень замкнутого, скрытного, злобного, недоверчивого, подозрительного человека, не умеющего выражать свои чувства, открыто говорить о своих желаниях. Конечно, все это были маски, которые я носила, чтобы защититься от мира, оставаясь внутри мягким, чувствительным, добрым человеком. Мне казалось что мир слишком жесток, агрессивен и в нем не выжить с доброй и открытой душой. Неудивительно, что у меня начался невроз. Ведь это колоссальное напряжение – скрывать свою истинную сущность.

Но в ходе изучения психологии и эзотерики, я разобралась во всех своих внутренних конфликтах, стала менять себя и сформировала свершено новую концепцию мировоззрения, которая помогла мне выбраться из невроза и теперь помогает жить в гармонии с собой:

  • Душа бессмертна. Телесная смерть – просто переход в иное измерение.
  • Бог не хочет, чтобы мы страдали и были несчастными. Он всегда за то, чтобы ты радовался, был здоровым и счастливым.
  • Бог никого не наказывает, ему неведомо понятие греха. Наказываем себя мы сами.
  • Счастье не вовне и не в других людях. Оно всегда внутри тебя.
  • Мир – это зеркало. Что вы в него транслируете, то и отразиться в вашей жизни. Или – что излучаешь, то и получаешь. Изменяя себя и свое восприятие можно изменять реальность.
  • В Мире действует причинно-следственная связь. Любое действие повлечет за собой результат. Старайся совершать действия, которые приводят к положительным результатам.
  • Единственный твой враг в этом Мире – твое Эго.
  • Физическое тело наделено колоссальными ресурсами и способностью к самовосстановлению. Оно будет таким, как ты о нем думаешь. Если ты будешь думать, что болен, тело будет болеть. Убедишь себя, что здоров – тело подчинится.
  • Люди отражают тебя. Все, что раздражает, злит, не нравится в других, есть в тебе самом. Ты или подавляешь это или ненавидишь в себе.
  • Никто не виноват в твоих бедах. Все, что происходит в твоей жизни – результат твоего мышления и мировосприятия. Осознанная жизнь позволяет стать хозяином своей судьбы.
  • Мысли материальны. Но Вселенной нет разницы, что воплощать. У нее нет таких понятий как «хорошее» и «плохое». Она материализует все, что набрало достаточно энергетического потенциала (из твоих мыслей). Поэтому в твоей жизни воплощается с одинаковой точностью как хорошее, так и плохое (с твоей точки зрения). Вот почему так важно контролировать мысли и концентрироваться на положительном.
  • Будь хозяином своих мыслей, а не их жертвой. Поверь, что ты способен подчинить их себе.
  • Каждый человек приходит в твою жизнь, чтобы преподать тебе какой-то урок или развязать кармический узел. Если с кем-то не складываются отношения, не вини никого, а подумай, чему тебя учит ситуация.
  • Прошлого нет. Будущее еще не настало. У тебя есть только один реальный момент – здесь и сейчас.
  • Ничто не вечно, все проходит и меняется. Жизнь текуча. Если сейчас тебе плохо, помни – и это тоже пройдет.
  • Ничего не идеализируй в этой жизни. Любая идеализация создает избыточный потенциал, а Вселенная не терпит избыточных потенциалов, она всегда стремится к равновесию. Поэтому любая твоя идеализация всегда будет разрушаться.
  • Будь благодарным. Чаще обращай внимание на то, что у тебя есть, а не на то, чего у тебя нет. Благодарность творит чудеса и открывает двери к изобилию.
  • Не перекладывай ответственность за себя и за свои решения на других.
  • Чаще слушай не разум, а сердце. Развивай интуицию.
  • Делая что-то для других людей, никогда не жди ничего взамен. Так, ты никогда не разочаруешься и избавишься от лишних ожиданий.
  • Чтобы что-то получать – умей отдавать. Нельзя оставаться только отдающей стороной – так ты придешь к истощению. Нельзя только принимать – ты переполнишься. Все должно циркулировать.
  • Прощай. Делай это быстро. Любая обида запускает в твоем теле и уме процессы гниения и разложения.
  • Делай то, что позволяет тебе чувствовать себя счастливым, даже если это неэтично или неправильно с общественной точки зрения.
  • Меняй то, что ты хочешь и можешь изменить. Принимай то, что ты изменить не можешь или пока не в состоянии.
  • Ты достигнешь успеха только в том деле, которое любишь и которое делаешь с душой.
  • Фильтруй информацию. Не верь слепо новостям и тому, что говорят тебе люди, особенно с экранов.
  • Любые поиски истины только отдаляют от нее. Любая попытка охарактеризовать или описать Бога только ограничивает его рамками. Любая Религия создана людьми. Боги никогда не создавали себе Религий. Если ищешь свою Веру, Религию или Духовный путь, просто выбери то, что ближе тебе и что делает тебя счастливее.
  • Не относись к жизни слишком серьезно.
  • Люби. Люби все и всех вокруг. Любовь – это и есть Бог. Это самая высоковибрационная энергия, самая мощная сила во всей Вселенной.

Конечно, это далеко не все мои убеждения, их больше, но думаю, достаточно чтобы понять мое мировоззрение. Я нисколько не утверждаю, что все они придуманы мною и является абсолютной истиной. Нет. Но это те убеждения, которые сделали меня лучше, здоровее, помогли мне изменить картину мира, наладить отношения с людьми, избавиться от многих страхов и лишних переживаний. Но самое главное – я смогла отпустить многие обиды, перестала чувствовать себя жертвой обстоятельств и убедилась, что являюсь творцом собственной судьбы.

В заключение

Я постаралась максимально емко и в то же время незатянуто описать все те основные действия, которые помогли мне избавиться от невроза и криза ВСД. Надеюсь, что информация была полезной. Более подробно все предпринятые шаги я описываю в отдельных статьях. Моя работа над собой абсолютно незакончена и я по сей день продолжаю искать, изучать, пробовать все то, что способствует здоровью, счастью и внутренней гармонии. Нет, я не летаю на розовых ванильных облаках и не живу в состоянии постоянного блаженства. У меня так же бывает плохое настроение, я устаю и бываю раздраженной. У меня иногда болит голова, я пару раз в год болею простудами, у меня бывают конфликты и недопонимания с людьми. Но теперь я преодолеваю все эти моменты гораздо проще. Да и случаются они реже. C изменением восприятия жизнь действительно изменилась в лучшую сторону.

Желаю всем крепкого здоровья и мира в душе!

Источник: http://net-nevroza.ru/kak-ja-izbavilas-ot-nevroza-kriza-vsd-opisanie-vseh-dejstvij/

Как невротику научиться владеть собой?

Современный мир часто способствует развитию у человека ощущения неудовлетворенности собой. Внутри человека сидит другое «Я», которое делает все против наших желаний. Хочется, например, не трусить или не смущаться в трудной ситуации, а мы предательски дрожим или бессвязно лепечем перед руководством. Хочется хорошо работать, быстро приносить прибыль, а лень приходит с началом работы. Чего греха таить, хочется нравиться людям, очаровывать их широтой своей души, а они видят лишь то, что ты суетливо стремишься расположить их к себе без всяких на то оснований. Хочется, наконец, чтобы дома было все в порядке, муж или жена не давали поводов для головной боли — и все это тоже остается только в мечтах.

В то же время в жизни каждого человека было одно или несколько событий, когда он удивляется и восхищается собой. Например, блестяще выполнив работу, получал достойное вознаграждение. Быстрее других находил правильное решение, разработал перспективный бизнес-план, реализовал его и получил прибыль, несмотря на тяжелые условия конкуренции. Или совсем просто — убегая от бандита, перемахнул через забор, который обычно не одолел бы.

Итак, решая любую задачу, человек сталкивается, прежде всего, с самим собой. Это столкновение может способствовать развитию стресса. Комплексы, стереотипы мышления и психологические барьеры блокируют не только свободу перспективных решений, но и внутренние резервы, необходимые вам в этот момент.

Кроме того, когда мы сосредоточиваемся на какой-либо деятельности, концентрируемся, наш мозг в этот момент может быть подсознательно занят решением совсем иных проблем (например, семейных), а организм включен не на мобилизацию, а на восстановление, вызванное перенесенным стрессом, дефицитом сна и питания.

Нас с детства учат, что надо уметь брать себя в руки, не отвлекаться, потому что успеха в жизни добивается тот, кто способен лучше сосредоточиться — это действительно так. Основная энергия человека затрачивается не на саму работу, а на волевые усилия — преодоление внутренних противоречий своего состояния.

Найти способы повышения способности управлять собой человек стремился издавна. Так возникли индийская йога, трансцедентальная и дзен медитации, китайская оздоровительная гимнастика цигун и другие системы. Однако освоить эти техники далеко не каждому под силу. Нужны:

Метод саморегуляции каждый человек разрабатывает для себя. Остается только оценить его эффективность, чтобы понять, что я делаю правильно, с толком, а что не так?

Каждый человек управляет собой, только давайте проанализируем собственные методики саморегуляции, чтобы понять их эффективность.

Накопленные знания, опыт вашей жизни позволили нам создать собственный метод саморегуляции для того, чтобы помочь себе самым простым, понятным и доступным для себя образом овладевать бесценной наукой управления своим состоянием. При этом очень важно, чтобы приемы саморегуляции не требовали каждодневной тренировки, и поэтому их можно использовать по необходимости как средство самопомощи в трудных ситуациях.

Ваша методика должна помогать вам в сложное стрессовое время сохранять здоровье, молодость и работоспособность, более полно раскрывать свои таланты и потенциальные возможности. Приемы саморегуляции помогают адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности. С их помощью вы лучше и быстрее обучаетесь, тренируетесь, осваиваете новые языки или профессии, они помогают вам направленно развивать желаемые качества и способности.

Заболев, вы используете приемы саморегуляции для восстановления сил и тем самым подкрепляете курс лечения, предписанный врачом, и затем поддерживаете свое здоровье самостоятельно.

Какова суть вашего метода?

Путь к внутренней свободе начинается с умения снимать нервное напряжение. Освобождаясь от подсознательных страхов, комплексов, стереотипов мышления и психологических барьеров, вы приобретаете способность слышать себя и свой организм. Вы начинаете различать среди какофонии внешнего мирового оркестра свою собственную внутреннюю музыку. Вы можете реализовать благие пожелания своими силами.

Ваш метод саморегуляции помогает достичь вам состояние спокойствия. Он прост и основан на известных вам закономерностях.

Но что вы можете использовать еще для достижения долгожданного успокоения после нервного напряжения?

Методика раскачивания. Вспомните, что, например, делает человек в момент нервного напряжения? Он взволнованно ходит туда-сюда по комнате, потирает руки, перебирает пальцы, качает ногой, жестикулирует, раскачивается с пятки на носок и т. д. Словом, он инстинктивно ищет некий настроечный ритм, помогающий ему раскрепоститься.

Ритмичные движения снижают нервное напряжение. Например, матери убаюкивают кричащих младенцев, и если ритм покачивания совпадает с их состоянием, детишки засыпают.

Непроизвольно раскачиваются люди при рыданиях, кланяются во время молитвы. Прищемив палец дверью, мы лихорадочно трясем кистью. Человек, получив ушиб руки, инстинктивно прижимает ее к груди и начинает «баюкать», чтобы унять боль.

Эти интуитивные, бессознательно закрепленные человеческой практикой механические движения — своего рода подсказка природы: как освободиться от напряжения, физического или эмоционального, психического.

Чтобы освоить эту методику, надо концентрироваться на самом себе.

Легко помочь вам в этом может ритм. Начните с самого простого, хотя и очень эффективного приема.

Подойдите к стене. Станьте к ней спиной на расстоянии 10-15-ти сантиметров. Руки опустите по швам. Расслабьтесь. Сосредоточьтесь на своем состоянии. Закройте глаза и начните падать назад. Попробуйте так проделать 7–8 раз.

Вспомните, как вас покачивает на качелях. Встаньте и начните слегка раскачиваться вперед и назад, или, если захочется, круговыми движениями. Прислушайтесь к организму и раскачивайтесь так, как приятнее и как удобнее. Руки при этом лучше опустить, глаза закрыть или оставить открытыми — на ваше усмотрение. Сначала это непросто, но после нескольких повторов начинает получаться. Главное — искать приятный ритм раскачивания. Такой ритм, который не хочется прерывать и при котором снимается нервное напряжение и возникает чувство глубокого душевного и физического покоя, чувство внутреннего равновесия.

Найдя свой ритм, можно почувствовать ясность в голове, улучшение самочувствия или, наоборот, сонливость. Этот прием снимает нервное напряжение, и сознанию открывается то, что требуется организму. Если появляется сонливость, значит, организм истощен, надо несколько минут подремать. Если при упражнении начинают проявляться какие-либо неприятные или даже болезненные ощущения, не пугайтесь. Это вовсе не ухудшение вашего самочувствия.

Не убегайте от неприятных ощущений! Это ваши собственные проблемы, и только вы их можете разрешить. Поэтому, направляйте на неприятные ощущения и переживания свое внимание во время упражнения. Этим вы вводите нарушенные внутренние процессы в режим гармоничного ритма и через некоторое время сумеете освободиться от них.

Внутренний процесс оздоровления проявляется и в автоматическом изменении ритма раскачивания, который организм подбирает как бы сам. При этом упражнении вовсе не требуется никаких «формул самовнушения», достаточно искать приятный ритм раскачивания. И направлять внимание на то, что его притягивает.

Выполняется в группе, как минимум, из 4-х человек. Его удобно проделывать на работе в кругу товарищей.

Нужно образовать тесный круг. Вам стать в центре круга, закрыть глаза, опустить руки. Окружающим поднять свои руки на уровне груди. Вам расслабиться и упасть на руки товарищей. Они будут передавать вас друг другу по часовой стрелке.

Упражнение делают по очереди все участники.

Время, отводимое на одного человека — 1, 5–2 минуты.

Если же упражнение с раскачиванием не получается, то нужно выяснить причину, которая мешает вам расслабиться, и найти свой ритм.

Помните, что чрезмерное ожидание немедленного результата тормозит процесс раскрепощения. Поэтому, при выполнении приема следует медленно настраиваться на приятные ощущения.

Рекомендовано делать эти упражнения примерно по 5 минут один или два раза в день в течение недели. У многих при этом открывается способность быстро снимать у себя нервное напряжение и без раскачивания. Достаточно только желания или «воспоминания» о приемах. Затем одну неделю следует от упражнения отдохнуть и просто наблюдать, как улучшается самочувствие. За это время произойдут хорошие перемены, появится чувство уверенности в себе, потому что каждый раз при выбранном вами ритме раскачивания происходит восстановление и самолечение организма.

После перерыва можно снова воспользоваться этим приемом в удобное время. Вы сами увидите, как лучше его использовать. Один из признаков успеха — исчезновение страха упасть (и в прямом смысле, и в переносном). Этот страх подспудно всегда есть внутри нас и так же подспудно руководит нашей жизнью.

Человек, который боится упасть, и тот, кто избавился от этого страха, разные люди.

Смысл упражнения — вести психологический дневник. Его можно также назвать психологической тетрадью. Она служит для описания нашего внутреннего мира и происходящих в нем изменений. Что касается внешних событий, то следует регистрировать только те из них, которые тесно связаны с нашими мыслями, чувствами и наблюдениями. Однако в центре внимания должны находиться:

— растущее осознание своего «Я»;

— ценности и взаимосвязи, которые мы открываем.

Ведение подобной рабочей тетради преследует несколько целей. Наиболее важная из них — помочь достижению более четкой формулировки мыслей, ощущений и наблюдений. Записывая что-то, мы стремимся проявить себя как можно шире. Мы пытаемся выйти за пределы обычного мышления и банального изложения. Ведя записи, мы сталкиваемся с необходимостью делать выбор из большого числа точек зрения, что в значительной степени исключает возможность высказывания взаимоисключающих мнений без осознания этого факта. При наличии какой-то проблемы или путаницы мы получаем возможность более четко определить обусловливающие их факторы и, таким образом, сделать первый шаг на пути их разрешения.

Ведение собственноручных записей значительно стимулирует творческий процесс. Попытка справиться с проблемой и письменное изложение наших соображений по этому поводу неизменно порождают стремление к осмыслению ассоциативных связей, что открывает широкий простор новым мыслям и возможностям, которые не рассматривались нами ранее. Если мы научимся давать свободу разуму, то с удивлением обнаружим, какие глубины понимания доступны нам при подобном раскрепощении.

Ведение рабочей тетради как один из методов самосовершенствования имеет еще несколько функций. Это дает возможность выражать наиболее безопасным способом любые мощные и разрушительные эмоции, кипящие внутри нас. Если мы научимся «выпускать пары» на бумаге, то сможем ослаблять напряжение и понимать его истоки.

Ведение записей — полезное упражнение, развивающее способность концентрации, внимание и волю. Они могут помочь застенчивому и скрытному человеку более свободно исследовать определенные свойства своей личности. Принимая во внимание все перечисленные факторы, можно сказать, что рабочая тетрадь — важная составная процесса психосинтеза.

Ее ведение — следствие личной инициативы. Таким образом, человек в значительной мере сам управляет процессом развития и реализации личностных качеств.

Кроме записи можно делать какие-то зарисовки или прибегать к помощи других наглядных средств выражения. Это могут быть образы, приходящие к нам во сне или возникающие в нашем воображении; графики, абстрактные символы или любые другие способы отображения мыслей в графической форме. Их важная роль заключается в том, что они помогают нам выработать более четкие представления и связать воедино различные концепции. Здесь следует также упомянуть о том, что мы обычно называем спонтанным рисунком. Он выполняется, когда мы находимся в расслабленном состоянии, а наше внимание зафиксировано на какой-то проблеме, то есть по существу мы рисуем машинально, думая о чем-то другом. Подобные рисунки отражают наше подсознание и могут способствовать лучшему пониманию себя.

Ниже приводится перечень разделов, которые могут быть использованы при записях. Вы можете выбрать то, что в наибольшей степени соответствует вашим нуждам и опыту. Время от времени вы должны пересматривать ваш выбор. Для того, чтобы проследить процесс развития и наметить его перспективы, следует фиксировать дату каждой записи.

Размышления над идеями. Обозначение области, представляющей для вас наибольший интерес, в которой вы хотели бы разобраться как можно глубже (образование, религия, математика, теория систем, экология и т. д.).

Размышления о людях. Осознание ваших взаимоотношений с людьми и ответы на поставленные вопросы.

Размышления о событиях. Ваша реакция на важные события в жизни. Отмечайте моменты, когда она протекала одновременно с событием.

Внутренний диалог. Различные мысли, рассуждения, предчувствия, вопросы, проблемы, которые не подпадают ни под один из перечисленных разделов.

Сновидения. Описание, передача смысла, развитие снов, возможные ассоциативные связи (запись следует делать сразу после пробуждения).

Образы. Визуализация и любой другой тип сенсорного восприятия. Регистрация информации об образах, появляющихся либо спонтанно, либо в процессе использования определенных методик. Может передаваться в словесной форме и (или) в виде рисунков. Определенную пользу приносит описание чувств и ассоциаций, навеянных образом, а также его характеристика (форма, цвет и т. д.), значение и, если возможно, интерпретация.

Игра воображения. Различные ситуации, истории, мечты и т. д., которые могли послужить основой для работы вашего воображения. Здесь лучше всего ограничиться записью тех воображаемых сцен или картин, которые несут в себе заряд творческого потенциала.

Схемы. Графическое отображение теоретических построений (возможно, что у вас возникнет желание включить их в раздел «Размышления над идеями»). Это поможет вам зримо выразить ваши мысли, а также глубже понять их суть.

Медитация. Описание различных апробированных вами методик, тем медитации и полученных результатов. Отметьте степень проникновения в суть вещей и глубину их интуитивного понимания.

Проблемы «Я». Описание чувства тождественности самому себе, ответы на вопросы типа: «Что есть я?», опыт воспоминания о своем прошлом, методики медитации на тему о сущности бытия.

Воля. Описание различных уровней проявления воли, оценка ваших сильных и слабых сторон. Отмечайте случаи и обстоятельства, когда вы сознательно использовали свою волю. Запишите результаты упражнений по развитию воли.

Методика развития. Пережитый опыт, который не может быть включен ни в один из указанных разделов. Наиболее полно отразите обстоятельства, когда используемые методики либо помогли вам, либо оказались абсолютно бесполезны. Выскажите свое мнение о причинах, приведших к успеху или неудаче в каждом конкретном случае.

Наиболее яркие переживания. Описание всех случаев, когда ощущение радости, любви, покоя, пробуждения личности и роста было наиболее глубоким и сильным. Укажите обстоятельства, при которых имели место эти переживания, и их последствия.

Причины раздражения. Ваши личные слабости, о которых вы знаете и которые хотели бы преодолеть. Особое внимание следует уделить методам, помогающим вам в достижении цели. Отмечайте все сильные отрицательные реакции, испытываемые по отношению к другим людям. Это может указать на неосознанные вами проблемы или способные возникнуть в будущем трудности, касающиеся вашего «Я».

Цитаты. Выписывание цитат, имеющих для вас важное значение, с которыми вы сталкиваетесь во время чтения.

Ведущие перспективы. Прослеживание процесса вашего развития во времени, установление связи между прошлым, настоящим и будущим. В данном разделе можно указать основные вехи (мосты, соединяющие то место, где вы были, с тем, где вы находитесь сейчас или надеетесь оказаться в будущем), а также точки пересечения пройденных и не пройденных вами дорог и воспоминания.

Это упражнение позволяет ответить на вопрос: «Что есть я?» Оно составлено таким образом, чтобы помочь вам достичь высокого уровня самосознания и открыть свое подлинное «Я». Упражнение основано на допущении, что каждый из нас подобен луковице, то есть состоит из различных пластов, скрывающих самое главное: нашу сущность. Эти пласты могут иметь положительный или отрицательный характер. Они отражают различные аспекты нашей личности и наши взаимоотношения с окружающим миром. Некоторые из этих пластов подобны фасаду или маске, скрывающим то, что нам не нравится в самих себе. За другими прячутся какие-то положительные качества, которые мы неспособны осознать до конца. В любом случае, где-то за этими пластами, в глубине каждого из нас находится центр творчества и вибрации — наше подлинное «Я», сокровенная сущность нашего существа.

Упражнение, заключающееся в ответе на вопрос: «Что есть я?», легко и ненавязчиво подводит нас к постижению этой сущности, пониманию и осознанию себя как личности, тождественности самому себе.

1. Выберите место, где вы сможете остаться наедине с собой и вас никто не побеспокоит. Возьмите лист бумаги, напишите число и заголовок: «Что есть я?». Затем постарайтесь дать письменный ответ на этот вопрос. Будьте как можно более раскованны и откровенны. Периодически останавливайтесь и вновь задавайте себе этот вопрос;

2. Расслабьтесь, закройте глаза, очистите голову от посторонних мыслей. Снова задайте себе вопрос: «Что есть я?», и понаблюдайте за образом, который предстанет перед вашим мысленным взором. Не пытайтесь размышлять или делать какие-то выводы, просто наблюдайте. Затем откройте глаза и детально опишите все, что вы видели. Охарактеризуйте ощущения, испытанные вами в связи с образом, и его значение;

3. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно свободного места. Закройте глаза и вновь спросите себя: «Что есть я?» Вы почувствуете колебания вашего тела. Доверьтесь его мудрости, движение должно разворачиваться до тех пор, пока у вас не возникнет чувство его завершенности. Возможно, вам следует сопроводить происходящее каким-то звуком или пением. По окончании изложите на бумаге пережитое вами. Рекомендуется выполнять это упражнение в течение какого-то периода времени. Его действие усиливается при повторных занятиях.

Вечерний обзор событий — одно из эффективных средств снятия напряжения. Его лучше всего выполнять в самом конце дня. Перед засыпанием постарайтесь восстановить все события, прокручивая их, как фильм. Однако начните с конца, то есть именно с того момента, когда вы решили немного поупражняться. Сначала вспомните все, что происходило поздно вечером, затем после обеда, в полдень и т. д. Дойдите до утра и вашего пробуждения.

Вечерний обзор событий может быть использован для анализа жизни в целом и себя в ней. Это упражнение может быть модифицировано (см. ниже), тогда оно позволяет заострить внимание на каком-то одном аспекте «Я», на отдельной модели, которую бы вы хотели познать глубже, на специфическом внутреннем процессе. Наиболее важным фактором является тот настрой, с которым вы выполняете упражнение. «Просматривая» прожитый день, старайтесь, насколько возможно, выступать в роли отстраненного объективного наблюдателя, спокойно и беспристрастно регистрирующего каждое событие. Переходите от одного события, к другому, сохраняя невозмутимость, не испытывая чувства радости при успешном его разрешении или тоски и печали в случае неудачи. Цель упражнения — беспристрастная регистрация в сознании смысла произошедшего, а не повторное переживание всех событий.

Многие люди считают полезным записывать свои наблюдения, впечатления в психологическом дневнике. Перечитав написанное по прошествии какого-то периода времени, вы можете уловить что-то новое, незамеченное ранее.

Анализ подличностей. Данная модификация вечернего обзора событий представляет собой просмотр произошедшего в течение дня с точки зрения заключенных в вас подличностей.

Подличности — это множество разнообразных личностей или психологических формаций, которые заключены внутри вас и которые характеризуются самостоятельными нуждами, целями и деятельностью. Некоторые из них совершенно индивидуальны. Другие личности общеизвестны. Это ребенок, родитель, взрослый, представитель конкретной профессии, философ, мещанин и т. д.

Перед первым занятием необходим период интроспекции, позволяющий выявить те подличности (возможно, две или три), которые, по вашему мнению, играют важную или активную роль в данный период жизни. Если вы ведете психологический дневник, то перечитывание записей может оказать вам некоторую помощь.

Анализ различных аспектов. Данное упражнение — модификация вечернего обзора событий. Оно заключается в просмотре произошедшего с точки зрения вашего тела, чувств и разума.

Возможно, вам захочется рассмотреть следующие моменты:

1. С каким из этих трех компонентов я идентифицирую себя большую часть времени?

2. Какие из этих компонентов доминировали в определенных обстоятельствах, имевших место в течение дня? Какова была активность каждого из них?

3. Какими ценными качествами или ограничениями характеризовался каждый из компонентов? Как помогал или мешал каждый из них?

4. Отмечались ли какие-либо конфликты между ними?

5. Какое участие приняли вы в их гармонизации или управлении ими?

Вы можете обдумать эти вопросы непосредственно во время обзора событий или, если это затрудняет выполнение упражнения, в момент его окончания. Перечисленные выше пункты ставят своей целью указать вам на возможные перспективы. Вы можете проанализировать некоторые из них, исключив остальные. Однако это не относится к пункту 1, который является фундаментальным. В самом начале не следует усложнять упражнение и отводить на него более 15 минут.

Во время вечернего обзора событий вы можете также попытаться ответить на следующие вопросы:

1. Какие подличности доминировали в разное время дня? Какие обстоятельства (внешние или внутренние) заставляли их проявляться или, наоборот, исчезать? Вступали ли они в конфликт между собой?

2. Какими ценными качествами или недостатками обладала каждая личность? Как каждая из них помогала или мешала вам?

3. Чего хотела каждая подличность? На что стала похожа бы ваша жизнь, если бы какая-то из них полностью одержала верх?

4. Не противились ли подличности тому, что вы хотели сделать? Какое участие приняли вы в их гармонизации и управлении ими?

Анализ этих моментов также может быть проведен во время вечернего обзора событий или, если вы испытываете какие-то затруднения, в момент его окончания. Цель ответов на вышеуказанные вопросы — определение возможных перспектив. Главная задача упражнения — хорошо познакомиться с заключенными в вас подличностями. В самом начале не следует усложнять упражнение и не отводить на него более 15 минут.

На нас влияет все, с чем идентифицирует себя наше «Я». Мы можем укротить, контролировать и использовать все, с чем мы себя не отождествляем.

Фундаментальный опыт самосознания (открытие «Я») уже заключен в сознании человека. Именно это отличает наше сознание от сознания животных. Однако обычно самосознание скорее скрыто, чем явно. Мы ощущаем его как нечто туманное и искаженное. Оно смешивается с содержанием нашего сознания и вуалируется им.

Постоянные, различные по характеру воздействия загрязняют сознание и приводят к ложному отождествлению личности не с сознанием как таковым, а с его содержанием. Если мы хотим достичь четкого и ясного самосознания, то первое, что нам предстоит сделать, — не отождествлять себя с содержанием нашего сознания.

Говоря более точно, привычным состоянием для большинства людей является отождествление с тем, что дает нам ощущение существования в этом мире, реальности или напряженности бытия. Это отождествление с частью самого себя обычно взаимосвязано с ведущей функцией или ролью, которые мы играем в жизни. Оно может принимать различные формы.

Некоторые люди идентифицируют себя со своим телом. Они слушают себя изнутри и часто говорят о себе в основном с позиции ощущений. Другими словами, они отождествляют свою деятельность с работой тела.

Существуют люди, которые отождествляют себя с чувствами. Их опыт и его описание не выходят за этот круг. Они полагают, что чувства являются главной и наиболее сокровенной частью их «Я», тогда как мысли и физические ощущения воспринимаются ими как нечто более далекое и до какой-то степени не связанное с ними. Те, кто идентифицирует себя с разумом, скорее всего склонны говорить о себе с точки зрения интеллекта даже тогда, когда их спрашивают о самочувствии. Такие люди часто рассматривают чувства и ощущения как нечто второстепенное или вообще не осознают их. Многие из них избирают себе какую-то роль и действуют сообразно ей в качестве «матери», «мужа», «жены», «курсанта», «студента», «бизнесмена», «преподавателя» и т. д.

Подобное отождествление с какой-то частью личности может до определенной степени удовлетворить человека, однако оно имеет серьезные последствия. Оно мешает осознать истинное «Я», себя во всей полноте; то, чем человек является на самом деле. Такое отождествление исключает или значительно уменьшает возможность познакомиться с другими составляющими нашей личности и использовать их в полной мере. Таким образом, наше «обычное» выражение себя в тот или иной момент времени ограничено; это лишь часть того, что могло бы быть продемонстрировано. Осознанное или неосознанное понимание, что мы не имеем доступа к большей половине того, что заключено внутри нас, может повлечь за собой разочарование и болезненные ощущения неадекватности и страха.

Более того, длительное отождествление с ролью или ведущей функцией часто и практически неизбежно приводит к опасной жизненной ситуации, которая рано или поздно заканчивается появлением чувства потерянности и отчаяния. Это часто случается со спортсменами, состарившимися и потерявшими физическую силу; с актрисами, чья красота увяла; с матерями, дети которых выросли и покинули их; со студентами, окончившими учебное заведение и столкнувшимися с новыми обязанностями.

Подобные ситуации могут вызывать серьезные и очень болезненные кризисы. Их можно рассматривать как частичную психологическую «смерть». Любые попытки удержаться в прежнем, уходящем качестве обречены на провал. Единственным решением проблемы является повторное «рождение», то есть новый и более широкий подход к отождествлению. Это иногда требует ломки всей личности, что приводит к новому, более высокому уровню и состоянию бытия. Процесс смерти и возрождения представлен в символической форме во многих мистических обрядах и описан на языке религии многими мистиками. В настоящее время он вновь получил широкое распространение, но уже как трансперсональный опыт и реализация.

Данный процесс часто протекает без ясного понимания его значения и даже против воли и желания индивидуума. Однако сознательное, намеренное и добровольное сотрудничество может в значительной степени способствовать его развитию и ускорению.

Этого можно добиться путем выполнения упражнений, известных под названием «разотождествление» и «отождествление», а вернее «самоотождествления». Они помогают нам достичь свободы и права выбора любого аспекта личности, с которым мы хотим отождествления или разотождествления. Последнее зависит от того, что нам кажется наиболее подходящим в возникшей ситуации. Таким образом, мы можем научиться управлять всеми элементами и аспектами нашей личности и искусно использовать их для достижения всеобъемлющего и гармоничного синтеза. По этой причине упражнения играют главенствующую роль в психосинтезе.

Они служат средством, помогающим осознать свое «Я» и развить способность последовательно фокусировать внимание на каждом из основных аспектов личности. Оставаясь сторонним наблюдателем, мы получаем возможность познать и исследовать их.

Первый этап, состоящий из упражнения «разотождествление» (в том виде, как оно приведено далее) включает в себя три части, ведущие к осознанию физического, эмоционального и ментального аспектов. Результатом их выполнения является самоотождествление. После приобретения некоторого опыта упражнение может быть расширено или видоизменено, о чем будет рассказано ниже.

Техника выполнения. Примите удобное положение, расслабьтесь, сделайте несколько медленных и глубоких вдохов (в качестве подготовительного этапа можно использовать любую из методик релаксации). Затем медленно и вдумчиво произнесите следующее:

1. У меня есть тело, однако я не есть это тело. Мое тело может пребывать в различных состояниях: оно может быть здоровым или больным, отдохнувшим или усталым. Однако оно не имеет ничего общего с моим подлинным «Я». Я отношусь к своему телу как к драгоценному инструменту, позволяющему осуществлять какие-то действия во внешнем мире, но это только инструмент. Я хорошо обращаюсь с ним, стараюсь делать все, чтобы оно было здорово. Тем не менее, это не я. У меня есть тело, однако я не есть это тело.

Теперь закройте глаза и повторите про себя основные моменты приведенного выше утверждения. Затем сконцентрируйтесь на самом главном положении: «У меня есть тело, однако я не есть это тело». Постарайтесь по возможности сильнее закрепить этот факт в вашем сознании. Затем откройте глаза и проделайте все в той же последовательности с двумя следующими этапами.

2. Я испытываю какие-то эмоции, однако я не есть эти эмоции. Мои эмоции многообразны, они могут изменяться, становиться своей противоположностью. Любовь может перейти в ненависть, спокойствие — в гнев, радость — в печаль. При этом моя сущность, мое подлинное «Я» остаются неизменными. «Я» всегда «Я». Хотя волна гнева может на время захлестнуть меня, я знаю, что это пройдет, потому что я не есть этот гнев, поскольку я способен наблюдать за своими эмоциями и понимать их истоки, я могу научиться управлять ими и гармонизировать их. Итак, совершенно ясно, что они — это не я. Я испытываю какие-то эмоции, однако я не есть эти эмоции.

3. У меня есть разум, но я не есть мой разум. Мой разум — ценный опыт познания и выражения, но он не является сущностью меня самого. Приобретая новые знания и опыт, впитывая прогрессивные идеи, он находится в непрерывном развитии. Иногда разум отказывается подчиняться мне, поэтому он не может быть мной, моим «Я». С точки зрения как внешнего, так и внутреннего мира это орган познания, но это не я. У меня есть разум, но я не есть мой разум.

Теперь начинается этап отождествления. Повторите медленно и вдумчиво:

4. После отделения своего «Я» от ощущений, эмоций и мыслей я признаю и утверждаю, что я — центр абсолютного самосознания. Я — центр воли, способный наблюдать и подчинять себе все психологические процессы и свое тело, а также управлять ими.

Сосредоточивайте внимание на ведущем положении: «Я — центр абсолютного самосознания и воли». Попытайтесь по возможности глубже проникнуться этой мыслью и закрепить ее в своем сознании.

Поскольку цель настоящего упражнения заключается в достижении особого состояния сознания, то при овладении ею можно значительно изменить технику его выполнения. Так, после определенной тренировки (некоторым людям удастся сделать это с самого начала) можно модифицировать упражнение путем быстрого и динамичного прохождения этапов разотождествления, что подразумевает концентрацию только на ведущих положениях:

а) У меня есть тело, но я не есть мое тело. Я испытываю эмоции, но я не есть эти эмоции;

б) У меня есть разум, но я не есть мой разум.

В подобном случае целесообразно несколько расширить и углубить этап самоотождествления, который будет выглядеть следующим образом:

5. Тогда что есть я? Что остается после того, как я отделил себя от тела? Мои ощущения, чувства, желания, поступки? Остается моя сущность центр самосознания. Это постоянный фактор во всегда меняющемся потоке моей личной жизни. Это то, что даст мне ощущение бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я подтверждаю свою идентичность этому центру и осознаю его постоянство и энергию. (Пауза.)

Я признаю и подтверждаю то, что являюсь центром абсолютного самосознания и творческой динамической энергии. Я понимаю, что, находясь в центре подлинной тождественности, я могу наблюдать за всеми психологическими процессами и своим физическим телом, а также управлять ими и гармонизировать их. Я хочу, чтобы осознание этого факта никогда не покидало душу в суете повседневной жизни, помогало мне и придавало ей определенный смысл и направление.

После того, как вы научились концентрировать внимание на состоянии сознания, можно несколько сократить этап отождествления. Главная задача достижение определенного навыка, позволяющего быстро и динамично пройти все стадии разотождествления, а затем оставаться в состоянии со средоточения на своем «Я» в течение какого-то периода времени, зависящего от вашего желания. Это даст возможность в любой момент отделить подлинное «Я» от переполняющих эмоций, навязчивой мысли, неустраивающей роли и т. д., и оценить ситуацию, ее значение и истоки, а также наиболее эффективные пути выхода из нее с позиции стороннего наблюдателя.

Наилучшие результаты приносят ежедневные занятия, которые желательно проводить в самом начале дня, то есть непосредственно после сна. Таким образом, выполнение упражнения можно рассматривать как символическое второе пробуждение. Важно также повторять его в редуцированной форме несколько раз в день, возвращаясь в состояние разотождествленного «Я».

Упражнение может быть видоизменено и приспособлено к нуждам и целям индивидуума путем добавления этапов разотождествления или включения какихто других аспектов, кроме трех фундаментальных (физического, эмоционального и ментального). Оно может начинаться с разотождествления, целью которого является отделение себя от чувств и желаний, порождаемых стремлением к накоплению материальных ценностей, или от ролей, играемых нами в повседневной жизни.

Ознакомьтесь с приведенными ниже примерами:

а) я испытываю какие-то желания, но я не есть мои желания. Они возникают как следствие внутренних побуждений эмоционального или физического характера или под воздействием других причин. Желания часто меняются, вступают в противоречие друг с другом, меняют свою полярность, сдвигаясь от любви в сторону неприятия или ненависти, и наоборот. Таким образом, мои желания — это не я. Я испытываю какие-то желания, но я не есть эти желания (лучше всего использовать данную модификацию упражнения между эмоциональным и ментальным этапами; описанными выше);

б) я занимаюсь различными видами деятельности и играю в жизни самые разнообразные роли. Я должен играть их и стараюсь делать это наилучшим образом, будь это роль сына или отца, жены или мужа, учителя или студента, художника или администратора. Но я есть нечто большее, чем просто сын, отец, художник. Это только отдельные роли, которые я играю добровольно и за исполнением которых я могу наблюдать со стороны. Таким образом, я — это не мои роли. Я тождественен самому себе, я не только актер, но и режиссер спектакля.

Данное упражнение можно успешно и эффективно использовать при работе с группой. Проводящий занятия зачитывает все положения, а его участники слушают его с закрытыми глазами, стараясь как можно глубже осознать значимость слов.

Примечание. Широко используются еще два варианта фразы: «У меня есть…, но я не есть…». Они звучат следующим образом:

1. У меня есть…, а я не есть…;

2. У меня есть…, а я есть нечто большее, чем….

Самоотождествление. Данная методика была разработана в целях определения положения внутреннего «Я» относительно высшего, Божественного «Я». В ее основе лежат определенные концепции, которые могут помочь в осуществлении контакта между этими «Я». Однако они также могут и препятствовать ему. Здесь нет гарантий. Задача упражнения — сориентировать ваше сознание в нужном направлении и дать возможность почувствовать характер этого контакта. Испытываемые ощущения всегда строго индивидуальны и имеют некоторую мистическую окраску.

Наиболее положительный результат достигается при постоянной и длительной тренировке. Она способствует неуклонному усилению связи с «Я» и росту осознания своей тождественности беспредельности бытия.

1. В качестве подготовительного этапа используется упражнение 7, которое следует выполнять в течение ряда дней, выбрав любую, наиболее подходящую его форму.

2. Научившись достигать состояния стороннего наблюдателя, следящего за потоком ощущений в физическом теле, а также за эмоциями и мыслями, сфокусируйте на нем все свое внимание, то есть постарайтесь «пронаблюдать» сам процесс наблюдения и понять его суть.

3. Представьте себе какой-то период времени, например один час. Постепенно увеличивайте его до одного дня, недели, месяца, десяти, сотни и тысячи лет и т. д. Выбор временного интервала и его последующее увеличение абсолютно произвольны. Теперь, когда вы удерживаете в сознании огромный промежуток времени, постарайтесь раздвинуть его до вечности. Зафиксируйтесь на возникшем ощущении и запомните его.

4. Затем представьте себе сферическое пространство диаметром около 30-ти сантиметров. Постепенно увеличивайте диаметр до метра, пятисот метров, километра, нескольких десятков и тысяч километров и т. д. Выбор пространства и его последующее увеличение также абсолютно произвольны. Пусть все идет так, как это складывается естественно в вашей голове. Теперь, когда вы удерживаете в сознании огромное пространство, раздвиньте его до бесконечности. Зафиксируйтесь на возникшем ощущении и запомните его.

5. Теперь попытайтесь удержать в вашем сознании одновременно два ощущения: вечности и бесконечности. Зафиксируйте внимание на чувстве, которое возникает при этом, и запомните его.

6. Сосредоточьтесь на дыхании, затем мыслях, чувствах, физическом теле. Делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что полностью осознаете себя и свое привычное окружение. Затем попытайтесь быстро и на короткий срок вызвать ощущение того, что вечность и бесконечность где-то «здесь, рядом», и понаблюдайте, что происходит при этом. Отдохните, прислушиваясь к ритму дыхания, после чего откройте глаза и подключитесь к окружающему вас миру через органы чувств.

Определенную пользу может принести запись ваших впечатлений и ощущений, возникших в процессе тренировки. Время от времени просматривайте их в целях осуществления контроля за овладением методикой самоотождествления, которая не может не стать источником наслаждения.

Внутренний диалог. Внутри каждого из нас заключен источник знания и мудрости, благодаря которому известно, кто мы такие, где пребывали и куда идем. Он как бы настроен на стоящие перед нами цели и способен точно предугадать те шаги, которые следует предпринять для воплощения. Вступая в контакт с этим источником, мы можем глубже осознать трудности на пути его развития. С его помощью мы получаем возможность направить весь наш разум и волю на разрешение стоящих проблем. Правильное использование этого источника способствует достижению целостности в повседневной жизни и объединению личностных и трансперсональных параметров, присущих нашей жизни внутри одной реальности.

Источник внутреннего руководства ассоциируется с целым рядом образов. Наиболее распространенные из них — это солнце, алмаз, звезда или луч света, ангел, орел, голубь, феникс, Христос или Будда. В разных обстоятельствах рождаются различные образы. Однако наиболее часто этот источник ассоциируется с образом мудрого и полного любви пожилого человека (мужчины или женщины). Это два самостоятельных архетипа, имеющих как сходство, так и вполне определенные различия. Следует осуществлять контакт с каждым из них. Это поможет лучше узнать их и составить четкое представление о том, к кому из них лучше обратиться в том или ином случае. Обычно старец подбадривает, стимулирует и вдохновляет, тогда как женщина, напротив, успокаивает, воспитывает и подхваливает нас.

Техника выполнения. Данное упражнение способствует установлению связи с внутренним источником мудрости. Самый простой способ заключается в следующем: закройте глаза, глубоко вдохните несколько раз, представьте себе лицо мудрого старца (пожилой женщины), чей взгляд полон любви. Если вы испытываете трудности в воссоздании этого образа, то сначала представьте себе пламя свечи, горящее ровно и спокойно, а затем в центре его постарайтесь увидеть лицо.

Вступите в разговор со старцем (женщиной), используйте его присутствие (избрав для этого наиболее подходящий способ), чтобы с его помощью разобраться в происходящем, получить ответ на интересующие вас вопросы. Этот диалог может проходить как на вербальном, так и невербальном (визуальном) уровне. Затратьте на него необходимое количество времени. По его окончании опишите все, что происходило, в своем дневнике, по возможности давая оценку всем ощущениям и представлениям.

После определенного периода тренировки необходимость создания образа может отпасть совсем, поскольку появляется возможность осуществлять контакт в другой форме. Это может быть внутренний голос (здесь уместно вспомнить Сократа). Информация может также приходить в виде прямого знания того, как следует вести себя в той или иной ситуации. С течением времени контакт с внутренним гидом может стать настолько прочным, что его любовь и мудрость будут играть все большую роль в вашей жизни.

Работа с данным упражнением требует подключения двух процессов, протекающих на ментальном уровне: установления различия и интерпретации происходящего. Мы должны уметь видеть разницу между теми образами, которые подлинны и несут информацию, и химерами. Например, иногда может появляться образ критически настроенного и авторитарного человека, который не испытывает к вам искренней любви. Это может быть одна из ваших подличностей или знакомый человек, которые проецируются в надсознание. Таким образом, вам следует установить разницу, узнать, кто предстал перед вами, и сорвать с него маску. Кроме того, вы иногда можете услышать то, что хотели бы слушать, а не подлинное сообщение.

Во-вторых, полученная информация не всегда имеет четкий и ясный смысл и нуждается в правильной интерпретации. Ярким примером может служить повеление Бога, данное святому Франциску: «Иди и возведи церковь заново». Сначала Франциск подумал о том, что Господь приказал ему заново отстроить небольшую разрушенную церковь Сан Дамиано. Лишь позднее ему открылся истинный смысл возрождение всей католической церкви.

Наконец, следует помнить, что при всей важности подобного контакта не следует злоупотреблять им. Сначала необходимо как можно глубже понять проблему, стоящую перед вами, и лишь если вы действительно не можете найти пути ее разрешения, обратиться за помощью к гиду.

Только с учетом всего вышесказанного, метод внутреннего диалога может стать эффективным и мощным средством продвижения на пути развития личности к духовности с помощью психосинтеза.

Пробуждение и развитие желаемых качеств. Цель настоящего упражнения создание внешних и внутренних условий, которые бы способствовали развитию того или иного качества по желанию занимающегося. Оно предназначается для ежедневных занятий. Здесь мы будем говорить о воспитании спокойствия. Однако упражнение можно легко видоизменить и направить на формирование таких качеств, как мужество, терпеливость, сострадание, оптимизм и т. д. Очень важно, чтобы выбор качества и решение о необходимости его формирования обусловливались не категорией долженствования, а свободным волеизъявлением индивидуума, стремящегося сделать еще один шаг на пути своего развития.

1. Расслабьтесь и глубоко вдохните воздух несколько раз. Сосредоточьтесь на понятии «спокойствие», постарайтесь постичь его смысл и ответить на следующие вопросы: каковы характер, значение и суть этого качества? Записывайте все ощущения, идеи или образы, появляющиеся в процессе занятий, в ваш психологический дневник;

2. Углубите степень сосредоточения и проследите, какие еще идеи и образы, связанные с понятием «спокойствие», порождает ваше подсознание. Опишите наблюдения в дневнике;

3. Осознайте значение этого качества, его цель, возможности применения и ту важность, которую оно приобретает в нашем бурлящем современном мире. Превозносите это качество в мыслях, возжелайте его;

4. Попытайтесь достичь спокойствия на физическом уровне. Расслабьте все мышцы, дышите медленно и ритмично. Придайте вашему лицу выражение спокойствия. Здесь может помочь визуализация себя, пребывающего в данном состоянии;

5. Пробудите в себе это чувство. Представьте себе, что вы находитесь на пустынном берегу, в храме, на поросшей зеленью поляне или в любом другом месте, где вы в прошлом пережили ощущение спокойствия. Повторите несколько раз слово «спокойствие». Позвольте этому ощущению проникнуть в каждую клетку организма, постарайтесь идентифицировать себя с ним;

6. Воспроизведите мысленно те ситуации из вашей жизни, которые раздражали вас или лишали покоя. Возможно, это было пребывание в обществе враждебно настроенного человека, необходимость решить трудную проблему, обязанность быстро выполнить сразу несколько дел, столкновение с опасностью. Представьте себе, а главное, попытайтесь почувствовать, что на этот раз вы абсолютно спокойны (выполнение данного этапа может быть несколько отсрочено ввиду необходимости овладения предыдущими ступенями упражнения);

Источник: http://psy.wikireading.ru/41189

Как бороться с паническими атаками

Правила очень простые, вот только чтобы выполнять их нужна некоторая дисциплина. Так или иначе, стоит попробовать. Сегодня статья не напрямую о панических атаках, скорее о профилактике.

Шесть правил, стабильно помогающих выйти из невроза, – это результат 30-летней практики, наблюдений за пациентами и самим собой

Как и многие психологи, я пришёл в профессию, чтобы разобраться с собственными проблемами. И разобрался!

Это не значит, что все 30 лет я непрерывно думал над созданием «метода Лабковского». Скорее, анализировал, чем поступки человека тревожного и невротического отличаются от поведения человека со здоровой психикой. (Знаю, многие судят по себе и уверены, что психически здоровых людей не бывает в природе, однако я вас уверяю – они есть и живут припеваючи.) Меня интересовало, даже не что творится у них в голове, а как психическое здоровье выражается внешне – именно в виде действий и стиля жизни.

Итогом наблюдений и стали мои шесть правил. Уже несколько лет я живу по ним сам и всем советую.
Правила, на первый взгляд, очень простые

  1. Делать только то, что хочется.
  2. Не делать того, чего делать не хочется.
  3. Сразу говорить о том, что не нравится.
  4. Не отвечать, когда не спрашивают.
  5. Отвечать только на вопрос.
  6. Выясняя отношения, говорить только о себе.

Кому-то, а именно невротикам, выполнение этих правил кажется нереальным, немыслимым в принципе. А кто-то совершенно естественным образом живёт так всю жизнь. И знаете, кто это? Спокойные, независимые люди с высокой самооценкой, стабильной психикой и большим чувством любви к самим себе.

Ведь откуда берутся невротики? Не буду оригинальным и скажу, что из детства, когда мы сталкиваемся с одними и теми же раздражителями. Они повторяются, и психика ребёнка вырабатывает стереотипные реакции. Например, родители ругаются – ребёнок пугается и уходит в себя, а так как орут они постоянно, то ребёнок постоянно находится в страхе и подавленном состоянии. Он растёт, и поведение закрепляется. Раздражитель – реакция, раздражитель – реакция. Идут годы. В мозге за это время формируются связи, рефлекторная дуга – выстроенные определённым образом нервные клетки, которые заставляют реагировать привычным образом на любой аналогичный раздражитель.

Так вот, чтобы помочь человеку преодолеть страхи, тревоги, неуверенность, эту дугу нужно сломать. Создать новые связи, новый их порядок. И есть только один способ это сделать: с помощью поступков, непривычных для невротика.

Ему надо начать действовать по-другому, ломать свои поведенческие стереотипы. И когда есть правила, чётко регламентирующие поведение, – измениться легче. Не размышляя, не рефлексируя, не обращаясь к своему (негативному) опыту.

Мои шесть правил чётко инструктируют, как действовать в каждой конкретной ситуации – от самых простых бытовых (пить с утра чёрный кофе или с молоком?) до поворотных и судьбоносных (заводить ли ребёнка, например). «Так что же мне делать?» – часто спрашивают меня зрители во время лекций, рассказывая о жизненных сложностях. «А как вы хотите?» – просто спрашиваю я в ответ, и тут многие теряются. Потому что, принимая решение, привыкли учитывать что угодно, кроме своих желаний.

Да, этому надо учиться. Но если следовать моим правилам достаточно долго, хотя бы месяц – перемены в конкретных реакциях, да и во всей психике обязательно последуют.

Я также всегда предупреждаю, что, изменив стиль поведения с тревожно-невротического на стабильно здоровый, вы можете потерять людей и деньги. Каких-то людей и какие-то деньги. Например, наконец выскажете подруге, что вам (уже 20 лет) не нравится, когда она флиртует с вашим мужем, и подруга, очень удивившись, перестанет вам звонить. Или поймёте, что работа высасывает из вас все силы, и уволитесь… К этому надо быть готовым. Как и к позитивным переменам вроде новых друзей, новой вдохновляющей работы и новых источников дохода.

Источник: http://www.doctorvlad.com/panic/index.php/2018/02/shest-pravil-kotorye-pomogut-vyjti-iz-nevroza/

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector