Общение детей

Общение детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Одним из видов взаимодействия между людьми является общение. В данном вопросе отмечается множество проблем, когда люди не могут договориться, понять друг друга или найти общий язык. Отдельно проблемы возникают у детей со сверстниками и взрослыми. Возрастные особенности сказываются на том, как разные поколения общаются и какого стиля придерживаются.

Почему детям трудно находить общий язык со взрослыми? Данный процесс является двусторонним, когда проблемы возникают и у взрослых при общении с малышами. Поскольку речь идет о разных этапах развития (умственного и интеллектуального), взглядах на мир, манере общения и даже психическом становлении, то родителям, воспитателям, учителям и прочим взрослым читателям интернет-журнала psytheater.com будет интересно узнать обо всех особенностях и секретах общения с малышами.

Что такое общение с детьми?

У каждого свое понимание того, что такое общение с детьми. Если обратить внимание на то, как происходит контакт современных родителей с их сыновьями и дочками, то можно отметить, что полноценного разговора не происходит. Суета и ежедневные дела, которых становится все больше, лишают возможности родителя уделять должное внимание детям. Несомненно, родители стараются выделить немного времени, чтобы хоть как-то побыть вместе с ними. Однако в чем заключается такое общение с детьми?

Родители, если им удается выделить время на чад, обычно общаются с детьми в назидательной манере, говоря им, что нужно делать, прививая им стандарты жизни, мораль и пр. Дети лишены такого общения, когда родители говорят о своих чувствах, просто делятся своими новостями или впечатлениями. Дети сами не могут рассказать обо всем, что произошло у них за день, поскольку родителей интересуют исключительно оценки и желание поучать, заставлять что-то делать.

Как результат такого общения, отсутствие доверительных отношений между родителями и детьми. Это приводит к тому, что качество общения снижается и заставляет искать других собеседников.

Психологи отмечают, что современные родители не умеют общаться с детьми. Это связано с их занятостью и неправильным пониманием того, что нужно давать своим чадам. Функция матери – создать комфорт и защиту своим детям. Функция отца – подготовить детей к взрослой жизни (это касается как сына, так и дочки). Здесь вопрос не касается только денег. Несомненно, родители должны по возможности дать детям все, что они могут. Но самое главное – это общение между взрослыми и детьми, где мать безусловно любит, а отец обучает жизни в мире, в котором они родились. Здесь речь уже не идет о банальных вопросах. Ведь вспомните себя: вы редко думаете о школе, поскольку все уроки жизни получили после ее окончания.

Взрослые либо стараются избегать конфликтов, либо по конкретным вопросам обращаются к детям, либо наказывают их по необходимости. Общение родителей и детей обретает лишь функциональный характер, где отсутствует открытость, чувства, разделение проблем и переживаний.

В результате ребенок, который не имеет возможности общаться с родителями, становится замкнутым или раздражительным, не умеет устанавливать контакты с окружающими. Нарушаются не только отношения с родителями, когда ребенок вообще прекращает раскрываться перед родителями, но и искажается понимание родительско-детских (семейных) контактов.

О нормальном общении с детьми можно говорить лишь тогда, когда ребенок в любом возрасте рассказывает своим родителям обо всех своих проблемах и переживаниях.

Общение детей со взрослыми

С какого возраста возникает общение детей со взрослыми? Это начинается еще в утробе матери, когда малыш только шевелится и толкается. Именно в этот момент мать должна обратить на него внимание и пообщаться с ним, дать любовь, эмоциональный заряд. Хоть малыш и не понимает всей сложности речевого общения, однако он понимает образы и чувства, которые мать переживает.

Особенно важным становится общение взрослых после рождения ребенка. Малыш еще не говорит, однако именно через постоянное общение с матерью и отцом он приучается к цивилизованному миру. Постепенно он привыкает к речи, начинает ее понимать, что развивает его нравственно, культурно и цивилизованно. Если с ним не общаться, то, скорее всего, разовьется задержка в развитии, поскольку малыш не получает всех нужных ему впечатлений и информации через родительскую речь.

Поскольку малыш еще не умеет читать и добывать нужную ему информацию, большую часть он получает из уст собственных мамы и папы. Что же будет с малышом, если родители с ним вообще не будут общаться? Он будет отставать в развитии.

Семья является первой средой, в которой малыш получает все социальные навыки. Вот почему так важно постоянное взаимодействие с ним. Если малыш общается с родителями, видит их эмоции, наблюдает за поведением, тогда он приучается к тому цивилизованному миру, который находится за пределами дома. Семья – это среда, где малыш обучается всему важному, чем он будет пользоваться в дальнейшем, когда подрастет. То, как часто и качественно родители с ним общаются, будет влиять на его становление и развитие.

Общение с детьми дошкольного возраста

Бурное развитие речи возникает в период дошкольного возраста. Именно в данный период происходит общение не только с родителями, но и с детьми дошкольного возраста. Малыш пробует свои коммуникативные навыки, которые он в первую очередь копирует, наблюдая за собственными родителями.

Сначала речь помогает ему в познании мира, затем все навыки направляются на установление взаимоотношений с другими детьми. По мере своего развития ребенок оттачивает навыки, постепенно вырабатывая свои модели и манеры. Очень важно, что делают родители в данный период:

  1. Во-первых, ребенок их копирует, тем самым осваивая все нормы и правила общества.
  2. Во-вторых, ребенок нуждается в их поддержке, любви и принятии. Родители должны доброжелательно и открыто общаться с ребенком, отмечая наличие у него прав проявлять себя и всему учиться. Только в таком случае ребенок обретает уверенность в себе и берет ответственность за свое поведение, общение. В противном случае при наличии игнорирования, пренебрежения, неуважения он теряет чувство уверенности, самостоятельности и полноценности.

Родителям запрещается обращаться к детям в виде криков, приказов, угроз, команд и предупреждений. Если родители начинают общаться в категоричной форме, тогда ребенок это воспринимает как нежелание понять его проблему, неуважение к нему. Это приводит к нервозности, упрямству, сопротивлению, грубости. Малыш еще больше погружается в свою проблему. Также отмечается понижение самооценки, поскольку ребенок лишается поддержки и понимания со стороны родителей, которые умеют только указывать, командовать и угрожать.

Общение родителей с детьми

Достаточно много проблем возникает в общении родителей с детьми. Поскольку взрослые помнят лишь об одной своей задаче – воспитании, они забывают о том, что их дети – такие же люди, как и они, которые нуждаются в уважении, понимании, сочувствии. Возьмем еще тот факт, что малыш пока не обладает психологической защитой от внешнего мира, поэтому ищет ее у родителей. А в итоге натыкается на игнор, командование, указы, морализаторство.

Ребенку следует давать время на то, чтобы выговориться. Он должен видеть, что родители воспринимают его таким, какой он есть, а не стараются лепить из него другого человека тем, что никогда его не выслушивают, постоянно перебивают, если что-то говорят ему, то лишь то, что ему нужно делать.

Оскорбительными являются различные прозвища, насмешки, попытки снизить значимость детских проблем. Если взрослому кажется, что проблемы нет, это не говорит о том, что ребенок точно так же к этому относится. Старайтесь общаться с малышом так же, как если бы он был взрослым человеком, делая скидку на то, что он еще мало знает и умеет.

Стиль общения с детьми

В зависимости от стиля общения с детьми, в семье формируется та или иная обстановка. Если между взрослыми и чадами нет контакта, тогда проблема еще больше усугубляется. Здесь выделяют такие стили родительского общения с сыновьями и дочками:

  • Отчужденность – поведение родителей, которые не слышат и не обращают внимания на детей.
  • Диктаторство – поведение родителей, которые игнорируют, проявляют грубость, жестокость, неуважение инициативы и желаний ребенка, а также применение физических наказаний, насилия.
  • Вседозволенность (попустительство) – поведение родителей, когда ребенок не слышит слов «надо» и «нельзя», а получает все, на что он скажет «хочу» и «дай». Это делает его упрямым, эгоистичным, конфликтным.
  • Гиперопека – поведение родителей, которые стараются все сделать за ребенка, оберегают его от проблем. Это лишает его возможности стать самостоятельным и мешает развитию.
  • Уважение – поведение родителей, которые любят своего ребенка, поощряют индивидуальные его качества, уважают, общаются на интересные ему темы и позволяют делать свой выбор.

перейти наверх

Общение воспитателя с детьми

Немного другую направленность имеет общение воспитателя с детьми. Здесь педагог постоянно контактирует с малышами, в первую очередь развивая в них определенные качества и стремясь создать благоприятную психологическую обстановку.

Все это обусловлено теми задачами и видом деятельности, которой увлечен педагог с воспитанниками. Здесь учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей. С самыми маленькими детьми происходит общение с использованием ласковых слов. С более старшими детьми педагог может позволить себе некоторые шутки и даже строгость, серьезность.

Немаловажным здесь становится наказание, которое также осуществляется на уровне слов в правильно преподнесенной форме.

Общение детей со сверстниками

Не только семья и воспитатели являются первыми людьми, с которыми ребенок выстраивает общение. Немаловажным становится общение детей со сверстниками, где бушуют чувства в полную силу. Детки могут не только весело играться и смеяться, дружить, но и ссориться, обижаться, пакостить друг другу. Конфликты здесь разыгрываются нешуточные благодаря тому, что ребенок еще слишком серьезно относится к общению со сверстниками.

Родительская задача заключается в том, чтобы понять причины разрушения отношений их ребенка с другими детьми, а также помочь в разрешении проблемы или устранении негативных переживаний. Со стороны может казаться, что ничего страшного между детьми не произошло. Однако именно отсутствие решения проблемы и неприятные чувства после окончания дружбы станут тем фундаментом, на основе которого ребенок будет в дальнейшем делать выводы и принимать решение, как относиться к окружающим.

Общение детей с окружающими людьми является основным этапом в его личностном развитии, социальном становлении, воспитании. Итог зависит от того, насколько хорошо ребенок научается общаться со взрослыми и детьми. Первые навыки он берет от родителей. Все это подкрепляется теми удачами и неудачами, которые возникают у него в отношениях со сверстниками. И закрепляется все теми педагогами, которые являются олицетворением общественного строя.

Источник: http://psytheater.com/obshenie-detey-so-sverstnikami-i-vzroslymi.html

Проблемы общения ребенка со сверстниками

Проблема общения дошкольников всегда была актуальной в исследованиях зарубежных и отечественных деятелей педагогики и психологии.

И это неспроста, так как общение друг с другом в дошкольном возрасте вполне закономерное явление. Дети любят делиться своими впечатлениями во время разных видов деятельности. Совместные игры детей не проходят без общения, которое является ведущей потребностью детей. Без общения со сверстниками у ребенка можно наблюдать определенные психические нарушения.

И, наоборот, полноценное общение является показателем гармоничного развития личности дошкольника.

Общение ребенка не должно ограничиваться лишь отношениями внутри семьи. У дошкольников должны быть контакты со сверстниками, педагогами, другими взрослыми людьми.

Группа детского сада — это практически сцена, на которой разворачиваются межличностные отношения между детьми — ее актерами. В межличностном взаимодействии детей не все бывает гладко. Тут и ссоры, и мир. Временные перемирия, обиды и мелкие пакости.

Во всех положительных взаимоотношениях у дошкольников формируются и развиваются позитивные качества личности.

В отрицательные моменты общения дошкольник получает заряд негативных эмоций, что чревато печальными последствиями в его личностном развитии.

Какими бывают проблемные формы отношения к сверстникам?

К формам общения, которые являются проблемными относят повышенную детскую агрессивность, чрезмерную обидчивость, застенчивость, другие проблемы коммуникации.

Кратко рассмотрим факторы неправильного общения между детьми дошкольного возраста со сверстниками.

Агрессивные дети

Если ребенок агрессивен, то вряд ли с ним станут дружить сверстники. Скорее всего, дети будут избегать такого ребенка. Такие дети являются объектами повышенного внимания со стороны родителей и педагогов.

У большинства дошкольников агрессивность проявляется в той или иной степени. И это нормально, когда ребенок с некоторой долей агрессии реагирует на несправедливые действия со стороны. Однако такая форма агрессивного поведения никак не отражается на общем состоянии малыша и всегда уступает место миролюбивым формам общения.

Но есть дети, чьи агрессивные проявления являются устойчивой стороной личности, сохраняются и даже развиваются в качественные характеристики дошкольников. Это вредит нормальному общению детей.

Обратимся к другой проблеме общения детей.

Обидчивые дети

Хотя обидчивые дети не причиняют другим особого вреда, но общаться с ними тоже очень сложно. Любой неправильно брошенный взгляд в сторону таких дошкольников, случайно выроненное словечко, и вы уже теряете всякий контакт с таким ребенком.

Обиды бывают очень продолжительными. Обидчивому ребенку непросто преодолеть это чувство, и он надолго может замкнуться в себе.

Это чувство разрушительно действует на любые дружеские отношения. Обиды приводят к болезненным переживаниям детей. Они берут свое начало в дошкольном возрасте. Дети более раннего возраста еще не знакомы с этим чувством.

В период дошкольного детства, когда формируется самооценка ребенка, обида возникает внезапно и укореняется глубоко в детском сознании.

В отличие от агрессивного ребенка, обидчивый малыш не дерется, не проявляет физическую агрессию. Но поведение обидчивого дошкольника демонстративно страдальческое. И оно не располагает к дружескому общению.

Зачастую обиженный дошкольник специально привлекает к себе внимание окружающих, намеренно отказываясь от общения с любым, кто к нему приближается.

И еще одна проблемная категория детей в плане общения.

Застенчивые дети

Общение с застенчивыми детьми приносит мало удовольствия. С незнакомыми детьми и взрослыми они вообще отказываются общаться. Познакомиться с ними — проблема высшего уровня.

К сожалению, у большинства детей дошкольного возраста можно наблюдать зачатки застенчивости. И если у 60% дошкольников застенчивость улетучивается как только ребенку предлагают что-то интересненькое, то других вытянуть на разговор — большая сложность.

Разговорить застенчивого дошкольника удается далеко не каждому и не всегда. При приближении незнакомого человека, будь то взрослый или ребенок, застенчивый малыш чувствует эмоциональный дискомфорт, робеет. В его поведении можно уловить нотки тревоги, и даже страха.

У застенчивых дошкольников, как правило, заниженная самооценка, что и мешает им вступать во взаимоотношения со сверстниками. Им кажется, что они сделают что-то не так, как от них требуют. И поэтому отказываются вообще делать шаги навстречу к коллективу детей.

Остаются в стороне от общих дел и любой совместной деятельности, наблюдая за играми других детей со стороны.

Хочется отметить еще один тип детей, имеющих проблемы в общении.

Демонстративные дети

Такие дети, как правило, сравнивают себя с другими детьми и демонстрируют свои успехи всем окружающим. Они высокомерны и горды, даже будучи в детском возрасте.

Демонстративность переходит постепенно в устойчивое качество личности ребенка и приносит ему самому немало негативных переживаний. С одной стороны, ребенок расстраивается, если его воспринимают иначе, чем он себя выставляет. С другой стороны, он не желает быть таким как все.

Временами демонстративный ребенок способен совершить положительный поступок. Но это совсем не ради другого, а только лишь для того, чтобы в очередной раз показать себя, продемонстрировать свою доброту.

Общение с демонстративным ребенком очень осложняется в дошкольном возрасте. Демонстративные дети любят привлекать к себе излишнее внимание, часто приносят в детский сад красивые игрушки, чтобы похвастаться перед другими детьми.

Что интересно, демонстративные дети бывают активны в процессе общения. Но это общение с их стороны лишено интереса к другому.

Говорят они исключительно о себе любимом. Если же им не удается самоутвердиться в глазах сверстников, и особенно взрослых, то такие дети начинают проявлять агрессию, скандалят, ссорятся со всеми подряд.

И хотя общаться с ними другие дети особо не хотят, сами же они очень нуждаются в окружении. Потому что им нужно, чтобы их кто-то слушал, чтобы демонстрировать себя перед социумом.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Как мы рассмотрели выше, общение дошкольников со сверстниками очень зависит от них самих. Если они агрессивны, обидчивы, завистливы или демонстративны, то у них в процессе общения часто наблюдаются проблемы.

Но у всех детей рассматриваемого нами возраста есть и общие особенности общения со сверстниками.

Дошколята отличаются повышенной эмоциональностью. В коллективе сверстников у них проявляются другие формы общения.

Это касается экспрессивно-мимических проявлений. Дети вообще очень любят во время разговоров жестикулировать, подкреплять свои высказывания мимикой. Это помогает им быть эмоционально выразительными во время общения.

Хочется отметить некоторые особенности общения детей в дошкольном возрасте. Дети очень любят общаться. Во время общения со сверстниками у них происходит формирование речевых навыков, развитие коммуникативных умений. Наблюдаются, конечно, и некоторые проблемы с коммуникацией, связанные с частыми конфликтами в детском коллективе.

Общение со сверстниками более раскрепощено, чем со взрослыми. Тут преобладают совершенно иные формы поведения. К особенностям поведения детей дошкольного возраста во время общения можно отнести и ненормированные коммуникативные образцы. Такие как подпрыгивание, причудливые позы, кривляния. Один ребенок может намеренно передразнивать другого, что не происходит в общении со взрослым.

Но в каждом свободном проявлении ребенок раскрывает свои индивидуально-личностные особенности. И эти отличительные особенности общения детей со сверстниками остаются до конца дошкольного детства.

Другой особенностью детского общения в дошкольном возрасте можно считать то, что у ребенка преобладает инициатива в ответных действиях. На реплику другого ребенка дошкольник быстро реагирует ответной активностью. В такие моменты происходит развитие диалоговой речи. При этом можно заметить такие проблемы, как протесты, обиды, конфликты, потому что ребенок пытается сказать свое веское слово последним. И никто из детей не желает уступать.

О формах общения детей со сверстниками

Теперь стоит поговорить немного о формах общения ребенка в кругу сверстников.

Первой формой общения детей дошкольного возраста принято называть эмоционально-практическую.
Ребенок, чаще в младшем дошкольном возрасте, ожидает соучастия в затеях и шалостях. Такая форма общения ситуативна и зависит от конкретной ситуации.

Проблемы в такой форме общения могут возникать в моменты взаимодействия партнеров коммуникации. Либо дети переключаются во внимании от собеседника на какой-то предмет, либо дерутся из-за этого предмета.

Это связано с тем, что развитие предметных действий еще не происходит на достаточном уровне, а потребность в использовании предметов при общении уже формируется.

Проблемные ситуации дети в таких случаях разрешают неохотно.

Другой формой общения между сверстниками назовем ситуативно-деловую.

Где-то к четырем года начинается ее формирование и продолжается до 6-летнего возраста. Особенности данного этапа в том, что теперь у детей начинают развиваться навыки ролевой, даже сюжетно-ролевой игры. Общение становится уже коллективным.

Берет начало развитие навыков сотрудничества. Это не то же самое, что соучастие. Если в эмоционально-практической форме общения дети действовали и играли индивидуально, хотя и находились в одном коллективе. Но каждый представлял себя другим. Здесь же дети в игре тесно связаны единым сюжетом и взятыми на себя ролями.

Выпадет одна роль, и возникает проблема — сюжет игры нарушен.

Поэтому можно констатировать, что ситуативно-деловая форма возникает на почве общего дела для достижения некоего общего результата взаимодействия со сверстниками.

У популярных детей формирование навыков общения в такое форме сотрудничества опережает развитие коммуникативных умений детей, менее заметных в детском коллективе.

Тут даже стоит отметить, что агрессивные дети и демонстративные, о которых мы говорили ранее, больше преуспевают в формировании навыков общения, нежели дети обидчивые и завистливые, которые чаще остаются в стороне из-за личностных особенностей.

В 6-7-летнем возрасте у детей дошкольного возраста навыки общения приобретают уже более-менее сформированный характер. Дети становятся более доброжелательными к сверстникам. Начинается формирование навыков взаимопомощи. Даже демонстративные дети уже начинают не только говорить о себе, но проявляют внимание к высказываниям других детей.

В это время начинается формирование внеситуативной формы общения, которое идет в двух направлениях:

  • рост и формирование внеситуативных контактов (дети рассказывают о том, что делали и видели, планируют дальнейшие действия и делятся своими планами с другими, учатся оценивать слова и поступки других);
  • формирование образа сверстника (появляются избирательные привязанности к сверстниками независимо от ситуации общения, и эти привязанности весьма устойчивы к концу дошкольного периода детства).

Таковы в общих чертах особенности форм и проблемы общения дошколят. Теперь перейдем к рассмотрению эффективных способов развития навыков общения между ребенком в кругу сверстников.

Как развивать навыки общения детей дошкольного возраста в ДОУ?

Навыки общения ребенка-дошкольника со сверстниками активно формируются в процессе диалога между детьми. Детская диалоговая речь несет в себе основы разговорной речевой деятельности в целом. Тут и развитие монологических навыков, и формирование речевой готовности дошкольника к предстоящему обучению в школе.

Диалоги активно используются детьми во время игр и других совместных видах деятельности.

При этом важная роль отводится взрослому, который принимает активное участие в таком общении между детьми.

Совместные игры, как форма общественной жизни ребенка этого возраста, способствуют решить многие проблемы взаимоотношений.
Сюжеты ролевых игр помогают развивать навыки общности и построения диалогового общения. В играх можно реализовать формирование всех форм общения.

Взрослому необходимо учить детей начинать, продолжать и заканчивать диалог. Ребенок должен уметь поддерживать разговор, отвечая на поставленные во время диалога вопросы.

Диалог является очень непростой формой общения, через которую в полной мере реализуется социальное взаимодействие. Поэтому взрослый должен как можно чаще обращаться к ребенку, соблюдая позитивный эмоциональный тон. Это будет располагать дошкольника к разговору. Особенности общения во время диалога способствуют формированию навыков построения предложений разных типов, от простых повествовательных до сложных по своей конструкции и фонетическим аспектам.

Через диалог реализуются все основные речевые навыки и умения, как собственно речевые, так и навыки речевого этикета.

Подводя итоги, заметим, что формирование общения в дошкольном возрасте необходимо еще и потому что это поможет ребенку, поступающему в школу, быстро адаптироваться в социуме.

Источник: http://podrastu.ru/deyatelnost/obshenie-rebenka-sverstnikami.html

Понятие, сущность и виды общения. Качества, важные для процесса общения, их характеристика. Формы, мотивы и особенности общения детей со сверстниками. Роль общения со сверстниками в психическом развитии детей. Причины трудностей общения дошкольников.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Вся жизнь человека проходит в общении и межличностных контактах, и от того, как он выстраивает свои отношения с другими людьми, во многом зависит успех и эмоциональное благополучие. Именно в дошкольном возрасте начинают складываться элементарные навыки общения, появляются первые проблемы, связанные с трудностями в межличностных контактах. И чем раньше взрослые окажут детям необходимую помощь, тем лучше в будущем человек адаптируется к социуму, будет полноценно развиваться как личность. общение дошкольник сверстник психический

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В этом возрасте общение со сверстниками становиться ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. Развитие сферы общения является необходимым условием, как для общего психического развития личности ребенка, так и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности.

1. Общая характеристика общения: определение, виды, качество

Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания. [1, с.35]

В общении реализуются социальные отношения людей. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления житейского опыта.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации.

Виды общения. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно отметить несколько классификаций общения.

· Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

· Когнитивное (обмен знаниями);

· Кондиционное (обмен физиологическими и психическими состояниями);

· Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

· Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

· Биологическое общение — необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

· Социальное общение — преследует цели расширения и укрепления ме6жличностных контактов.

· Непосредственное (осуществляется с помощью естественных органов);

· Опосредованное (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией);

· Прямое (личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);

· Косвенное общение (общение через посредников).

4) Деловое общение — содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

5) Личностное общение — сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера.

6) Инструментальное это общение, которое преследует какую-то цель, кроме получения удовлетворения от акта самого общения.

Качества важные для процесса общения:

· Доброжелательность Способность чувствовать и проявлять свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию к другим людям, даже когда не одобряешь их поступки, готовность их поддержать;

· Эмпатия Умение встать на место другого человека, посмотреть на мир его глазами, воспринимать поступки с его позиций, увидеть себя его глазами;

· Аутентичность Умение быть естественным в отношениях, открытым, не скрываться за масками или ролями, не «строить из себя», не стараться казаться другим, а быть самим собой;

· Конкретность Умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, поступках, отказ от общих рассуждений, многозначительных и непонятных для собеседника, от пространных, наводящих скуку, «умствований вообще»;

· Инициативность Способность самому устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны других, склонность к активности в отношениях, к тому, чтобы «идти вперед и вести за собой»; готовность браться за какие-то дела, требующие активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;

· Непосредственность Умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям, своей точки зрения, не скрывая и не замалчивая;

· Открытость Искренность, готовность открыть другому свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими; следует отличать открытость от нездорового стремления раскрыть все свои самые интимные секреты, выложить всю свою подноготную посторонним людям, поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям;

· Принятие чувства Умение выражать эмоции и готовность принимать их выражение со стороны других, отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своим чувствами или чувствами других людей, не стоит смущаться или бояться проявления своих или чужих переживаний, даже очень сильных или тяжелых, — ведь для человека естественно чувствовать различное эмоциональное отношение к происходящему, только камень ничего не чувствует;

· Толерантность, терпимость В случае возникновения трений или конфликтов — умение «с глазу на глаз» поговорить с другим человеком и, не допустив обострения ситуации, выяснить источники разногласий, найти компромисс; готовность в некоторых случаях пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а стремясь установить пусть не дружеские, но открытые и ровные отношения, прийти к какому-то соглашению;

· Самопознание Исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, видение себя «со стороны» и стремление воспользоваться для этого помощью окружающих, готовность прислушиваться к их мнению, но при этом самому быть автором своей самооценки (ведь только ты сам знаешь, какой ты на самом деле); к конфликтам следует относиться как к новому опыту взаимоотношений, а к высказываемой людьми критике — как к новой информации, важной для более глубокого самопознания. [11, с. 235]

2. Особенности общения детей со сверстниками: формы общения, виды, ведущие мотивы

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как, бы переломы. От двух до семи лет отмечается два таких перелома; первый происходит приблизительно в четыре года, второй— около шести лет. Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии со сферой общения со взрослым, были названы формами общения дошкольников со сверстниками.

Изменения отдельных аспектов, характеризующих развитие разных структурных компонентов общения — потребностей, мотивов, операций и пр., — в совокупности порождают интегральные, целостные образования, представляющие собой уровни развития коммуникативной деятельности. Эти качественно специфические образования, являющиеся этапами онтогенеза общения, были названы нами «формами общения»[6,с.46].

Формой общения называют коммуникативную деятельность на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности черт и характеризуемую по нескольким параметрам. Основными среди них являются следующие 5 параметров:

1) время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства;

2) место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка;

3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения;

4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми;

5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка с людьми.

Формы общения со сверстниками:

Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

· Ситуативно-деловая (с 4 до 6 лет)

Этот период — расцвета ролевой игры. Сюжетно — ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)

Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше — на игровом уровне.

Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.[10,с.17]

Выделяют три ведущих мотивов общения дошкольников со сверстниками:

* деловой мотив, под воздействием которого дошкольник побуждает сверстника к общению в качестве партнера по практическому взаимодействию, у обоих возникают положительные эмоциональные состояния от самого процесса совместной деятельности;

* личностный мотив, который проявляется в феномене «невидимого зеркала», т.е. дошкольник видит в действиях сверстника отношение к самому себе и почти не замечает в нем все остальное;

* познавательный мотив, под воздействием которого осуществляется общение со сверстником как с равным ребенку партнером, что можно использовать для развития познания и самопознания.

В дошкольном возрасте действуют все три вида мотивов: положение ведущих в три-четыре года занимают деловые с четко определившимися личностными; в четыре-пять лет — деловые и личностные при доминировании первых; в пять-шесть лет — деловые, личностные, познавательные, при почти равном положении деловых и личностных и при тесном переплетении личностных и познавательных; в шесть-семь лет — деловые и личностные.[10,с.16]

3. Характеристика контактов детей со сверстниками

Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении дошкольника со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослым. Общаясь со сверстником, ребенок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и др. Столь широкий диапазон детских контактов определяется большим разнообразием коммуникативных задач. Взрослый до конца дошкольного возраста остается в основном источником оценки, новой информации и образцов действия. По отношению к сверстнику уже с 3-4-летнего возраста ребенок решает значительно более широкий спектр коммуникативных задач: управление действиями партнера, контроль за их выполнениями, оценка конкретных поведенческих актов, совместная игра, навязывание собственных образцов, сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра коммуникативных действий.

Второе яркое отличие общения сверстников обобщения их с взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем в общении сверстников (по данным В. Ветровой) наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной направленностью. В среднем, дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым.

Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, связана с тем, что начиная с 4-летнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения, которая выражает степень напряженности потребности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. п. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников, позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность и свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств, остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.[11,с.239]

Еще одна отличительная особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем с взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от 3 к 6-7 годам.[10,16]

4. Причины трудностей в общении детей дошкольного возраста, их преодоления

Трудности в общении проявляются в неумении ребенка ориентироваться в ситуации общения, правильно понимать эмоциональное состояние партнеров, выбирать адекватные способы взаимодействия.

У детей дошкольного возраста выделяют две группы по характеру трудностей в общении:

1) Типы избегания общения;

2) Типы неадекватного общения.

Дети избегающие общения: аутичные, замкнутые, стеснительные, застенчивые, необщительные дошкольники как нежелающие общаться с широким кругом людей.

Дети с неадекватными формами общения: эгоцентричные (с неадекватной ситуацией общения); неумеренно общительные (назойливые); конфликтные с проявлениями враждебности и агрессивности.

Причины нарушений общения и межличностного взаимодействия:

· Отсутствие эмоциональных контактов в раннем детстве с матерью.

· Негативное отношение со стороны взрослых, отсутствие любви, что привело к нарушениями эмоциональной сферы.

· Слабый тип нервной системы, повышенная тревожность, чувство неполноценности.

· Долговременное отсутствие контактов со сверстниками.

· Незнание норм взаимоотношений, недостатки воспитания (атмосфера вседозволенности.)

Преодоление трудностей в общении детей дошкольного возраста

· Необходимо ограничить отрицательную оценку поведения ребенка, особенно в присутствии других детей. При необходимости отрицательной оценки поведения ребенка сделать ее один на один, без присутствия кого-либо.

· Необходимо предоставить ребенку возможность в чем- то значимом проявить себя (например, педагог предварительно дает ребенку домашнее задание, с которым он выступает перед подгруппой детей).

· Нужно организовывать совместные встречи детей и родителей вне детского сада (посещение праздников, концертов, выступлений). Родителям ребенка с проблемами общения нужно познакомиться с родителями тех детей, с кем хочет дружить их ребенок.

· В отдельных случаях при неблагоприятном положении ребенка в группе сверстников целесообразно использовать метод возрастных перемещений (статусной психотерапии). На 30 дней детей с проблемами переводят на ступеньку ниже (например, из подготовительной группы детского сада в старшую). При этом такие отрицательные формы поведения у ребенка как обида, уступки, защитные реакции и т.п., уступают место положительным формам поведения: поддержать , похвалить, желание помочь и т.д. в целом при использовании метода возрастных перемещений отрицательное отношение к окружающим меняется на положительное отношение. В свою прежнюю группу дети возвращаются, имея новые формы личностного реагирования.

· При преобладании у ребенка эгоистических — мотивов в поведении его переводят на 30 дней на ступеньку выше (например, из старшей группы детского сада в подготовительную). При таком относительном понижении успешности деятельности ребенка происходит сначала усиление отрицательных доминантных реакций (приказы, нападки, ругань и т.п.), а потом снижение и замена на положительные реакции.

· Помогут в решении проблем в общении и специальные игры по развитию общения. В зависимости от возраста детей используются готовые сказки и сказки, сочиненные детьми. Игры необходимо направлять на решение неожиданных проблемных ситуаций, преодоление препятствий, спонтанное взаимодействие и умение договариваться. Умение договариваться является ключевой фразой при решении проблем в общении. Среди русских народных сказок сказка «Теремок» как нельзя лучше подходит для этих целей. В этой сказке приход всех персонажей символично можно обозначить как приход ребенка в группу детского сада. Как рассказать о себе, как сделать себе рекламу, презентовать себя, как договориться с остальными? Ответы на эти вопросы можно помочь найти ребенку во время проигрывания этой сказки.[2,с. 118-120]

5. Роль общения детей со сверстниками в психическом развитии

Общение со сверстниками — необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада [7,с.78].

Общение ребенка со сверстниками — это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения с взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие.

В возрасте трех лет контакты детей ситуативны, малосодержательны и часто конфликтны. Они скорее играют рядом каждый в своё, лишь изредка оценивая игру соседа или ненадолго подключаясь к ней.

Со временем с помощью взрослого малыш усваивает правила совместной игры. Усвоив закон «очередности» и отдавая на время свое «сокровище» товарищу, он и сам может претендовать на его игрушку. А если к грузовичку приятеля добавить свой совочек, получится загрузка транспорта песком и можно строить домик. Так возникает сюжетная игра, настолько привлекательная, что играющие вместе дети преодолевают каждый свой эгоизм, начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.

Выявление отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.

Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявит свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества, в связи с особенностью дошкольного возраста определят всё дальнейшее формирование личности, а также могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.

Трудно вывести закономерность, почему одни дети чрезвычайно притягательны для ровесников, а другие, ничем их не хуже, — нет. Психологи полагают, что в основе избирательности — способность популярных детей максимально удовлетворять потребность ровесников в общении.

Популярный ребенок обычно инициативен в контактах, чувствителен к переживаниям других, доброжелателен, признает заслуги товарищей по игре и сопереживает им. Другими словами, популярный ребенок умеет общаться и неэгоистичен. На его популярность оказывает влияние и взрослый, неприязнь или симпатия которого, даже не выказываемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу. Поэтому и наладить их, и ввести отвергаемого малыша в игровой коллектив может именно авторитетный взрослый. Как показали опыты, достаточно серии несложных занятий, в которых взрослый выделяет в отвергаемом ребенке положительные черты, чтобы дети постепенно приняли его в свой круг.

Иногда во взаимоотношения с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника. Неподготовленность детей к социальным коллизиям, впервые возникающим перед ними, очевидна. Рано или поздно ребенок овладевает подходящими к каждому конкретному случаю способами воздействия на сверстников, а пока его ни на минуту нельзя оставлять наедине с этими проблемами. Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, — а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Ребенка нельзя оберегать от сверстников из страха, что его отвергнут. В школе на первый план выйдет очень серьезная задача: систематическое овладение основами знаний, и тут отношения со сверстниками могут стать либо родительской опорой, либо колоссальной помехой. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.

Ребенку с дошкольного возраста жизненно необходима компания, как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.[2,с.111-113]

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00859887_0.html

Людмила Кутепова
Общение детей дошкольного возраста

Определение общения необходимо, в первую очередь, потому, что сам термин широко употребляется в русской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно понимаемое, но научно не определенное значение. Такое определение требуется еще и потому, что в научной литературе смысл термина «общение» зависит от теоретических позиций исследователей, которые его употребляют. [5]

Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, И. С. Кон, психолингвистов (А. А. Леонтьев, специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андреева, детской и возрастной психологии (В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский). Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл.

Так, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М. С. Каган считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой.

Одни исследователи (Г. А. Балл, В. Н. Брановицкий, А. М. Довгчлло) признают реальность взаимоотношений человека с машиной, в то время как другие полагают, что «разговор об общении с неодушевленными предметами (например, с ЭВМ) имеет только метафорический смысл». Известно, что и за рубежом предложено множество дефиниций общения. Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А. А. Леонтьева сообщает, что только в англоязычной литературе уже к 1969 году было предложено 96 предложений понятия общения. [9]

Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания. [2]

Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Для общения характерно также то, что здесь каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело». [3] Обследование врачом пациента, находящегося в бессознательном состоянии, не общение. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. На эту особенность общения обращают внимание А. А. Бодалев, Е. О. Смирнова и другие психологи. На этом основании Б. Ф. Ломов утверждает, что «общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты», и чуть дальше: «Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект». Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Мы согласны со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения оценивается и анализируется по следующим компонентам: адресат — субъект общения, адресант — кому направлено сообщение; сообщение — передаваемое содержание; код — средства передачи сообщения, канал связи и результат — что достигнуто в итоге общения. [5]

Данный подход представлен в работах Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Г. М. Андреевой, Ю. А. Шерковина и других. Это системно-коммуникативно-информационный подход.

Другой распространенный подход к общению, рассматривая его как психологическую категорию, мы интерпретируем его как деятельность, и потому синонимом общения является для нас термин коммуникативная деятельность.

Следовательно, существует несколько подходов к пониманию общения. Наиболее целесообразно рассматривать общение как неразрывное единство общения и деятельности. [3]

Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них получили концепции С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н Леонтьева.

Выделяют следующие стороны общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Эти стороны общения проявляются одновременно. Коммуникативная сторона проявляется в обмене информацией, интерактивная — в реализации взаимодействия партнеров общения при условии однозначного кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения, перцептивная — в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия. [5]

Наиболее универсальное средство человеческого общения – язык и речь. Язык – это основная система, при помощи которой мы кодируем информацию, и является основным инструментом коммуникации. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самопознание личности. Язык существует и реализуется через речь.

В речевом общении имеют значение такие особенности, как:

Значение, смысл слов, фраз. Играют важную роль точность употребления слов, его выразительность, доступность, правильность произношения звуков, гибкость и выразительность интонации.

Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция голоса, тональность, ритм, тембр, интонация, дикция.

Выразительные качества голоса.

К неречевому воздействию относятся мимика, пантомимика, жесты, также расстояние, на котором общаются собеседники [24].

Монологическое общение предусматривает межличностное общение неравноправных, не обладающих равной активностью партнеров. Диалог, напротив, предполагает сопрягаемость и одновременность действий; сменяемость позиций воздействующего и отражающего, взаимную интеллектуально-волевую активность; обменный характер действий. [24]

Выделяется две разновидности монологического общения: императив и манипуляция.

Ролевое общение предполагает ту или иную форму регламентации содержания, средств общения; общение осуществляется с позиций соответствующих социальных ролей. Личностное общение возможно при знании личности партнера, умении предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение [24].

Ритуальное общение – чаще всего пролог к построению отношений, однако оно может выполнять и самостоятельные функции в жизни современного человека: укрепление психологической связи с группой, повышение самооценки, демонстрация своих установок и ценностей, то есть в ритуальном общении человек подтверждает свое существование в качестве члена общества той или иной важной группы. По своей сути оно ролевое. Отличительная особенность ритуальных отношений состоит в их безличности.

Диалогическое общение – это равноправное субъект субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению.

Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают не выраженное, косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственное, контактные, а тип общения их создающего – межличностным типом общения.

Таким образом, общение многолико; включает много форм, видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение — важнейший фактор формирования личности, так же общение – это наилучший путь для того, чтобы познать себя.

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой Доклад из опыта работы на тему: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой». Общение — одна.

Общение мальчиков и девочек в рамках дошкольного возраста «Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста» на тему: «Общение мальчиков и девочек в рамках дошкольного.

Активизирующее общение с детьми Активизирующее общение воспитателя с детьми Подвести детей к самостоятельному, творческому применению обогащенного реального и игрового.

Мастер-класс: Эмоционально-личностное развитие детей через общение со сверстниками и организация предметно-развивающей среды Цель: Раскрыть значение эмоционально-личностного развития детей в общении со сверстниками. Познакомить педагогов с разнообразием организации.

Общение дошкольников со сверстниками Общение дошкольников со сверстниками. В настоящее время тема общения дошкольников со сверстниками является весьма актуальной, так как в.

Общение ребенка раннего возраста со значимым взрослым Ильина С. В., магистр ИППО ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва, Е-mail: luchik192@gmail.com Демидова Н. И. ,.

Общение воспитателя с родителями Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка в игровой деятельности состоит из трех блоков:.

Общение воспитателя с родителями воспитанников Устный журнал для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов.

Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции По данным мировой статистики, в последние годы число речевых расстройств в детском возрасте растет, в связи с чем актуальность профилактики.

Система работы дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста В Федеральном государственном стандарте основного общего образования указывается на необходимость формирования «патриотизма, основанного.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/obschenie-detei-doshkolnogo-vozrasta-661177.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector