Психология профессионального общения

Психология профессионального общения

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

(подборка материала по статьям и учебным пособиям)

Социономические профессии: психологи, учителя, юристы, менеджеры, педагоги и др.

Профессиональная коммуникация – определенная последовательность вербального и невербального поведения при обмене профессиональной информацией.

Формы профессионального общения 1 :

Приемы и презентации

Уровни профессионального общения:

Межличностное (актуальные факторы: сложившиеся отношения: симпатия, конфликт).

Внутригрупповое (статусы, борьба за лидерство, конформизм, гомогенные группировки, фасилитация, ингибиция, включенность личности в группу).

Межгрупповое (аттитюды, экспектации, стереотипизация, идентификация, ингрупповой фаворитизм).

Структура межличностных взаимоотношений в организации:

Социально-ролевой уровень (основной принцип – нормативность)

Деловой (основной принцип – эффективность)

Интимно-личностный (принцип – эмпатия)

роли участников («плохой полицейский – хороший полицейский»)

набор и порядок действий (сценариев)

правила и нормы

Процессуальная (по Доценко Е.Л.):

выбор позиции в отношении другого

проверка соответствия (возможности «пристроиться»)

определение пространственно-временных границ для выбранной позиции

оформление занятой позиции посредством вербальных и невербальных средств («ваше место – у параши»)

Межличностные взаимоотношения определяются следующими особенностями взаимодействующих субъектов:

статусами (Члены организации более низкого статуса демонстрируют уважение, стремятся добиться благосклонности. Лоулер, Портер, Танненбаум обнаружили в условиях организации стремление к общению с сотрудником более высокого статуса – менеджеры стремились к общению с руководителем, нежели с подчиненными. Руководители предпочитали общение друг с другом.);

демографическими различиями (половыми, возрастными профессиональными, уровнем образования);

отношением к делу;

чертами характера (общительность, остроумие, отзывчивость…).

Члены организации склонны к организации гомогенных микрогрупп, реагирующих солидарно на значимые для организации ситуации.

Формы межличностных взаимодействий в организации:

Социальный ритуал (исторически сложившаяся форма символического поведения в организации);

Межличностный ритуал (стереотипные формы поведения, функция которых – стабилизация отношений);

Мотивы межличностного взаимодействия (по М.Р.Битяновой):

кооперация (максимизация общего выигрыша)

индивидуализм (максимизация своего выигрыша)

конкуренция (максимизация относительного выигрыша)

альтруизм (максимизация выигрыша другого)

агрессия (минимизация выигрыша другого)

равенство (минимизация различий в выигрышах)

Социальный ритуал – исторически сложившаяся форма социально санкционированного символического поведения, где способ и порядок действий строго канонизированы и не имеют видимого рационального объяснения.

стереотипность действий и их последовательности

символический характер действий

коммуникативная (организация общения)

социализирующая (социальный контроль норм поведения)

ориентационная (определение границ взаимодействия, сценария общения)

стабилизирующая (организация совместной деятельности, контроль эмоций, символизация стабильного миропорядка).

Формы ритуального поведения 2 :

фатическое общение (обмен ритуальными фразами, жестами ради поддержания контакта)

Тест на коммуникабельность 3

Ответив на следующие вопросы, попробуйте оценить свои способности к речевому общению, обратите внимание на содержание вопросов и проанализируйте свое поведение в аналогичных случаях. Предполагается три типа ответов: «да», «нет», «иногда».

Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время)?

Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 1000 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

Вас приводит в ужас любая очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе театра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения?

Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устном?

Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо собрании?

Подсчитайте свои результаты: «да»—2 балла, «иногда»—1, «нет» — 0.

Если вы набрали 16 баллов, вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда. На вас трудно положиться в деле, где нужно общение в речевой форме. Старайтесь стать общительнее, раскованнее!

От 11 до 16 баллов — вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому, наверное, у вас мало друзей.

От 7 до 10 баллов. Нормальная коммуникабельность.

37 баллов — общительность бьет из вас ключом. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях и всюду чувствуете себя в своей тарелке.

Менее трех баллов — ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами.

В инструкции для руководителей заводов Форда говорится: «Терпение и вежливость — краеугольные камни работы руководителя. Терпение и вежливость!»

Карнеги считает, что именно публичная речь — основное средство карьеры и самоутверждения. Неудачи в публичных выступлениях, особенно систематические, могут поселить в Вас чувство неполноценности, тревогу и страх.

Уверенность в общении

Ф. Зимбардо предложил методы, которые помогут вам преодолеть низкую самооценку и сформировать ощущение уверенности в себе. Постарайтесь выполнить все предложенные действия. Каждое поможет вам приблизиться к достижению положительного самовосприятия. Описанные ниже пятнадцать шагов помогут вам в организации ваших усилий.

Пятнадцать шагов к уверенности в себе

1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте свои цели.

2. Решите, что для вас ценно, во что вы верите, какой вы хотели бы видеть свою жизнь. Проанализируйте свои планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня, чтобы воспользоваться этим, когда наметится прогресс.

3. Докопайтесь до корней. Проанализировав свое прошлое, разберитесь в том, что привело вас к нынешнему положению. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил вас страдать или не оказал помощи, хоть и мог бы. Простите себе самому прошлые ошибки, заблуждения и грехи. После того, как вы извлекли из тяжелых воспоминаний хоть какую-то пользу, похороните их и не возвращайтесь к ним. Дурное прошлое живет в вашей памяти лишь до той поры, пока вы его не изгоните. Освободите лучше место для воспоминаний о былых успехах, пусть и небольших.

4. Чувства вины и стыда не помогут вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им.

5. Ищите причины своего поведения в физических, социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не в недостатках собственной личности.

6. Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному. Реальность — это не то, что каждый по отдельности видит, это не более чем результат соглашения между людьми называть вещи определенными именами. Такой взгляд позволит вам терпимее относиться к людям и более великодушно сносить то, что может показаться унижением.

7. Никогда не говорите о себе плохо; особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты — «глупый», «уродливый», «неспособный», «невезучий», «неисправимый».

8. Ваши действия могут подлежать любой оценке, если они подвергаются конструктивной критике — воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать вас как личность.

9. Помните, что иное поражение — это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, которые не стоили усилий, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать.

10. Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать свою неполноценность. Если вам не удается изменить их или себя настолько, чтобы почувствовать уверенность, лучше просто отвернуться от них. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на уныние.

11. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с самим собой. Так вы сможете лучше себя понять.

12. Практикуйтесь в общении. Наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются люди — такие непохожие и своеобразные, ваши братья и сестры. Представьте себе, что и они могут испытывать страх и неуверенность, и постарайтесь им помочь. Решите, чего вы хотите от них и что можете им дать. А затем дайте им понять, что вы открыты для такого обмена.

13. Перестаньте чрезмерно охранять свое Я — оно гораздо крепче и пластичнее, чем вам кажется. Оно гнется, но не ломается. Пусть лучше оно испытает кратковременный эмоциональный удар, чем будет пребывать в бездействии и изоляции.

14. Выберите для себя несколько серьезных отдаленных целей, на пути к которым необходимо достижение целей более мелких, промежуточных. Трезво взвесьте, какие средства необходимы для того, чтобы достичь этих промежуточных целей. Не оставляйте без внимания каждый свой успешный шаг и не забывайте подбодрить и похвалить себя. Не бойтесь оказаться нескромным, ведь вас никто не услышит.

15. Вы не пассивный объект, на который валятся неприятности, не травинка, которая с трепетом ждет, что на нее наступят. Вы — вершина эволюционной пирамиды, вы — воплощение надежд ваших родителей, вы — образ и подобие Господа. Вы — неповторимая личность, активный творец своей жизни, вы повелеваете событиями. Если вы уверены в себе, то препятствие становится для вас вызовом, а вызов побуждает к свершениям. И застенчивость отступит, потому что вы, вместо того чтобы беспокоиться, как вам жить, погружаетесь в самую гущу жизни.

Источник: http://studfiles.net/preview/6707883/

Коммуникация выступает в качестве основного вида деятельности сотрудников и выражается в построении конструктивных взаимоотношений, организации воспитательной деятельности. Неподготовленность к общению часто приводит к различным затруднениям в работе как с сослуживцами, так и с осужденными.

Коммуникативная компетентность (.КК) определяется как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Она характеризуется умениями легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты, стремлением к участию в общественных и групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребности в широком интенсивном общении. КК заключается также в способности расширять (или сужать) круг общения, варьировать его глубину, понимать и быть понятым партнерами по общению. Она в той или иной степени присуща всем без исключения людям и у многих из них формируется стихийно. В профессиях типа «человек — человек» она становится профессионально значимой. Кроме того, следует отметить, что для каждая профессия предполагает владение особой профессиональной коммуникативной компетентностью, так как требует знания специфического профессионального языка.

КК преимущественно складывается на основе опыта общения, формируется непосредственно в условиях взаимодействия с другими людьми. Однако это не единственный путь. Умение вести себя в процессе коммуникации формируется с помощью литературы, театра, кино, средств массовой информации. Согласно теории социального научения А. Бандуры человек моделирует свои действия на основе наблюдений за действиями других 1 . В соответствии с этим негативные образцы взаимодействия людей (насилие, убийства, грабежи и т.п.), обильно демонстрируемые с экрана телевизора, формируют агрессивность, которая несовместима с адекватной коммуникацией между людьми. Социальная роль предписывает индивиду иметь коммуникативную компетентность именно в социальной среде (например, навыки общения руководителя предприятия с подчиненными, учителя с учащимися, сотрудника исправительного учреждения с осужденными и т.п.).

1 См.: Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.

Коммуникативная компетентность — это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица [1] . Из этого определения следует, что коммуникативная компетентность рассматривается как нравственно-психологическая категория, регулирующая всю систему отношений человека к природному и социальному миру, а также к самому себе как синтезу обоих миров. Характер коммуникативной активности индивида зависит от его коммуникативной компетентности, признаваемых им коммуникативных ценностей, специфики мотивации в общении.

Для развития коммуникативной компетентности важны самопознание, саморефлексия — способность сравнивать, сопоставлять собственное видение себя с оценками других участников взаимодействия. Развитие коммуникативной компетентности предполагает двоякий процесс: с одной стороны, приобретение каких-то новых знаний, умений и навыков; с другой стороны, коррекцию, изменение уже сложившихся их форм.

Коммуникативную компетентность можно развивать, опираясь на разные мотивы личности:

— ситуативно-проблемные (действуют при решении задач по достижению близких целей; основная направленность личности — на разрешение какой-либо конкретной проблемы);

— материальные (получение выгоды);

— социальные (достижение цели в социальных взаимоотношениях);

— профессиональные (направлены на достижение успеха в профессиональной деятельности);

— духовные (направлены на нравственное самосовершенствование);

— персональные, или личностные (направлены на самореализацию, самоактуализацию).

Для коммуникативной компетентности характерна высокая степень включенности эмоциональной сферы в процесс коммуникации (учет эмоционального состояния партнера, эмоциональное воздействие, создание эмоциональной атмосферы доверия). Коммуникативная компетентность определяется умением выбрать тон общения — дружеский, официальный или снисходительный. Так, в официальной обстановке уместно придерживаться социально-ролевых стереотипов в поведении, характер которого часто регламентируется должностными инструкциями.

Коммуникативная компетентность проявляется во владении стратегией речевого общения, которая определяет цели достижения долговременных результатов (завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к сотрудничеству и т.д.). Владение тактикой речевого общения как компонентом коммуникативной компетентности заключается в использовании конкретных приемов привлечения внимания, установления и поддержания контактов, в воздействии на эмоциональное состояние партнера и т.д.

Итак, коммуникативная компетентность определяется как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Она представляет собой интегральное, относительно стабильное, целостное психологическое образование, проявляющееся в индивидуально-психологических, личностных особенностях поведения и общения конкретного индивида. В работах многих исследователей (А.Б. Добрович, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев и др.) общение как форма активности рассматривается в качестве основной детерминанты познавательных процессов или как условие организации и реализации учебной деятельности, влияющие на развитие знаний, умений, навыков, эмоционально-нравственной и волевой сфер личности; в качестве детерминанты личностного развития.

Исходя из сказанного, можно определить структуру коммуникативной компетентности, состоящую из трех основных блоков.

1. Коммуникативные качества личности:

— развитая потребность в общении, общительность как черта личности;

— развитая система нравственно-психологических ценностей профессионального общения, уважение личности собеседника, соблюдение этических норм;

— высокая чувствительность к психологии людей в процессе общения;

— современный зрелый индивидуальный стиль общения, самокритичность.

2. Владение техникой общения, умения:

— ориентироваться в ситуации общения, наблюдать и оценивать собеседника;

— читать невербальные признаки поведения партнера;

— пользоваться невербальными средствами общения;

— владеть языком, словом, голосом, интонацией;

— ясно излагать свои мысли, информировать;

— убеждать, вести дискуссию, критиковать, советоваться;

— чувствовать юмор, проявлять речевую находчивость;

— устанавливать психологический контакт с различными категориями партнеров;

— осуществлять самоподачу в общении;

— создавать неформальную и деловую обстановку в процессе общения;

— устанавливать и поддерживать доверительные отношения;

— осуществлять общение в разных ролях и позициях;

— управлять инициативой и дистанцией в общении;

— регулировать психологические состояния, эмоции партнеров по общению;

— управлять собственным состоянием в ходе общения.

3. Владение методикой и тактикой общения, умение:

— ставить коммуникативные цели и задачи в процессе деятельности, а также рефлексивно осмысливать пути их решения;

— строить планы и сценарии общения в сложных жизненных ситуациях;

— использовать общение для изучения людей и положения дел;

— строить общение в конфликтных ситуациях;

— строить общение в ситуациях творческой работы;

— вести беседу и строить личностно ориентированное общение;

— вести деловые переговоры;

— строить личные контакты и деловые взаимоотношения [2] .

Профессиональная коммуникативная компетентность образует систему внутренних потенциалов регуляции коммуникативных действий, необходимых для эффективного процесса общения: личная составляющая (ценностно-смысловая и мотивационная сфера личности, когнитивно-прогностические способности, аффективно-регулятивные особенности); теоретико-методическая (ориентированность в теории и методике построения профессионального общения, основанная на знании закономерностей общения, различные виды взаимодействия, репертуарный потенциал личности); практическая (владение психотехнологией, психотехниками и приемами профессионального общения в обычных и экстремальных условиях, что выражает инструментальный потенциал личности в общении) [3] .

В качестве ПВК личности, обеспечивающих формирование коммуникативной компетентности у сотрудников УИС, могут быть рассмотрены рефлексия, самоконтроль, толерантность, эмпатия и коммуникативно-организаторские способности.

  • [1] См.: Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
  • [2] См.: Психологическое обеспечение формирования и развития культурыобщения и коммуникативной компетентности у сотрудников органов внутренних дел: Учеб.-метод. пособие / Под ред. В.Л. Кубышко. М., 2007.
  • [3] См.: Психологическое обеспечение формирования и развития культурыобщения и коммуникативной компетентности у сотрудников органов внутренних дел.

Источник: http://studref.com/463167/psihologiya/kommunikativnaya_kompetentnost_sostavlyayuschie

Специфика профессионального общения сотрудников полиции с гражданами связана с тем, что зачастую оно протекает в условиях конфликтного взаимодействия.

Сотрудник полиции должен уметь:

  • адекватно ориентироваться в ситуациях профессионального общения;
  • грамотно осуществлять рефлексивное управление;
  • качественно устанавливать психологический контакт с гражданами, представляющими профессиональный интерес;
  • эффективно оказывать правомерное психологическое воздействие;
  • четко управлять ходом развития общения с гражданами;
  • грамотно и уверенно выступать на публике, вести дискуссии;
  • умело владеть психотехникой саморегуляции и эмоциональной разгрузки.

Деловое общение — это вид общения, который является нормативно одобренным, жестко регламентированным и функционирующим в какой-либо сфере для решения определенных задач. Оно может проявляться как в служебной, так и во внеслужебной обстановке.

В каждой профессиональной области деловое общение имеет свою специфику и называется профессиональным, иногда служебным, должностным, уставным.

Профессиональному общению сотрудников полиции присущ ряд признаков:

1) строгая целенаправленность;

2) регламентированость нормативными документами (положениями, приказами, уставами);

3) функционально-ролевой характер, обусловленный необходимостью соблюдения этикета, ношением форменной одежды, применением профессиональной лексики;

4) позиционная оформленность, иерархичность, субординационность, что отражается в отношениях между начальником и подчиненным;

5) атрибутивность (проходит в специальных помещениях, предполагает соответствующую среду).

В сложной и напряженной деятельности сотрудников полиции невозможно решать поставленные профессиональные задачи без достаточной культуры профессионального общения.

Общение, в ходе которого один человек доверяет другому свои мысли или знания о важных событиях, раскрывая при этом те или иные интимные стороны своего внутреннего мира, называют доверительным. Оно определяется значимостью материала, раскрываемого собеседником и степенью доверия к партнеру. Доверительное общение без установления психологического контакта невозможно.

Признаками доверительного общения являются:

  • прочность (устойчивость) психологического контакта;
  • отсутствие формального психологического воздействия партнеров по общению и жесткости контроля в его процессе;
  • уверенность партнеров в том, что доверенная друг другу информация не будет использована им во вред;
  • готовность поделиться с партнером чем-либо сугубо личным, конфиденциальным, не опасаясь за последствия;
  • искренность партнеров.

Благодаря доверительным отношениям в следственной и оперативно-розыскной практике раскрывались порой самые сложные и запутанные преступления.

Служебное общение — это процесс взаимодействия, направленный на развитие и поддержание контактов и доверительных отношений в целях решения оперативно-служебных задач.

В состав служебного общения входят: изучение партнера (восприятие и понимание его индивидуально-психологических особенностей); обмен информацией личностного и делового порядка, установление взаимодействий.

Структура профессионального общения

Коммуникативная сторона общения

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения.

Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Наиболее характерными являются: замещающе-искажающий барьер, фонетическое непонимание, стилистический барьер, логический барьер, социально-культурные различия и др.

Сама по себе исходящая от сотрудника полиции (коммуникатора) информация может быть побудительной (приказ, требование, совет, просьба – высказывание рассчитано на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – фиксация промежуточного или финального состояния дел, какой-либо человеческой активности). Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации как «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация. Выделяют пять группы невербальных средств общения:

1) Кинестетические: жесты, мимика, пантомимика.

2) Паралингвистические: произношение, тембр голоса, высота, громкость.

3) Экстралингвистические: паузы, покашливания, смех, плач, речевые ошибки.

4) Проксемические: организация пространства общения по дистанционным зонам: а) интимная (15-45 см); б) личная (46-120 см); в) социальная (120-360 см); г) публичная (больше 360 см).

5) Зрительный контакт: направление взгляда, частота моргания, опускание век, полуприкрытие глаз.

Интерактивная сторона общения

Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Как известно общение осуществляется по поводу того или иного предмета, характер общения определяется открытостью или закрытостью предметной позиции. Здесь принято выделять два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция, которые в достаточно полной мере проявляются в деятельности почти всех сотрудников ОВД.

Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. При этом такое общение характеризуется определенной открытостью позиции, которая рассматривается как способность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других.

Конкуренция (от лат. concurrere) — соперничество на каком-либо поприще, между отдельными лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели каждый для себя лично. Для данного вида взаимодействия характерна закрытость позиции которая рассматривается как неспособность или нежелание раскрывать свои позиции, свою точку зрения на предмет общения.

Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.

В отечественной психологии конфликт рассматривается как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Сущность конфликтного взаимодействия это межличностное или межгрупповое противоборство, основанное на осознанном каждой из сторон противоречии.

Перцептивная сторона общения

Перцепция (от лат. perception – восприятие) – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. В связи с тем, что воспринимаются социальные объекты, то принято говорить о «социальной перцепции». Даная категория впервые была введена американским психологом Дж. Брунером, который обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизнедеятельности социально-психологические механизмы восприятия. В своих исследованиях он установил, что восприятие как предметов, так и людей зависит от:

  • индивидуально-личностных факторов;
  • социально-культурных факторов (социальное происхождение, социальный статус человека).

Социальное восприятие выступает как процесс формирования целостного образа другого человека, на основе оценки его внешних признаков и соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого партнера и интерпретацию на этой основе его поступков. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе профессионального общения, так как от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий в совместной деятельности.

В результате исследований установлено, что восприятие социальных объектов обладает спецификой:

а) воспринимаемый человек стремиться трансформировать представление о себе в благоприятную для себя сторону;

б) внимание воспринимающего сосредоточено прежде всего на смысловых и оценочных (в том числе причинных) интерпретациях объекта;

в) большая зависимость перцепции от мотивационно-смысловой деятельности и связь ее с аффектами.

Стадии служебного общения

В ходе служебного общения часто приходится преодолевать недоверие, негативное отношение или противодействие со стороны партнера. Так, стадии служебного общения в работе следователя сводятся к следующему:

  • оценка интересующей личности;
  • установление и развитие психологических контактов;
  • получение необходимой информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых.

На стадии оценки личности следователь должен как можно больше получить информации об интересующем его человеке.

На этой стадии осуществляется изучение личности.

Схема исследования личности включает изучение:

  • общих данных (время, место рождения, национальность, место жительства, место и характер работы, семейное положение и т.п.);
  • внешних признаков (рост, вес, телосложение, манеры, голос и т.п.);
  • жизненного пути (детство, школа, трудовая деятельность и т.п.);
  • жизненных сфер (политическая и общественная активность, проведение сво¬бодного времени);
  • поведения (в сложной ситуации, нравственное и т.п.);
  • темперамента и характера;
  • мотивации поведения (доминирующие потребности, ценности и установки, интересы, идеалы, личностные оценки);
  • социальной адаптации (социальное окружение, самооценка);
  • способности (общие и специальные).

Вторая стадия — установление и развитие психологических контактов. Психологический контакт — это процесс установления, развития и поддержания взаимодействия общающихся. Развитие контакта между людьми в психологическом плане проходит в три стадии:

  • взаимное оценивание;
  • взаимная заинтересованность;
  • обособление в диаду.

При оценивании имеет место восприятие друг друга и формирование первого впечатления. Встретившись друг с другом, люди подсознательно прогнозируют исход контакта. Результатом взаимного оценивания является вступление в общение или отказ от него. Далее участники общения делают осторожные шаги к сближению. Возникает заинтересованность. Все это ведет к выбору общей тематики для бесед и, в конечном счете, к обособлению.

Для успешного установления и развития контакта сотруднику правоохранительных органов целесообразно подготовить план, в котором отражались бы личностные особенности и сфера интересов тех, с кем приходится вступать во взаимодействие объектов. Формирование стремления к контакту происходит на основе заинтересованности объекта в личности сотрудника ОВД и общении с ним.

На третьей стадии получения информации от потерпевших, свидетелей, подозреваемых и обвиняемых осуществляется методом выведывания. В процессе получения необходимой информации решающая роль отводится факторам психологического порядка. В большинстве случаев успех зависит от умения сотрудника ОВД устанавливать с собеседником психологический контакт и в процессе общения воздействовать на его сознательную и бессознательную сферы психики. Такое воздействие применяется для разных целей. Одна из них — побудить собеседника сообщить сведения, которыми он не хотел бы делиться.

Эффекты, затрудняющие общение

Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются.

Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне».

Эффект «первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства.

«Эффект последней информации» проявляется в том, что получение негативной последней информации о человеке, может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

Источник: http://crimlib.info/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D1%81_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8

????? ???????????? ????????????????? ???????.? ????? ?????? ??????? ??????????? ?????? ????. ??????? ????????? ? ?????? ????? ????????????? ???????????????? ???????? ??? ??????? ? ???????????, ???????????? ?? ???????, ??? ??????????? ????????????????, ???????????????? ??????, ???????????????? ??????? ??????????????, ? ???? ??????? ?????, ??????, ???????, ????? ??????, ?????? ???????????? ????????. ? ??????????? ????? ??????? ??? ?? ??????? ???????? ?????? ? ?????? ?????????, ? ??? ????????? ? ????????, ?????????????? ??? ??????? ???????????? ???????????????? ?????. ???????????????? ??????????? ??? ???????????? ??? ???????????, ??????? ?????? ???? ????????? (???? ?????????, ???????????? ??????, ????????? ????????? ??????????? ? ??.), ??????????? ? ?????? ????? ? ??????????????, ?????????, ??? ???????, ? ?????????? ??????, ??????????? ?????????????, ????????, ????????????? ? ??????????????.

?????? ????? ????????????? ???????, ????? ???????????? ?? ? ??????? ??????????? ??????.

????? ??????????? ??????????????? ???????. ????????? ??????? ?????????????? ?????? ????????? ? ??? ????? ??????? ? ??????? ?? ???? ???????????. ? ???????????????? ??????? ????????? ??? ???????:

? ???????????-???????, ?????????????? ??? ??????? ???????????? ??????????? ??????. ????, ??????, ?????????? ????????? ??????????????? ??????? ?? ??? ?????????? ? ?????????;

? ???????????, ? ???? ???????? ????????? ??????????????, ???????????? ??????? ?????????? ????? ???? ? ????????????. ?? ??????? ?????? ??? ????????? ?????? ? ?????? ?????????? ????????????? ????, ??? ???????? ? ??? ??????? ?? ??????? ? ??? ???? ??????????? ?? ?? ?????????? ? ???????;

? ????????-???????. ??? ?? ??????? ???? ??????, ??????????????? ?? ??????, ????? ????? ???????? ???. ? ?????, ? ????????? ?????? ???? ????? ? ????????? ??????? ? ????????, ??????? ???????? ?? ? ???????;

? ??????????????-?????????. ?????????? ? ??????? ???? ??????????? ??????????????? ???? ????? ? ? ??????????? ?? ??? ??????????? ??????, ??? ? ??? ????????, ? ??? ?? ????????;

? ?????????????, ???????????????, ?? ?????? ?????????????????????. ????????????? ?? ???????? ??????????, ? ????????, ???????????? ??????? ??????????? ???? ? ?????, ???????????? ????????? ? ??????????, ??????????????? ? ??????, ?????????? ???????? ???? ?? ????? ? ???????????? ??? ????? ??? ???????? ???????;

??????? ???? ? ??????? ? ?? ??????? ???????????? ????????, ???????? ? ?????????????? ?????. ??? ?? ?????? ?????????????????? ??????????, ?? ???????? ?? ??????????????, ???????????????, ???????, ???????????? ???? ?? ?????, ???????? ???? ????? ?????????, ?????????? ???? ????????. ???? ???? ?????? ??????????????? ???????? ??????????? ?? ???????? ?????? ??????????? ? ???? ???????, ? ????? ?????????????? ??????? ?????????? ??????? ? ?????? ??????? ?? ?? ????????, ???????????? ??? ??????? ??????? ??????.

???????: ? ??????? ???? ?????????? ?? ???? ????????????????, ?? ???? ??? ???????? ?????. ?????? ??????? ????????? ?????????? ???? ??????????? ? ???????? ??????? ? ??????????? ??? ?????????? ? ????????? ??????????????? ???????????, ??????, ?????????, ???????, ????????? ? ??????? ?? ??????????.

??????? ??????????????? ??????? ???????, ????? ??????????? ?????? ?:

? ??????? ????????? ???????;

? ?????????????????? ??????? ????? ???????, ????? ????????? ? ??????? ??????;

? ?????? ? ???????? ?????????????? ?????????????? ??????? ???????;

? ???????? ?????????? ??????? ????? ??????????????? ????????? ???????;

? ???????? ??????????? ? ???????????????? ??????? ? ?????? ?????????????-??????????????? ???????????? ? ?????????;

? ?????? ?????????? ??????????? ?????????? ? ???????? ?????? ??????? ? ???????? ???????????????? ???????????.

??????? ????????????? ????? ? ???????? ???????. ? ?????? ??????? ??????? ?????????? ?????????????, ????????? ??????????, ??? ?? ?????, ???????? ?????????? ???? ? ??????, ??????, ?? ???????? ????? ??????? ???????, ??????????? ????????? ???????, ?????????????? ??????????? ????????????? ?? ????????, ?????????? ? ??. ?????? ????????? ?????? ???????????? ???????, ?????????? ?? ???????, ???? ???? ???????? ? ???, ??? ? ???? ???????? ???????.

??????? ???????????????????? ? ??????? ??????? ????????? ??????????? ????????? ??????? ???? ? ????????? ? ?????? ????????? ???????, ?????? ?? ?????? ? ???, ??? ???????, ?? ? ??? ???????. ???????? ????????? ?????, ???, ????? ????? ???????? ????????? ???????, ? ????? ?? ?????? ????? ????????? ????????? ????? ??????.

????? ???????? ???????? ????????????? ??????????????? ??????? ??? ??????? ????? ???????. ?????????? ??????? ??????? ? ?????????, ??????? ??????????, ??? ??????? ????????????? ????? ????? ? ????????? ??????????????? ? ???????????????.

??????? ????????????? ???????? ????????????? ??????? ???????. ?????????????? ???????? ????-??-????, ??? ?????????? ??????????? (???? ???-

???????? ?????? ??????? ??? ?????? ??????? ?? ??????????). ???????, ????? ????? ????? ?? ????? ??????, ? ????????? ? ?? ????? ????? ???, ???????????? ????????? ? ??????? ????????. ???? ???? ????? ????? ? ???????, ????????? ??????? ????????? ?? ??????, ??????????????, ???????????????.

??????? ???????? ?????????????? ??????????? ?? ???????????. ??????? ??? ?????? ?????? ???? ????????, ??? ???? ?????? ???????? ???????????, ??????????? ? ???? ? ??????????????, ???????????? ? ?????????. ??? ??????????? ???????????, ???? ????? ??????? ??????????? ? ???????????, ??????? ??? ????????? ??? ??????, ??????????? ??? ????????????? ?? ????, ??????? ?????????? ????? ? ??????????, ??? ????????? ??????????. ?????? ???????? ????????? ???????, «?????», ? ?????? ? ????? ????? ???????????? ????????????? ??????.

????? ???????? ????????????? ??????????????? ????????? ? ???? ???????. ??????? ???????? ???????? ????????????? ??????????????? ??????? ????? ??? ???????. ?????? ????????? ????? ???? ????????? ? ???? ???????-?????????? ??????, ?? ?????.

??????? ??????????, ?????????????? ? ?????????????????? ????????????? ??????. ????? ? ?? ??????? ????, ? ????????????? ??????, ???????? ???????? ?????. ??? ??????? ???????, ??? ? ??????? ? ?????????? ?? ???????????? ?? ????, ? ??????????????? ???????, ??????, ?????, ? ???? ????????????, ????????????. ???????? ?????? ??????? ???????????? ???????????????? ? ????????? ????????? ????, ??????, ???????? ?????????.

? ???? ???????, ?????? ???????? ?????? ????????? ?????????? ??????????? ??????????????? (?????????) ???? ??????????????? ?????? ? ???????????: ???? ???????????, ????? ?????????? ? ???????? ?????????? ????????; ?????????? ??????? ? ????????????? ??????????????? ???????.

??????? ?????????????, ?????????????? ???????????. ??????? ?????????? ????? ????? ? ????? ??????, ???????? ??????????? ??? ??????? ??????? ??????????, ??????????, ????? ??????? ?? ??????, ????? ????? ? ??????? ????????? ?????? ?????????. ??? ????? ?????? ? ???????????? ??????????? ?????? ?? ????? ??????? ????? ??????????? ??????????? ? ??????? ???????, ????? ??????? ????? ?????????? ? ????. ????? ???? ??? ????????? ???????????.

????? ??? ?????? ?????????? ??????????? ?????????? ? ?????????????????? ?????, ?????? ???????? ? ?????? ?? ???????? ???????: «??? ????????? ?? ????», «?? ????? ? ???????», «??????????, ??????????, ???????? ? ????: ??? ?????????? ??? ??????? ????? ??????» ? ??. ???? ?????? ???????? ??? ??? ??? ????? ??????? ? ???????? ???????.

??????? ???????? ? ??????????? ? ? ????, ??? ?? ???????. ???? ????? ????? ? ?????, ?????????? ???? ? ????, ??????? ? ???????? ?????????? ?????????? ??????????? ? ??????. ??????????? ?????????? ???-?? ??????, ??????????? ?? ?????????? ?????????, ??????????????? ???????????? ? ??????? ????????? ?????????? ? ??????????, ??????????? ??? ????? ?? ????.

??????? ????????? ???????? ? ??????????? ??????? ?????????? ??????????: ???????, ???????, ????????, ?????????. ????????????, ??????? ?? ?????? ????????, ?? ?????? ? ????? ???? ?? ????????? ? ?????? ? ???????? ?????????. ??????? ??????? ???? ?? ?????? ?????, ?? ????????, ?????????? ??????, ??? ?? ????? ? ?? ????? ???????. ????????? ??????? ????????? ????????, ??????? ???????????: ???????? ???? ? ??????? ??????????; ??????????, ?????????? ?????????, ???????, ??????? ??????? «? ???? ????????»; ????????????? ????? ?????????????

????????? ?? ?????????? ??????????? ?????????: ???????, ?????????? ????? ??????, ???????? ? ??????????? ????, ?????????? ???, ????????, ?????????? ??????, ????: «???????», «?? ??? ???!», «???????????, ??? ?? ???????????!» ? ??.; ??????????????? ?????????? ?????????: «?? ?????. ???????? ???», «?????????? ?????????» ? ??.; ?????????????? ? ???????????? ??????????? ???????????? ??? ?????? ?????????: «? ??? ????? ???. ??????????», «????? ?? ????? ???? ? ????? ?????. ».

??????? ??????????? ??????. ? ????????? ?????? ?????????? ??????????? ? ?????? ?????????? ???? ???? ? ???????? ??????? ?????? ??????. ? ?????? ???? ?? ????? ?????????? ?????????? ?????, ????? ?? ???-?? ?????? ??????? ? ?????????. ?????????? ?????? ??? ???????? ?? ????, ? ????? ?????, ?????, ???????????, ????????????, ??????? ??? ??????, ?? ? ?? ????. ?????? ??????? ??????? ????????? ????? ? ???? ???????? «???????????», ???????? «?????? ????». ??? ?????????? ?? ???????????? ???????? ???????, ????????????, ???????? ??????? ?????? ???? ??????????, ????????? ?????? ???????????.

????? ?????????? ??????? ?????? ? ??????? ????? ?????????. ??????? ?????? ??? ??????? ???????????? ????????, ? ??????? ? ???? ??? ????????? ??????????? ? ?????????, ?? ?????????, ? ?? ? ??????, ? ????????’ ?????????????? ???????.

??????? ?????? ?? ???????????? ?????? ?????????????. ????? ?????? ?????, ??? ??????? ????????, ?????????? ? ???????? ?????????, ???????, ???????????, ????? ???? ??????? ??????????? ????????, ????? ??????????? ???? ?????, ?????? ??????? ??????, ??????? ??????? ????????? ???????????. ??? ? ????????? ?????????? ? ???????? ?????????, ?????????????? ? ?.?. ?????????????? ?????? ?????????? ? ???????? ?????????, ?????????? ????????????? ??????, ?????????? ????????? ? ????????????? ??????????? «???????» ?? ????????????????? ??????????, ?????? ???????????, ? ?? ???????? ????????????? ???????? ???, ???????? ????-?? ? ??.

??????? ???????? ??????????? ? ????? ??? ??????????, ??????????? ????????? ? ???????. ???????? ??????????????? ???????????? ??????????? ????????? ????? ????? ????? ???, ??????? ??????????, ???? ??????????? ??????????????? ????????? ?? ???? ?? ???????? ??????????? ???????????????? ???????? ??????? ? ???????????? ?????.

?????????? ????????? ? ???, ??? ???? ?????????? ????????? ? ?????????????????? ??????, ? ??????????? ? ??????????? ??????????, ??? ???????, ???????? ? ???? ?????????? ??? ??????? ????????? ?????????????, ????????????, ???????, ?????????????, ??? ???????? ??? ???????????.

??????? ?????????? ???????. ?????? ??????????, ???????? ????????? ????????????????, ?????????, ????????? ? ??????????, ?????????? ???? ?? ???, ?? ???????? ????????? ???????? ? ????. ????? ????????? ??????????? ??????? ?? ?????? ????????? ?????? ? ??????, ?????????, ??? ??? ???????????????. ???????? ? ??????????????? ?????????. ??????????? ????? ????????? ????????, ??? ????????? ???????? ???????????????, ? ????????.

??????? ?????????? ??????? ??????? ????? ????????? ??????????. ???????? ?? ??? ????????????? ?????????? ? ??. 2 ??? ?????. ????? ????? ???????? ? ????????????? ?????????? ? ? ?????????????? ????????????. ????????????? ??????? ????? ?? ?????? ?????????? ???????????? ??????, ?? ? ??, ??? ?? ???????, ????? ??????? ??? ???? ????????, ??? ??????

???????????????, ??? ????????. ???????? ?????????? ? ?? ?????? ??????????? ? ???????????????? ????, ?? ? ???? ?? ??????? ?????? ? ??????? ??????? ????? ??????????? ??????????????????? ?????? ??????.

??????? ????????? ? ?????????-?????????????? ???????????. ??????? ?????????, ??? ????? ?? ????? ??? ?????? ? ?? ??????? ??? ??????, ??? ??????????. ??? ? ???? ?????? ???????????????? ?????????, ????? ????????????????.

???????????? ???????????????? ???????? ? ????????????? ????????? ? ??????? ??????.??? ??????? ??????? ????? ? ??????? ????? ?? ?????? ???????? ??? ???? ?????, ?? ???????? ?? ??? ? ?????, ??????, ??????, ?????????. ?????? ??? ????? ? ????, ????? ??????? ? ??????????????? ????????, ??????????????? ????????, ???????????????, ???????? ???????.

??????????????? ??????? ? ?????????????????? ???????????? ? ??? ?????????? ?????????? ??????????? ? ??????????? ????????? ????????? ? ???????? ?????, ?????????, ???????, ???????????, ?????????? ? ????????? ??????? ? ?????????? ???? ????? ??? ??????? ???????????????? ?????? ???????.????? ??????, ??? ???????????????-??????????????? ???????. ???? ????? ??????????????? ??????? ? ??????????? ?? ??? ?????? ????????????? ????????? ????????, ????? ????? ???? ????????, ?????? ??????? ?? ???????, ???-?? ??????????? ???? ?????. ??? ?? ????????????? ???????, ? ???????????? ?????-?? ???????????, ??????????????? ?? ??????-?? ???????. ???? ????? ??? ?????? ?????????, ?? ????????? ?? ????? ????? ???????????? ??????? ????????????????? ???????? ? ????????. ??? ????????????, ??? ??????? ????, ????????? ? ??????????????, ???????? ? ????? ????? ???????????? ???????, ????? ?????? ??? ??????. ?????? ? ???????????? ?????? ????????????, ???????? ???????? ????? ?????. ????? «???????», «???????? ?? ???» ? ??? ??????? ?????? ???????? ??????.

???????? ??????????????? ??????? ???????????? ???????????????? ???????? ??????????? ???, ???, ??? ???????, ???? ?? ?????? «??????? ??????», ?? ???????????? ?? ?????, ? ??????????????, ?????????? ????????? ? ??? ????????????. ?????????? ?? ??????? ???? ???? ????? ??????????????? ????????, ?????????? ? ????????? ??????? ???????????? ???????????????? ????????:

? ??????????????? ??????????, ?????????, ??????????? ??? ????????????, ???????? ????????? ???? ????, ????????, ?? ?????? ??? ? ????????? ??????? ??????? ??????? ? ??????? ???????? ??????? ?????????? ??????????????? ???????;

? ?????????? ??????????, ??????? ?? ???????, ????????? ????? ? ??????? ?????????, ??????????? ?????????;

? ??????????????? ??????????? ??????????, ? ??????? ?????????????? ???????;

? ??????????????? ????????????? ??????????? ??????? ??????? ??????? ? ???????????? ????????.

??????? ???????? ????????????? ??????? ??? ???????????? ???????? ? ????? ?????????? ??????? ????????? ??? ??, ??? ??? ??????? ???? ?? ???????. ?????? ?????????? ??? ???????? ????????? ???????????? ? ??????????? ??????????.

??????? ??????????????? ???????? ??????? ? ??????????? ????????????????? ????????? ? ??????????. ????? ??????????? ?? ????? ???????? ? ??????????? ? ?????????, ??????? ???????? ?? ????????????? ?????. ? ???? ??????? ?????? ????????????? ???????????? ? ???, ????? ?? ??????????? ?????????? ??????????????? ???? ???????? ?????????? ? ??? ????????, ?????????, ????????????, ?????????? ? ?????????, ??????????? ???????. ??????, ??? ??? ????????, ?????? ???????????, ? ??? ??????? ? ? ????????? ? ??????. ? ???????? ??????? ??????? ??? ??????????????? ? ?????????? ????????, ???????? ????????????? ? ???? ??? ? ????????, ???????? ????? ??????????, ???? ??????????, ????? ?????? ???? ????????. ??? ????? ?????: ?????? ?????????? ????????, ?????????, ?????????? ? ??????????, ? ??????????? ??? ????????, ? ?????? ?????? ?? ???????? ?????????, ? ??????? ?? ?????; ???? ?????????? ?????????? ??????; ??????????? ? ???, ??? ?????? ??, ?????, ????? ?????? ??????????; ?????? ???????? ?????????, ??? ?????? ??????????? ??????, ????????? ?????? ?????? ???? ????????, ? ????? ?????? ???.

??? ??????? ? ??????, ?????????????? ? ??????????? ????, ????? ??????????? ???????? ???? ?????????, ????????????????? ???????? ?????? ??????????, «???????» ????, ????????? ??????? ? ????????, ??????????? ?????????? ????? ? ?.?. ????? ????????????? ??????????????? ???????? ???????????? ?? ?????????? ??? ?????????? ????????, ???????????????, ?????????, ????????????, ??????? ?????? ???????????? ????????, ??????? ???????? ?????? ??? ??????? ??????? ? ?????????????? ??????????????????? ??????. ?????-???? ??? ??????? ?? ????????, ??????? ? ????????????????? ?????????? ??????? ????? ?????? ???????. ????? ????, ???? ???? ??????????????? ???? ?????????????, ?????????? «?????????????? ??????», ?????????? ??????????????? ?????? ????????, ??????????? ?????? ? ?????? ??????, ????????? ?? ??????????????, ??????? ????? ?????? ?????? ?????? ? ??? ??????, ???? ?????? ???????? ??????????, ?????????? ????????? ?????? ??. ??????, ????? ?????? ??????? ?????????????? ??????? ?????-?? ????????? ? ?????????? ?????? ????? ?????? ?????????? (? ??????? ??????-?? ??????????, ??????????? ???????, ? ????????? ????????, ????? ????????? ??? ???????????? ??????, ?????????? ?? ??????, ??????????? ???????????????? ? ??.). ? ???? ?????? ????????? ?????????????? ?????????? ??????????? ???????????, ????? ??????? ???????? ?????? ?? ?????. ??????? ?????????? ???????? ? ?????? ????????? ? ??????? ??????????? ?????? (?????). ?? ??????????? ? ??????????? ?????????? ????? ???????? ???????????, ?? ??????? ?? ???????????? ??????? ???????? «??». ??????????? ????? «???????????», ???????????? ?????: 1) ???? ??????? ?????????? ??????? «???», ?? ??????? ????? «??» ??? ?????????????? ??????; 2) ???? ??????? ????????? ??? ?????? ?????? «??», ?? ? ???? ????????? ???? ? ??????, ?? ????????, ??? ???????, ????????????? ??????????????? ????????? ?????????? ????????? ???????? ? ??????? «??» ? ????????? ???. ??????? ?????????? ?????? ??????????? ? ???, ????? ???????? ? ???????, ??????????, «???????????» ????????, ??????? ?? ???????? ??????? ? ?? ???????, ????? «??», ????? ???????? ??????. ?????????? ??????? ?????????, ??????????? ? ???? ??????????? ????????, ???????? ???????? «???????????» ?????, ?? ??? ?????? ??? ?? ?? ???????.

???????????? ???????? ????????, ??????, ?????????. ???????????????? ????????? ???????????? ??????????? ? ????????????? ????? ?????? ????? ??????????? ? ???????, ??? ?????? ????? ????, ? ???????????? ?????????? «????? ?????» ????? ????, ?????????? ?? ? ?????????? ????????? ? ??????????? ?? ????? ??????????? ???? (? ??????????? ????? «??»). ??? ????? ?????????? ? ????????, ????????, ???????, ???????????: ????????, ????, ????? ??????????, ???????????, ????????? ????????? (?????????? ? ????? ??? ????, ?????? ? ????? ??? ?? ?????, ?????????? ?????????, ?????????? ? ??????? ????, ????????? ?????????? ? ??????? ? ?????-?? ??????, ??????, ???????, ???????????, ?????????? ???????, ??? ????????, ? ???? ? ??.); ?????????, ???????? ?????????? ??????, ?????????? ?????????, ?????? ?? ???????, ??????? ?? ??????? ???????, ????????? ? ??????, ????????? ????????????, ?????? ? ?????????? ??????, ????????????? ??????? ? ????????????? ? ??.; ????????? ? ????????? ? ?????? ????????, ???????????? ? ??????, ??? ??? ???? ?????????? ??????? ???????? ??????????; ??????? ?????, ??????? ?? ?????????, ??????? ????? ????????, ???????? ? ?????? ????? ? ???-?? ? ?????????? ? ????.

??????????????? «????????????» ???????????? ????? ????????? ?????????? ??????? ????????????? ???????? ? ????????? ? ???????? ???????? ?? ???????, ??????? ??????? ? ??? ??????? ? ??????, ????????? ????????? ???. ??? ??????? ???????????, ???????? ??????? ???????????, ????????? ?????????????, ??? ????? ?????????? ? ?? ???????? ??????? ???????????? ? ??????????????. ??????? ?????? ?????????? ?????? ??????? ? ????????-??????????????? ?????????? ???????????, ?????????? ??? ? ????????? ????????? ?????????? ? ?????? ??????, ???????? ? ??? ?????????????, ????????? ????????? ???. ????? ??? ????????, ????? «?????» ???????????????? ????????? ?????????????, ??????? ?????????.

????????????? ??????????? ? ????? «??» ????????? ??????? ??????????? ????????: «?? ? ?», «?? ? ????», «?? ??????», «?? ????», «??? ????? ?? ??????», «??? ????? ?? ?????». ????? ???????????? ?????? ? ????? ?? ????, ?????????? ???????????, ???????? ??????????, ?????????? ????????? ??????????????? ?? 30?50 ??. ?? ????? «??» ?? ?????????, ??????????? ???????? ? ????????, ????????????? ???????? ???????.

???????????? ??????????? ??????? ????? ??? ????? ????, ??? ?? ?????? ??????? ???????? ?? ???????, ??? ? ????????? ????????? ? ??? ??????????, ??? ?????? ??? ??????????, ??? ?????? ? ?????? ?????????? ???????? ??????????? ? ???????????????. ??????????, ?????? ?????????? ????????? ??? ???????????? ????? ???????????.

????? ????? ???????? ? ???????? ????????. ???? ?????-?? ?????????? ? ???? ? ?????????????? ????? ??????????????? ??????????????? ? ???????? ?? ?????????? ???????, ??????? ?????? ???? ????? ? ???????? ??????? ? ???? ???????? ???????????? ??????????????? ???????. ?????????? ??? ???????????, ????? ????? ???????????, ??? ??????????????? ??????? ???????, ??? ???????? ??????? ???????. ???????? ? ??????????? ?????? ?? ????, ??????????????? ????????, ?? ?????????? ????????. ?????????? ??? ???? ?????? ??????? ??????????? ? «??», «????????», «???????????», «?????????? ???». ?????????? ?????????? ? ??????, ?? ?????????? ? ?????? ??????????????? ? ????????? ?? ???????? ???????????.

?????????? ????? ????????????????? ??????? ???????? ????? ??????? ??????????????. ?? ??????? ??? ???? ? ????????????. ???? ?? ???? ??????? ? ?????????? ??????, ??????? ????? ?????????? ??????????????????? ??????, ????????? ?????????????? ?????????? ?? ?????????? ? ??????????? ?????? ? ???, ?????????? ???????????????.

???????????? ??????? ???????????. ???????? ???????? ??? ???????????? ????????, ??????????? ?????????? ?????????? ?????? ??????? ? ????????? ?????????? «???????? ? ?? ?????????», ????????? ???????????? ??????? ???????????, ?????????? ? ??????? ? «????????». ?????? ? ??????????? ? ???, ????? ??????? ??????????????? ?????? ? ?????? ??????, ???????????????, ???????? ???? ??????? ???????????. ??? ?????? ??????????? ???????, ????????? ????????? (??? ???????? ????? ??????????? ? ??????????? ? ????????????) ??????? ????????? ?? ????? «?????????? ????????? ????? ????????? ?????». ???????? ???????? ?? ??????? ? ???? ??????? ???????, ????????? ?????????, ??????? ?? ????????, ?? ????? ?????? ??????????? ? ???????? ??????. «????? ????? ? ???????» ? ??????? ????? ????? ? ??????? ????????. ????? ???????? ????? ??? ????? ?? ????????? ? ??? ? ?????????????? ???????? ?? ??????? ?????????, ?????????????? ???????, ?????, ??????????, ????. ??????????? «?????? ?????? ??????» ???????? ??????? ? ?????????????, ??????????, ??????????.

??? ????????? ?????? ? ??????? ???????????? ????? ?????????? ?????? ????? ???????????? ???????????????? ????????, ??????? ? ??????????? ??????? ??? ??????? ????? ?????? ?????????????????? ????? ???????? ? ??????. ??????, ??????, ? ??????? ??????, ????? ???????????? ?? ??????? ??????????, ????????, ????????????? ?????????? ???????????, ?????. ????? ?????????? ?????????? ? ????? ?????????? ????? ?????????? ? ???????????? ??? (??. §8.9?8.12), ???????????????? ???????????.

??????????????? ??????????? ??? ???????????? ????????. ????? ????????? ?????????? ?????????????????? ??????? ????????? ????? ?? ?? ?? ???? ???????, ??????, ?????? ???????????? ???????? ? ????????? ? ???? ?????????? ?????. ?????????? ? ??????????? ??????????? ?????? ???????? ????????, ?? ???????? ??? ??????????, ? ????????????? ????????? ????? ???????, ??????? ???????, ????? ?????????, ??????? ???????????? ????????? ? ????? ??????????? ??????????.

??????????? ????? ? ???????? ?????????? ?????? ??????????? ???????? ???????????????? ???????????. 1 ???? ???????? ??? ???????? ???????????.

?????????????? ????? ??? «??????????????? ????» (?.?. ????????). ??????? ??????? ????????? ?? ???????? ?????? ? ?????????, ??? ? ?????? ??????? ????????? ??? ??????????, ?? ??? ???????? ?? ????????? ???????, ??? ? ????????? ?????????? ?????? ???????? ??, ? ?????????????? ????????????. ??? ?????????? ????????????? ?????????? ??????? ?????? ????? ?????????? ?????????? ????????? ??????????? ????????, ????? ??????????????, ?? ?????????????? ??????? ??????????, ??? ?????? ????????? ?? ????????????, ?? ?????????? ? ??????? ????, ???????????? ???????????. ????? ???????? ? ??????? ?????? ??????????? ?????? (? ??? ????? ????????????, ??? ???????, ????? ????????? ??????, ??? ?????? ? ??.), ??? ???????? ???????????? ??????? ? ???? ???????? ?????? ??????????, ? ??? ????? ? ?????????? ???????????? ?????. ??? ??? ??????? ??????, ???????? ????? ???????????? (?????????????) ???? ????????? ? ???? ???????????? ? ???????? ??????.

?????????????? «??????». ?????????????? ? ???????? ?????????????? ???? ??????? ??????????? «????????????? ?????????????», ????????? «????????? ??????», ?????????? ???????? «???????????», «???????????», ???????????, ??? ? ??? ?? ??????? ???. ??????? ?????????? ?????? ???? ???????? ?????? ? ?????? ?????? ? ?????????? ?????? ???????. ?????, ???????, ?????????? ????????????? ? ?????????? ??, ??? ? ???? ???????????? ???????????. ?? ??? ?????, ???? ????? ??????????? ??????? ???????? «??????», «??????» ? ??????????? ??? ?????????? ? ??? ?????, ???? ?????? ???? ????????? ?????????, «?????????» ??? ? ?.?.

? ????? ?????????????? ??????????? ? ????? ???????:

? ????? ?????? ?? «??????» ? ?????????????????? ????? ? ??????????????? ????????????? ?? ???? ????? ? ???????????? ? ???? ????????????? ? ????????? ???? ??? ????????????? ????????? ??? ?????????????? ?????-???????? ?????????? ?? ???? «???????», ??????????? ?? ???????;

? «?????????» ?????????????? ??????? ?????????? ??????????????????? ?????? ? «??????» ?? ?????? ????????????????;

? ?????????? ?????????? ???????? ?? ???????? ????????? ? ????????????? ????????, ?????????????? ?????? ?????? ????????????? «??????»;

? ????????? ? ???? ?????? ??? ??????????? ? «???????? ???????????». ?????? ?? ??????????? ????, ??? ???????, ???????? ?? ?????? ? ??????? ?? ?????????? ? ??????. ????? ???????? ???????????? ?????????????? ??????????? ?????? ??????????? ???? ???? ? ??????????? ????????????? ?????????? «????????». ???????? ??????????? ? ??????? ?? ??????????? ???????????????? ??????????, ???????? ??????????? «??????????», ????????? ????? ????? ????, ???????????? ???????? ??????? ? ????????????. ?????? ???????? ??? ???????? ?? ????, ??????????? ?????????? ???????. ? ?????? ???? ?????????? ??????????? ???????????? ???? ????. 2

???????? ?? ???. ??????? ???????????, ??????? ????? ???????? ? ??????????? ???????????????? ?????????? ? ?????????, ????????? ???????? ?? ???. ??? ????? ?????????????? ?? ?????? ????????? ??????? ?????????? ??? ? ?????????? ?????????????. ???????? ??, ??????? ??????? ?? ???? ????????????? (??????????????), ?????????? ?? ?????????????. ???????? ?? ??? ???????? ????? ????????? ???????????? ? ??????, ??????????, ?????????? ? ?????? ????? ??????????. ?????? ??? ???? ????, ???? ?? ?????????? ? ???, ?? ?????? ????????????, ???????? ????????? ?????? ??????, ??? ??????? ??????????? ??? ??????????? ????? ?????????? ?????????????. ???????? ?? ??? ???????? ? ????? ????????? ???? ??????????, ?????????? ?? ?????? ??? ? ?????????????? ?????? ????????????? ? ???????? ??????????? ????? ?????????.

?????? ????? ?????? ???? ?????? ?????? ???????????? ???????????? ?????????????. ????????? ? ?????????? ????????? ?????? ?????????????? ?? ????? ????????? ??????????????? ???????????, ??????????? ????? ????? ????????? ????????? ??????. ????????????? ? ?????? ??????????, ???? ?????????????? ????? ?????? ??? ????????, ??????????? ? ???????????? ???????????? ?????????????, ?? ????? ????????????? ?????.

1 ??.: ??????? ?.?. ???????? ?????????? ??? ????????????; ??????? ?.?. ????????? ?????????? ????? ????. — ?., 1975; ???????? ?.?. ???????-??????????????? ?????? ??????????? ??????????? ?? ??????????? ? ???? ???. — ???????, 1984; ???????? ?.?. ??????????????? ??????????? ? ???????????? ??????????? ??????? ?????????? ???. — ?????????, 1985; ???????? ?.?. ?????? ???????????? ???????????????? ???????? ??????????? ??? ? ?????????? ??? ??????? ??????????-????????? ?????. — ?????, 1989; ?????? ?.?. ???????????? ??????? ? ?????? ??????????????????? ????. -?. 92?104; ????????? ?.?. ??????????? ??????????????? ???????????????? ?????????????. ? ??????????, 1992; ?????? ?.?. ???? ??????????????. ?. 3. — ?., 1997. — ?. 216-235; ??????????? ?.?. ?????????? ? ??????????-????????? ????????????. ? ?., 1996 ? ??.

Источник: http://studopedia.ru/5_138874_psihologiya-professionalnogo-obshcheniya-ustanovleniya-kontakta-i-doveritelnih-otnosheniy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector