Психология воспитания

Психология воспитания

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Понятие о воспитании

Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Влияние воспитания на развитие личности

Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Зависимости воспитания от степени развития

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития.

Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Виды и классификация воспитания, цели воспитания

Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:

  • усвоение определенного объема научных знаний;
  • формирование научного мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:

  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;

  • формирование эстетических знаний и идеала;
  • воспитание эстетической культуры;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Процесс воспитания

Воспитательный процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Требования к современным принципам воспитания

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Система воспитания опирается на следующие принципы:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • личностный подход;
  • единство воспитательных воздействий.

Цели и задачи воспитания

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция, имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, как А.С. Макаренко, В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

Источник: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/vospitanie.html

? ??????????? ??????-?????????????? ????????? ???????? ???????? ???????????? ????. ?? ????????? ? ???? ?????????? ????? ?????????????? ? ??????????, ????????????? ? ??????????????, ????? ????????????? ? ??????? ? ???????? ??????? «?????????????». ? ???? ???? ?? «????????», ?? ???????, ?? ?????????? ????, ????????, ????????. ???????? ????????? ? ???????? ?????????? ? ??????????????? ? ?????????????.

??????? ????? ??????????, ? ???????? ???????????? ????????, ????? «?????????????» ????????. ? ?????????????? ???????? ????? ????????? ??????????????? ??? ???????????? ?????????????? ????????????. ??? ???? ????? ???????? ??? ??????? ????????????????? ?????? ???????? ? ??????? ?????????????? ???????, ?????????? ?????????? ?????? ????? ? ????????????? ??????? ?????????? ??????????.

??????? ?????????? ??????????????? ??????? ??????? (?????????, ??????????, ??????????, ?????????? ? ??.). ?? ???? ? ?????? ????? ????? ??? ??????? ??????? ? ??? ???????????, ??? ??? ??? ???????, ????????????? ? ???????????.

???????? ????????? ??????????? ??????? ??????????, ????????? ? ?????????????? ??????????.

?????????? — ??????? ????????????????? ???????????? ???????? ? ????? ??? ????????? ?? ??????? (80-? ??.).

?????????? — ???????????????? ?????????? ????????? ??????????? ???????? ???????? ????? ????????? ??????? ? ????????? ???? ?????????? ????????? ? ?????, ???????, ????, ???????????? ????????????.

?????????? — ??? ????????????????, ?????????????? ???????????????? ???????????? ????????, ?????????????

????????????? ???????? ???????? ???????, ????????? ??????? ? ???????? ??????????? ????????, ??????????? ??? ??? ???????? ? ???????? ??????????? ?????, ????????? ????????.

?????????? — ??????? ????????????????? ???????????? ???????? ? ???????? ?????????? ?????????????? ???????, ?????????????? ?????????????? ???????????? ? ???????????.

?????????? — ??? ???????????????? ???????????? ????????? ? ??????? ????????? ????????? ????????? ????? ?????????? ???????? ? ???????????? ? ??????? ??????????? ??????????? ?????????????? ??????? ??????????? ????? ? ???????? ????????? ?????.

?????????????? ??????????? ????? ???????????? ???????? ? ?????????? ? ???????? ???????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????, ? ???????? ???? ???????? ???????????? ? ???? ????????.

??????? ?????????? ?????????? ??????? ? ????????? «????????????», «????????», «???????????», «????????». ??????????? ????? ????? ????????? ????? ??????????????? ??-???????. ????????, ?.?. ???????? ?????????? ????????? ???????? ????? ??????????? ????? ???? ? ??????????? ???? ???????.

????????????. ??????? ??????????? ???????? ??? ??????????? ???????? ??? ???????????? ????, ??? ??????????, ????????.

????????. ??????? ? ????????? ?????????????? ? ???????????? ????????? ? ????????? ????????.

??????????. ???????????? ??????????? ?? ???????? ?? ??????? ???????????? ?????????? ? ????? ???????????? ? ???? ??????, ????????, ?????????, ???????????? ?????????, ???????????? ??????????, ?????????? ? ?????.

???????????. ????????? ????????, ????? ??????????????????? ??????, ??????, ???????, ???????? ????????, ???????? ??????? ?????????.

????????. ?????????? ??????????????, ???????????????? ? ??????????? ??????? ?????????????? ???????? ? ????????, ???????????? ?? ???????? ??????, ??????, ???????, ???????????? ?????????????, ???????? ?????????? ??? ? ????????????? ???????????? ?????????.

??????? ??????? ????????????? ??????????????? ???????, ??????? ????? ????????? ??? ????????? (??????? ????????, ??????? ?????????? ? ?.?.), ? ????? ????????? ??? ???????? ???????????? ???????????????? ?????????? ?? ??? ? ????????????? ???? ???????? (???? ? ???????? ?????????????? ???????? ??? ??????????? ???????????).

?????? ????????? ?????, ???????? — ???????? ????????? ???????????; ???????? ? ??????????? — ???????? ?????????? ? ????????, ??????????? ? ?????????? — ???????? ???????? ????????; ????????, ???????????, ?????????? ? ???????? — ???????? ???????????? ????????.

? ?????????? ??????????? ? ?????? ??????? ??????????? ????? ???????????????? ?????????. ?? ??????? ?????????????? ???? ????? ??????? ???????????, ??????? ???????????? ??? «??????? ????????????? ?????????????? ????????????».

????????? ??????? ?????????? ?????????????? ???????????? ????????????? ????????? ???????:

— ???????????? — ???????? ? ?????????????? ???????? ?? ?????????? ???? ????? ? ???????? ???????? ? ??????????????? ???????? ????????.

— ?????????? — ????????? ????????????-?????????? ????? ????????.

— ???????? — ????????? ???? ????????????.

— ???????? — ????????? ???????????? (? ????? ??????).

? ????? ????????????? ??????????, ???????? ? ???????? ????????? ?????????? ??????????? ????????.

???????? ?? ???????? ? ???????? ? ??????????? ?????????? ? ??? ??????????? ?? ???????? ?????????, ? ??? ????????????? ??? ?????, ??? ?? ??????????, ??? ? ????? ?????????, ??????????? ??? ???????????? ????? ???????? ?????????????? ?????:

— ?????????????? ?? ???????? ???????? ??????? ????????????, ????? ?? ??? ?????????????? ???????????, ? ?? ?? ???????? ??????? (?????????? ?? ????????????????);

— ?????????? ?? ?????????????? ? ????????? ????????????, ? ?? ?? ?????? ??????????? ?? ???? (???? ???????);

— ??????????? ?????????? ???????? ?????? ???????????? (???? ????????????);

— ???????? ???????? ? ???????? ??????????? ??????? ??? ????????????? ???? ????????? (???? ?????? ????????????? ???????????????? ??????????? ?????????????? ????????????).

? ???????? ???????? ??????? ?????????? ?????????? ?????????? ???????? ?????????? ???????? ??????????: ???? — ???????????? — ?????????????? — ???????? — ?????? — ????? — ???????? — ?????? ??????????.

?????????? ???? ?? ????????? ??????????????? ?????????? ???? ???????.

????. ?????????????? ???????????, ?????????????, ?????????????? ? ??????????? ???????? ????????, ???????? ?????????? ?? ?????????? ???????????, ??????????? ??????????????? ?????????, ???????????? ????????????? ??????? ??? ?????????? ???????????????? ??????? ? ?????? ??? ?????????? ????????????.

????????????. ?????????? ???????????? ????? ?????? ????????????? ???????? ? ????????????? ?? ??????????????. ??????? ???????????? ????? ?????? ? ??????, ?????? ? ?????; ???????? ????????? ? ??????????? ???????????? ????????; ???????????? ???????? ? ??????? ???????????????? ?????????????.

?????????????? (?????????). ????????????? ?????????? ???????:

— ?? ??????????? ?????????????? ?????????;

— ?? ?????????? ?????????? ? ?????????????? ??????????????;

— ?? ????????????? ??????????? ?? «?????????? ?????» ????????, ?.?. ?? ??????? ???????, ????????????, ??????, ?????????? ????????;

— ?? ????????? ??????????????? ??????????? ? ?????? ???????? ?????????? ? ????????????? ????????? ?????????????;

— ?? ????????????? ? ???????? ??????????????? (???????) ????? ??????????????.

???????? ??????????:

1. ??????? ???????????? ?????????????? ??????????.

2. ??????? ????? ?????????? ? ??????, ??????.

3. ??????? ????? ?? ????????????? ? ????????????, ????????.

4. ??????? ??????????? ??????????.

5. ??????? ??????????? ??????? ? ??????????.

6. ??????? ???????? ?????????????? ???????????.

?????????? ??????????. ?????????? ?????????? ???????????? ??? «??????? ???????? ????????», ???? ??????:

— ????????????? ???????? ? ???????? ?????;

— ????????????, ??????????????? ? ????????;

— ???????????? ? ?????????????;

— ?????????????? ? ?????????? ????????;

— ???????? ???????? ?????????, ???????? ?????????? ??????????????? (?.?. ?????????? ???? ????????? ??????????? ?????).

?????? ??????????. ?????? ???????????? ????????: ???????, ??????????, ???????????, ??????, ????????? ??????; ??????????, ????????, ??????????, ??????, ??????, ??????.

?????? ??????????? ???????????? ? ???????????? ????? ?????????: ??????????, ?????????, ?????????????? ??????????, ???????????? ??????, ????????????? ????????.

?????? ??????????????: ????????????, ?????????, ?????????.

????? ??????????. ??????????????, ??????????????, ????????? (?? ?????????? ??????????) (???????????? — ?? 5 ?? 40 ???????), ????????.

???????? ? ?????? ??????????.

?????????? ??????????? ?????? ????????????? ?? ?????? ????????? ????????????? (??????????? ?????? ???????????????? ????????? ??????? ???????? ? ??????????).

?????? ?????? ???????????? ????????? ???????? ?????????? ? ???????????? ?? ?????? ?????????, ??????? ? ???????????? ??????? ????????? ? ?????????????? ?????????.

? ?????????????? ???????? ?????????? ??????? ??????????? ?????????? ????????? ???????? ????, ?????? ? ??????? ???? ? ????????????? ????????. ??, ??? ???????? ?.?. ?????, ??? ?????????? ???????? ???????? ?????????? ?? ?????? ?? ????? ???? ??????, ?? ???? ? ????????? ??????????. ???????????? ?????????????? ???????????? ?????? ?????? ????????? ??????? ? ????? «???????????» ?????????????? ? ???? ??????????????? ?????, ?????????????? ? 1980-? ??. ?????? ? ??? ????? ?????????? ?????????? ??????-?????????? ??????????????? ?????????? (? ?????????, ????? «??????????????? ????? — ?????»). ????? 1980-? ??. ??????????? ??? ??? ???????? ???????? ? ???????? ?????????, ???????????????? ???????????????? ??????.

? 1990-? ?. ?????????? ???????????????? ?????????????? ???????? ??????????????? ??????????? ? ???????????????? ?????? ?????????????? ?????????. ?????????? ???????? ?????? ????????? ?? ?????????? ? ?????????????? ??????????. ????? ?? ????????? ??????? ?????????????? ?????????? ???????? ??????????????? ??????????? ??????????????? ????????, ?????????????? ??????????? ???????? ???????? ??????? ???????.

???? ??????:

— ????????? ??????????????? ??????????????? ???????????? ???????? ??? ????????;

— ???????? ??????????????? ?????????? ???????????? ????????-??????? ????? ???????? (????????????? ????????, ???????????? ??????, ???????????? ?????????);

— ????????? ??????????????? ??????????????? ???????????? ???????? ? ???????? ?????????????? ???????????;

— ???????????? ??????????????? ????? ??????????????, ????????? ??????????, ????????? ??????????????? ???????? ?? ?????? ?????? ???????????? ???????;

— ???????? ??????????????? ?????????? ???????????? ????????? ??????? ????????, ??????????????? ???????????? «???????» ????? ? ???????? ?? ??????;

— ????????? ??????? ????????????? ??????????? ?????????? ?? ????????.

? ?????????????? ?????????? ??????? ??????????, ????????, ???????? ? ?? ??????????? ????? ??? ??????? ??????? ??????????, ??? ? ??????????, ????????? ?????? ?????????? ?????????? ? ????????????? ??????????????? ???? ? ????????? ????????? ??????????. ???????? ????????? ?? ???.

? ????????? ?? ????????????? 1970-? ??. (?.?. ?????????, ?.?. ??????????) ??? ??????????? ??????????? ??????? «??????????», «????????». ????????, ?.?. ?????????? ?????? «????????» ?????????? ??? ??????? ???????? «??????????», «????????????» (???????? ????? ??????? ????????, ???????? ?????????? ??????????????, ???????? ?????? ? ???????? ????????????). ? ??????????? ?? ????????? ?????????????? ????????? ???????, ???????????? ???????? ???????? ??????????. ????????: «?????????? ???? ???????, ?????????????? ??? ?????????????? ???????????? ? ???????????, ?????????????? ????? ???????????, ?????????? ?? ?????? ?????????, ?? ? ?????????? ??????????» (?.?. ??????????).

? ????????? 1990-? ??. ????????? ?????? ???????? ??????????? ???????? ?????????? ??????????. ?.?. ?????, ?? ????? ???????????? ??????????? ??????????, ???????? ????????? ??? ??????????? ? ????????? ? ?????????:

— ?????????? ? ???????? — ??????, ?? ??????????????? ??????? ?????????????? ???????????? (?????????? — ????-?? ???????, ?????? — ???????????);

— ???????? ?????????? ?? ??????????? ?????????????? ?????????, ????????????, ???????????? ??????, ??????, ???????, ?. ?. ?? ???????????????? ? ??????????? ????????; ?????????? — ?? ???????????? ???????? ??? ????????, ??? ????????? ? ????, ????????, ?????;

— ????????? ???????? — ??????, ??????, ??????; ????????? ?????????? — ???????? ? ???????? ????????, ????? ?? ??????????? ?????????;

— ?????????? ?????????????? ? ???????? ????? ????????????? ??????? ?????; ???????? — ????? ????????? ???? ?????????? ? ???????????? ????????????;

— ?????? ???????? ???????? ?? ?????????? ? ????????? ????????? ??????????? ????, ???????????? ????????; ?????? ?????????? — ?? ?????????? ? ????????? ???????? ?????????, ???????????? ?????? ? ???????? ????????.

???? ???????????? ?????????? — «??????? ????? ???????????????????, ??????? ????????, ????????? «?????????? ? ?????????????? ??????» (?.?. ?????). ???????? ?????????? — ??? ??????? ??????????????? ? ????????????????? ??????????? ???????????? ?? ????????????? ? ????? ????????? ? ??? ???????????? ??????? ? ???? ?????????. ????? ??? ??????????? ???????????? ???? ???????? (??????????, ???????-????????????, ??????????, ????????, ??????????). ? ?????? ???????? — ????? ?????????, ??? ???????????? ??????????, ??????????, ?????????? ? ?????????, ??????, ??????????. ? ????????? ?????????? ????? ??????? ????? ?????????, ????????, ?????????????? ??????????? ?????, ?????????? ?????????, ?????? ?????? ???????????.

? ?????????? ?????????? ?????? ???????????? ??????? ???????????? ? ???????, ??????? ??????????????? ? ??? ????????, ? ??? ???????, ? ??? ?????????? ?????????????? ???????? ??????????, ? ??????????? ?? ?????????.

??????? ??? ????????? ???????????:

1. ?????????? ???? ??????????????? ???????????? ????????? ? ?????????????.

2. ?????????? ???? ?????????????? (?.?. ???????) ????? ???????? ? ????????.

3. ??? ???? ????? ?????????? ? ??????? ??????????? ? ????, ?????????? ???????? ??? ? ????????????? ???? ???????????? ? ???????.

? ?????? ???? ???????????? ??????? «????????????» ? «???????» ?????????? ?????????? ??????? ??????????, ? ? ??????? — ???????? ??????????. ???????????? ????? ? ?????????? ?????????? ?????? ???????????? ??? ??????????, ??????? ?????????? ?????????? ??????????? ????????.

???? ??????? ???????????? ??????????? ?????????? ? ???????? ?????????? ?.?. ????????. ?? ?????????????? ??? ??????? ????????? ???????: «???????? ? ?????????? ???????????? ?? ???? ? ??? ?? ??????? (????????) ? ????? ? ??? ?? ????? — ?????? ?????????? ???? ? ????????, ?????? ???????? ???????? ? ????, ??? ??? ??????? ????????, ? ?????????? ? ????, ???? ? ???? ???, ?? ??? ???? ? ???????????? ??????, ? ???????????? ?????? ? ???????????? ?????????. ?????????? ??? ?? ????????? ????????, ??????? ????????? ???????? ???????????? ??????».

????? ???????, ????? ???????? ????????? ??? ???????????? ????? ?????????? ?????????? (??? ????????), ???????? ??? ???????? ??????? ?? ???????????? ????????????. ?? ?????????? ????? ?????? ??????? «???????????» ? «?????????????? ????????» ????????. ?????????? «????????????? ? ???????????» ??????????????? ?? ??? ?????? ????, ??????? ?????? ????????????????? ???????? ? ????????. ??????? ?????????? ??????????? ???????? ???????????? «??????? ?????? ?????, ?????? ?????? ????? ? ????????? ?????????? ?????????????? ?????????» (?.?. ????????).

?????? ?????????? ??????????? ????? ?????? ?????? ???????, ??????????????? ?? ????? ??????????, ? ?????? ??????? — ???????? ????????????. ?????????? ??????, ?????, ?????????? ???????????? ? ?.?. ??????? ?????? ?????? ????????????? ? ?????????-???????? ??? ????????????.

? ??????????? ?????????? ??? ?????????? ???????????? ????????? ? ???????????? ??????????. ?.?. ???????? ?????????? ??????????? ????????? ????????. ? ??? ?????? ????? ???????-???????????????, ???????????-??????????????? ???? ??? ? ???????? ????, ??????? ?????? ?????? ??????? ????, «?????????? ? ????????????» ???????? ? ???????????? ????.

? ???????? ???? ? ???????? ???????????? ???????????? ??????????????? «?» ? ??? ????????? ???????????? ? ?????????, ? ? ???????? ??????????? ???????????? — «??». ???? ???? ????????, ?????????? ?????????? «?»-«??», ???????????, ?? ?????? ??????, ?????? ??? ???????????? ? ??????? ?????? ? ????? ????????????? ??? ?????. ???????????? ?????, ??? ?????????????? ???????????? ????????? ? ???? ???????????? «???????????» ????????????? ????????? ? ????????.

???? ??????? ?? ??? ? ???? — ? ?????? ??????????? ? ?????????? ?????????? ???????? ?????????. ???? ??????? ????? ??????? ???????? ??? ???????? ??????????. ????????????? ?????????????, ??? ??????????? ?? ???????? ? ?????? ?????????, ??-????????, ???????? ??????????? ???????? ?????? ?????????? ???????? ?????????. ??? ???? ??????? ?????????? ????????????, ?????? «????????» ?????? ???????? ? ??????. ?????????? ???????????? ????????? «??? ?????????????? ?????? ???????? ? ??????, ??? ????? ??????? ??? ??????? ? ???????? ??????????? ????? ??????????».

????????? ??????????? ?????????????? ?????????? ???????? ????? ?? ???????????????? ??? ?????????? ???? ??????????? ? ????? ?????????? ????????????. ?.?. ???????? ???????, ??? ??????????? ????????? ? ???? «??????????» ? ??? ??????? ??????????????, ?? ???????????????? ??????????, ???????? ?????????????? ????????? ???????????? ???????????. ???????? ???? ???????, ??????????? ???????? ????? ???????, ?.?. ????????? ? ???????? ?????. «?? ???? ??????? — ??? ????. ??????? ???? ?????????????? ???? ???????, ??????? ????? ????? ?????????? ???????? ???????».

?? ?????????? ???????, ??? «??????????? ????????????? ????????? ? ????????» ?????????? ? «????????????, ?????????????» ? ??????? (?????????????, ???????, ???????, ????????? ? ??????????? ????????), ?????????????? ?????????? ?????????? (?????????????, ?????????????? ? ???? ? ???? ????????? ? ???????) ? ????????????? ????????????? ?????????? ?? ????????????? ?????????????? ????????? ? ???????. ? ????????? «?» — «??», ??????? ? ?????? ????????? ? ???????????? ???????, ????????? ??????? ????? ????? ???????? «??» ??? ???????, ? ?????? ????? ????? ?????????? «??» ??? ???????.

?????? ???????????? ???????? ? ??????????? ??????? ??????????, ??????? ? ??? ???????, ? ????? ????? ???? ? ?????????? ?????????? ????????? ???????? ????????? ???????? ??????? ??? ???????????????? ??????????? ???????? ??????????.

1. ? ?????????? ?????????? ??????? ???????????? ??????? ? ???????? ???????. ?????? ?? ??????????? ???????? ??????????, ????????????? ????, ????? ???????? ??????????????? ???????????, ???????????? ? ????????? ???????? ??????????????? ????? (?????????? ??????????, ?????????? ????? ???????, ?????????? ??????????????, ?????????? ???????????? ?????????, ?????????? ??????? ? ?.?.). ???????? ??????? ????? ?????????? ?????????? ?????????????? ???????????????? ???????, ????????? ??????? ?????????? ????????????? ??????.

2. ? ???????? ???????? ??????????????? ? ?????????????? ?????????? ??????? ?????????? ???????????. ?????????????? ???????? ? ????????? ??????????????? ?????????? ???????? ?????????? ???????? ? ??????????????? ? ??? ?????????????? ? ????????? ???????? ????????????. ?????????? ??????? ?????? ????????? ????????????. ??? ???????? ???? ??? ???????, ??? ? ???????? ???????????????? ?????????? ?????????? ?? ????????? ?????????????? ???????? ? ??????????? ????????.

3. ???????? ????? ???????? ????????? ??????????????? ?????????? ? ??????? ???????? ?????? ? ?????? ?????????? ?????????? ??????? ???????????? ?????.

????? ????, ?? ????? ??????? ???????? ????????????????? ?????? ???????? ? ??????? ??? ?????????????? ???????, ? ???????? ????????? ??????????? ?????, ????????? ????????? ???????? ????????????? ?????????? ???????? ???????? ????????.

4. ???????? ????? ?????????? ???????????? ??????????? ? ???????? ??????? ? ??????????, ????????? ?? «?? ????????? ??? ?????????????? ????????, ? ??????? ??????????? ???????. ??? ????????? ????? ??? ? «??????????» ????, ? ?????? ???????? ? ??????? ????? «?? ????????» ???? ?????. ?????????????, ????????? ????????? ?????? ???? ?????????????? ???????????? ? ????? ???????????? ?? ??????????, ????????? ??????, ??????????????? ??????? ? ??????????? ?????????? ???????? ???????? ? ??????? ???????? ? ? ??????? ?????????.»

5. ??? ???? ????? ??????? ???? ????? ??????????? ? ??????????????? ?????, ? ???????? — ? ??????????????, ????????? ????????? ??????????? ?????? ? ??????????? ?????????????? ??????. ????????? «???????????» (?????? ????????????, ??????? ???? ??? ??????? ????????????? ?????????? ? ?.?.), ??? ?????????? ????????, ??????????????.

Источник: http://studopedia.ru/5_96285_osnovnie-ponyatiya-psihologii-vospitaniya.html

Психология воспитания – область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Психологию воспитания относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем. Вместе с тем психология воспитания является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.

Воспитание – это процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка.

Цели и задачи воспитания

Главная цель воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. Задачи воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения – изменяются и задачи воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и задачи воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.

Институты воспитания

К институтам воспитания относятся семья; детские сады, школы и другие специальные учреждения; средства массовой информации; литература и искусство.

Средства и методы воспитания

Под средствами и методами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателя на воспитуемого с целью выработать у него определенные качества и формы поведения. Слово «метод» означает способ осуществления, понятие «средство» подразумевает то, с помощью чего данный метод осуществляется на практике. К средствам воспитания можно отнести практически все в окружающем мире: природу, искусство, традиции, слова (в устной и письменной форме), различные виды деятельности и т. д.

Классификация видов методов воспитания

Классифицировать методы воспитания можно по разным основаниям, и таких классификаций существует много. В 1960-е гг. общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух категорий: 1) методы, направленные на сознание ребенка; 2) методы, направленные на его поведение.

В 1970-е гг. значительная часть теоретиков педагогики и педагогической психологии принимали классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя: 1) методы целенаправленного формирования качеств личности; 2) методы стимулирования естественного саморазвития личности; 3) методы коррекции развития личности.

В начале 1980-х гг. оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию и ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г. И. Щукина предложили классификацию методов воспитания по критерию их отношения к деятельности ребенка. В их системе рассматривалось три группы методов воспитания: 1) методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности; 2) методы формирования общественного сознания; 3) методы стимуляции деятельности.

Известный современный московский педагог-новатор и ученый В. А. Караковский предложил классификацию, критерием которой являются используемые средства воспитания, и выделил шесть групп методов: 1) воспитание словом; 2) воспитание делом; 3) воспитание ситуацией; 4) воспитание игрой; 5) воспитание общением; 6) воспитание отношениями.

Источник: http://psy-diplom.ru/shpargalki/psikhologiya-vospitaniya/

Психология воспитания — область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, психологию воспитания иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем. Вместе с тем психология воспитания является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.

Психологию воспитания преподают на педагогических факультетах университетов. Предметом изучения психологии воспитания выступают различные проявления поведения, связанные с процессами обучения и воспитания: психологические особенности ребенка на разных возрастных этапах; соотношение психического развития и обучения, особенно в отношении школьных предметов и занятий; проблема психического здоровья, включая и трудности социальной адаптации; взаимодействие учеников в классе, школьных командах и группах; различия между детьми в способностях и школьной успеваемости, а также проблема измерения этих различий.

Наибольшее значение для психологии воспитания имеют следующие разделы психологии: рост и развитие ребенка, научение, психическое здоровье, групповые процессы, индивидуальные различия.

Рост и развитие. Давно известно, что процесс обучения должен осуществляться в соответствии с возрастом, уровнем созревания и развития учащихся. В соответствии с принципом повторения, из которого исходили последователи немецкого педагога и философа Иоганна Гербарта (1776-1841), развитие каждого ребенка повторяет историческое развитие человечества. Ожидания взрослых по поводу возможностей детей на разных возрастных этапах часто оказываются завышенными, а вытекающая из них система оценок бессмысленна и, возможно, даже вредна. Не имеет смысла обучать детей тому, к чему они еще физиологически не готовы, — самостоятельный выбор ученика является важным (хотя и не определяющим) фактором формирования учебной программы; кроме того, очень важен принцип постепенности, т. е. представление о том, что детям нужно давать задания в соответствии с их уровнем развития.

Научение. С точки зрения психологии воспитания, задача образования куда шире простой передачи культурного наследия из поколения в поколение. Образование помогает людям научиться, как правильно или по крайней мере адекватно реагировать на широкий спектр ситуаций, независимо от того, используют ли эти реакции двигательные способности, слова и предложения или же невысказанные мысли и идеи.

Воспитание рассматривают в нескольких аспектах:

— в социальном смысле – это передача накопленного опыта старших поколений младшим. Под опытом понимается духовное наследие человечества, которое создано в процессе его исторического развития, а именно: известные людям знания, умения, способы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д.;

— в педагогическом смысле — специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организованных средств влияния на воспитуемого;

— в психологическом смысле – процесс формирования личности на разных возрастных этапах, исходя из психологических особенностей воспитуемого.

Психология воспитания рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых.

Психология воспитания исследует процесс свертывания, перестройки одних психологических особенностей и возникновения, развития новых образований. Именно ориентировка на становление новых психологических возможностей ребенка позволяет создать условия для организации такого воспитательного процесса, который, по выражению Л.С. Выготского, может не плестись в хвосте психического развития ребенка, а вести его за собой, организовывать его, управлять им.

Главный организующий момент психологии воспитания как особой области психологических знаний – положение о возможности активного целенаправленного формирования личности в онтогенезе. Вопрос об условиях становления личности, о соотношении биологического и социального – решающий в понимании развития личности. Принципиальное значение этого вопроса объясняется тем, что признание ведущей роли социальных условий означает возможность активного воздействия общества на развитие личности, ориентирует на устранение социальных причин, мешающих разностороннему развитию.

Объект психологии воспитания — это личность, развивающаяся в результате воспитательных воздействий.

Предмет психологии воспитания –это психологические закономерности формирования человека как личности в условиях воспитания, целенаправленной организации педагогического процесса.

Цель психологии воспитания – изучить, понять психологическую сущность процесса воспитания, вооружить практиков научно обоснованными знаниями о психологической природе воспитательного воздействия. В число этих знаний входят знания особенностей взаимодействия воспитателя и воспитуемого, диалектических взаимосвязей их ролей субъекта и объекта воспитания; знания взаимодействия воспитательных мер с психологическими особенностями человека, влияние этого взаимодействия на развитие личности. Вместе с другими науками психология воспитания исследует психолого-педагогические и социально-психологические причины возникновения тех или иных недостатков личности, приводящих к отклонениям в поведении, психологические условия и факторы их предупреждения и коррекции, закономерности процесса перевоспитания, ведет поиск и разработку психологических критериев эффективности методов и форм воспитательного воздействия.

Основная задача — исследование психологического содержания воспитания, закономерностей взаимодействия и взаимоотношений воспитателя и детей. Реализация этой задачи способствует совершенствованию воспитательной работы в школах и других учебных заведениях.

Новой и сложной задачей психологии воспитания является разработка психологических основ гуманизации системы воспитания подрастающего поколения.

Психология воспитания тесно связана с таким ее разделом, как методика воспитательного воздействия.

В последнее десятилетие в психологии воспитания, в частности в разделе «Развитие системы саморегуляции», широко используются достижения психотерапии. В свою очередь психотерапевты для диагностирования результатов своей работы применяют психологические методики.

15. Воспитание как формирование целостной структуры личности
Воспитание
специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

Личность формируется на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения. Моральное сознание это отражение в сознании человека принципов и норм поведения, регулирующих отношения людей, их отношение к общественной дела, к обществу. Психологи выделяют в развитии нравственного сознания три главных этапа: доморальный уровень, когда ребенок выполняет установленные правила, исходя из эгоистических представлений; конвенциональную мораль, ориентируется на внешние нормы поведения; автономную мораль, то есть ориентацию на внутреннюю, автономную систему принципов.

Однако переход от одной стадии к другой сложный и противоречивый. Сила нравственного сознания — в категоричности и универсальности основных постулатов. Чтобы овладеть азами нравственности, ребенок должен мыслить альтернативно: добро, или зло, хорошо, или плохо. Ребенок, не усвоил элементарных норм нравственности как безусловных, категорических императивов не может стать нравственным человеком. Но нравственность не сводима к системе запретов и указаний. Каковы бы ни были источники моральных норм и правил, моральное решение и связанный с ним риск и ответственность могут быть только индивидуальными. Морально зрелый человек никогда не может ответить однозначно на вопрос ребенка: «хорошо это или плохо?», Потому что одна и та же действие по-разному оценивается в зависимости от ее контекста, последствий, мотивов и тому подобное. С этим связан нравственный выбор, оценки, самооценки. При отсутствии развитой нравственной рефлексии жестокая система моральных принципов легко переходит в примитивное морализаторство, обращение с моралью к другим, но не к себе.

Механизм формирования целостной личности также основывается на взаимодействии, взаимопревращении процессов развития общества и личности. Сущностной основой понимания этого взаимодействия и социального механизма формирования индивида как личности в целом является закономерность взаимозависимости отношений и общества и личности следующего вида: человек — микрокосм истории общества. Понятно, что в самом общем случае человек является микрокосмом Вселенной, частью которой выступает общество в его динамике. Данная закономерность четко выявляется в так называемом фрактальном осмыслении явлений окружающего нас мира.

Социальный механизм формирования целостной личности имеет свои особенности в сфере духовного производства, неразрывно связанной с непроизводственной духовной областью. Духовные потребности личности являются способом существования духовного богатства, которое означает широкую образованность человека, знание им достижений науки и культуры. Следует учитывать тот существенный момент, что ядром духовного богатства является мировоззрение. В него входит: понимание мироздания, социума и человеческого мышления; осознание индивидом своего места в обществе и смысла собственной жизни; ориентация на определенный идеал; интерпретация моральных норм и ценностей, утвердившихся и утверждающихся в обществе. В гуманистическом обществе, совершенствующемся на путях развития демократии, господствует мировоззренческий плюрализм, т.е. широкий спектр мировоззрений, что позволяет личности выбрать и освоить подходящее ему мировоззрение.

Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности — человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.

При комплексном подходе к формированию целостной личности должна быть учтена совокупность всех этих условий. Благоприятные для личности и общества изменения в результатах воспитания достигаются не только благодаря прямому воздействию на ту или иную сферу психики формирующейся личности, но и при изменении внешних условий, которые препятствуют развитию нежелательных отклонений от нормы и сводят к минимуму отрицательные влияния.

Благодаря мощному воздействию средств массовой коммуникации ныне все большую роль в формировании целостной личности приобретает искусство. Оно помогает человеку преодолеть исконное одиночество ( по Шопенгауэру), так как является глубинным аналогом мира.

Современное образование не обеспечивает в полной мере формирования интеллектуально-нравственной целостной личности, способной творчески преобразовать окружающую среду.

Проблема воспитания цельной личности хорошо известна в общей педагогике. Важный вклад в понимание ее внес А. С. Макаренко, ратовавший за такое воспитание, которое ориентируется не на элементы и частности, а на формирование целостной личности.

Источник: http://lektsia.com/3x3eb0.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector