Виды отношений между людьми

Виды отношений между людьми

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Второй тип ? отношение утилитарное, самое распространенное в настоящее время, где природа рассматривается только как ресурсы, необходимые для поддержания благополучия человека.

Третий тип ? отношение теоретическое, научное, противостоящее утилитарному. Задача настоящего ученого ? искать объективные законы природы, незыблемые основания, на которых покоится все мироздание.

Четвертый тип ? отношение эстетическое.

Пятый ? утверждение человеческого начала в космосе и космического в человеке.

Экологизация морального сознания. В последние годы во многих развитых странах наблюдается процесс экологизации морального сознания, когда природа получает статус самостоятельной ценности в силу своей уникальности и неповторимости. Человек и общество здесь выступают как элементы единой системы «природа ? общество», вне которого их существование невозможно.

Предмет, правила, принципы экологической этики. Предметом экологической этики являются нормы моральной деятельности в области «человек ? общество ? природа». Здесь можно рассмотреть две линии поведения субъекта: либо он противопоставляет себя природе, выбирая искусственную среду, либо включается в нее, стараясь гармонизировать природные и общественные интересы.

В этике существует и такое понятие, как экологическая совесть, характеризующая нравственное отношение человека к природе, защиту ее от технократической цивилизации.

К принципам экологической этики относятся следующие.

1. Нравственная позиция в отношении человека к природе должна быть гуманистической, то есть имеющей в качестве приоритета как благо человека, так и благо природы.

2. «Экологический императив»: субъект не должен вступать в противоречие с естественными закономерностями, дабы не вызвать необратимых процессов в биосфере.

3. «Принцип партнерства»: относись к природе с уважением и любовью, к живой природе ? в особенности.

4. «Принцип ненасилия», основанный на взгляде, что все живые существа на земле самоценны.

К сожалению, материальное производство и экологическая культура в современном мире все еще противоречат друг другу. В условиях усугубляющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого. Человек привык жить, в сущности, без развитого экологического мышления, без экологической этики. Вопрос заключается в следующем: сумеет ли человек трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность или нет. Человечеству необходимо преодолеть в общественном плане антропоцентризм, а в личностном ? эгоцентризм. Один из основателей экологической этики Альдо Леопольд указывал на то, что нравственные ценности должны строиться на любви к природе и ответственности перед потомками. Но на это у нас осталось не так много времени. По оценкам российских специалистов, к концу 70-х годов XXI века будет поздно даже обсуждать экологическую проблему.

Моральный выбор и ответственность при решении экологических проблем. Во внутренней структуре экологической этики большое значение имеет моральный выбор и ответственность. Выбор может основываться либо на рациональных рассуждениях о последствиях принятых решений, либо на эмоциях, страстях. При выборе в экологической области необходимо руководствоваться рациональным, разумным началом, и только такой выбор будет ответственным.

В ХХ веке лауреат Нобелевской премии А. Швейцер сформулировал принцип «благоговения перед жизнью». Это принцип гласит: «Я есть жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить». Основной принцип нравственного человека ? побуждение выказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к своей воле к жизни, так и по отношению к любой другой жизни. «Добро ? то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Для человека должна быть священна любая жизнь как таковая, будь то листочек с дерева, бабочка, червяк, насекомое или человек.

Но Швейцер понимает, что человек не может избежать насилия над жизнью. «Мир представляет собою жестокую драму раздвоения воли к жизни. Одна жизнь утверждает себя за счет другой, одна разрушает другую». Однако можно преодолеть эту раздвоенность жизни, если человека будет действовать на благо другой жизни, даже если речь идет о спасении насекомого. Человек как существо разумное должен помнить, что он «несет ответственность за жизнь, которая принесена в жертву». Он должен соизмерять, насколько оправдан наносимый им вред другой жизни. И каждый раз решать самому, «в какой степени он может остаться этическим и в какой степени он может подчиниться необходимости уничтожения или нанесения вреда жизни, и в какой мере, следовательно, он может взять за все это вину на себя». Таким образом, этот постоянный внутренний конфликт, в основе которого лежит благоговение перед своей и любой другой жизнью, всегда будет вести к выбору между этическим и необходимым.

Направления экологической этики. В экологической этике выделяют три фундаментальных направления в понимании сути взаимодействия человека и природы: антропоцентристское, биоцентристское и экоцентристское.

Антропоцентристское направление. Человек есть центр и высшая цель мироздания. Человек противопоставлен другим существам. Он является господином. Как точно подметил А.А. Гусейнов, «человек противопоставляется природе, как цель средству». Такая установка присутствует в общественном сознании, начиная с классической античности, и становиться центральной в идеологии Нового времени. Основоположники современной науки и рационалистически ориентированного гуманизма видели в природе всего лишь машину со сложным механизмом. Они обосновали убеждение, доминирующее и в наши дни, что люди, делая ставку на науку и применяя ее на практике, могут и должны «сделаться хозяевами и господами природы».

Антропоцентристскийвзгляд на природу признает, что ресурсы не являются неисчерпаемыми, и надо думать о последующих поколениях. Человек, конечно, обязан минимизировать свой вред природе, но исходить, однако, должен лишь из понятия своего блага. В настоящее время реализация умеренности в рамках этой «старой» этики, на наш взгляд, себя не оправдывает.

Биоцентристское направление. Этот подход имеет место, как в восточной культуре, так и на Западе. Так, например, в буддизме это направление отражено в принципе ахимсы. Ахимса ? это запрет на причинение вреда. Он трактуется как преодоление человеком эгоцентризма и антропоцентризма путем взаимодействия с природой на условии отсутствия личной заинтересованности в результатах своей деятельности, которая может нанести вред живым существам.

В даосизме ? это принцип «у-вэй» («недеяние»). Он выражается в следовании естественности окружающего мира в целом и в запрете на насилие над природой.

В раннем христианстве, и особенно на греческом Востоке, природа рассматривалась как символическая система, через которую Бог обращается к людям и говорит с ними. Так, поучая бездельников, им приводили в пример трудолюбие муравьев. А на примере поднимающегося верх пламени показывали стремление души ввысь, к Богу. Но это было скорее художественное, чем научное видение природы.

Натуроцентристское направление в средневековой Европе получило свое развитие в идеях одного из величайших радикалов в христианской истории Франциска Ассизского. Св. Франциск попытался низложить титул человека как царя природы, и установить демократию в отношениях всех Божьих тварей. Он утверждал духовную самоценность всех земных тварей, и призывал человека не вмешиваться своей деятельностью в естественный ход событий. У Франциска муравей не только повод для проповеди лентяю, но и Брат-Муравей способный сам воздать хвалу Творцу вместе с Братом-Человеком, только по-своему.

Примером такого подхода являются также «универсально-космические» этические концепции, предписывающие моральный статус всему живому, сентиментальное поклонение природе, ее романтизация. Космические идеи восходят к глубокой древности и отражены в мифологическом сознании человечества, где природа в своем первозданном виде объявляется предметом благоговейного поклонения. Интенсивно космистские идеи стали развиваться в философских концепциях западных мыслителей XVIII ? XIX столетий, таких как Вико, Руссо, Гердер, Шеллинг, Гегель и др. Одновременно с европейским космизмом, в XIX ? XX развивается и русский космизм. Один из исследователей этого философско-этического направления Ф.И. Гиренок отмечал, что «русский космизм потому и называется русским. что космос в нем предстает в изначальном смысле слова «вселенная», то есть как дом, в который еще надо вселиться. Но не поодиночке, а всем миром».

В современной философии совместное развитие биосферы и человеческого общества получило название «коэволюции».

Несмотря на полярность антропоцентрического и биоцентрического подходов, их объединяет, то, что природа ими рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку.

Экоцентристское направление ? это новая экологическая этика, основанная на понимании глобальной взаимосвязи всего живого, включая человека. Г. Бейтсон указывает на то, что новые технологии эксплуатации природы или новые методы эксплуатации других людей хоть и способствуют подъему цивилизации, но каждая цивилизация, достигшая пределов того, что можно эксплуатировать данным конкретным образом, в скором времени погибает. Новые изобретения дают лишь некоторое пространство, или гибкость, однако исчерпание этой гибкости неминуемо ведет к смерти. «Человек либо слишком умен (и в этом случае мы обречены), либо недостаточно умен, чтобы ограничить свою алчность теми направлениями, которые не разрушают функциональную совокупную систему. Я предпочитаю вторую гипотезу», ? пишет Г. Бейтсон.

В экоцентристском направлении благополучие человечества и благополучие природы рассматриваются в единстве, как одно целое. Здесь гуманизм распространяется не только на человека, но и на природу. Такое отношение к природе получило название экоцентристского экологического сознания в противовес антропоцентристскому подходу. В этом подходе учитываются интересы будущих поколений, что проявляется в заботливости, бережливости и разумности по отношению к природным ресурсам. Вред живым творениям природы сводится к минимуму. А для этого необходимо, чтобы отношение к природе было включено в сферу действия этических норм, поставлено на основу личностных установок на партнерское взаимодействие с природой. По мнению В.Е. Борейко, «уже само по себе умение ценить пpиpодную красоту ? значит делать доброе дело. Красоту природы нужно любить бескорыстно. Любить, радоваться, восхищаться красотой природы, не желая при этом обладать объектом любви и восхищения».

В основе взаимоотношений человека и природы в экоцентристском направлении большое место отводится экологической свободе, определяемой морально-экологической ответственностью, включающей в себя историческую ответственность перед будущим поколением, долг перед флорой и фауной, а также нравственную культуру.

Экологическая культура. Как правило, культуру принято определять через противопоставление ее природным явлениям, как проявление сознательной деятельности субъекта, как «образ жизни» человека и общества. У современного общества есть два пути: либо оставить существующий способ взаимодействия с природой, что приведет рано или поздно к экологической катастрофе, так как человеческое сознание направленно на потребление, разрушение и во многих случаях уничтожение природы; либо сохранить биосферу. Но для этого необходимо изменить установки, необходимо перестроить мировоззрение людей, что повлечет за собой ломку ценностей в области как материальной, так и духовной культуры, и сформировать новую ? экологическую ? культуру.

В 1984 году американским ученым Эдвардом Вильсоном была выдвинута любопытная теоpия биофилии. Под биофилией он понимал врожденное положительное отношение человека ко всем живым организмам. То есть у человека на генном уровне заложен интеpес к дикой пpиpоде, и при определенном экокультуpном воздействии эти зачатки дают положительный результат. Как бы там ни было, но нельзя человека, и особенно ребенка, сделать патриотом своей страны, не привив ему любовь к pодной пpиpоде. Как писал Дж. Рескин: «Может быть, в этом созерцании родных картин пpиpоды заключается источник многих великих идей, руководящих миром, и основа так называемого патриотизма. Пейзаж есть излюбленный лик матеpи-отчизны. И чем пpекpаснее будет эта картина, тем больше будешь любить ту родину, которая является ее пеpвообpазом. И нет другой страны, где бы корни воспоминаний были так крепко связаны с красотой пpиpоды, а не с гордостью людей; поэтому невольно задаешься вопросом ? не должна ли эта красота служить главной задачей патриота, так как она преимущественно и воспитала его? Что толку в заботах об увековечивании идеи родины, если мы не стараемся увековечить ее дорогой образ? Hе щедро рассеивая статуи, а глубоко чтя неотесанные камни родины, мы соберем обильную жатву людей. И нация только тогда достойна той земли и тех картин пpиpоды, которые она унаследовала, когда всеми своими поступками и всеми искусствами старается для грядущих поколений придать им больше красоты».

ТЕСТ

Ключ на странице 269.

Согласны ли вы с утверждением, «да» или «нет»?

1. Появление экологической этики было вызвано усилением в середине ХХ века действия антропогенного фактора.

2. Нынешняя экологическая ситуация нуждается не столько в практическом экспериментировании, сколько в радикальном пересмотре мировоззренческих оснований «человек ? природа».

3. Философская проблематика экологической этики отражается в ее основной задаче, состоящей в конструировании системы нормативных установок, определяющих действия человека, направленных на его естественное окружение.

4. Экоцентризм ? принцип европейского мировоззрения, согласно которому человек является мерой всех вещей и ценностей, причиной существования природы и мира в целом.

5. Антропоцентризм ? принцип восточных мировоззрений, согласно которому все живые существа наделяются внутренней, независимой от человеческого интереса ценностью.

6. Первым, кто попытался низвести человека с трона его монархического господства и установить демократию в отношениях всех Божьих тварей, был св. Франциск Ассизский.

7. Биоцентризм трактуется как преодоления человеком эгоцентризма и антропоцентризма путем взаимодействия с природой на условии отсутствия личной заинтересованности в результатах.

8. Термин «экология» ввел в науку В.И. Вернадский.

9. С позиций экоцентризма моральной значимостью обладает весь спектр природных существ, включая биосферу, все царства природы, землю, воду и воздух.

10. Автором принципа «благоговения перед жизнью» является Э. Геккель.

11. Для преодоления экологического кризиса человечество должно пересмотреть мировоззренческие основания своей жизнедеятельности в экологическом ключе и включить в поле действия этики все живые существа и природу в целом.

12. В русском космизме главной темой является ответственность человека за природу, осмысление особой роли человека в этом мире, имеющей непосредственное отношение к судьбам природного бытия.

1 ошибка ? «отлично»;

2 ? 3 ошибки ? «хорошо»;

4 ? 5 ошибок ? «удовлетворительно»;

более 5 ошибок ? «неудовлетворительно».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Подготовить письменный доклад объемом 450 ? 500 слов о любом заповеднике, национальном паpке, заказнике или памятнике пpиpоды на территории Белоруссии. Доклад сопроводить иллюстрациями (рисунки, фотографии, аппликации, коллажи и т. д.). Обязательно указать источники информации.

2. Дайте развернутый аргументированный ответ на вопрос. Согласны ли вы с американским философом Р. Эмеpсоном, что «пpиpода должна просветить и возвысить человека, сообщив ему заряд этической и эстетической духовности, ибо сам человек представляет собой жалкое зрелище, он ? символ дегpадиpующего божественного начала. Желая сохранить остатки вырождающегося духовного начала, человек должен сконцентpиpовать свои усилия на чтении, pасшифpовке и переживании божественной тайнописи пpиpоды»?

3. Дайте развернутый ответ на вопрос. В каком смысле можно говорить о правах будущих поколений?

4. Дайте развернутый аргументированный ответ на вопрос. Как вы относитесь к законам, запрещающим содержать животных в городских квартирах, если только это не вызвано жизненной необходимостью?

5. Дайте развернутые аргументированные ответы на вопросы. Каковы возможные принципы отношения к бездомным животным в городе? Каким образом эти принципы могут быть реализованы на практике?

6. Дайте развернутый аргументированный ответ на вопрос. Согласитесь ли Вы со следующей точкой зрения? Для того чтобы восхищаться красотой диких животных, нужно их видеть, и поэтому многое зависит от зоопарков. Животные зоопарка должны pассматpиваться не как пленники, а как послы из других миров, временно появившиеся, чтобы рассказывать людям о красоте и чуде, присущих дикой пpиpоде и pазнообpазию жизни.

7. Ситаров В.А. и Пустовойтов В.В. в своей книге «Социальная экология» (М., 2000) приводят идеи английского священника, экономиста и демографа Томаса Роберта (1766 ? 1834), оказавшие, по их мнению, определенное влияние на последующее развитие научной мысли и экологических представлений. Мальтусом был сформулирован так называемый «закон народонаселения», согласно которому народонаселение увеличивается в геометрической прогрессии, тогда как средства к существованию (прежде всего, пища) могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. С неизбежно возникающим при таком развитии событий перенаселением Мальтус предлагал бороться при помощи регламентации браков и ограничения рождаемости. Он также призывал всячески «способствовать действиям природы, вызывающим смертность. »: перенаселять дома, делать в городах узкие улицы, создавая тем самым благоприятные условия для распространения смертельных болезней (таких, как чума). Взгляды Мальтуса были подвергнуты суровой критике еще при его жизни за их антигуманность и умозрительность.

Приведите свои примеры этически недопустимых, на Ваш взгляд, форм экологической борьбы.

8. Приведите примеры успешных экологических акций и движений.

9. Ряд философов утверждают, что своеобразие пpиpоды фоpмиpует национальный хаpактеp. Прокомментируйте высказывание немецкого писателя Г. Лэнса: «Hации, где чувство пpиpоды рассеивается, поскольку они pазpушают свою родину, несут в себе семя смерти, они только искусственно продолжают существовать как нация. Hации с сильно опpеделенным чувством пpиpоды, подобно немцам и славянам, преодолевают даже самые тяжелые удары и имеют неограниченную способность возрождаться. Поэтому правительство, которое пытается поддержать чувство пpиpоды своего народа, разумно, и для этой цели никакие жертвы не являются слишком большими и никакие средства маленькими, и каждый, кто помогает охране пpиpоды, служит своему народу».

10. Какие принципы отношения к природе выражены в следующих цитатах?

1). «Моральными (естественными) правами на жизнь (существование), свободу, защиту от гибели обладают не только люди, но и дикая природа. Особенно в заповедниках, которые создаются именно для защиты этих моральных (естественных) прав дикой природы. Естественно, за счет ограничения прав людей. Право людей видеть красоту уникальных заповедных природных объектов не является для людей жизненно необходимым. Право дикой природы на существование и сохранение своей красоты и самобытности является для дикой природы жизненно необходимым. Поэтому право дикой природы в данном случае является приоритетным перед правом людей. И поэтому заповедник должен быть закрыт для туристов.

Как в юpиспpуденции имеются правовые взаимоотношения между людьми, между человеком и обществом, также должны быть pазpаботаны юридические и моральные отношения между пpиpодой и человеком. Если отдельные люди, организации, пpедпpиятия, страны имеют свои законные права, ответственность и доступ к судам через своих представителей, то почему это же самое не могут иметь для начала хотя бы отдельные выдающиеся ландшафты? Почему какая-либо река не может подать в суд на корпорацию не только за загрязнение ее вод, но и за уничтожение ее красоты? Человек, незаконно срубивший вековую липу, будет оштрафован, но если только подстрижет ее, лишив красоты, то не попадает ни под какую статью природоохранного законодательства. Справедливо ли это?». (Борейко, В.Е. Введение в природоохранную эстетику / В.Е. Борейко. ? Киев, 2001. ? С.47).

2). Наши принципы

Мы против окружающей среды.

Мы против других людей.

Значащая единица ? индивидуум (отдельная компания, отдельная нация).

Мы можем в одностороннем порядке контролировать окружающую среду и должны стремиться к такому контролю.

Границы нашей среды обитания могут бесконечно расширяться.

Здравый смысл заключается в экономическом детерминизме.

Технология даст нам все.

(Бейтсон, Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Г. Бейтсон. ? М., 2000. ? С. 312).

Источник: http://kak-pravilno-prodavat.su/pyat-tipov-otnoshenij-mezhdu-chelovekom-i-prirodoj.html

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Прочее (138)
  • МЖ (72)
  • Поэзия тела (20)
  • Видео (58)
  • Приколы (57)
  • Общеобразовательное (54)
  • Зодиак (50)
  • Родная Сторона (49)
  • Киев (38)
  • Работа (41)
  • Тест (41)
  • Места скопления (36)
  • Алкоголь / Вкусняшки (17)
  • Высказывания (10)
  • Кино (7)
  • Имена (4)
  • Джаз (4)
  • Литература (3)

Idria

неизвестно

Подписка по e-mail

Виды отношений между людьми

Во время ссоры нужно помнить, что

эта ссора должна кончиться дружбой.

Мы часто задаёмся вопросом: какие же отношения более жизнеспособные, оптимальные, долговременные и подходящие для обоих партнеров, не вызывающие напряжения, раздражения и как следствие — отторжения и охлаждения друг к другу? Между какими типами людей?

1. Тождественные отношения

Это отношения во многом похожих людей, которые очень хорошо понимают друг друга. Построенные на доверии и сочувствии, они хороши для дружбы, но в браке могут возникнуть затруднения из-за невозможности помочь друг другу в решении проблем. Партнерам трудно правильно оценить деятельность другого, поскольку у них одинаково развиты как сильные, так и слабые стороны. Эти отношения активны при наличии совместных дел, когда есть чему научиться у более опытного партнера. При недостатке поступления новой информации от другого, отношения могут быстро себя исчерпать. Взаимопонимание и непринужденность в общении сглаживают недоразумения. Партнеры снисходительно относятся к одинаковым недостаткам друг друга, а в некоторых случаях им удается критически посмотреть не столько друг на друга, сколько на самих себя со стороны.

Самые комфортные и необходимые человеку взаимоотношения в семье, дружбе, сотрудничестве: в чем слаб один — силен другой. Партнеры видят трудности, задачи и проблемы друг друга. Взаимопомощь очень эффективна при условии, если правильно распределить обязанности. Это происходит естественно и без лишних споров. В этих отношениях нет лидера. Лидерство в каждый момент переходит к тому, кто лучше разбирается в аспектах ситуации. Партнеры охотно откликаются на предложения и просьбы друг друга, постоянно оказывая взаимную помощь в затруднительных ситуациях как духовного, так и материального плана. Это — непринужденные, приятные отношения, которые никогда не надоедают. Споры, возникающие из-за разницы в стилях мышления, носят воспитательный характер и оживляют общение. Со временем приятная расслабленность приводит к созерцательности и сосредоточенности друг на друге.

Эти отношения — самые лёгкие, общение завязывается почти сразу. Никаких затруднений в общении не возникает, что поначалу приятно удивляет. Партнёры как бы «разогревают» друг друга, поощряют активность друг друга. Такое общение, особенно при благоприятствующих подтипах, очень притягивает. Контакт здесь устанавливается быстрее, чем с дуалом. Однако с течением времени наступает «перегрев», появляется усталость от партнёра, постоянно вас активизирующего. Партнеры начинают предъявлять друг к другу повышенные требования. Это приводит к бесполезным спорам и взаимному разочарованию. Проблемы по-прежнему приходится решать каждому самостоятельно. Наступает эмоциональное, а затем и физическое переутомление и усталость от общения. Необходим периодический отдых друг от друга.

В этом случае от него нужно отдалиться. Эти отношения хороши для проведения досуга, когда можно расслабиться, снять плохое настроение, стрессовое состояние. Присутствие посторонних оказывается благотворным и помогает отвлечься от недоразумений. Партнеры довольно быстро забывают обиды. Переключение внимания или перерыв в общении нормализуют отношения.Через некоторое время опять хочется испытать действие активизации. Отношения могут приобрести характер пульсации.

Эти отношения получили свое название из-за того, что слова одного отражаются, как в зеркале, в поступках другого. О чем любит рассуждать один из «зеркальщиков», то другой неосознанно реализует своим поведением. Однако такая реализация никогда не бывает полной, 100%. Зеркало оказывается искривленным, так как корректирует, исправляет свои поступки каждый исходя из совсем других норм поведения, чем партнёр. По этой причине и возникает недоумение, а порой и претензии друг к другу. Каждый стремится подправить поведение партнёра, однако такие попытки перевоспитания не имеют шансов на успех.

Такие отношения эффективны, когда необходимо организовать новое дело, преодолеть трудности, справиться с экстремальной ситуацией или победить в конкурентной борьбе. Но эти отношения могут измениться, если общие рассуждения или творческие дискуссии начнут преобладать над реальными действиями. В таких случаях эффективная взаимопомощь будет затруднена из-за разных подходов к одной и той же проблеме.

Комфортность этих отношений сравнительно неплохая, пока партнеры проявляют внимание друг к другу и взаимное сочувствие. Игнорирование взглядов и интересов партнера может привести к конфликтам по мелочам, которые, как правило, быстро забываются. Общение носит расслабляющий или отвлекающий характер. Споры бывают редко и обычно заканчиваются компромиссным решением.

Хорошие отношения для товарищества и сотрудничества, но не очень благоприятные для более близких отношений. Есть желание понять партнера, помочь ему, дать совет. Взгляды и методы другого непривычны и интересны. Это порождает много дискуссий и разногласий, но есть желание найти компромисс. При сближении, особенно когда затрагиваются личные интересы, даже небольшая ссора может быстро разрушить эти отношения. Появляется трудность во взаимопонимании и неумение считаться с интересами другого.

Самые трудные из отношений. Происходит взаимное навязывание собственных взглядов и подходов в работе и нежелание принять жизненные ценности другого. Это приводит к постоянному подавлению друг друга. Партнеры замечают малейшие недостатки друг друга, нередко преувеличивая их. Они часто спорят, не соглашаются, не слушают другого либо не признают его доводов. Даже шутки и комплименты воспринимаются неправильно. Все это не способствует проявлению чуткости, взаимопомощи, внимания к потребностям и интересам другого. Со временем напряженность в отношениях из-за способности обострять любые ситуации и постоянные обиды вызывают желание отдалиться.

Это отношения, при которых трудно достичь полного взаимопонимания. Несмотря на взаимный интерес и общность взглядов, партнеры часто спорят из-за мелких противоречий, которым склонны уделять слишком много внимания. Выпячиванием недостатков и неумением поддержать инициативу другого они гасят его активность в любой деятельности. В лице такого партнера трудно встретить ощутимую поддержку в делах, но всегда интересен обмен мнениями, просьбами и предложениями.

Это — отношения соперничества партнеров. Каждый старается произвести впечатление на другого, доказать ему свою значимость или приоритет в чем-либо. Трудность взаимопонимания приводит к потере чувства доверия и надежды, что ты будешь правильно понят. Приходится приспосабливаться друг к другу, искать точки соприкосновения, но равновесие в отношениях наступает ненадолго. Партнеры очень эмоционально воспринимают друг друга и могут невольно причинять боль. Иногда кажется, что другой делает все назло.

Это хорошие отношения для совместного обсуждения общих тем, но сложные при более близких отношениях. Партнеры хорошо понимают мотивы другого и имеют общие цели, но поскольку подход к решению проблем у них обычно разный, они советуются друг с другом, стараясь найти компромисс. Если этого не происходит, может возникнуть взаимное недоверие и, как следствие — разногласия и конфликты. Возникает потребность в самостоятельности и свободе друг от друга.

Партнеры внимательны к трудностям и проблемам друг друга и отзывчивы к предложениям сотрудничать. Однако в совместной работе не хватает слаженности, проявляется индивидуализм и упрямство. Советы, жалобы и просьбы, как правило, воспринимаются правильно и создается впечатление, что партнер готов к их исполнению, но оно не всегда устраивает обоих. Каждый проявляет заботу прежде всего о своих интересах и удобствах и только после этого создает необходимый комфорт для партнера. Своим различием взглядов они могут вызывать взаимный интерес. Партнер кажется загадочным и непредсказуемым, его трудно понять. Это романтические отношения, при которых каждый что-то недоговаривает. При сближении из-за разницы мировоззрений и частых споров возникает усталость от общения, но примирение наступает довольно быстро, как только партнеры отдохнут друг от друга.

Исполнитель заказа (приемник) в присутствии заказчика (передатчика) активизируется, старается ему в чем-то помочь. Он хорошо понимает потребности партнера, но взаимность бывает только в начале общения. Со временем гармония в отношениях нарушается из-за того, что заказчик не воспринимает доводы исполнителя, пытается ему навязать свою точку зрения, даже руководить его поведением. Вместе с тем исполнитель чувствует, что ему трудно отказать в чем бы то ни было такому авторитетному партнеру. Неравенство позиций в дальнейшем может привести к спорам и желанию исполнителя отдалиться от своего партнера. В производственных отношениях такое удаление позволяет исполнителю заказа более эффективно выполнять свою работу, а в личной жизни приводит к напряженности и конфликтам.

Это один из самых сложных видов отношений, при которых равенства обычно не бывает. Сначала больше страдает ревизуемый (подконтрольный) от упрямства и бескомпромиссности ревизора (контролера), убежденного в своей правоте. Ему кажется, что партнер им недоволен и стремится его перевоспитывать, навязывая свои ценности. В ответ другой начинает следить за каждым промахом ревизора, доказывая ему, что он также небезгрешен. Взаимные претензии и неуступчивость могут разрушить отношения.

Т — тождественные (подобные)

Д — дуальные (дополняющие противоположности)

А — активация (тонизирующие)

З — зеркальные (взаимная коррекция)

Де — деловые (побуждающие к действию)

М — миражные (расслабляющие)

Сэ — суперэго (взаимный эгоизм)

Пп — погашение (погашение противоположностью мнений)

Квт — квазитождественные (параллельные)

К — конфликтные (отношения непонимания)

Ро — родственные (проблематичные)

Пд — полудуальные (неполное дополнение)

П — передатчик социального заказа (заказчик)

п — приемник социального заказа или контракта (исполнитель)

Р — ревизор (социальный контролер, воспитатель)

р — ревизуемый (подконтрольный, подотчетный)

Надеюсь, что знание основ соционики поможет вам в формировании более гармоничных отношений в обществе.

Существуют различные виды отношений, вернее, стороны единого предметного отношения, определяемые многосторонней возможной реакцией человека и многосторонностью объектов.

Отношение как связь субъекта с объектом едино, но в многообразии отношений выступают то более, то менее отчетливо отдельные компоненты, которые можно назвать частичными отношениями, или сторонами отношения, или видами его. Эти стороны тесно связаны с характером жизненного взаимодействия, включающего различнейшие моменты от обмена веществ до идейного общения.

Основные стороны отношения глубоко коренятся в филогенетическом и историческом прошлом человека. Они прежде всего различаются положительным и отрицательным характером активных реакций человека, представляющим основу избирательной объективной направленности его психической активности. От самого простого положительного или отрицательного хемотаксиса через инстинкты до сложных влечений и потребностей человека мы устанавливаем качественное многообразие этих жизненных тенденций. В этом ряде эволюционных ступеней советская психология подчеркивает их качественное различие и общественно-историческую, а не просто биологическую природу потребностей человека.

Потребности представляют одну сторону основного отношения. Скорее всего ее можно определить как конативную (от латинского слова «conare» — стремиться, домогаться) тенденцию овладения.

Понятие потребности давно существует и имеет, как известно, значение не только для психологии. Мы относим это понятие к отношениям потому, что основными, так сказать, конституирующими компонентами этого понятия являются:

а) субъект, испытывающий потребность,

б) объект потребности,

в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную функциональную нейродинамическую структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им.

Как известно, потребности одними авторами рассматривались как самостоятельная категория, другими относились к волевым проявлениям, третьими включались в систему характеристики личности. Все это имело частичное основание, но наиболее правильно рассматривать потребности в системе отношений к действительности.

На ранних (примитивных) стадиях развития отношения носят еще недифференцированный характер. В процессе развития на уровне еще не сознаваемых отношений высокоорганизованного животного (собака, обезьяна) вычленяется вторая сторона эмоционально-волевого отношения — эмоциональное отношение. У человека оно проявляется в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях — неприязни, вражде, антипатии.

Эмоциональная сторона отношения, наиболее ярким примером которой является любовь и вражда, относилась в психологии к категории чувств. Однако надо учесть, что область чувств (или эмоций) охватывает три разнородных группы явлений — эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувством, но это до сих пор еще не уяснено и генетически достаточно не освещается.

Соответственно только что сказанному одной из важных проблем психологии вообще, и психологии отношений, в частности, является дальнейшая разработка системы понятий и вопросов структуры в области психических образований, в частности, в области отношений.

Ряд отношений выступает у человека как относительно самостоятельные образования. Сюда прежде всего следует отнести интересы, оценки и убеждения.

Рассматривая интерес как особый вид отношения, мы подвергли вопрос о нем специальной разработке в исследовании нашего сотрудника В. Г. Иванова (1956а, 1956б), изучавшего интересы учащихся с позиций отношений, осветившего генез интересов и давшего некоторую их систематизацию. В последнее время некоторые авторы преодолели односторонний функциональный характер понимания интереса и начали с успехом рассматривать его как отношение (Теплов Б. М., 1948; Иванов П. И., 1954; Архипов А. П., 1958). В ряде работ вопросы интереса стоят в тесной связи с проблемой мотивации поведения (Леонтьев А. Н., 1945, 1947; Божович Л. И., 1951 а, б).

В работе В. Г. Иванова проблема интереса освещается в связи с учебными предметами. Однако современные задачи политехнизации школы настойчиво выдвигают вопросы формирования интереса к различным видам промышленного труда. Как показывает работа А. Ф. Эсаулова (1956), для учащихся с выраженным профессиональным интересом характерно яркое эмоциональное отношение к профессии, а формирование этого интереса связано с активным и успешным включением в соответствующую внеклассную и внешкольную деятельность.

Усилие в отношении к учебным обязанностям представляет частную форму усилий человека, вытекающих из ответственного отношения к своим обязанностям, характеризующим морально-правовые отношения человека. Ответственное отношение к своим обязанностям, вырастая из требований родителей, учителей, становится долгом, совестью.

Воспитание представляет процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого. В этом двустороннем процессе воспитатель может обнаруживать требовательное, снисходительное, любовное, неприязненно-внимательное, пренебрежительное и справедливое или пристрастное и тому подобное отношение к ученику, а ученик — отвечать ему уважением, любовью, боязнью, враждебностью, недоверием, скрытностью, откровенностью, искренним или показным отношением. Взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия и, в свою очередь, представляет результат взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают, реорганизуют отношения. Критический перелом в отношениях представляет «взрыв», который столь ярко описал А. С. Макаренко и сделал его существенным звеном в перевоспитании личности.

Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими, эстетическими, юридическими и другими критериями поступков и переживаний человека.

Соответственно формированию этических оценок и связанной с этим критикой себя и других возникает требовательность, или требовательное отношение, к окружающим и к самому себе.

В этих условиях формируется у школьника система требований к взаимоотношениям людей, к отношению к труду, к себе, к своим обязанностям. Первостепенную роль в этом процессе играет школьный коллектив. Новые отношения, в частности, новые требования, возникают на основе предыдущих. Такие качества ученика, как инициатива, усидчивость, настойчивость (или, наоборот, пассивность, нетерпеливость, бездеятельность), имеют одним из своих источников ответственное и требовательное отношение к труду, формируются в процессе непрерывного упражнения в выполнении тех требований, которые предъявляются ученику (педагогами), и тех, которые он предъявляет себе сам. Они относятся столько же к его поведению и деятельности, сколько к его отношению: например, отношению к труду, уважению педагогов, вниманию к людям, внимательному отношению к своим обязанностям и т.п.

Потенциальный план личности и отношений не исключает процессуального или функционального плана рассмотрения психики, а, наоборот, неразрывно с ним связан и ставит вопрос о связи отношений и психических функций, или психических процессов, о чем мы уже писали в свое время. В ряде работ советских психологов уже были показаны особенности процессов восприятия, памяти, внимания, мышления, фантазии и воли в зависимости от отношения к объективному содержанию этих процессов. Общеизвестна зависимость памяти от интереса или эмоционального отношения (см.: А. А. Смирнов, 1948 и др.). Исследования восприятия, проведенные у нас, показывают многообразие и прочность его при активно-положительном отношении, бедность и непрочность восприятия при безразличном отношении к его содержанию. Отрицательное отношение к содержанию восприятия характеризуется средними (между положительным и безразличным отношением по количеству и качеству) результатами воспроизведения.

Большая положительная или отрицательная активность, характеризующая отношения, тесно связана с эмоциональностью реакций, в изучении которых, как указывалось, недостаточно расчленен внутренне единый, но все же троякий план характеристики эмоциональности человека: а) эмоциональных реакций, б) эмоциональных состояний и в) эмоциональных отношений.

В раннем школьном возрасте формирование волевого усилия тесно связано с непосредственными эмоциональными отношениями. В работе А. Г. Ковалева (1957), посвященной проблеме воли и психологии отношений, показывается, как отношение определяет характер волевого усилия. Автор приводит интересный для педагогической практики пример попыток улучшить почерк школьника. Эти попытки оказываются бесплодными, если ограничиваются лишь повторными упражнениями, и, наоборот, они дают успешный результат, когда за хорошо написанный текст ученик получает поощрение, изменяющее его отношение к своему почерку и задаче исправления. Автор указывает, что центр тяжести проблемы воли заключается не просто в действии и не в борьбе мотивов, а в достижении цели, являющейся объектом активного отношения, выражающей потребность реального или интеллектуального обладания.

Проблема мотивации, как известно, привлекала и привлекает к себе внимание своей связью не только с проблемой воли, но и с изучением всей деятельности человека. Мотив как основание действия, решения или усилия является не чем иным, как выражением отношения к объекту действия, выступая субъективно как желание, стремление, потребность, сознание долга, необходимости и т.д.

Наиболее существенные различия структур волевого поведения заключаются в том, что усилие в примитивных условиях мобилизуется непосредственным импульсом эмоционального и конативного отношения. Рациональные мотивы необходимости или долга оказываются в этих условиях малодействеными. Только в структуре развитого волевого акта эти мотивы приобретают господствующую силу. Их роль возрастает по мере развития личности и характеризуется растущей интеллектуализацией поведения и образованием идейно-нравственных мотивов. Мы уже указывали на то, что в поведении юноши отчетливо выступает роль таких образований, как сознание долга, ответственности и убеждения (1957). Однако ни функциональная, ни структурная психология, ни даже психология деятельности не уделили и не уделяют вопросам психологии долга, убеждения и ответственности того внимания, которого они заслуживают.

В одной из работ мы уже указывали, что отношение к деятельности в разной степени динамично. Метафорический термин «насыщение», применяемый К. Левином, обозначает изменение отношения к объекту и процесс деятельности в течение и под влиянием процесса самой деятельности. Не касаясь недостатков всей концепции К. Левина, надо заметить, что, оперируя материалом, относящимся к деятельности, обусловленной только непосредственными побуждениями интереса, К. Левин совершенно прошел мимо обусловленности ее сознанием объективной необходимости. Создавший понятие о кривой работы Э. Крепелин совершенно не учитывал ни роли непосредственной заинтересованности, ни значения ответственного отношения к работе. Между тем даже в экспериментальных условиях, как показывают исследования наших сотрудников (Меерович Р. И., Плотникова Е. Е., Хвиливицкий Т. Я.), в зависимости от соотношения этих моментов работа протекает различно, и в ней можно обнаружить различные фазы. Особенно характерной является не отмеченная ни К. Левином, ни Э. Крепелином фаза колеблющихся показателей, когда потеря непосредственного интереса или запаса сил вступает в борьбу с сознанием необходимости выполнять работу. При этом не только колеблются объективные показатели работы, но обнаруживаются и резкие колебания в нейросоматических вегетативных функциях организма (особенно в дыхательных и кожноэлектрических). В экспериментальной, а также в учебной и производственной работе выступает совершенно ясно общая закономерность: функциональные возможности человека в любом направлении деятельности могут быть определены лишь при наличии его активно-положительного отношения к задаче.

Когда человек пресытился работой или переутомлен ею, то что является источником продолжения работы? Сознание необходимости, мобилизующее человека или побуждающее его к волевому усилию.

Отношения между людьми

Отношения между людьми – это окружающий нас мир. Каждый день большинству людей на планете приходится взаимодействовать с другими людьми, вступать в коммуникационные связи, различного вида отношения.

Попытаемся разобраться в том, какие бывают отношения между людьми, какова их классификация и какие проблемы в связи с отношение людей, возникли в современном обществе.

Различают следующие виды межличностных отношений:

  1. Приятельские отношения.
  2. Отношения знакомства.
  3. Товарищеские.
  4. Любовные.
  5. Деструктивные.
  6. Родственные.
  7. Супружеские отношения.

Данная классификация основывается на глубине отношений и их функций. Каждый вид отношений между людьми включает в беседу, взаимоотношение определенные уровни характеристики человека. В супружеских, дружеских отношениях предполагается наибольшее такое включение. Психология приятельских отношений, знакомства между людьми включают в себя взаимодействие, проявление только социокультурных особенностей индивидуума.

Критериями различения отношений между людьми является дистанция между собеседниками, частота коммуникации, ее продолжительность, применение ролевых клише.

Стоит отметить, что отношения дружбы проявляются в высоком уровне избирательности. Недоразумения в подобном виде отношений может возникнуть в случае, если один из партнеров переоценил отношения. Такая недооценка нередко приводит к распаду взаимоотношений. Деструктивные отношения характеризуются культивированием, поддержанием аномальных личностных характеристик и потребностей (хулиганство, стяжательство и т.п.).

Помимо видов межличностных отношений выделяют также типы отношений:

  1. Кооперация – отношение между индивидуумами, во время которого партнеры достигают обоюдного согласия о конкретных целях, стремясь не нарушить его до тех пор, пока есть схожесть в их интересах.
  2. Конкуренция — отношение между людьми, которое проявляется в стремлении достичь групповых или индивидуальных целей во время личностного противоборства.

Эти типы и уровень выраженности таких отношений способны определить характер психологии взаимоотношений.

В связи с быстрым развитием цифровых технологий и пр., обострились проблемы личностного взаимодействия. Многие люди, несмотря на возможность безграничного общения в социальных сетях, чувствуют себя одинокими. Причиной этому является смена приоритетов и жизненных принципов.

Итак, отношения между людьми играют важную роль в жизни каждого человека. Необходимо каждый день работать над личностным усовершенствованием во взаимодействии с другими людьми.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Источник: http://notoffended.ru/stati-po-psixologii/vidy-otnoshenij/

?? ????? ????? ????? ???????, ???
??? ????? ?????? ????????? ???????.
??????

??? ??????? ????????? ???????? ?????? ???? ???????????? ????????? ? ????? ??????? ?????????? ???????? ? ??????? ???? ? ??????. ? ??????? ???????????? ???? ????? ?????????? ???????? ???????????? ????: ?? ???????? ? ??????? ?? ?????? ? ????????????. ?????? ?? ??? ??? ????? ? ?????? ?????? ???????????????.

???????? ?????? ??????????????? ?????? ??????????? ????????? ??????? ?????? ????????? ??? ? ????????? ??????????????? ??????? ???????? ? ??????????? ????? ??????. ?????? ???? ???????? ??-??????? ????????????, ??????????? ? ???????? ???? ????? ??????????. ???, ??????? ??????????, ????????? ?? ?????? ????????? ??????????? ????????, ?? ????? ? ??????????. ???? ??????? ?????????????? ??? ????? ? ????????????, ?????? ? ???. ?????? ? ???????? ???????????.

?????? ????? ???? ?????? ?????????????? ???????????? ?? ???? ??????? ??????????????. ???? ?????? ?? ????????? — ???????? — ????? ?????? ??????? ???????????? ? ????? ???? ??????? ?????????. ?????? ????????? ????????? ???????????? ???????? ????????? ????? ?????? ? ???????? ??????? ??????? ?????????????. ????? ????????? ?????? ????? ????????, ???? ????? ? ????????? ??????? ?????????????? ?????? ????? ????????.

?? ?????????? ??? ???????????????, ???????? ?? ??????????? ????????? (????????? ????? ??????). ??? ???????? ?? ?????????????? ????? ?? ????? ?????? ??????? ??????????: ?? ?????? ????????, ???????? ???? ? ?.?., ? ???????? ?? ??? ?????????? ?????. ? ?????? ?????????? ?????? ???????? ??????? ??????????? ????????? ?.??????????????? ? ???? ??????? ???????? ?????????. ??? ????? ??? ?????? ??? ? ???????? ??????? ??????? ??????????????? ????? ??????.

????? ?????????? ??? ????????? ? ???????????? ??? ?????, ????? ????? ???????? ????????? ??????????? ??????? ???? ?????????, ??????? ????????? ? ??????? ?? ??????????? ???????????? ?????? ???? ???????? (?????) ? ???? ???????? ?????? ???????? (??????).

???????? ??????????? ????? ?????????:

  1. ? — ????????????? (????????)
  2. ? — ???????? (??????????? ?????????????????)
  3. ? — ????????? (????????????)
  4. ? — ?????????? (???????? ?????????)
  5. ?? — ??????? (??????????? ? ????????)
  6. ? — ???????? (?????????????)
  7. ?? — ???????? (???????? ??????)
  8. ?? — ????????? (????????? ?????????????????? ??????)
  9. ??? — ?????????????????? (????????????)
  10. ? — ??????????? (????????? ???????????)
  11. ?? — ??????????? (??????????????)
  12. ?? — ???????????? (???????? ??????????)
  13. ? — ?????????? ??????????? ?????? (????????)
  14. ? — ???????? ??????????? ?????? ??? ????????? (???????????)
  15. ? — ??????? (?????????? ?????????, ???????????)
  16. ? — ?????????? (??????????????, ???????????)

??? ????????
(?? ? ???)

1. ????????????? ?????????

??? ????????? ?? ?????? ??????? ?????, ??????? ????? ?????? ???????? ???? ?????. ??????????? ?? ??????? ? ??????????, ??? ?????? ??? ??????, ?? ? ????? ????? ?????????? ??????????? ??-?? ????????????? ?????? ???? ????? ? ??????? ???????. ????????? ?????? ????????? ??????? ???????????? ???????, ????????? ? ??? ????????? ??????? ??? ???????, ??? ? ?????? ???????. ??? ????????? ??????? ??? ??????? ?????????? ???, ????? ???? ???? ????????? ? ????? ???????? ????????. ??? ?????????? ??????????? ????? ?????????? ?? ???????, ????????? ????? ?????? ???? ?????????. ??????????????? ? ???????????????? ? ??????? ?????????? ?????????????. ???????? ?????????????? ????????? ? ?????????? ??????????? ???? ?????, ? ? ????????? ??????? ?? ??????? ?????????? ?????????? ?? ??????? ???? ?? ?????, ??????? ?? ????? ???? ?? ???????.

2. ???????? ????????? (?????? ?????????? ??? ???????? ??????????????????)

????? ?????????? ? ??????????? ???????? ??????????????? ? ?????, ??????, ??????????????: ? ??? ???? ???? — ????? ??????. ???????? ????? ?????????, ?????? ? ???????? ???? ?????. ???????????? ????? ?????????? ??? ???????, ???? ????????? ???????????? ???????????. ??? ?????????? ??????????? ? ??? ?????? ??????. ? ???? ?????????? ??? ??????. ????????? ? ?????? ?????? ????????? ? ????, ??? ????? ??????????? ? ???????? ????????. ???????? ?????? ??????????? ?? ??????????? ? ??????? ???? ?????, ????????? ???????? ???????? ?????? ? ??????????????? ????????? ??? ?????????, ??? ? ????????????? ?????. ??? — ??????????????, ???????? ?????????, ??????? ??????? ?? ?????????. ?????, ??????????? ??-?? ??????? ? ?????? ????????, ????? ?????????????? ???????? ? ???????? ???????. ?? ???????? ???????? ??????????????? ???????? ? ???????????????? ? ????????????????? ???? ?? ?????. ?????? ????? ? ??????? ?????????? ????? ????????? ???????????? ??????.

3. ????????? ?????????

??????? — ??? ???????????? ?????????, ???????? ???????????? ???? ????? ?? ???? ??????????. ??? ????????? ? ???????????? ? ?????, ?? ?????????? ???????????? ?? ???????. ??? ?????????? ????????? ? ????? ????, ??????? ?? ?????????? ?? ?????????? ?????. ???????? ???????? ??????????? ???? ? ????? ?????????? ??????????. ??? ???????? ? ??????????? ?????? ? ????????? ?????????????. ???????? ??-???????? ?????????? ?????? ??????? ??????????????. ????????? ?????????????, ? ????? ? ?????????? ????????????? ? ????????? ?? ???????. ????????? ????????????? ????? ???? ?? ?????. ??? ????????? ?????? ??? ?????????? ??????, ????? ????? ????????????, ????? ?????? ??????????, ?????????? ?????????. ??????????? ??????????? ??????????? ???????????? ? ???????? ????????? ?? ?????????????. ???????? ???????? ?????? ???????? ?????. ???????????? ???????? ??? ??????? ? ??????? ??????????? ?????????.

4. ?????????? ?????????

???????? ????????? ????????? ??????????, ????, ???????? ? ????????? ???? ?????. ? ????? ?????????????? ?????? ????????? ???????????? ???????????? ???????, ?????????? ??????? ??????? ? ???????? ????, ???? ?? ?????? ???. ? ???? ?????????? ????????? ???????. ??? ????????? ??????? ? ???????? ???????, ?????????? ???? ??????. ??? ??? ?????? ? ?????? ? ??? ?????????? ???? ?? ?????, ??? ????? ??????? ????????? ??? ????????. ?????? ????????? ????? ?????? ???????? ? ?? ???????? ?????????. ??? ????????? ????????? ????? ?????????? ??????????? ??-?? ????????????? ??????????? ????????. ? ???? ?? ???? ??????? ??????? ???? ?????, ????? ???? ????????? ???????????. ??? ???????? ?? ?????????? ? ??????. ??????, ???????????? ?? ?????? ??????????. ? ??? ??? ?????????? ?? ?????? ?????????. ????????? ????? ???? ?????????? ??? ?????????? ? ??????? ??? ???????, ??????? ?? ????? ?????, ?? ???? ??? ???? ????????? ?????????, ?????? ????????? ??? ????? ??????.

5. ??????? ?????????

????? ????????? ??????????, ????? ?????????? ???????????? ????? ????, ?????????? ?????????, ?????????? ? ????????????? ????????? ??? ???????? ? ???????????? ??????. ?? ??? ????????? ????? ??????????, ???? ????? ??????????? ??? ?????????? ????????? ?????? ??????????? ??? ????????? ??????????. ? ????? ??????? ??????????? ???????????? ????? ?????????? ??-?? ?????? ???????? ? ????? ? ??? ?? ????????. ???????? ?? ??, ??? ???????? ????? ????????? ??????? ?????????? ????? ???? ????? ? ???????? ?????? ???????????, ??? ????????? ???????? ??????? ???? ????????? ???? ?????????????. ????? ????? ? ?????????? ????? ???????? ? ??????????? ??????????? ? ?????????? ?????????. ?????? ? ??? ??????? ?? ????????????? ???????????? ??????? ???? ? ?????. ???????? ????? ???????????, ????? ????????? ? ?????????????. ????? ???? ? ???????? ???????? ??????????? ???????? ?????????.

6. ???????? ?????????

???????????? ???? ????????? ???????????? ????????, ???? ???????? ????????? ???????? ???? ? ????? ? ???????? ??????????. ????????????? ???????? ? ????????? ???????? ????? ???????? ? ?????????? ?? ???????, ???????, ??? ???????, ?????? ??????????. ??????? ????? ????????????? ??? ??????????? ????????. ????? ?????? ????? ? ?????? ????????????? ????????????? ????????. ???????? ????????? ? ????????? ????????? ? ????????????, ?? ??????????? ???????, ????? ? ????????? ??????? ????????? ?????????? ??????? ?? ?? ?????????? ???????????? ? ?????? ?????? ?? ???????????. ????? ?????? ??????? ?????? ????????, ??????? ????????? ?? ?????. ????????? ????????? ?????????? ????????, ???? ???????, ????? ???????? ?????? ???????? ??? ????????? ??????????? ????. ??????????? ?? ???????? ? ??????????????? ???????????? ?????????????? ???????? ????????????? ?????????? ?????????, ????? ??????? ??????? ?? ????? ?? ??????? ?? ??????.

7. ?????????????????? (????????????) ?????????

??????? ????????? ??? ???????????? ? ??????????????, ?? ?? ????? ????????????? ??? ????? ??????? ?????????. ???? ??????? ?????? ????????, ?????? ???, ???? ?????. ??????? ? ?????? ??????? ?????????? ? ?????????. ??? ????????? ????? ????????? ? ???????????, ?? ???? ??????? ????? ??????????. ??? ?????????, ???????? ????? ????????????? ?????? ????????, ???? ????????? ????? ????? ?????? ????????? ??? ?????????. ?????????? ????????? ?? ??????????????? ? ???????? ????????? ? ?????????? ???????. ? ?????????? ?????? ??????? ???????? ???????? ? ??????? ?????????? ?? ???????? ? ?????? ??? ??-??????. ???????? ????????? ??????? ? ????? ? ??? ?? ?????, ?? ????????????? ?? ? ?????? ????? ??????. ?????? ???????????? ???? ????? ?????, ?? ??????????? ?? ?????? ? ???? ???????. ??-?? ????? ??? ??????? ????????? ???????????? ????????, ??????????? ??????? ? ??????? ??????, ???? ??? ?????????? ?????? ?????????????.

8. ??????????? ?????????

????? ??????? ?? ?????????. ?????????? ???????? ??????????? ??????????? ???????? ? ???????? ? ?????? ? ????????? ??????? ????????? ???????? ???????. ??? ???????? ? ??????????? ?????????? ???? ?????. ???????? ???????? ???????? ?????????? ???? ?????, ??????? ????????????? ??. ??? ????? ??????, ?? ???????????, ?? ??????? ??????? ???? ?? ???????? ??? ???????. ???? ????? ? ??????????? ?????????????? ???????????. ??? ??? ?? ???????????? ?????????? ????????, ????????????, ???????? ? ???????????? ? ????????? ???????. ?? ???????? ????????????? ? ?????????? ??-?? ??????????? ????????? ????? ???????? ? ?????????? ????? ???????? ??????? ??????????. ????? ????????? ?????? ??? ? ?????? ?????, ??? ? ? ?????????? ??????. ? ?????? ??????????, ????? ??????????? ????????? ??? ?? ??????????, ??? ????? ????????????? ???? ?????, ??????????? ???????? ????????? ???????, ? ????????? ???????????? ????????. ??? ???????? ? ????? ?????? ? ??????? ????????? ????????? ???????? ??????????? ? ???????????. ?????????? ?????????????? ??????????? ???????? ? ??? ???? ????????? ????????????? ???????. ?????? ???????? ????????? ???? ? ????? ????? ?????? ??? ?????????.

9. ????????? ????????? / ?????? ????????????????? (????????? ??????????????? ??????)

??? ?????????, ??? ??????? ?????? ??????? ??????? ???????????????. ???????? ?? ???????? ??????? ? ???????? ????????, ???????? ????? ?????? ??-?? ?????? ????????????, ??????? ??????? ??????? ??????? ????? ????????. ???????????? ??????????? ? ????????? ?????????? ?????????? ??????? ??? ????? ??? ?????????? ? ????? ????????????. ? ???? ?????? ???????? ?????? ????????? ???????? ????????? ? ?????, ?? ?????? ????????? ????? ????????, ????????? ? ?????????????. ?? ????? ???????? ?????????, ??? ??? ??? ????????? ???????? ???????? ?? ?????? ??????? ????????. ??? ???????? ????????? ? ??????????? ???????????. ??????? ?????? ??????? ???????? ???????????? ?????????? ??? ??????. ???? ???????? ?????? ???????, ??? ????????? ????? ???????????. ??? ????? ??????? ?? ????????? ??????????. ??? ????? ??????? ? ?????????? ???????? ????????? ????????? ? ??????????? ?????????? ???????? ??????.

10. ????????? ???????? (?????? ??????????????????)

??? — ????????? ????????????? ?????????. ?????? ????????? ?????????? ??????????? ?? ???????, ???????? ??? ???? ?????????? ??? ????????? ? ???-????. ????????? ??????????????? ???????? ? ?????? ??????? ??????? ? ???????, ??? ?? ?????? ????????? ?????. ?????????? ????????????????? ???? ? ?????, ?????? ????? ???????????????, ?? ?????????? ? ?????????? ????????? ?????????. ???????? ????? ???????????? ???????????? ???? ????? ? ????? ???????? ????????? ????. ?????? ???????, ??? ?????? ?????? ??? ?????. ???????? ??????????? ????? ??????????? ? ?????? ?????????, ???????? ??? ????? ??????? ?????????? ??? ???????????? ?????? ?????????. ???????? ??????? ??????????? ? ?????????? ???????? ???????? ? ????????? ??????? ? ??????????? ????? ????? ??????. ????????? ????? ?? ???????, ????? ???? ????????? ?????? ?????????????????. ?? ?????????? ??? ????? ???? ???????? ???????? ???????????? ????????? ? ?????????? ??????? ????????. ????????????? ??????????????? ? ?????????? ????????? ? ????? ?? ???????? ???????? ? ??????????.

11. ??????????? ?????????

??? ??????? ????????? ??? ??????????? ?????????? ????? ???, ?? ??????? ??? ????? ??????? ??????????. ???????? ?????? ???????? ?????? ??????? ? ????? ????? ????, ?? ????????? ?????? ? ??????? ??????? ? ??? ?????? ??????, ??? ?????????? ???? ? ??????, ???????? ????? ??????????. ???? ????? ?? ??????????, ????? ?????????? ???????? ????????? ?, ??? ????????? — ??????????? ? ?????????. ????????? ??????????? ? ????????????????? ? ??????? ???? ?? ?????. ??-?? ???????????? ??????? ??????????? ???????, ????????? ?? ??????? ???????? ????? ??? ?????? ??? ????????????. ??? ????? ????????? ????????????? ???????? ???? ?? ?????, ?????? ???????? ???? ???????, ??????? ?? ??????? ??????????? ??????. ???????? ???????? ????? ??????? ????????? ???????? ?????? ??? ???????????????? ??? ?????. ?? ??????????????? ??????. ????? ??????????? ?????? ? ????????? ??????????? ???????? ??????????. ? ????????? ??? ????????? ??????????, ?????? ??? ????????? ???????? ? ????????? ? ??????? ?????? ?????? ????????.

12. ???????????? ????????? (???????? ??????????)

???????? ??????????? ? ?????????? ? ????????? ???? ????? ? ????????? ? ???????????? ????????????. ?????? ? ?????????? ?????? ?? ??????? ???????????, ??????????? ????????????? ? ?????????. ??????, ?????? ? ???????, ??? ???????, ?????????????? ????????? ? ????????? ???????????, ??? ??????? ????? ? ?? ??????????, ?? ??? ?? ?????? ?????????? ?????. ?????? ????????? ?????? ?????? ????? ? ????? ????????? ? ????????? ? ?????? ????? ????? ??????? ??????????? ??????? ??? ????????. ????? ????????? ???????? ??? ????? ???????? ???????? ???????. ??????? ??????? ?????????? ? ???????????????, ??? ?????? ??????. ??? ????????????? ?????????, ??? ??????? ?????? ???-?? ??????????????. ??? ????????? ??-?? ??????? ????????????? ? ?????? ?????? ????????? ????????? ?? ???????, ?? ?????????? ????????? ???????? ??????, ??? ?????? ???????? ???????? ???? ?? ?????.

?????????? ??? ???? ???????? ???????, ????????????? ?????????, ??? ??????? ????????? ??????? ??????????. ??? — ?????????, ????????? ???????? ? ????????, ?? ?????????, ????????? ??????????? ??????-??????????????? ??????, ???????? ?????????? ? ?????? ?????. ? ??? ????????? ????????? ??????????? ?????? ? ?????????? ???????. ??????? ?? ????? ???????????? ????????????? ?? ??? ???? ?????????, ???????????? ????? ?????????, ?? ????????????? ?? ????? ????. ? ?????????? ??????????? ??????, ??? ????????? ??????????? ?????? (?????????) ? ?????????? ?????? (????????????), ? — ????????, ??????????? ?????? ? ??????????. ? ?????????? ?????????? ??????? — ????????? ???????? (??????????) ? ?????????? (??????????????) ? ??????????? (???????????????) ? ????????? (???????????). ?????????? ??? ???????????? ?????????, ??????? ????? ????????? ???????????????? ????????????? ??????? ??? ???????? ???????????, ????? ????????.

13-14. ????????? ??????????? ?????? (?????????)

??????????? ?????? (????????) ? ??????????? ????????? (???????????) ??????????????, ????????? ??? ? ???-?? ??????. ?? ?????? ???????? ??????????? ????????, ?? ?????????? ?????? ?????? ? ?????? ???????. ?? ???????? ???????? ? ?????????? ?????????? ??-?? ????, ??? ???????? ?? ???????????? ?????? ???????????, ???????? ??? ???????? ???? ????? ??????, ???? ?????????? ??? ??????????. ?????? ? ??? ??????????? ?????????, ??? ??? ?????? ???????? ? ??? ?? ?? ?? ???? ?????? ????????????? ????????. ??????????? ??????? ? ?????????? ????? ???????? ? ?????? ? ??????? ??????????? ?????????? ?? ?????? ????????. ? ???????????????? ?????????? ????? ???????? ????????? ??????????? ?????? ????? ?????????? ????????? ???? ??????, ? ? ?????? ????? ???????? ? ????????????? ? ??????????.

???????? (??????????) ???????????? ?????? ???????? ??? ????????, ???????????? ? ??? ??????????????? ? ???????. ??? ?????????? ??????? ??????????? (?????????) ?????? ??? ? ?????? ? ??????? ?????????, ?? ??????????? ?????? ? ????? ?????? ????????? ?? ??????????, ?.?. ?? ???????? ???????? ??????????? ?????? ??????????? ??? ??????????? ? ???? ?????????? ??????????. ???????? ????? ????? ?? ???? ????? ???????????? ???????????, ?? ?? ???????? ??? ???????? ? ????????????? ?????????, ?? ?????? ??????? ? ?????? ????????. ? ????????? ????? ?????????? ??????? ??????????? ??-?? ????????????? ?????? ?????????? ? ????????? ???????????. ?????????, ? ???? ???????, ??????? ??????? ???????????????, ???????? ??????? ??????????????? ????????????. ??? ???????, ??? ???????? ?? ????????? ? ??? ??????????, ?? ?????? ??????? ??????????????? ????????, ?? ??? ??????????? ???????????, ??? ??-???????? ?? ???????? ???? ?? ???? ?????.

???? ????? ??????????? ???????? ?????????, ???? ??????????? ?? ???????? ? ????? ???????? ? ?? ?????????? ??????????? ? ?????? ???????? ?????? ????, ????? ?????? ????????? ???????? ??? ? ??? ?????? ???? ?????? ????? ????. ?????? ???? ?????????? ??? ????, ????? ????????? ?????????? ?????????????? ? ?????????????.

15-16. ????????? ?????????? ??????? (????????)

??? ???? ?? ????? ??????? ????? ?????????, ??? ??????? ????????? ?????? ?? ??????. ??????? ?????? ???????? ?????????? (??????????????) ?? ????????? ? ?????????????????? ???????? (??????????), ??????????? ? ????? ???????. ??? ???????, ??? ??????? ?? ????????? ? ????????? ??? ???????????????, ????????? ???? ????????. ? ????? ?????? ???????? ??????? ?? ?????? ???????? ????????, ????????? ???, ??? ?? ????? ???????????. ???????? ????????? ? ?????????????? ????? ????????? ?????????.

? ?????? ??????, ???????? ????? ?????? ??????? ?????? ??????? ??? ???? ????????. ? ???? ?????????? ???????????? ????????? ?? ??? ???, ???? ??????? (?????????) ?? ??????? ???????? ????????????????, ??? ?????? ????? ??????????? (???????????????). ????? ??? ???????? ???????? ??????? ? ?????????, ??? ???????? ? ????? ??????????? ? ????. ???????? ??????? ??????? ????????????, ???? ??????????? ?????????? ????? ????????????. ????????? ??????? ?????? ???????????, ??????? ????-??. ??????, ??????? ?? ???????????? ?????? ? ?????????? ????????, ??????? ??? ????? ?????????? ? ???? ??????????? ??????????. ????????? ????????? ????? ????????? ? ????????. ??? ???? ???????? ????? ? ????????? ??????? ??????? ???????????????, ? ?????????? — ???????????????.

???? ??????? ?????????? ??????????????? ??????????? ? ??????? ?????????? ? ????????????, ? ?????????? ?? ????? ???????? ? ??????????? ????????, ??? ????????? ????? ???? ?????????????? ? ?????????????. ????? ?????? ???????, ??? ?????? ??? ? ???? ?????????? ???????, ?????? ??? ???????? ???? ????????. ????? ?????? ???? ????????, ?? ? ??????? ?? ?????? ???????????? ?? ???? ??????, ????? ????????? ?????????.

?????? ????????????? ????????????? ??????????? ?????????? ????????? ??? ? ?????? ?????, ??? ? ? ?????? ?????? ????????????, ????????, ? ????????. ? ?????????, ??? ?????? ?????? ???????? ????????, ??????, ???????? ?? ??????? ??????????? ???????? ??? ???????, ????????? ??????? ?????? ????? ?? ????? ???????????. ? ??? ????? ?????????? ??????, ??? ????? ? ???? ? ?????? ????????? ????, ??????? ? ???????? ?? ???????? ? ????????? ????????. ???????? ?? ?????????, ??? ?????? ????? ????????? ??????? ?????? ????????? ? ???????????? ????? ??????????? ????????? ? ????? ??????????? ????????.

  1. ??????????????? ?. ? ???????? ??????? ???????? , ????, ???. ???, 1997 ?.
  2. ??????????????? ?. ?????? ??????????????? ???????????. ?????, 1980.
  3. ??????????????? ?. «??????»; «?????? ??????????? ?????????». — ????? ????????? ?????????? ????????? ??, 1982 ?.
  4. ?????? ?. ?., ??????? ?. ?. ????? «??????? ?????????? ????????? ??????», ????, «???????», ?????, ??? «????????? ???????», 2000 ?., ?. 126.
  5. ????????? ??????, ???????? ??????? «????????? ? ?????????».: ??????-?????, ??????, 2002 ?. 704 ?.

Источник: http://ru.laser.ru/authors/meged_ovcharov/intertype_relations.htm

Везде, где живет и трудится человек, где он общается с другими людьми, у него возникают с ними самые разнообразные отношения: от случайных, незначительных до длительных, устойчивых, от сугубо формальных до дружеских, интимных. Взаимоотношения можно разделить на две группы: официальные (служебные, деловые) и личные (приятельские, товарищеские, дружеские). Деловые отношения обусловлены производственной, учебной, общественной деятельностью и ее социальными рамками: учитель— ученик, начальник—подчиненный, врач — пациент и т. п. Личные взаимоотношения также могут возникать на основе какой-нибудь конкретной деятельности.

Отношения первой группы регулируются правовыми и (в меньшей мере) моральными нормами. Среди моральных здесь играют роль прежде всего те, которые вытекают из требований служебного долга. Личные же отношения регулируются главным образом моральными нормами и обусловлены, как правило, общностью интересов, взаимными симпатиями, чувством уважения. В значительной мере они зависят от личностных особенностей людей.

В реальной жизни эти две группы взаимоотношений резко не разграничены. Так, например, в любом классе существуют две системы отношений между учащимися. Во-первых, система ответственной зависимости , или деловые взаимоотношения (староста, комсорг и т. п.), и, во-вторых, система дружеских, или просто приятельских, взаимоотношений. Эти две системы взаимосвязаны, переплетаются между собой, но полностью не совпадают.

Различны и требования, которые предъявляют друг другу участники того или иного вида отношений, различны и мотивы выбора, например старосты класса или приятеля. Так, староста обязательно должен быть исполнительным, организованным и в достаточной мере требовательным. Популярность же ученика в классе в системе личных взаимоотношений определяется обычно теми качествами и свойствами личности, которые высоко ценятся в данной группе.

От чего зависит популярность ученика в системе личных взаимоотношений класса? Исследования психологов позволили выявить разные параметры, которые влияют на степень популярности того или иного ученика в классе. Это прежде всего особенности личности и характера детей. Так, например, «коллективисты», т. е. ученики, имеющие общественную, коллективистическую направленность, более признаны в классе вне зависимости от занимаемого ими положения в системе деловых взаимоотношений, чем «эгоисты», ученики с эгоистической направленностью. Люди более уравновешенные, спокойные, доброжелательные могут рассчитывать на большее признание себя в коллективе. Естественно, что значимость того или иного критерия меняется с возрастом учеников, неодинакова у девочек и мальчиков. В младших классах большое влияние на положение ученика в классе оказывает его успеваемость, дисциплина, а также внешний вид. В старших классах— это интеллектуальные качества, эрудиция, а иногда сила и ловкость (у мальчиков), внешние данные (у девочек), наличие (или отсутствие) модных и престижных вещей.

Психологами выявлена еще одна закономерность: чем больше ученик ценит свой класс, тем более высокое место он занимает в системе личных отношений, т. е. коллектив как бы возвращает ему его высокую оценку класса. Часто по тому, кто популярен в данной группе, можно судить о ценностях, принятых в ней. Так, в классе, не ориентированном на духовные ценности, могут быть популярны ученики, обладающие престижными вещами.

В основе личных (приятельских, дружеских) взаимоотношений лежит прежде всего симпатия (антипатия) людей, вступающих в такие избирательные, неофициальные отношения. С чем же связана и на основе чего возникает взаимная привлекательность людей?

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень,
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились, потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Ну, а что же говорит сейчас наука по этому поводу? Воспользуемся некоторыми данными, которые приводит в своей книге «Межличностные отношения» ленинградский психолог Н. Н. Обозов. Прежде всего следует сказать, что возникновение межличностной привлекательности — это только первая фаза отношений между людьми. Такие отношения называют «приятельскими», они ни к чему не обязывают и могут долго сохраняться, не переходя в более глубокие, интимные отношения — дружеские, любовные. А на вопрос, что притягивает — отталкивает двух людей: подобие, сходство или различие,— нет (и, наверное, не может быть) однозначного ответа; смотря в чем сходство, в чем различие, какова ситуация общения. Результаты многочисленных исследований позволяют выделить некоторые факторы, которые могут способствовать возникновению симпатии — антипатии. Во-первых, большое значение имеет, в какой «обстановке» происходит взаимодействие людей — в ситуации сотрудничества или соперничества. Первая ситуация ведет к росту привлекательности другого человека, способствует возникновению более глубокой и устойчивой симпатии, вторая ситуация, соответственно, снижает вероятность появления межличностной привлекательности. Далее, существенное влияние оказывает совпадение ценностных ориентаций (т. е. центральных, главных интересов, взглядов, принципов, установок). Очень большая роль принадлежит характеру представления человека о самом себе и о другом: это и правильное восприятие положительных и отрицательных черт характера, сходство в оценке главных и различия в оценке второстепенных качест в в п редставлениях о себе и т. п. О том, насколько неоднозначно влияние сходства — различия для возникновения и сохранения чувства симпатии — антипатии говорят следующие данные.

Источник: http://pro-psixology.ru/yetika-i-psixologiya-semejnoj-zhizni/400-vidy-vzaimootnoshenij.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector