Виды социальных ролей

Виды социальных ролей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Содержание статьи

  • Какие существуют виды социальных ролей
  • Социальные отношения: признаки и виды
  • Что такое социальная группа

Социальная роль является общественно необходимым видом социальной деятельности и методом поведения личности. Понятие социальной роли в первый раз было предложено американскими социологами Мидом и Линтоном еще в тридцатых годах прошлого века.

Основные виды социальных ролей

Многообразие социальных групп и отношений в их группах, а также видов деятельности стало основанием для классификации социальных статусов. В настоящее время выделяются виды социальных ролей, как: формальные, межличностные и социально-демографические. Формальные социальные роли связаны с положением, которое человек занимает в обществе. Имеется в виду род его занятий и профессия. А вот межличностные роли напрямую связаны с различными типами отношений. В данную категорию обычно входят любимчики, изгои, лидеры. Что касается социально-демографических ролей, то это муж, сын, сестра и т.д.

Характеристики социальных ролей

Американским социологом Толкоттом Парсонсом были выделены основные характеристики социальных ролей. К ним относятся: масштаб, метод получения, эмоциональность, мотивация и формализация. Как правило, масштаб роли определяется диапазоном межличностных отношений. Здесь наблюдается прямо пропорциональная зависимость. К примеру, социальные роли мужа и жены имеют очень значительный масштаб, потому что между ними устанавливается широкий диапазон отношений.

Если говорить о способе получения роли, он зависит от неизбежности данной роли для индивида. Так, роли молодого человека или старика не требуют никаких усилий для их приобретения. Они определяются возрастом человека. А другие социальные роли могут быть завоеваны в течение жизни при достижении определенных условий.

Социальные роли могут различаться и по уровню эмоциональности. Для каждой роли характерно свое проявление эмоций. Также некоторые роли предполагают установление формальных отношений между людьми, другие – неформальных, а третьи могут сочетать в себе те и другие отношения.

От потребностей и мотивов человека зависит его мотивация. Различные социальные роли могут быть обусловлены определенными мотивами. К примеру, когда родители заботятся о своем ребенке, они руководствуются чувством заботы и любви к нему. Руководитель же работает на благо какого-то предприятия. Также известно, что все социальные роли могут подвергаться общественной оценке.

Источник: http://www.kakprosto.ru/kak-894427-kakie-suschestvuyut-vidy-socialnyh-roley-

Социальная рольтрактуется как ожидание, вид деятельности, представление, стереотип, социальная функция, набор норм и т.д.

Кроме того, выделяются две главные характеристики ролей (аспекта):

1) ролевое ожидание — то, что от меня ожидают

2) ролевое исполнение — то, что я буду реально исполнять.

Определенная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального взаимодействия.

Виды социальных ролей определяются вариативностью социальных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность.

Классификация социальных ролей по Герхарду:

1. Статусные — изменяемые с величайшим трудом, предписаны нам от рождения.

— Роль гражданина своей страны

2. Позиционные — определяются профессионально-квалификационным разделением труда в обществе. (Физики, химики, журналисты; Старшие и младшие научные сотрудники; профессора, категории актеров). Более определены, чем статусные. Статусные, в свою очередь, накладываются на позиционные.

3. Ситуационные — исполняются в той или иной ситуации. Пешеход, покупатель и т.д. Больше степеней свободы. Различие в их количестве может привести к конфликту.

Классификация позиционных ролей на работе по Брауну:

2. Одобритель, эмоциональный лидер.

3. Уникальные роли, обусловленные характеристиками человека. Например, козел отпущения.

Т. Парсонс. Подход к проблеме социальных ролей. Характеристики анализа социальных ролей:

1. Эмоциональность (врач и служитель кладбища должны быть сдержаны).

2. Способ получения (способы бывают достигнутые (студент) и предписанные).

3. Масштаб (окулист, продавец или друг, родитель).

4. Формализация. Формализованные роли содержат определенную структуру действий. Библиотекарь и друг — поведение относительно взятой книги.

5. Мотивация. Мотив есть всегда, но не всегда осознаваем.

Т. Шибутани. Классификация социальных ролей:

1. Конвенциональные. Люди договариваются о правилах их исполнения (преподаватель и студент).

2. Межличностные. Неформальные, индивидуализированные. Как вести себя с тем или иным человеком.

В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные ролисвязаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). В интеракционистских концепциях такие роли называют конвенциональными (конвенция — соглашение). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина – это тоже социальные роли (гендерные роли), биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные ролисвязаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социально й роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей.

По степени проявления выделяют активныеи латентные роли.

Активные ролиобусловлены конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (учитель на уроке).

Латентные ролине проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем этой роли (учитель дома).

Каждый из нас является носителей большого числа латентных социальных ролей.

По способу усвоения роли делятся на:

Предписанные(определяются возрастом, полом, национальностью).

Приобретенные(которые субъект усваивает в процессе социализации).

Основные характеристики социальной роливыделил американский социолог Т. Парсонс. К ним относятся:

— масштаб;

— способ получения;

— эмоциональность;

формализация;

— мотивация.

Масштаброли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб (например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, продавец – покупатель: взаимодействие осуществляется по конкретному поводу – покупки – масштаб небольшой).

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека.

Роли молодого человека, старика, мужчины, женщины обусловлены и не требуют особых усилий для их приобретения. Другие роли достигаются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных усилий: студент, академик, писатель и т.д.

Уровень эмоциональности: каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления её субъекта.

Существуют роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль: следователь, хирург и т.д. И наоборот от актеров требуется повышенная эмоциональность.

Формализациякак описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальные; третьи могут сочетать и те и другие.

(инспектор ГАИ к нарушителю только формальные).

Мотивациязависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенке, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Нет сомнения в том, что влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует её взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также её участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

(дополнительная информация, не для записи)

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения – имаготерапия (имаго — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблонные поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. У истоков имаготерапии стоит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполнить в жизни.

12. Социальные экспектакции личности

ЭКСПЕКТАЦИИ — термин социальной психологии, используемый для обозначения ожидания чего-то в межличностных взаимоотношениях, например оценки действий индивида со стороны других людей

. Экспектации существенно обусловлены индивидуальными особенностями личности, предметной деятельностью и организационной структурой группы, групповыми нормами, эталонами совокупности социально-психологических ожиданий, будучи внутренне принятыми личностью, составляют часть ее ценностных ориентации.

Межличностное общениепридает экспектации психологический смысл — экспектация выступает как мотив поведения человека

. Экспектации играют регулирующую роль в студенческой группе: с одной стороны, обеспечивают адаптацию, приспособление студента к своим сокурсникам, а с другой — общественное мнение, принятые в студенческой среде эталоны поведения, через экспектации соответствующим образом проектируют сознание и действия каждого члена студенческой группы, способствуют приспособлению группы к личности.

Источник: http://lektsia.com/6x2bda.html

Социальный статус открывается человеку через систему связанных с ним ролей.

/ Социальная роль — это поведение, ожидаемое обществом от носителя определенного социального статуса.

Один из создателей статусно-ролевой теории П. Бергер определил социальную роль как «типичную реакцию на типичное ожидание»*. Таким образом, между индивидом, обладающим конкретным статусом, например, студента, и его ролевым поведением, которое предполагает посещение лекций, подготовку к семинарским занятиям, написание курсовых работ, участие в научно-исследовательских проектах и т. д., существует промежуточное звено — ролевые ожидания общества (экс- пектации). Общество задает идеальную модель студента через государственные образовательные стандарты и нормативные документы, регулирующие учебный процесс.

/ Экспектации — совокупность требований, предъявляемых к выполнению соответствующих социальных ролей, с целью обеспечения согласованности и упорядоченности взаимодействий индивидов.

Об ожиданиях общества в отношении формальных ролей мы узнаём большей частью из официальных документов, а стандарт выполнения неформальных ролей регулируется непосредственной реакцией на поведение со стороны окружающих: мы всегда чувствуем их одобрение или неодобрение. Сопоставим высказывания: «успевающий» и «неуспевающий» студенты. Эти и подобные им определения (квалифицированный врач, грамотный инженер, невоспитанный милиционер) указывают на возможные варианты исполнения роли, как бы предлагая самому исполнителю примерить их к себе. При этом язык сохраняет и передает нам оттенки отношения общества к каждой модели — позитивные и негативные. Так происходит первое знакомство человека с ожиданиями общества в отношении исполнения социальных ролей.

Общество заранее определяет перечень социальных ролей. Можно говорить о ролевом поведении президента, банкира, студента, осужденного, отца, матери, друга и т. д.

Исходя из такого понимания социальной роли, американский ученый Р. Мертон определил личность как функцию совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Действительно, перечень социальных ролей, с учетом индивидуального стиля их выполнения, — это красноречивая характеристика личности.

Ролевая теория, считает П. Бергер, отражает социальное видение человека. Человек играет разные роли в грандиозной социальной пьесе, при этом он надевает те маски, которые необходимы по ходу действия. Человеческая личность (персона) предстает как драматический актер (в соответствии с театральной этимологией). Термин «персона» (лат. persona) понимался сначала как «маска» (преимущественно театральная), потом «театральная роль» и, наконец, «лицо», «личность». Ранг личности (персоны) измеряется числом ролей, которые индивид умеет играть. Персональная биография предстает перед нами как непрерывная последовательность театральных представлений, сыгранных перед различными аудиториями и всегда требующих от актера быть тем, кого он играет. Каждый статус предполагает исполнение ряда ролей, из которых складывается ролевой набор.

К примеру, статус профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант, автор научных статей, специалист в своей области. Каждая роль требует особой манеры поведения. Даже две похожие роли преподавателя и наставника предполагают разные отношения со студентами. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил (чтение лекций и прием экзаменов), а вторая — более неформальна.

Каждая роль предполагает собственный тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег-преподавателей или среде администрации университета совсем не те, что складываются у него со студентами или редакторами журналов. Таким образом, чем богаче ролевой набор, тем разнообразнее социальные отношения в обществе.

Статусно-ролевые взаимодействия направлены на удовлетворение потребностей людей. Этот процесс регулируется обществом, которое на высоком уровне устанавливает незримую «планку» удовлетворения потребностей. Г. Терт и Р. Миллс ввели специальный термин «личностный подбор», объясняя, как общество контролирует выполнение личностью своих социальных ролей. Среди претендентов на конкретный (в особенности престижный) статус постоянно происходит отбор тех, кто максимально эффективно способен справиться с этой задачей, луч- 84

ше других подготовлен и имеет опыт решения подобных задач. Вследствие этого претенденты вынуждены развивать необходимые способности и осваивать нужные модели поведения.

В современном обществе ни один престижный статус невозможен без высшего образования. Это заставляет молодых людей участвовать в конкурсе на право обучаться в высших учебных заведениях, предоставляющих такой статус. Дальнейший отбор осуществляют профессиональные институты, которые нуждаются не просто в людях с высшим образованием, а в квалифицированных специалистах, лучше других умеющих выполнять свои трудовые обязанности. Поэтому работа хорошего врача будет оплачиваться выше, чем работа посредственного; предпочтение будет отдано тому менеджеру, который способен своей деятельностью приумножить прибыль фирмы. Однако это не односторонний отбор: специалисты, считающие себя достойными высокого статуса, также выбирают организацию, которая может предоставить его. Среди нескольких компаний предпочтение будет отдано той, которая выше ценит способности человека. Получается, что механизм отбора в обществе является постоянно действующим и обоюдно стимулирующим: человек стремится соответствовать требованиям социальных институтов, а те готовы предоставить ему высокооплачиваемую должность (статус) и социальные блага, которые этому статусу соответствуют: моральное уважение, власть над другими людьми, обширные связи и возможности.

Если врач плохо лечит, инженер неграмотно конструирует машину, политик неквалифицированно управляет страной, это означает, что обе стороны — и личность, и общество — не имеют соответствующих ресурсов. Общество не может обеспечить высокие статусы соответствующей заработной платой, поэтому квалифицированные кадры переключаются на борьбу за другие статусы (или ищут признания в другом государстве). Общество в конечном счете вынуждено будет снизить «планку» требований к претендентам. При этом неизбежно снижение уровня профессионализма. П. Бергер так прокомментировал эту ситуацию: «Неверно, что каждое общество имеет тех людей, которых оно заслуживает. Скорее общество производит таких людей, которые ему нужны»*.

Успех выполнения социальных ролей зависит от многих факторов:

? биопсихологических возможностей и способностей человека, которые могут активизировать или тормозить выполнение социальной роли (слабого или сильного типа нервной системы, темперамента, воли, скорости мыслительных реакций, концентрации внимания).

Так, холерику будет трудно выполнять скрупулезные, требующие усидчивости и терпения операции, например собирать компьютеры, работать на конвейере. Мнительному человеку с повышенной тревожностью трудно стать хорошим руководителем. Он будет беспокоиться сам и нервировать персонал, бесконечно перестраховываясь и срываясь на подчиненных;

? социального ожидания, воплощенного в образцах выполнения роли, ее «идеальном типе» (по выражению М. Вебера), определяющем необходимый комплекс черт и способов поведения, которые индивид должен проявлять при выполнении роли и которые общество ожидает от него;

? осуществления обществом контролирующих функций с целью удержания образцов выполнения роли через поощрение или наказание ее исполнителей;

? традиции исполнения роли, принятой в конкретной группе, к которой относится индивид; чем теснее человек связан с семьей или кругом друзей, тем больше вероятности, что их «правила игры» он примет как свои, будет дорожить ими и стараться им соответствовать.

Источник: http://m.studme.org/242944/sotsiologiya/sotsialnaya_rol

Понятие социальной роли

Считается, что понятие социальной роли в социологии впервые ввел Р. Линтон, хотя уже у Ф. Ницше это слово фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру». С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности различающихся ролей. В частности, П. Бергер считает, что «общество представляет собой сеть социальных ролей».

Социальная роль — это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Например, учебное заведение как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Вес это — социальные роли, связанные с конкретным набором обязанностей и прав. Так, учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение, быть достаточно требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т.д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, беспрекословно выполнять его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдать в классе тишину, когда он говорит, и т.д. Тем не менее выполнение социальной роли допускает некоторую свободу для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровы м и мягким, соблюдать жесткую дистанцию по отношению к ученикам и вести себя с ними как старший товарищ. Ученик может быть старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это — допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей.

Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, более или менее известны участникам ролевого взаимодействия, поэтому порождают определенные ролевые ожидания: все участники ожидают друг от друга поведения, вписывающегося в контекст данных социальных ролей. Благодаря этому социальное поведение людей становится в значительной степени предсказуемым.

Однако ролевые требования допускают некоторую свободу и поведение члена группы не определяется механически выполняемой им ролью. Так, из литературы и жизни известны случаи, когда в критический момент берет на себя роль лидера и спасает положение человек, от которого по его обычной роли в группе никто этого не ожидал. Э. Гофман утверждает, что индивид, выполняющий социальную роль, сознает существование дистанции между самим собой и своей ролью. Т. Парсонс подчеркивал вариабельность нормативных требований, связанных с социальной ролью. Р. Мертон отмечал их «двойственный характер». Например, от ученого-исследователя требуется придерживаться установленных наукой положений и методов и в то же время творить и обосновывать новые идеи порой в ущерб принятым; хороший врач-хирург — это не только тот, кто хорошо делает обычные операции, но и тот, кто может пойти на рискованное нетрадиционное решение, спасая жизнь больного. Таким образом, известная доля инициативы является неотъемлемой принадлежностью выполнения социальной роли.

Индивид всегда выполняет одновременно не одну социальную роль, а несколько, иногда даже много. Положение человека, выполняющего только одну роль, всегда патологично и предполагает, что он живет в условиях полной изоляции от общества (является пациентом психиатрической клиники или заключенным в тюрьме). Даже в семье человек играет не одну, а несколько ролей — он и сын, и брат, и муж, и отец. Кроме того, он выполняет еще ряд ролей в других социальных группах: он и начальник для своих подчиненных, и подчиненный для своего начальника, и врач для своих пациентов, и преподаватель для своих студентов в медицинском институте, и друг своего друга, и сосед жителей своего дома, и член какой-то политической партии, и т.д.

Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом. Тем не менее они специфичны и действительны только по отношению к тем, кто занимает определенную социальную позицию. Многие ролевые требования абсурдны вне конкретной ролевой ситуации. Например, женщина, пришедшая на прием к врачу, раздевается по его требованию, выполняя свою роль пациентки. Но если с аналогичным требованием к ней обратится прохожий на улице, она бросится бежать или позовет на помощь.

Отношение специальных ролевых норм и общезначимых норм очень сложно. Многие ролевые предписания вообще с ними не связаны, а некоторые ролевые нормы имеют исключительный характер, ставящий исполняющих их людей в особое положение, когда на них не распространяются общие нормы. Например, врач обязан хранить врачебную тайну, а священник — тайну исповеди, поэтому по закону на них не распространяется обязанность раскрывать эту информацию, давая показания в суде. Расхождение общих и ролевых норм может быть так велико, что носитель роли чуть ли не подвергается общественному презрению, хотя его позиция необходима и признана обществом (палач, тайный агент полиции).

Представления о социальной роли

Считается, что понятие «социальная роль» в социологию ввел в первой половине XIX в. американский ученый Р. Линтон. У немецкого философа Ф. Ницше это слово фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру».

С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности отличающихся друг от друга ролей. В частности, американский социолог П. Бергер считает, что современное общество представляет собой «сеть социальных ролей».

Социальная роль представляет собой систему ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами. Например, учебное заведение как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Эти социальные роли несут конкретный набор обязанностей и прав. Учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение, быть требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т.д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, выполнять его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдать в классе тишину, когда он говорит, и т.п.

Тем не менее выполнение социальной роли допускает некоторую свободу для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровым или мягким, соблюдать дистанцию по отношению к ученикам или вести себя с ними как старший товарищ. Ученик может быть старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это — допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей. Следовательно, поведение индивида в группе не определяется механически выполняемой им социальной ролью. Так, из литературы и жизни известны случаи, когда в критические моменты брали на себя роль лидера и спасали положение люди, от которых по их обычным ролям в группе никто этого не ожидал.

Американский социолог Р. Мертон первым обратил внимание на то, что каждый социальный статус имеет не одну социальную роль, а несколько, и это положение стало основой теории набора ролей.

Таким образом, индивиды как носители определенных социальных статусов, вступая в общественные отношения, всегда выполняют одновременно несколько социальных ролей, обусловленных тем или иным социальным статусом. Положение человека, выполняющего только одну роль, всегда патологично и предполагает, что он живет в изоляции от общества. Обычно человек в обществе исполняет несколько ролей. Например, социальный статус мужчины позволяет ему иметь множество социальных ролей: в семье он может быть мужем и отцом или сыном и братом; на работе — начальником или подчиненным, причем одновременно начальником для одних и подчиненным для других; в профессиональной деятельности он может быть врачом и одновременно пациентом другого врача; членом политической партии и соседом члена другой политической партии и т.п.

В современной социологии совокупность ролей, соответствующих определенному социальному статусу, получила название ролевого набора. Например, статус преподавателя конкретного учебного заведения имеет свой отличительный набор ролей, связывающий его с обладателями соотносительных статусов — другими преподавателями, студентами, директором, лаборантами, чиновниками министерства образования, членами профессиональных ассоциаций, т.е. с теми, кто так или иначе имеет отношение к профессиональной деятельности преподавателя. В связи с этим в социологии различают понятия «ролевой набор» и «множественность ролей». Последнее понятие относится к разнообразным социальным статусам (набору статусов), которыми обладает индивид. Понятием «ролевой набор» обозначают только те роли, которые выступают динамическими аспектами только данного социального статуса.

Источник: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/ponyatie-socialnoy-roli.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector