Витальные права ребенка

Витальные права ребенка

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Вы когда-нибудь задумывались о том, что общество должно давать ребенку? Приведем примеры тех гарантий, которые есть у любого дошкольника, посещающего детский сад. Начиная с рождения и до достижения совершеннолетия у детей есть свои индивидуальные «привилегии». Все права ребенка (кратко их должны знать любые папа и мама) изложены в Конвенции ООН.

В обязанности родителей входит строгое наблюдение за тем, чтобы во время посещения детского садика их никто не нарушал. Если анализировать реальность, то на практике права ребенка в детском саду нарушаются, но при этом никто из нарушителей не получает заслуженного наказания, ведь дети не всегда жалуются родителям на своих воспитателей.

Что такое Конвенция?

Данный документ был принят ООН, причем он является далеко не единственным нормативным актом, в котором затронута тема «Права ребенка». Страны Европы уделяют существенное внимание проблеме защиты дошкольников, понимая, что в таком возрасте самостоятельно они постоять за себя неспособны. В любом цивилизованном государстве существуют свои собственные нормативные документы, в которых перечисляются права ребенка (в детском саду, в частности).

Какие документы регламентируют гарантии в РФ?

В нашей стране существует Семейный кодекс, кроме того, функционирует Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Эти документы являются основополагающими для социальных работников, которые отслеживают благополучие семей. Права ребенка в ДОУ защищены Законом «Об образовании». Есть и административные документы, инструкции, в которых они также прописаны. Подобные нормативные акты прописывают все права ребенка в ДОУ, родители должны внимательно ознакомиться с ними и при необходимости защищать, основываясь на этих законах, своих малышей.

Собираемся в детский сад

Российская действительность такова, что запись в детский сад часто начинается сразу после рождения малыша, но попасть в учреждение ребенок может только по достижении трехлетнего возраста. Причиной стало повышение рождаемости, а также закрытие во времена разрушения СССР многих ДОУ. Для решения проблемы, связанной с нехваткой мест, в наши дни строятся новые сады, но полного ее устранения пока не ожидается.

Для защиты основного права ребенка в детском саду, а именно возможности малыша посещать данное заведение, законодательно было установлена обязанность органов власти предоставлять детям вакантное место для получения дошкольного образования. Как только вашему малышу подошла очередь определяться с дислокацией, в семье появляются различные проблемы. В первую очередь, это связано с тем, что ребенок находится в ожидании нового этапа своей жизни, у него возникают тревожные ощущения, ведь непонятно, что именно будет происходить в новом месте, где рядом с ним не будет ни папы, ни мамы. Чувства родителей, которые ожидают поступления малыша в детское дошкольное учреждение, гораздо ярче. Они ощущают озабоченность, грусть, некоторый страх, волнение за своего будущего «ученика».

Один из серьезных вопросов, который не должен выпасть из поля зрения родителей, — права ребенка в детском саду. Далеко не все современные мамы и папы имеют полное представление о них. Хотя незнание порой порождает очень серьезные проблемы с психикой, которые очень трудно исправить даже через несколько лет. Содержание прав ребенка – проблема, о которой далеко не каждый отец или мать задумается, тогда как воспитатели ею могут воспользоваться в полной мере.

Примеры документов-«защитников»

Основные права ребенка, примеры которых должны знать любые заботливые родители, базируются на Конвенции, Семейном кодексе, Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Безусловно, нарушения любого из этих нормативных актов приводят к административной и уголовной ответственности.

Что гарантировано дошкольникам?

Перечислим основные права ребенка в детском саду для родителей, чтобы они могли защищать своих чад (в случае необходимости). Итак, это право ребенка:

  1. На получение образования, а также на формирование и развитие творческих и физических способностей. Любое дошкольное учреждение обязано проводить для детей развивающие дополнительные занятия. Помимо прогулок на свежем воздухе, игр, малыша должны продвигать в направлении умственного развития. Для реализации цели воспитатели, работающие в детских садах, помогают малышам совершенствоваться, постепенно усложняя решаемые задачи (пусть на первый взгляд они и покажутся совсем простыми для взрослых). При отсутствии развивающих занятий есть основание утверждать, что гарантия нарушается. В нашей стране функционирует масштабная сеть дошкольных образовательных учреждений, работающих круглосуточно либо в дневное время. Обновляются образовательные программы для дошкольников, введены специальные Федеральные государственные стандарты, регулирующие развитие детей в детских садах.
  2. На игру. Основываясь на развитии интеллектуальных и творческих способностей малыша, нужно помнить также о том, что для ребенка важна игра. Именно в ней он получает навыки общения, поэтому особое внимание воспитатели должны уделять разнообразию, которое не надоест детям.
  3. На здоровье и жизнь. Пожалуй, это основные права ребенка в детском саду (для родителей эти права самые главные), ведь при их несоблюдении жизнь малыша может оказаться под серьезной угрозой. В Законе «Об образовании» говорится о том, что дошкольное образовательное учреждение обязано гарантировать своим воспитанникам жизнь и здоровье. В случае необходимости малышу должна быть оказана медицинская помощь, поэтому те детские учреждения, в которых отсутствует медицинский кабинет, нарушают гарантию оказания медицинской помощи, а потому должны быть закрыты.
  4. На защиту от жестокого обращения. Воспитатели зачастую могут прикрикивать, а еще хуже — бить детей. Это совершенно недопустимо и должно пресекаться как родителями, так и администрацией сада.
  5. На защиту нужд и интересов ребенка. Детям должно уделяться должное внимание, игрушки и основные средства гигиены — соответствовать всем нормам.
  6. На качественное питание. Организм малыша нуждается в достаточном, качественном, полноценном потоке пищи на протяжении дня. Если детям дают продукты, у которых истек срок годности, права ребенка нарушаются, и родители могут обратиться с жалобой в прокуратуру.

Что такое жестокое обращение с ребенком?

Определение «жестокое обращение» предполагает побои, сексуальное, эмоциональное либо физическое насилие (например, крики, оскорбления, унижения). В детских садах нарушения подобного плана происходят довольно часто, причем воспитатели считают нормальным кричать на детей, называть их некрасивыми словами, отвесить оплеуху. Если вы узнали, что нарушаются права ребенка (примеры таких ситуаций встречаются нередко), то есть к малышу применялось какое-либо насилие, переводите его в другое дошкольное учреждение.

Могут ли родители защищать детей в дошкольных учреждениях?

Именно родители могут и должны следить за тем, чтобы права их детей в дошкольных образовательных учреждениях не нарушались. При выборе детского сада мамы и папы обязаны проверить уровень квалификации воспитателей, к которым они поведут своих чад. Если малыш после первого визита в садик дома капризничает, отказывается спать, плачет без причины, то ощущение дискомфорта налицо. Родители должны пристально понаблюдать за малышом, если через 3-4 дня его поведение не меняется, повышается нервозность, поговорите с воспитателями. Если после разговора ничего не меняется, и малыш отказывается идти в детский сад, ищите для него другое дошкольное учреждение.

О чем должны спрашивать родители?

Не забывайте интересоваться правилами распорядка, принятыми в ДУ, спросите о тех занятиях, которые проводят воспитатели для развития творческих способностей и интеллекта дошкольников. Детский сад, который дорожит своей репутацией, всегда сотрудничает с родителями и даже приглашает их на открытые занятия, чтобы они могли видеть, как развивается ребенок, знать, какие навыки формируются у него во время творческих заданий.

Как родителям вести себя, если выявлены нарушения?

Сначала нужно в письменном виде обратиться к заведующему детским садом, попросить его пресечь неправомерные действия со стороны сотрудников. Если положительных результатов не последовало, обращайтесь с жалобой в прокуратуру. В данном заведении будет проведено служебное расследование, с его результатами ознакомят родителей, которые считают, что права их малыша были нарушены сотрудниками дошкольного учреждения.

Основная задача – помнить, что малыш в 2-3-летнем возрасте никак не сможет постоять за себя. Конечно, сегодня множество ребятишек в таком возрасте уже умеют включить телевизор для просмотра мультфильмов или «покопаться» в папином мобильном телефоне. Однако это не значит, что они смогут дать отпор невежливой воспитательнице, которая так и норовит накричать или ударить. Постарайтесь чаще расспрашивать ребенка о событиях в саду. Очень часто он запоминает самые яркие приятные и неприятные моменты, поэтому кое-как поведать вам о них сможет. Уже после этого активные действия не откладывайте на потом, чтобы ребенок не получил психическую травму.

Источник: http://fb.ru/article/159256/prava-rebenka-v-detskom-sadu-prava-rebenka-na-primerah

Сами родители сказали, что детей им обещали вернуть 25 октября.

«Мы считаем, что уже завтра утром будет подписан документ и прикажут вернуть детей. Детей вернут только мне, жене придется жить в другом месте. Достигнут такой компромисс, он нас удовлетворяет», – сказал после заседания комиссии отец детей Гинтарас Кручинскас.

Мать детей Эгле Кручинскене сказала, что договорились о том, что оба родителя будут соблюдать условия соглашения, т.е. посещать курсы, консультироваться у психологов и водить детей на встречи с психологом.

«Я со всем согласна, только бы дети были в спокойном окружении», – сказала Кручинскене.

Это подтвердил министр социальной защиты и труда Линас Кукурайтис.

«Я очень рад сегодняшнему решению, потому что двое малолетних детей вернутся к отцу к себе домой. Вместе с тем хотелось бы надеяться, что менеджер этого случая и созданная им команда, а также другие эксперты Каунасского городского самоуправления предоставят всю необходимую помощь детям и папе с мамой. Я прошу папу и маму принять эту помощь, если не ради себя, то хотя бы ради детей», — сказал Л. Кукурайтис для пресс-релиза.

Он говорит, что искренне надеется на то, что пара любит своих детей, и призвал «сомкнуть плечи» специалистов по защите прав ребенка, родителей, сотрудников самоуправления и общественность.

Обратившаяся в СМИ семья утверждала, что детей у них забрали после сообщения прохожего о насилии, когда, призывая бежавшего на улицу сына к порядку, мать детей ударила его по руке.

Правоохрана проводит досудебное расследование относительно этих обстоятельств.

Между тем специалисты по правам детей говорят, что забрали малолетних детей из семьи из-за грозившей тем опасности, так как семья отказалась сотрудничать с полицией, сотрудниками Службы по защите прав детей, однако признают, что при реагировании ситуации были допущены ошибки.

«Ребенок убежал далеко от меня, я знала, что там опасный поворот, ездят велосипедисты. Оставив дочь, я побежала за ним. Я его умоляла перед этим, чтобы он остановился, не бежал дальше. ребенок не слушается. Я тогда ему шлепнула раза три по попе через комбинезон, он ничего не почувствовал и даже не собирался слушаться, не хотел возвращаться к оставленной в лесу сестре. Он пытался бежать дальше, тогда я его несколько раз ударила по руке», – рассказала журналистам мать детей Эгле.

По ее словам, находившиеся рядом люди стали снимать ее на видео, потом вызвали полицию. Полицейские увезли Эгле в комиссариат. Узнав об этом, в комиссариат приехал ее муж.

По словам Эгле и Гинтараса Кручинскасов, специалисты по правам детей вели себя грубо. Когда мальчика везли на осмотр в больницу, ребенок стал плакать, поэтому мужчина взял его на руки и вышел с ним из автомобиля, чтобы успокоить мальчика. По словам отца, работник службы пришел в бешенство, стал вырывать у него ребенка из рук. На помощь шокированному отцу бросились окружающие.

Детей у семьи забрали и сначала поместили в детский дом, а затем передали временным опекунам. После скандальной истории с должности отстранена ВРИО главы Каунасской службы по защите детей Дайва Порутене. Эту информацию LRT подтвердила руководитель Службы по защите детей и усыновлению Алина Якавонене. Порутене понижена в должности до старшего специалиста.

По данным Государственной службы по защите прав ребенка и усыновлению, в этом году за период с июля по 22 октября имело место 513 случаев передачи детей под временную опеку, в прошлом году за период с июля по декабрь таких случаев было 710.

После того, как с 1 июля вступили в силу поправки к Закону об основах защиты прав ребенка, поступило 6 тысяч сообщений, 64% из них не оправдали себя, то есть не был установлен никакой уровень опасности для детей.

В 66% случаев специалисты устанавливают, что семьям нужна помощь, в 14% случаев устанавливается угроза для детей и предпринимается обращение в суд об изъятии детей из семьи.

Источник: http://ru.delfi.lt/news/live/sluzhba-po-zaschite-prav-rebenka-detej-vozvraschaet-otcu-specialisty-budut-okazyvat-intensivnuyu-pomosch.d?id=79405963&rsslink=true

Сами родители сказали, что детей им обещали вернуть 25 октября.

«Мы считаем, что уже завтра утром будет подписан документ и прикажут вернуть детей. Детей вернут только мне, жене придется жить в другом месте. Достигнут такой компромисс, он нас удовлетворяет», – сказал после заседания комиссии отец детей Гинтарас Кручинскас.

Мать детей Эгле Кручинскене сказала, что договорились о том, что оба родителя будут соблюдать условия соглашения, т.е. посещать курсы, консультироваться у психологов и водить детей на встречи с психологом.

«Я со всем согласна, только бы дети были в спокойном окружении», – сказала Кручинскене.

Это подтвердил министр социальной защиты и труда Линас Кукурайтис.

«Я очень рад сегодняшнему решению, потому что двое малолетних детей вернутся к отцу к себе домой. Вместе с тем хотелось бы надеяться, что менеджер этого случая и созданная им команда, а также другие эксперты Каунасского городского самоуправления предоставят всю необходимую помощь детям и папе с мамой. Я прошу папу и маму принять эту помощь, если не ради себя, то хотя бы ради детей», — сказал Л. Кукурайтис для пресс-релиза.

Он говорит, что искренне надеется на то, что пара любит своих детей, и призвал «сомкнуть плечи» специалистов по защите прав ребенка, родителей, сотрудников самоуправления и общественность.

Обратившаяся в СМИ семья утверждала, что детей у них забрали после сообщения прохожего о насилии, когда, призывая бежавшего на улицу сына к порядку, мать детей ударила его по руке.

Правоохрана проводит досудебное расследование относительно этих обстоятельств.

Между тем специалисты по правам детей говорят, что забрали малолетних детей из семьи из-за грозившей тем опасности, так как семья отказалась сотрудничать с полицией, сотрудниками Службы по защите прав детей, однако признают, что при реагировании ситуации были допущены ошибки.

«Ребенок убежал далеко от меня, я знала, что там опасный поворот, ездят велосипедисты. Оставив дочь, я побежала за ним. Я его умоляла перед этим, чтобы он остановился, не бежал дальше. ребенок не слушается. Я тогда ему шлепнула раза три по попе через комбинезон, он ничего не почувствовал и даже не собирался слушаться, не хотел возвращаться к оставленной в лесу сестре. Он пытался бежать дальше, тогда я его несколько раз ударила по руке», – рассказала журналистам мать детей Эгле.

По ее словам, находившиеся рядом люди стали снимать ее на видео, потом вызвали полицию. Полицейские увезли Эгле в комиссариат. Узнав об этом, в комиссариат приехал ее муж.

По словам Эгле и Гинтараса Кручинскасов, специалисты по правам детей вели себя грубо. Когда мальчика везли на осмотр в больницу, ребенок стал плакать, поэтому мужчина взял его на руки и вышел с ним из автомобиля, чтобы успокоить мальчика. По словам отца, работник службы пришел в бешенство, стал вырывать у него ребенка из рук. На помощь шокированному отцу бросились окружающие.

Детей у семьи забрали и сначала поместили в детский дом, а затем передали временным опекунам. После скандальной истории с должности отстранена ВРИО главы Каунасской службы по защите детей Дайва Порутене. Эту информацию LRT подтвердила руководитель Службы по защите детей и усыновлению Алина Якавонене. Порутене понижена в должности до старшего специалиста.

По данным Государственной службы по защите прав ребенка и усыновлению, в этом году за период с июля по 22 октября имело место 513 случаев передачи детей под временную опеку, в прошлом году за период с июля по декабрь таких случаев было 710.

После того, как с 1 июля вступили в силу поправки к Закону об основах защиты прав ребенка, поступило 6 тысяч сообщений, 64% из них не оправдали себя, то есть не был установлен никакой уровень опасности для детей.

В 66% случаев специалисты устанавливают, что семьям нужна помощь, в 14% случаев устанавливается угроза для детей и предпринимается обращение в суд об изъятии детей из семьи.

Источник: http://ru.delfi.lt/news/live/sluzhba-po-zaschite-prav-rebenka-detej-vozvraschayut-otcu-budut-okazyvat-intensivnuyu-pomosch.d?id=79405963

В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международ­ного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и ре­гиональном уровнях.

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жесткого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает:

— обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

— защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

— обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

— признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

— защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

— защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

— меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39)[4].

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

— за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);

— за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

— право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

— право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

— меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

— немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

Закон РФ «Об образовании» утверждает:

— право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5);

— предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

Российское государство постепенно становится правовым. И сейчас очень много говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и достоинства. Но, к сожалению, это мало способствует изменению правовой культуры, правовой практики по отношению к детям.

Педагоги ДОУ выполняют социальный заказ: воспитывают подрастающее поколение, которое в дальнейшем будет определять социально-экономическое, культурно-духовное развитие страны. Поэтому система прав ребёнка и система образования должны объединиться в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребёнка. А в рамках системы дошкольного образования может и должен быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.

1. Правовая основа защиты прав ребенка в ДОУ

В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международ ного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и ре гиональном уровнях.

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жесткого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает:

— обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

— защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

— обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

— признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

— защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

— защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

— меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39)[4].

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

— за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);

— за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

— право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

— право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

— меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

— немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

Закон РФ «Об образовании» утверждает:

— право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5);

— предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14).

В Уставе ДОУ представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В соответствии с Уставом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает права каждого ребенка в сфере образования и воспитания.

2. Реализация защиты прав ребенка в ДОУ

Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.), эту работу предлагается начинать еще в дошкольном возрасте, однако это процесс долгосрочный. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный вопрос, мы считаем возможным и необходимым знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка уже в дошкольном возрасте, используя в своей работе специфические методы и приемы. Для знакомства с правами ребенка помогут хорошо знакомые произведения, среди которых могут быть изображены сказочные, антропоморфные животные (а не люди или их дети), которые соблюдают (а не нарушают!) права своих детенышей.

Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы, главная цель которой — дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о Международном документе по защите прав ребенка. Работа по данной теме предусматривает взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Специфика ее предполагает четкое реагирование на изменение социальной ситуации в современном мире, варьирование, интеграцию и постоянное совершенствование.

В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Среди авторов, занимающихся изучением данного вопроса наиболее популярны С. Шабельник и С. Усачев. Они предлагают свою форму работы по ознакомлению дошкольников с правами ребенка на основании своего опыта [1].

Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители — не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми — это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это — унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;

— присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;

— безработица, финансовые трудности;

— постоянные супружеские конфликты;

— статус беженцев, вынужденных переселенцев;

— низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок;

— умственные или физические недостатки ребенка;

В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.

Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:

— психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

— неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

— изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

— проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

— отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

— повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

— враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

— судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

— чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

— демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.

К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие. Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.

Что делать, если у кого-нибудь из детей отмечаются похожие признаки поведения? В этом случае необходимо присмотреться более пристально не только к ребенку, но и его родителям.

Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых могут подтвердить опасения в отношении родителей?

В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие. На жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально. Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?

Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

  1. предположение подтверждается (не подтверждается);
  2. решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.

Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка [2].

Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:

— разработка системы планирования;

— обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;

— подготовка дидактического материала;

— определение содержания работы;

— создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.

Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др.

Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов.

Можно определить следующие формы их взаимодействия:

— встречи с интересными людьми;

— дискуссии (цикл мероприятий дискуссионного зала) [3].

Подводя итоги нашей работы и отвечая на вопрос, на что же ребенок имеет право, следует обратиться к нормативно-правовой базе: это «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», принятые ООН основополагающие документы, признанные мировым сообществом.

Конвенция — провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.

Задача работников дошкольных образовательных учреждений — донести до сознания детей в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка». Этого можно необходимо решить задачи, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников с правами ребенка:

— познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

— развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.);

— способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.);

— развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

— разъяснять общественные нормы и правила поведения.

  1. Беличёва С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска; межведомственный подход. — М.: 2006.
  2. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений. — М.: 2006.
  3. Защита прав и достоинства маленького ребёнка (пособие для работников ДОУ). — М.: «Просвещение», 2006.
  4. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка. — М.: 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита прав ребенка в Российской Федерации.

Педагоги ДОУ выполняют социальный заказ: воспитывают подрастающее поколение, которое в дальнейшем будет определять социально-экономическое, культурно-духовное развитие страны. Поэтому система пр.

Разработка деловой игры.

Работа с родителями , коллективные мероприятия по правам ребенка.

Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка.

о защите прав ребенка.

Предлагаю консультацию для родителей по защите прав детей.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/02/21/zashchita-prav-rebenka-v-dou

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector