Воспитание культуры межнационального общения

Воспитание культуры межнационального общения

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самопознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обуславливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного окружения.

Образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, обучающийся осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.

Формирование культуры межнационального общения — длительный и многогранный процесс, который связан с формирования культуры межличностных отношений. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, в школе изучают историю других народов, постигают общность нашего социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Это помогает преодолеть национальное самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Задача педагогов — сформировать у школьников уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их в том, что нет народа лучше или хуже другого. Главное — в самом человеке: каков он, а не к какой национальности принадлежит. Достоинства людей — их личные, а не национальные черты, недостатки человека принадлежат к данному человеку, а не народу.

В сегодняшних условиях возрастает важность формирования культуры межнационального общения подрастающего поколения.

Культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Очевидно, что в основе культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества.

Культура межнационального общения — это многофункциональное явление, имеющее интегративную характеристику. Она имеет следующие структурные компоненты:

  • когнитивный — знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики — таких, как долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.; проблем теории и практики межнациональных отношений;
  • мотивационный — желание освоить историю и культуру своей нации, а также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями других национальностей;
  • эмоционально-коммуникативный — способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке; самокритичность, толерантность;
  • поведенческо-деятельностный — владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и веры.Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в образовательном процессе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современном образовании..

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения преподавателя и обучающегося сущность, которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии — способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

У студентов важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, умение идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека независимо от его национальности. Эти качества формируются в процессе деятельности и общения, направленных на созидание, заботу о людях, вызывающих потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствующих проявлению внимания и сочувствия к людям.

На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста обучающихся педагогу необходимо продумать практические меры, чтобы студентам легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.

Большую ценность для обучающихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы педагог не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в учебной и внеклассной работе (во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т. д.).

Целесообразно привлечение к воспитательной работе ветеранов, общение с которыми можно назвать настоящей школой патриотизма и интернационализма. Это могут быть не только участники Великой Отечественной войны, но и совсем молодые люди, за плечами которых Афганистан, Чечня и другие «горячие точки». Приближенность к реальным судьбам людей позволит более гибко и всесторонне обсуждать межнациональные проблемы. Первостепенное значение здесь имеет воспитание толерантности и веротерпимости.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Это качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.

В рамках педагогического влияния на межнациональное общение необходимо говорить о воспитании межнациональной толерантности, потому что она проявляется в отношениях между представителями разных национальностей и предполагает способность видеть и строить межнациональные отношения с учетом соблюдения интересов и прав взаимодействующих сторон.

Национальная толерантность трактуется как специфическая черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отношениях. Таким образом, межнациональная толерантность – это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения.

Методика воспитания культуры межнационального общения базируется на знании учителем особенностей детей, отношений между ними. При организации работы по воспитанию культуры межнационального общения педагогам необходимо знать и учитывать: а) индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; б) национальный состав коллектива учащихся; в) проблемы в отношениях между детьми, их причины; г) культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях. Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги ведут поиск эффективных форм воспитания у школьников культуры межнационального общения, определяют конкретное содержание этой работы

Педагогу следует исходить из того, что культура межнациональных отношений является общечеловеческой ценностью и базируется на общечеловеческой нравственности. Ее основу составляют формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности, воспитание уважения к культуре, искусству разных народов, к чужому языку. Эту работу можно проводить в учебное и внеурочное время, через всю систему отношений в коллективе класса, любого образовательного учреждения. Но патриотизм и интернационализм нельзя воспитывать на словах, путем призывов и лозунгов. Важно создавать организации, ведущей целью которых является гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей. Эти организации самостоятельно разрабатывают программы возрождения родного языка, изучения истории и культуры народа.

Эффективным средством воспитания может быть этнографический музей, созданный в результате совместной поисковой работы педагогов, обучающихся и родителей с целью воспитания памяти о нашем прошлом, нравственных ценностях, формирования представлений о быте, культуре, образе жизни своего народа, воспитания бережного отношения к предметам старины. Студенты не только собирают и изучают этнографический материал, знакомятся с историей, культурой и искусством народа, но и сами изготавливают копии предметов быта, шьют и демонстрируют модели национальной одежды, организуют народные гулянья и праздники, вовлекая в них и родителей.

  1. М.М. Есжанова. Воспитание толерантности.//Воспитание школьника 2010, №4
  2. Дерманова, И.Б. Психологический практикум. Межличностные отношения: метод. рекомендации [Текст]/ И.Б.Дерманова, Е.В.Сидоренко. – СПб.:Питер, 2011 . – 204с.
  3. Т.Г. Стефаненко. Этнопсихология: Учебник для вузов.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2010. — 368 с.
  4. Воспитание культуры межнационального общения: Методические рекомендации (Составители В.И. Буренко, Н.Е. Иванюшкин и другие). — М., 2010. – 134 с.
  5. Бателаан П. Межкультурное образование — больше, чем долг [Текст]/П .Бателаан. – М.: Просвещение, 2012. – С.243

Источник: http://www.informio.ru/publications/id2357/Vospitanie-kultury-mezhnacionalnogo-obshenija

? ??????????? ?????????? ???????????????? ???????? ???­????????????? ??????? ??????????? ?????????? ???????? ? ???? ?????? ???? ?????????????.

? ????????? ?????? ????????????? ????? 100 ??????????????? ? ???????????. ? ???? ??? ? ?????????? ?????? ??????? ???? ???­?? ????????? ????? ?????? ???????????????, ?????? ? ????????? ??­????. ??????? ????? ?? ??? ?????????? ???? ????????.

?? ???? ??????????? ???????, ???????????? ?? ?????????­???? ????????????, ?????? ???????? ?????????? ?????????? ? ??­??????? ???????????????. ????? ????????? ? ??? ????????? ?? ????????????. ????????? ????? ??? ????????? ? ??????? ????? ???? ????? ???? ? ??????? ?????, ? ?? ?? ??????? ??????????, ?? ?????­?????? ?????? ????? ? ???????? ?????????? ????????? ?? ??????­??? ? ????? ?????? ??????????????. ??? ? ?????? ? ??????? ????? ????? ??????????? ?????????????????? ???????????? ? ?????????­????? ?????? ?????, ?? ??????? ? ?????????. ?????? ? ??????????? ???? ???????????? ?????, ? ????? ??????????? ? ??????? ?? ????­?? ? ????????.

? ??????????? ????????? ???????? ?? ?????? ????????, ????­??????????, ?? ? ???????????? ??????????. ? ???????, ????? ????? ?????? ????????, ??????????????? ???????? ????? ?????, ????? ???­???????, ?????? ??? ????, ?? ???????????, ??? ??? ? ?????? ?????? ???? ????????? ?????? ???? ?????, ????? ??????.

????? ???????? ? ???? ??????????, ???????? ???????????: ???????????? ?????????????? ? ????????????. ?????? ?????? ? ?????????? ??????????????, ??????????? ?????? ? ?????? ???????, ??????????? ????? ???????????????? ???????. ?????? ??????? ?? ?????????? ?????????? ????????, ?????????? ??????????????? ??????????????????? ?????, ??????? ??????????? ?? ?????????? ?????. ???????? ?????? ???????? ???????????? ??????. ?????????­??? ????????????? ????????? ????? ????????? ??????????? ????­?????? ???????????? ? ???????????, ??????????? ?????????? ???? ???????????? ????????.

??????????? ???????? ??????? ???????? ???? ???????????? ????????????, ?????? ??? ???????? ?????? ???????? ???????? ???­?????. ? ???? ???????? ????? ????? ??????? ???????? ??????????? ????????? ???????? ? ? ?? ?? ????? ?????????? ?? ????? ?????????? ?????? ?????? ??????. ??????? ???????? ??????? ????? ????????? ??????????????? ??????????? ?????? ????????. ??? ?????????? ??­??????? — ????? ?? ?????????? ????????????????? ????? ???? — ?????? ????? ?????????? ? ??????????? ???????? ???????????? ???????? ???????????????? ???????.

???????? ???????????????? ??????? — ??????? ?????? ???­??????? ???????? ??? ???????????-????????????? ????????. ??? ???????????? ????? ???????? ????? ??? ????????????? ???????­???? ?? ???????? ????????????? ? ??????????????? ????????? ??? ????????-????????? ????? ?????????? ?????????? ????? ????­????.

??????? ?????????????? ?? ?????????? ???????? ????????­???????? ???????, ??????? ???????? ???? ???????????? ????????­?????. ??? ?????????? ??? ????????????? ????? ????????????? ??­???????, ???? ???????, ??? ???????????? ??????? ????????? ?????­??????, ????????????? ?? ??????????, ?????????? ??? ?????????? ??????? ?? ?????-???? ?????? ? ??????????????? ??????????.

??????????????? ????????????? ??????????? ? ?????????? ????? ??????????????? ?????? ??????????????? ? ???????????? ??­????? ??????????? ??????????????? ????????? ? ????????????? (??????????????) ??????????????? ?????????????? ? ?????? ?? ??????????.

??????????????? ????????????? — ??? ???????? ????????, ????????????? ? ?????????? ? ?????????????? ?????? ?????????­??? (??????????) ????? ? ?????? ?? ???????????, ??????????? ????­?????????.

? ????? ? ???? ???????? ???????????????? ??????? — ????­???? ????????, ??????????????? ????? ??????? ??? ?????????????, ?????????? ? ?????? ???????? ? ??????????????? ?????? ???? ??????????? ????????? ?? ???????????? ?????????, ???????????? ?????????? ? ????? ?????????. ?????? ???????? ???????????? ?? ???? ??????????? ??? ???????? ???????????? ???? ? ?????????????, ???? ? ???????? ?????????, ????????????? ????? ????????????, ??­????? ?????????????? ? ????? ??????????????, ?????????? ??????­????????? ? ????????????? ??????? ????? ?????? ?????? ?????­??????????.

? ??????? ???????? ???????????????? ??????? ?????? ????? ????????, ??? ????? ???????????????? ?????????, ???? ? ??????? ? ???????????? ?????????, ??????????????? ??????????????????? ???????? ? ?????????? ???????? ? ???????????? ?????? ?????. ???????? ???????????????? ??????? ?????? ???????? ? ???? ???­????????? ? ???????? ???????? ???????? ???????????? ????? ???? ??????? ?????? ???????????, ??????? ?????? ????? ???????. ????­??? ???????? ????? ???????????? ?????? ? ????????????? ???????, ? ???????? ?? ?????? ?????, ??????????? ?? ???????, ????????, ??­????, ????.

???? ? ??????????????? ???????? ?? ?????? ????? ??????, ?????????????, ?? ? ????? ???????, ?????????? ?????? ?????????? ? ???????????????, ??????????????. ? ??????? ? ????????????? ??????????? ???????? ??????? ????? ?????? ???? ????? ????­????????, ??????? ??????????????? ????? ????? ???? ? ??????? ????? ???????????, ??????????? ?? ??? «??????» ??? «???????», ???????? ??? ???????, ????????? ???????? ? ?????????? ????? ??? ??? ???? ??????, ???????, ????????.

? ?????? ?????????? ???????? ???????????????? ??????? ? ??????? ??????????? ????????????? ????????, ?????????????? ??????????? ????????????? ? ???????????? ??????, ??????, ??­???????, ??????????? ??? ????????? ??????? ??????? ????????­??????? ?????????.

???????????? ??????? ???????????? ??????? ????????????? ???????????. ?? ???????????????, ??? ? ???????? ???????? ???????, ??????????, ?????????, ???????? ?????????????????? ??????????? ??????????????? ? ??????? ?????? ???????????? ?????????, ????­?????? ?????? ??????????? (??? ? ?????????? ????? ??????), ? ????? ???????? ??????? ???? ????????, ????????????? ??????????? ???????? ? ???????????? ???? ?????? ?????????? ????????.

?????????????? ??????????? ???????? ??????? ????????? ????? ????? ??? ??????? ????????? ? ???????? ???????? ??????­????? ????????????. ?????????? ?????????? ?????????? ?????????­???? ?? ??? ????????????? ???????? ?? ?????????? ???? ??? ?????­???. ??? ?????? ???? ???????? ? ??????????????, ??????????, ??­?????????? ?????, ??????????, ??????? ?????????, ??????????? ? ??. ?????????? ???????????? ?????? ???? ????? ?????? ???? ?????? ????? ????????????, ???????? ?????. ??? ???????? ?????????, ??????????? ????? ??????????, ??????????, ????? ??????? ????? ?????? ? ??????????, ??????? ???????? ??????????? ?????????? ?? ??????? ? ???????? ?????????? ?????. ????? ?????, ????? ????­?????? ????????? ??????? ????????? ? ???????? ??????????, ??­?????????? ?????????? ???????????? ????????, ? ?????????? ??????, ???????? ??????, ? ???? ??????????.

?????????????? ?????????? ??????? ?????????????????? ???????. ?? ???? ??????????, ?????? ? ???????????, ?? ????? ???­?????? ??? ??????? ?????, ???????? ? ?????????? ???????? ?????????? ??????. ??????, ??????????? ?? ????? ???????, ???????????? ??? ????, ????? ?????? ???????? ????? ???????? ??????? ??????? ???????; ?????? ?? ? ??????? ????? ?????????? ????? ???????? ?????????? ????????????? ? ??????. ???????????????? ?????????? ?????????????????? ??????? ? ???????? ????? ? ???????, ??????­????? ? ?????????? ???????, — ??? ?????????????? ????, ??????? ??????? ???????? ???????? ?????????.

????????????? ?????????????? ??????? ? ???????? ???? ????? ??????????? ??????, ??? ????????????? ???? ?????????? ????? ???­?? ????? ????? ? ???????????, ???? ?? ??? ????? ??-??????? ?????? ???????????? ?????????? ????????, ? ?????? ?????????? ??????­??? ???????? ??? ?????????????? ???????????? ? ?????????? ?????.

????????? ??????? ???????????? ????? ?????????? ??????­????? ? ??????????????? ? ??????? ?????????, ??????? ???????? ???????????? ? ????????? ?????????, ??????????????? ????????? ????? ? ???????? ???? ??????? ??? ????????? ???????????????? ????????, ?????? ?? ??????? ????? ???? ????????? ? ?????? ????? ? ??????? ??????????, ? ?????????? ????? ?????.

?????????????? ??????????? ????????? ???????????? ???­????? ? ??????? ??????, ????????? ????????????. ?? ???? ????­???? ???? ????????? ? ??????????; ???? ?? ?????, ????????? ? ???????? ?? ????? ????? ??? ?? ????????, ? ??? ??, ??? ????????­???? ????????????? ??? ?????????? ?? ???? ???????, ? ??? ???­?? ? ???? ???????. ?????????? ??????? ??????????????? ??????? ???????????????? ????? ???????????? ??????????? ??????. ??-??????, ????????? ??????? ? ?????????? ??????????? ? ???????­??? ???? ? ????????????? ? ???????? ? ??????? ??????????. ??-??????, ????? ???????? ?????????? ????, ??? ???????? ???????? — ??? ????? ?????, ??? ???????????? ? ????? ????????????; ????­?? ??????? ??? ? ???, ??? ???? ??????? ? ????????, ?? ???????? ??? ?? ?????? ?????; ??? ??????? ? ?????? ??????, ? ???? — ???, ?????? ?????, ???????? ???????????? ????? ?????????? ?????­?????, ??????, ???????? ? ?.?.

??????? ?? ???? ???????????????? ????????, ?????? ????? ???­??????? ????????? ??????????? ??????????, ???????????? ?????­????? ??? ??????????? ????????????????, ?????????? ???????? ????? ? ??????????????? ??????????. ????????????? ? ????????? ???????????????? ??????? ?????????? ???????????????? ????????­????? ??????????? ?????????? ? ?????????? ???????????.

????????????????, ??????????, ?? ???????????? ?????? ???? ??­????????? ????????? (??? ??????????? ?? ???????????, ?? ? ???? ? ??? ?????????????), ?? ??? ??????? ????????????? ???? ?? ???????­??? ??????????? ??????????, ????? ???????? ????????, ??? ???????? ? ????? ?????????? ? ???????????? ?????????? ? ????????? ?????? ?????????. ????? ??????? ????????? ?????? ?????? ??? ??????? ? ? ????????? ?????????? ? ?????????????? ?????? ???????????????.

????????? ???? ??????????????? ??????????? ? ???????? ? ?????????? ????????????? ? ???????????? ? ?????? ? ??????? ???­??? ?? ????????????? ? ???????? ?????? ???????, ???? ?????? ???­???? ??. ?? ?????? ????? ?????? ???????? ????? ?????? ???????? ?? ???????? ??????????? ????????? ????????? ???????, ?? ???????­??? ????????? ??????? ? ?????? ????????? ??????.

?????????????? ? ?????? ??????? ? ??????? ???????? ?????­????? ?????????????? ?????? ?? ???????????? ???????? ?????­?????????? ?????????. ? ?????????????? ?????? ?? ?????? ??­???????????? ?????????, ????????? ?????? ????? ? ???????????, ???????????? ?? ???????????. ????????, ???????? ????????? ???­?????? ??????? ????????? (??? ???????, ?????????? ???????), ??????????? ? ????? ?????????? ????????? ? ??????? ??????. ??­??? ??????????? ???? — ?????????? ?????????? ??????? «??????-??????????? ?????????» ??????? ?????, ????????????, ??? ?????­?????? ?????? ?? ????? ? ????? ????????? ???????? ?????????, ?, ????? ????, ?? ??????, ???????? ???????, ??????? ??????? ???? ????? ??????????.

? ????? ???????????? ????????????? ?????????, ???????? ?????????? ?????????-?????????? ? ??????????????? ????????? ? ??????-?????????????? ???????????, ? ????? ???????????? ????­??????????? ?????????????? ?????? ????????????? ????????? ?????????? ? ????????????? ??????? ? ?????????? ???? ???????­?????, ????????, ?????:

· ?????????? ???????????? ??????????, ???????, ????????­??? ???????? ????? ????????????? ????????, ??????? ?????????? ???????? ????????, ??????????, ????? ? ???????? ??????;

· ??????????? ????????, ???????? ?? ???????????? ????????, ?????????? ???????????? ?? ???????????? ????? ?????? ? ?????;

· ?????????? ??????????? ????????? ? ??????????? ?????­??????? ????? ? ??????;

· ??????????? ????????? ?? ?????? ????????????? ?????????­??? ???? ? ??.

??????? ? ?????? ????????? ????? ??????????? ? ??????? ???­?????????. ????????????? ????? ????? ???? «????? ???? ?? ??????, ??? ???», «??????????? ? ??? ???????», «??????????? ??????????».

?????????? ????? ? ????? ???????????? ???????? ? ??????­???????? ??????????????? ??????????? ????? ????? ???????????? ??? ??????????? ??????????? ??????? ??????????? «??????? ??? — ??????????????????? ?????» (????????, ?????, ???????), ????? ??­??????? ??? (??????????). ?????? ????????? ????? ? ?????? ?????, ???????? ???????????? ????? ???????????? ????????? ???????? ???? ??? «????? ?????? ???????????», ?????????? ? ??? ?????????­??? ???????????? ????????.

?????????????? ?????????? ??????? ?? ???????????? ??????­?? ?? ?????? ??????? ?? ????????? ??????????, ??? ??????????????, ????????? ???? ?????????? ???????. ??????? ??????????? ????­????? ? ???????? ??????????? ??????? ????? ? ?????????? ???????? ? ???????? ?????????????? ????? ???????? ????????????. ??? ???­??????? ????????? ??????????, ????? ???????? ?? ?????? ?????­???? ???????? ??????? ? ?????????? ????? ? ??????? ????? ? ???­????? ??????? ?? ??????? ??????, ?? ? ??????? ??????? ? ???? ? ????????? ??????????? ?????? ??????????? ????????????.

????? ????????? ????????? ???? ? ?????????? ???????? ???­????????????? ???????. ???? ???????? ????? ???? ????? ???????­????? ? ????? ?????, ???? ?? ??????? ?????: ? ????? ??????? ??????? ?? ? ?????? ????????, ???????? ?????????, ? ? «??????» ???????, ???????????, ?????, ??????. ????, ??? ?????, ????????? ????? ??­???????????????? ?????? ?????????, ???????????? ?????????? ??­??????? ? ????? ?????? ??????????????.

???????? ???????????????? ??????? ???????????? ????????­?? ? ????????????? ???????, ?? ???????? ? ??????????. ?????? ??????? ????????? ? ???????? ???????, ??????? ?????, ??????? ???????????? ??????, ??? ???????? ????? ? ????????.

? ?????????, ???????, ??????????, ?????????, ?????????, ????­?????? ?????? ?????????????, ??????????? ? ????? ??????, ????? ???????? ???????? ?????. ? ???? «??????????», ??? «???????? ????????», ???????? ??????? ????????? ?? ?????? ???? ??????-???????, ?? ? ?? ????????, ???????, ???????, ??????? ?????? ? ??­????. ?????? ??????????? ?????????? ????? ????: ??????????? ? ????? ? ???????? ????? ?????? ???????????????, ??????? ????? ????????. ? ???????? ???????? ????? ???????? ????????? ???????:

· ? ????????? ????? ????? ??????? ????? ???? ????????. ????­?? ??????, ?????? ??????? ??? ? ????????, ??? ??????????? ????? ???????, ?????? ?????? ???????? ???????? ? ????????, ??? ?????­?????? ????? ????? ? ?. ?.

· ? ??????? ????? ????? ??????? ????? ????? ???????? ?? ??­??????, ?????? ???????? ???????????? ?????? ???????.

· ? ????????? ????? ??????? ????? ???? ????????? ? ???????­?? ???????????? ?????? ???-???, ????????????? ???????????? ?????????????? ??????? ????? ??? ????????? ??????? — ?????, ?????? ? ??.

???????????? ?????????? ?????????? ? ???????????? ????? ????? ???? ??????? ????? ? ?????? ? ??????? ?????????? ? ???­??? ?????????, ?????????? ? ?? ??????????? ????????????. ????? ??????????? ???? ???????? ?????, ? ??????? ????? ???????? ??­?????? ?????; ??????; ???????? ??????; ???????????? ????????? ????????????? ????; ???????? ?????????? ? ????????? ????; ??????? ? ???????; ??????? ???????? ????; ???????? ??????????? ??????­?????; ???????? ? ??????.

??? ?????????? ???????? ? ???????? ????????????? ? ???­??????? ????????? ???????? ????? ????????? ?? ????????? ??­????????????: ??? ?????? ???????? ????? ?? ???????, ????????, ?????????? ???????? ???? ??? ????? ??????, ??? ?????? ??????­?????, ??? ? ??? ???????? ?????????? ????????? ? ????? ?????? ??????????????. ????? ?????????? ?????????? ? ???, ????? ???­?????, ?? ????????????? ? ???????, ??????????? ??????????? ? ?????? ?????????, ?????? ????? ??????? ? ???????? ???????? ??? ?????? ?????????? ??? ??????? ???????, ?? ??????????, ??­???????? ????????.

??????? ???????????, ??? ?????? ?? ???????????????? ?????­????? ??????????? ?????????? ??????????? ?????? ??? ?????????­??? ????????. ?????? ?? ??? — ???????? ? ????? ? ? ?????? ?????? ??????????, ??????????? ?????? ????????? ? ???????? ??? ??? ???? ??????????????. ????? ???????????? ??????? ????? ?? ????? ?????????? ????????? ????? ???????? ? ?????????? ???????????? ?????? ? ????????. ?????? ??????????? ??????? ????????? ??????? ????? ???????????????? ?????????? ? ?????? — ????????????? ???? ??????-?????????????? ?????? ????? ?????? ???????. ??????? ??­?????? ????????????? ???? ?????? ?????? ???? ???????? ? ?????? ?????? ???????? ?????????????????? ?????????? ????????. ?????? ?????????????? ???????????? ???????????? ? ??????? ?? ????????? ???????????? ???????? ???????? ?????????? ??? ????????? ???­??? ? ??????? ??????? ???????? ???????????????? ???????.

? ???????? ??????????? ???????????? ???????? ????????­???????? ??????? ????? ?? ???????? ??????????????? ???????? ? ?????????? ?????? ???? ???????????? ?????? ??? ????????? ???­????? ? ???????????????????? ???????????.

????? ?? ??????????? ??????????-?????????????????? ????? ???????? ???????? (???????????? ???????). ???????? ????? ?????­?????. ??????? ??? ??????????????????? ? ??? — ???????? ????-???? ????? ???????? ???? ??? ?????. ??? ????? ???? ?????: ???­??? ?????? ? ??????????? ?????? ??? ??????????, ??????? ?????­???? ???????. ???????????? ?????????? ???????????? ???????? ??­???? ? ????? ????????????????? ????????????, ??????????? ????­?? ?? ????? ??? ?? ????? ??????. ????? ?????????????? ??????? ? ???? ????????, ???????? ???????, ????? 88. ????? ?????? ?? ????? ? ????? ??????, ?? ? ?????? ?????????? ??????? ? ??????????? ???????, ??????????? ?? ????.

? ????????? ????? ????? ????? ?????? ???????????? ?????­????????? ????????? ?????? ???????????? ?????. ? ???? ????? ????????? ?????? ????? ??????????? ??????????? ????????? ? ???.

?????? ????????? — ??? ????? ?????? ??????????? ? ?????? ????????????? ????????????. ?????????? ????????? ? ??? ?? ???­???????, ? ???????? ??????? ????????????, ?????????? ???????????­???? ?????? ?? ????????????????. ?????? ????????? — ??????????? ? ????? ?????????? ??????????? ?????????????, ?????????????, ?????????????.

????? ???????????????? ?????? ?? ?????? ??????? ? ?? ????, ????????? ????? ????????? «????? ?????», ??????? ??????? ?????­?????? ? ???????? ???, ????????????? ?? ?????????? ???????? ? ???????????? ??????????????. ???????????, ???????????? ?? ??­???? ????????, ?????????, ????????? ???????? ??????? ??????????­??. ? ?????????? «????? ?????» ???????????? ? ????????? ?????? ????? ?? ????????? ? ?????????.

???????, ?????????? ? ???????????, ?????? ?????? ????? ??­????????????? ???????? ? ?????????? ?????, ???????? ?????????­??, ????????, ????????? ?? ????????, ?????????; ????????? ????­???? ??????????, ?????????????, ??????????? ?????????? ????? ????????????? ????? ???; ????????? ??????????????? ? ????????­?????? ??????? ? «?????????? ????????».

? ?????? ????????? ?? ??????????? ?????????????? ??????? ??????????? ?????? ?? ?????????? ???? ?????????? ?????? ????­???? ???????????????. ??????? ?????????????? ?? ??????????????. ????? ???????? ????? ????????:

1. ?????????????? ?????? (??????) ?????? ? ??????????? ??????????? ????? ???? ?? ??? ??????. ?? ????????? ?????????????, ? ????????? ???????, ???????? ?? ?????? ??????? ???????????? «??????????????» ?????? (??????????? ??? ? ??????????? ???????­???? ??????? ??? ? ?????????).

2. ????????? ?????????? ?????????? ?????? (??? ??????? ??????????) ? ?????? ??????????? ?????????? ? ????????????? ??­????????????? ? ??????????? ???????????? ??????? ?? ?? ??????­??? ?????????? ??????.

3. ?????????? ???? ?????? ? ????????????? ? ?????? ? ??? ???????? ????? ???????????? ??? ??????? ????????, ????????????? ???????????? — ??????, ???????, ?????????, ??????, ????????? ? ??.

Источник: http://studopedia.ru/15_6040_vospitanie-kulturi-mezhnatsionalnogo-obshcheniya.html

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ДОО

ООН и другие международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира и дружбы между народами как важнейшую цель системы воспитания и образования. В статье 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами. »

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в §1 «Общие положения» п. 1.6. говорится, что «стандарт направлен на решение нескольких задач, одна из которых — «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей».

В §2 «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» п. 2.6. говорится о том, что «Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Межнациональное общение — это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди различных национальностей обмениваются опытом, ценностями, мыслями, чувствами, переживаниями.

Культура межнационального общения — это качество человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях; уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству; совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.

Резкое возрастание интереса к проблеме межнационального общения обусловлено сегодня необходимостью снятия напряженности между народами, при этом, действенность воспитания культуры межнационального общения зависит от его раннего начала.

У дошкольников, кроме интереса, симпатии к сверстникам не только своего, но и других народов, необходимо воспитывать дружелюбие, уважение к людям разных национальностей, этику межнационального общения. Строгой границы в решении названных задач нет, поскольку, они взаимосвязаны: воспитывая симпатию к детям разных национальностей (в основном через любовь к матери, родным, близким людям; верность другу и любовь к родной природе), мы вызываем желание дружить с ними, раскрывая нравственные качества, воспитываем уважение к народам, которые они представляют. Важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.

Решение названных задач оказывается возможным благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о нескольких (четырех-пяти) народах, а именно:

1. Месте жительства каждого из них;

3. Быте (жилище, предметы быта, национальные кушанья);

5. Народном творчестве (сказки, загадки и другие виды фольклора, подвижные игры);

6.Искусстве (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства);

7. Нравственных общечеловеческих качествах народа.

Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в различных видах деятельности: НОД, игровой, изобразительной, в свободное время, по предложению педагога и инициативе детей.

Исходным моментом воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у детей позитивного эмоционального отношения к национальному многообразию населения нашей страны и всей планеты, многообразию человеческих языков: как хорошо, что нас так много и все мы такие разные. Воспитанники должны осознавать, как было бы скучно, не интересно, если бы все люди были похожи друг на друга и говорили только на одном языке.

В связи с этим, рассмотрим средства и методы воспитания культуры межнационального общения у дошкольников.

Специфика дошкольного возраста предполагает выбор таких средств и методов межнационального воспитания, которые в большей степени соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей.

Родная речь в ее материальном воплощении в произведениях устного народного творчества (сказки, малые жанры фольклора) — это та естественность, которая сопровождает ребенка с самого рождения на протяжении всей его жизни. Именно через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Сказки исполнены огромным жизнеутверждающим смыслом, поскольку в них высшей ценностью признается человек. Сказка помогает решению задач морального воспитания, творческого развития.

Восприятие сказки — это содействие, когда ребенок становится на позицию героя сказки, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.

Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки), отличаясь лаконичностью, поэтической образностью, важны для запоминания нравственных норм, правил поведения, навыков взаимодействия с людьми.

К универсальным средствам межнационального воспитания относятся народные праздники. Мир народной культуры многомерен и многообразен, он отражает ритмичность жизни и быта народа. Праздники являются одним из древних элементов человеческой культуры, имеют общечеловеческие корни и при этом ярко выраженные национальные черты, что свидетельствует о развитии праздника как общественного явления.

Обязательным атрибутом народных праздников являются народные игры. В работах исследователей (А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, А.К. Бондаренко, Т.Н. Гришина и др.) подчеркивается необходимость широкого использования народных игр в работе с дошкольниками.

Исследователи народных игр отмечают, что они способствуют развитию таких качеств, как юмор, смекалка, сообразительность.

Хороводные, командные игры ориентированы на выработку согласованности действий для достижения результата (выигрыша). Игры, включающие упражнения — «делай как я», «пойми меня», — помогают понять другого человека, развивают «чувство локтя». Вместе с тем они оставляют возможность для личностного самовыражения (в выборе движения, речи, мимики).

Народные игры способствуют формированию у ребенка любви к родному краю, дому, воспитывают почтение и уважение к старшим, милосердие и сострадание, помогают освоить навыки общественного поведения.

Определяя роль и значение народных праздников и игр в межнациональном и личностном развитии детей, можно подчеркнуть, что они отражают культурно- историческое развитие данного народа, особенности мировидения народа, его взаимосвязь с экосистемой, содержат национально-ценностные ориентиры по отношению к социальному окружению, предметному миру, формируют исходные качества человека, сближают людей, объединяют национальные и общечеловеческие моменты.

Особым средством в межнациональном воспитании детей обладает народная игрушка, которая представляет то общее, что характеризует детство у всех народов и во все времена. Национальная игрушка обобщает обычаи, вкусы и верования народа.

Уже на ступени дошкольного детства ребенок способен усвоить те человеческие ценности, мысли, чувства, идеалы по отношению к окружающим людям, своей деятельности, которые опредмечены в народном творчестве.

Народная игрушка многофункциональна: она и средство воспитания, и средство забавы, и праздничный подарок, украшение. Народная игрушка — форма передачи духовного опыта человечества. Игры с народными игрушками побуждают детей к фантазированию, воображению, развитию интереса к национальной культуре.

Такие игрушки, как свистульки, мелкая пластика (фигурки животных, птиц), сказочные образы, куклы, опосредованно вводят ребенка в мир истории народа, своего отечества; культивируют традиционные способы взаимодействия с окружающей средой; знакомят со способами взаимодействия этнических сообществ с природой; с особенностями традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп и этносов в природных и социально-культурных условиях их обитания.

Особое место среди народных игрушек занимает кукла, с которой в древности связывалась идея самой жизни. Народные куклы делились на обереги (охраняли детей от злых духов, оберегали от болезней и утрат), игровые (способствовали детскому развитию, учили установлению взаимоотношений между людьми, закладывали основы нравственных, гуманных качеств личности) и обрядовые (в символической форме знакомили с традициями, принятыми формами взаимодействия, являлись необходимым атрибутом возрастных инициаций).

Народные танцы как элемент народной культуры также имеют огромное значение в национальном и межнациональном воспитании детей. Это символический способ выражения взглядов, мировидения народа посредством движений и жестов. Танцевальное искусство в той или иной степени, форме присутствует в культуре каждого этноса, этнической группы.

Г. Гачев отмечал, что танцы отражают специфику мировидения каждого этноса и их появление исторически обусловлено. Например, движения вальса имитируют вращение планет вокруг солнца, и этот танец появился лишь после открытия Коперника.

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с танцевальным фольклором предусматривает соблюдение ряда этапов:

Первый этап — эмоционально-познавательный этап, когда происходит познание культурных ценностей народа (отношение к природе, людям, миру в целом на основе ознакомления с праздниками, сказками, традициями);

Второй этап — «игровой», когда дети постигают основы танцевальной культуры через игры, в которых используется инструментальная музыка, пение, простые танцевальные элементы, этюды для образной передачи сути движений;

Третий этап — «постановочный», подразумевающий изучение и исполнение народных танцев.

Полезны рассказы и беседы с детьми о народах, проживающих на территории России и в мире, знакомство с их культурой, историей, чтение художественной литературы.

Познавая историю, дети узнают об общности исторического прошлого и настоящего своего и других народов, у них развивается чувство принадлежности к определенной культуре, сопричастности к событиям, происходившим и происходящим в своем городе и своей стране.

Дидактическая игра важна и для приобщения дошкольников к культурным традициям народов и межнационального воспитания. Еще в конце ХIХ в. известный отечественный педагог П.Ф. Каптерев, анализируя имеющиеся в продаже детские игры и игрушки, отмечал важность использования игр в воспитании детей, в развитии их представлений о России и народах, ее населяющих.

Он выделял игры, которые:

1. Знакомят детей с географическим расположением своей малой родины, России: «Географическое лото», «Выпильная Европейская Россия, деленная на губернии»,

2. Направлены на первоначальное знакомство с иностранным языком: «Лото в картинках», «Семейная игра».

Так, для воспитания культуры межнационального общения можно проводить такие игры.

1. Дидактическая игра «Оденем куклу на праздник».

Игровая задача — одеть куклу в национальный костюм.

Задания: 1. Одевая куклу, назвать элементы народного костюма. 2. Выбрать среди нескольких национальных костюмов тот, который соответствует данному народу. 3. Одевая куклу, рассказать о празднике, на который собирается кукла, исполнить народную песню или танец.

2. Дидактическая игра «Встречаем гостей».

Дидактическая задача — закреплять знания детей о традиционной народной культуре, дифференцировать представления о различных этнических общностях, о правилах национального этикета. Воспитывать культуру общения.

Игровые действия: в зависимости от этнической принадлежности гостя приветствовать его на родном языке, сервировать стол, угощать традиционными национальными блюдами.

Материал: куклы в национальных костюмах, посуда, муляжи национальных блюд.

3.Дидактическая игра «Кто знает больше «волшебных» слов по-. »

Дидактическая задача. Закреплять навыки владения родным (национальным) языком с использованием «волшебных» слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др. Воспитывать культуру общения. Игровые действия: передавая мяч по кругу, дети называют слова на различных языках. Первый круг — все вежливые слова по-русски, второй — по-татарски, третий —по-украински и т.д.

4. Игра: «Кто в какой стране живет»

Цель: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

Ход игры. — Давайте вспомним жителей разных стран. Я буду вам подкидывать мяч и называть страну, а вы должны будете назвать жителей этой страны. Кто живет в Америке? – Американцы. Кто живет в России? – Россияне. Кто живет в Японии? – Японцы. Кто живет в Китае? – Китайцы. Кто живет на Украине? – Украинцы. Кто живет в Грузии? – Грузины. Кто живет в Англии? – Англичане. Кто живет в Испании? – Испанцы. Кто живет в Армении? – Армяне. Кто живет в Азербайджане? – Азербайджанцы.

5. Игра: «Назови слово»

Цель: дать представление детям о том, как отличаются языки народов.

Материал и оборудование: аудиокассета с записями песен детей из разных стран.

Ход игры. — Ребята, сегодня мы с вами попробуем научиться говорить слово мама, на десяти языках. Мы с вами называем маму мамой, англичане называют маму– mother (мазер); Армяне – майр; Азербайджанцы – ана; Башкиры – ?с?й; Татары – эний; Грузины – деда; Чуваши – мамла; Китайцы – мама; Итальянцы – мадрею

— Видите, как отличаются языки народов. Каждый язык по своему красив.

Межнациональное воспитание связано с внедрением элементов музейной педагогики. Обладая мощным дидактическим потенциалом, она все шире проникает в практику воспитания и обучения дошкольников.

Музейную педагогику рассматривают как область науки, которая изучает историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на разные категории посетителей, взаимодействие их с образовательными учреждениями.

Основная цель музейной педагогики — становление социокультурного опыта, творческое развитие личности в процессе приобщения к музейным ценностям.

Музей выступает связующим звеном между личностью и социокультурной средой, между прошлым и настоящим. Музей помогает приобщению детей к общечеловеческим, национальным ценностям.

Итак, воспитание культуры межнационального общения есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития отношений, которые проявляются в межнациональных связях разных народов. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть, вызвать интерес к культуре других народов, а для осуществления воспитательной и образовательной работы по формированию у дошкольников культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса.

1. Богомолова М.И., Захарова Л.М. Межнациональное воспитание детей. — уч. пособие. — М. – 2011 г.

2. Белоцерковец Н.И. Педагогика межнационального общения. — уч. пособие. — 2008 г.

Источник: http://scienceforum.ru/2015/801/8430

Общение между людьми протекает не только через слово, но и через образ. Чтобы этот образ располагал к развитию отношений, необходимо знать тайны создания собственного имиджа, которые являются частью культуры внешнего вида. Уже в младшей группе начинается ее воспитание, когда воспитатель вводит в детскую жизнь культурно-гигиенические требования, добиваясь чистоты и опрятности каждого ребенка, следя вместе с воспитанниками за порядком в групповой и туалетной комнатах, на участке. В старшем дошкольном возрасте вводится важное этикетное правило: красиво и опрятно выглядеть — значит проявлять уважение к людям. От внешнего вида ребенка во многом зависят его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а также его собственное внутреннее состояние. Хорошо выглядя, он приобретает уверенность в себе, легко вступает в общение, нравится окружающим, другие дети с удовольствием играют с ним, взрослые обращают на него приветливое внимание. Но важно не только научить дошкольника правилам, создающим приятный внешний вид, но и ввести в его сознание, что внешняя красота нуждается в богатом внутреннем (душевном) состоянии. Развивая детскую самостоятельность, воспитатель добивается от воспитанников, чтобы они сами следили за чистотой тела, ухаживали за своей одеждой и обувью: более того, были хозяевами своей группы, а дома — своей комнаты или детского уголка, т.е. убирали и наводили порядок там в меру своих сил.

Главная цель занятий по воспитанию у дошкольников культуры внешнего вида — создать единство внешнего облика и внутреннего состояния маленького человека.

На изучение темы можно выделить 4—5 занятий:

1. Как понравиться людям?

2. Мой друг Мойдодыр: личная гигиена.

3. По одежке встречают: как составить свой костюм.

4. Мой дом: наведу порядок в нем.

5. Мои Верные друзья: игрушки и книги.

Рассматриваемые вопросы постоянно возникают в жизни

ребенка. В детском саду, дома, на улице, в гостях — везде полученные знания будут подкрепляться реальной жизнью. Дети нуждаются в любви, в постоянном ее проявлении со стороны взрослых. Задача воспитателя — показать, что любовь приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком. Человек, желающий нравиться, должен сам много сил приложить для этого. Надо научить детей умению нравиться и располагать к себе людей.

Понаблюдайте за детьми дошкольного возраста. Какие из них располагают вас к себе: опрятные или небрежно одетые, чистые и причесанные или неряхи? Можно ли составить о ребенке характеристику по состоянию его игрушек и книжек? Проанализировав свои наблюдения, вы получите весомые доказательства того, что с малых лет следует воспитывать в человеке культуру внешнего вида, которая приобретает более широкие границы, чем только одежда и личная гигиена.

Вспомните педагогическую теорию прошлого века «быть и казаться». Найдите доказательства того, что наша работа в этом направлении не приведет ребенка к пониманию, что дома и для себя можно быть одним, а в общественных местах и для друзей — другим.

Источник: http://studme.org/243654/pedagogika/vospitanie_kultury_vneshnego_vida

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector