Воспитание ребенка до 3 лет

Воспитание ребенка до 3 лет

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

В первые 3 года жизни ребенка родителей ждет много сюрпризов – приятных и не очень. Долгожданная первая улыбка, первый зуб, первый шаг, первое слово… Эти события запоминаются на всю жизнь и вызывают искреннюю радость.

Содержание

И вот постепенно устанавливается определенный распорядок дня: режим питания, прогулок, развивающих занятий. Такие радостные хлопоты требуют от родителей и окружающих ребенка людей определенных знаний.

Воспитание детей до 3 лет ?

В первые годы жизни ребенку требуется помощь в речевом развитии, познании окружающего мира. Для этого и сами взрослые должны стать более ответственными и дисциплинированными.

Правильно подобранные игрушки, игры в соответствии с возрастом станут прекрасным средством в воспитании малыша.

Период до 3-х лет будет сопровождаться не только приятными хлопотами, но и детскими капризами. Каждый родитель рано или поздно столкнется с непослушанием и плачем. Такова природа развития ребенка.

Накопление словарного запаса

В возрасте от одного года малыш начинает активно запоминать слова. В этот период от мамы требуется:

  • проводить занятия с ребенком;
  • комментировать все действия;
  • называть предметы и рассказывать их предназначение.

Не стоит отчаиваться, если ребенок не повторяет новые слова – он их все равно запомнит. Не говорит – не значит, что не понимает. Малыш выполнит любую просьбу (принесет куклу, возьмет подушку, даст папе книгу).

В 2 – 3 года многие дети (но не все) имеют словарный запас, что состоит из существительных, глаголов, определений и некоторых наречий, знакомых и понятных им:

  • предметов гардероба;
  • средств для ухода за собой;
  • мебели;
  • животных и птиц;
  • растений;
  • наименования некоторых абстрактных предметов (ветерок, звук), явлений;
  • названий собственных действий (или окружающих);
  • названий признаков предметов, ощущений, состояний и т. д.

Познание окружающего мира

В возрасте до 3 лет малыш активно изучает мир вокруг себя. Все, что окружает его – привлекает внимание. Ребенку хочется попробовать предметы на вкус, на ощупь, исследовать способы их использования.

Бывает, что любознательность приводит к неприятным последствиям: паданию, ушибам, сломанным игрушкам. Как действовать родителям? Эффективна следующая методика:

  1. Примите участие в познавательном процессе сына или дочери. Вашему малышу вздумалось залезть на шкаф? – Лезьте и вы. Хочет вытащить ящик тумбы? – Помогите ему. Ребенок должен освоить максимум знаний, ведь от этого зависит его развитие.
  2. Не запрещайте изучать мир. Если что-то ребенку нельзя брать, сделайте так, чтобы эта вещь не попадалась ему на глаза.
  3. Если так случилось, что ребенок взял молоток, любимую мамину тарелку, кошелек – позвольте ему рассмотреть предмет и только затем убирайте.
  4. При падениях не стоит сразу спешить на помощь. Вряд ли он сильно ударится, не стоит также опасаться переломов. Падение – неизбежный этап для развития ориентирования в пространстве, равновесия. Главная задача родителя – позволить самостоятельно преодолеть преграду. Не правильно полагать, что не обращать внимание – значит, оставить ребенка наедине со своими проблемами. Такая реакция дает хороший воспитательный эффект. А вот словесная поддержка не помешает.

Как проходит классный час эстетического воспитания в школах? Читать далее.

Видео: Психология запретов

Самостоятельность

Дети после года уже могут самостоятельно управиться с ложкой. Поэтому родителю стоит сделать на этом акцент. Чтобы ускорить процесс освоения кухонных приборов, не стоит запрещать малышу брать их в руки. Позвольте изучить, покрутить, поиграть с ложкой. При неудачной попытке ею воспользоваться нельзя ругать ребенка за измазанную футболку.

Малыш балуется за столом? – Убирайте тарелку. Ребенок вскоре сам осознает, что подобное поведение недопустимо за столом.

Для того же, чтобы ваше чадо научилось одеваться, стоит проявлять терпение, не заострять внимания на процессе. Одевайте ребенка неторопливо, комментируйте свои действия, называйте поочередность одевания вещей. Хвалите за проявление инициативы, даже если попытки натянуть штаны не увенчались успехом.

В возрасте до 3 лет также можно давать несложные поручения:

  • полить цветы;
  • подмести пол;
  • убрать игрушки и т. п.

Нужно терпеливо отнестись к тому, что процесс затягивается и не приводит к результату – ребенок только учится.

А как же быть в том случае, когда малыш уже научился выполнять какое-то действие сам (одеваться, кушать), но просит об этом маму? Выполните его просьбу, может, у него нет настроения.

Игры и игрушки

Дети 1 года уже с удовольствием плещутся в воде, поэтому следует создать для этого все условия. Наберите воды в ванну, налейте в таз, летом – в надувной бассейн. Дайте игрушки и емкости (чтобы переливать воду). Пусть малыш играет в свое удовольствие.

С юного возраста малыша тянет к песочнице, а значит, стоит позаботиться о том, чтобы песок был чистым. Организуйте привоз «стройматериала», папу привлеките к сооружению песочницы из досок. Позволяет играть малышу с песком столько, сколько ему хочется.

При выборе игрушек для малыша стоит учесть его возрастные особенности. В 1 год это:

  • шарики;
  • мячики;
  • кубики;
  • мягкие игрушки (зверушки);
  • пирамидки;
  • матрешки;
  • кукольная посуда;
  • музыкальные игрушки.

Главная задача – выбрать предметы без мелких деталей, острых углов.

Для двух-, трехлетнего ребенка покупайте:

  • машинки, самолетики, куклы;
  • развивающие коврики;
  • строительные наборы с крупными элементами (деревянный конструктор или Лего);
  • наборы для лепки;
  • пазлы (крупные) и другие простые игры.

Участвуйте в играх. Прятки, поиск потерявшегося предмета, совместное вкладывание пирамидок – выбор занятий с малышом огромен.

Развитие речи и возраст «почемучки»

После двух лет ребенок начинает задавать массу вопросов, и родителям кажется, что они никогда не закончатся. Не стоит отворачиваться от ребенка. Объясните все, что его интересует, ведь мама с папой являются основными источниками знаний. Уходить от ответов или не обращать внимания на ребенка нельзя.

Весь словесный запас, выражение и интонация малыша – это отображение вашей речи. Поэтому в ваших силах максимально расширять его. Если ребенок спрашивает «Что это?», не стоит ограничиваться простым называнием предмета. Объясните, для чего это нужно, как используется.

Взрослые зачастую не достаточно осознают, насколько значимо их общение с ребенком. Возраст «почемучек» — это важный этап формирования речевых навыков, поэтому так важно знать некоторые приемы:

  • не коверкать слова, свести к минимуму употребление уменьшительно-ласкательных форм;
  • не стоит передразнивать ребенка, если он произносит слова неправильно, тем более неуместны насмешки и подражание языковым ошибкам;
  • необходимо развивать у ребенка умение выражать свои мысли и эмоции словами, соответственно, требуется избегание излишней жестикуляции.

Развитие речи – процесс индивидуальный и равняться на других детей бессмысленно, но наблюдать за ребенком необходимо.

Кризис двух лет ?

Дети растут и вот уже малыш, который недавно был так привязан к родителям, умиляя их своей улыбчивостью и послушанием, становится маленьким тираном. Любые игры и занятия вызывают протест, слова мамы воспринимаются в штыки.

Так ребенок вступает на новый этап развития. Этот переходный период знаменуется кризисом 2 лет.

Причины

Целый комплекс причин провоцирует возникновение кризиса 2 лет:

  • стремление к самостоятельности;
  • освоение новой схемы взаимодействия с окружающим миром;
  • открытие новых возможностей и границ дозволенного.

Детские истерики, проявление которых может быть самым разным: лежание на полу и крики, ребенок плохо ест, становится плаксивым, бьет окружающих. Спровоцировать такое поведение может самая безобидная ситуация.

Актуально ли патриотического воспитания дошкольников сегодня? Читай статью.

О принципах экологического воспитания дошкольников читай здесь.

Родителям важно помнить, что причина кроется не в каком-то ситуативном факторе. Проблема лежит гораздо глубже. Кризис 2 лет – важный этап, в результате преодоления которого ребенок получает необходимые знания и умения, поднимаясь на ступень выше в своем развитии.

Маленький манипулятор

Истерика у ребенка – настоящее испытание для родителей. Вот в магазине он падает на пол при отказе купить понравившуюся игрушку. Многие мамы теряются в такой ситуации и не знают, как им правильно поступить.

Справиться с кризисной ситуацией помогут знания о ребенке, его характере, темпераменте. Для одного будет полезна методика беседы с родителем наедине, другому эффективнее будет строгий окрик в присутствии окружающих. В любом случае идти на поводу у маленького человека нельзя.

О вреде родительской уступчивости

Многие родители склонны останавливать истерику у ребенка уступками. Бьющийся в крике и слезах ребенок, конечно, не самое приятное зрелище. Однако уступив один раз, взрослые теряют свою власть в глазах маленького манипулятора.

Он начинает чувствовать себя всесильным и понимает, что теперь его слезы – это его основное оружие, с помощью которого он и будет добиваться желаемого.

Родители должны понимать, что этот путь воспитания крайне опасен, потому лучше предупредить подобную ситуацию. Для этого ребенку необходимо в доступной форме объяснить, что ему позволительно, а на что существует абсолютный запрет. И придерживаться этой линии поведения необходимо постоянно.

Психология и маленькие хитрости ?

Принято считать, что кризис 2 лет начинается в полуторогодовалом возрасте. Пик же его относят к 2,5-3 годам.

Родители, конечно, могут осознавать необходимость подобного этапа развития, но на деле это время тяжелое, требующее терпения и знания некоторых хитростей:

  1. Ребенок должен чувствовать поддержку родителей. Она должна быть ненавязчивой. Нет необходимости требовать от ребенка определенного поведения. Это только усугубит и без того непростую ситуацию.
  2. Быть настойчивым, но справедливым. Если взрослый принимает решение в чем-то отказать ребенку, то его «нет» должно оставаться таковым до конца. Уступкам здесь не место.
  3. Истерика – мероприятие демонстративное, поэтому, чем меньше у ребенка зрителей, тем быстрее прекратиться его приступ.
  4. Если взрослый понимает, что ребенок начинает капризничать, то важно переключить его внимание и вовремя отвлечь на что-то интересное и более полезное.

Дети быстро растут и забывают многие моменты. Спустя какое-то время их память стирает и истерики, и капризы… Взрослым стоит поучиться такому приему и не принимать близко к сердцу издержки очередного этапа развития своих чад.

Воспитание детей первые 3 года их жизни – процесс увлекательный и трудный одновременно. Маленький человек активно изучает окружающий мир, ему еще многому предстоит научиться. А взрослым остается набраться терпения и знаний, чтобы сделать этот период насыщенным, провести его с пользой и оставить только самые приятные воспоминания.

Видео: Консультация специалиста

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Источник: http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/vospitanie-detej-do-3-let.html

Каждому родителю кажется, что с возрастом проблем с ребенком станет гораздо меньше. Однако те, кто так считает, сильно ошибается. Малыш, конечно же, становится умнее, с ним можно поговорить и что-то объяснить ему, но это не значит, что будет проще. Если не знать особенностей воспитания детей до трёх лет, легким оно не покажется.

С каждым годом малыш расширяет свой кругозор, познавая новые аспекты сложного для него мира. Родителям нужно уметь не только понимать ребенка, но и направлять его энергию в нужное русло. Чтобы это правильно делать, необходимо знать особенности воспитания детей этого возрастного периода.

Что нужно знать о детях до трех лет?

Родившись, малыш нуждается в заботе и ласке матери. Она может выражать свою любовь в прикосновениях, поглаживаниях. В младенчестве кроха ещё неспособен сам удовлетворять свои потребности. Поэтому именно мама кормит его, меняет пеленки, купает и т. п.

В полгода ребенок учится сидеть. Он уже может умело манипулировать предметами. Начиная сидеть, а после и ползать, малыш получает больше необходимых знаний для своего развития.

К году или чуть позже ребенок приобретает новый навык — ходьбу. Естественно, что за счёт неё он расширяет свой кругозор. Теперь ему доступно больше информации, чем когда-либо. Но и в этот период малыш все ещё не может реализовать все свои желания, поэтому ему никак не обойтись без помощи мамы.

Период с одного года до двух лет характеризуется изучением новых слов, и как следствие, расширением общения со взрослыми. Теперь малыш начинает общаться с родителями не только знаками, но и словами, пусть и не очень понятными для окружающих. Взрослым нужно стараться развивать ребенка и уже в этом возрасте обращать внимание на способности крохи.

В воспитании детей двух-трёх лет важно учитывать то, что они уже могут выполнять элементарные действия. Например, собирать за собой игрушки. Поэтому приучайте ребенка к порядку. Делайте это так, чтобы малышу такое занятие не было в тягость. Превратите его в забавную игру. Так как малыш в этом возрасте стремится подражать взрослым, нужно учитывать одно условие: родители тоже должны соблюдать порядок.

В этот период детям необходимо общение не только с мамой, папой и близкими родственниками, но и с ровесниками. Взрослым следует научить ребенка правильно вести себя в коллективе: не ссориться, уметь мириться, делиться игрушками и прочее. Объясните малышу, что такое волшебные слова и когда их следует употреблять.

С третьего года жизни ребенок заступает на новую социальную ступеньку. Изменения в его личности становятся заметны окружающим. Он старается всё делать сам, считает себя равным с родителями и требует соотвествующего отношения к себе. Взрослым не нужно делать за ребенка то, что у него не получается, а поддерживать его самостоятельность.

В три года ребенок всё больше тянется к общению, познанию действительности. Родителям лишь стоит поддержать его в этом стремлении. В этом возрасте малыш уже четко знает свои желания. Поддерживая активность ребенка, родители смогут в будущем направить его в нужную сферу деятельности.

Маленькие дети очень любят рисовать. Предоставьте им такую возможность. Если малыш тянется к конструированию, не отказывайте ему в этом удовольствии. Некоторые дети занимаются лепкой. Ну и, конечно же, каждый ребенок любит играть. Все перечисленные занятия помогают развить важные процессы и качетсва, такие как память, мышление, восприятие, внимание, речь. Это возраст, когда формируется основа личности.

Какие аспекты нужно учитывать при воспитании малышей

Для каждого возраста характерны свои особенности, определяющие подход к воспитанию и развитию.

От нуля до года

То, каким ребенок вырастет, напрямую зависит от выбранной тактики воспитания. Принципы, которые будут взяты родителями для воспитания малыша до года, сформируют, к примеру, общительную, требовательную или, наоборот, застенчивую и лояльную личность. Поэтому важно определиться с характером воспитания малыша с самого его рождения.

С самого начала жизни необходимо воспитывать в малыше самостоятельность. Так, во время его бодрствования, рекомендуется оставлять кроху на некоторое время одного. В то же время не стоит дожидаться, пока малыш расплачется. Слух и зрение ребеночка можно развить за счёт подвесных игрушек или погремушек. С началом развития запоминания малыш больше времени удерживает своё внимание на отдельной игрушке.

Самостоятельность ребенка будет заключаться и в том, что он научится переворачиваться на животик, достигать желаемого (тянуться за игрушкой), ползать. К семи месяцам, когда кроха уже сидит, интересным для него занятием будет забрасывание колечек или шариков в емкость (ведерко). Разобрать и собрать пирамидку или матрешку, построить башенку из кубиков — всё это развивает ребенка. Стараясь взрастить в малыше самостоятельность, придерживайтесь «золотой середины» в его воспитании: не берите лишний раз на руки, проявляйте достаточно заботы и любви.

От года до двух лет

В этом возрасте детям необходимо уделять особое внимание. Воспитание в период от одного года до двух лет можно поделить на два этапа. Каждый из них имеет свои особенности. Первый период продолжается от года до полутора лет, когда малыш познает мир благодаря тому, что научился ходить. Второй этап длится ещё полгода: от полутора до двух лет. Здесь ребенок познает общение, овладевает новыми словами.

Чтобы нормализовать поведение двухлетнего малыша, следует контролировать его. Для поднятия настроения и его сохранения родителям следует больше времени проводить со своим крохой. Играя со взрослым, ребенок познает новое. Игры должны быть направлены именно на это, но при этом увлекать малыша. К тому же каждый раз нужно закреплять знания.

К двум годам малыш уже способен самостоятельно умываться, приводить себя в порядок, надевать некоторые предметы своего гардероба. К тому же он может сам кушать. В этом возрасте ребенка нужно начинать приучать к порядку. Лучше складывать игрушки на полку, а не в контейнеры. Так, малыш научится брать что-то одно, а не высыпать все сразу. Родители должны объяснить ребенку, как правильно общаться, ведь именно в этом возрасте он начинает играть в компании сверстников и понимать требования взрослых.

Помните, что вы являетесь образцом для подражания, и дети с радостью будут копировать ваше поведение. Поэтому если в семье выражаются нецензурными словами, не знают вежливых обращений, разбрасывают вещи, и при этом требуют от ребенка противоположного, не стоит удивляться и требованиям детей вместо просьб. Главное, что должен помнить каждый родитель, занимаясь воспитание ребенка до двух лет — сначала работаем над собой, потом требуем того же от малыша.

Чтобы приучить ребенка следить за своим внешним видом, старайтесь обращать его внимание на то, какую одежду вы на него надеваете. Указывайте малышу на то, какая она чистая и опрятная. Объясните ребенку, что нужно переодеваться, если одежда загрязнилась.

Помогите малышу научиться самостоятельно засыпать. Не оставляйте кроху одного в комнате, если он боится. Побудьте с ним рядом, пока он не заснет. Можно почитать ему сказку. Желайте ему приятных снов. Так, вы выработаете в нём определенный режим: ребенок научится засыпать после того, как послушает сказку или услышит пожелание спокойной ночи.

Необходимо сформировать определенный режим дня малыша. Для этого желательно будить его в одно и то же время. Кормить, играть и гулять с ним, укладывать его спать днём и ночью нужно вовремя. Играя с ребенком, приучайте его к заботе о мишках, зайчиках лисичках и других игрушках. Старайтесь показывать малышу, как можно действовать с той или иной игрушкой. В игре есть возможность научить ребенка мыть за собой посуду, убирать в квартире, одеваться и т. д.

В возрасте от года до двух лет следует научить малыша слушать и выполнять требования родителей. Интонация, возникшая в голосе папы или мамы, должна говорить ребенку о том, что хорошо и плохо. Ещё до года он должен научиться понимать слово «нельзя». Позже необходимо закреплять в нём полученные навыки.

К двум годам ребенок учит новые слова. Поэтому важно показать ему, как правильно вести себя в обществе, какие слова можно и нельзя говорить. Не нужно искривлять речь при общении с малышом, чтобы потом не пришлось вести его к логопеду. Разговаривайте с ребенком на равных, не лишая слов эмоциональной окраски.

От двух до трех лет

В воспитании ребенка 2–3 лет есть свои нюансы и секреты. Они помогут облегчить не только жизнь родителей, но и самих детей. Первое, что нужно делать, это соблюдать последовательность в воспитании. Малышу необходимо объяснить, что сначала он кушает, затем играет, спит, гуляет и т. п. Это поможет ребенку быть более спокойным и уверенным. Если по каким-то причинам распорядок дня приходится поменять, скажите об этом малышу заранее.

Не должно быть никаких стрессовых ситуаций. К двум годам родители уже понимают, что выводит ребенка из себя, почему он начинает капризничать и беспокоиться. К таким последствиям может привести смена места, голод и прочее. Поэтому планируйте свои дела и без острой необходимости не водите малыша туда, где ему некомфортно.

Умейте отвлекать своих детей. Бывают ситуации, когда ребенок просто игнорирует ваши просьбы и замечания. Вместо того чтобы кричать на малыша, отвлеките его от дела более интересным занятием.

Давайте ребенку отдых. Он не должен превышать нескольких минут. Такой «тайм-аут» способствует дисциплине. Усадите его в удобное кресло или на диван, где малыш и сможет отдохнуть.

Представьте себе ситуацию, так знакомую многим, когда вы стоите в магазине, а ребенок истерит, прося купить ему игрушку или какую-нибудь сладость. Старайтесь быть спокойными, попытайте объяснить капризуле, почему сейчас нельзя выполнить его желание. Иногда лучший способ заставить малыша замолчать — это просто не обращать на него никакого внимания. В конце концов, он когда-нибудь устанет плакать и кричать.

Особенностью воспитания детей трёх лет является то, что у них уже есть свои обязанности. Они должны засыпать строго в определенное время, сидеть в специальном кресле при езде на автомобиле, кушать по распорядку дня и т. п. Но есть и такие вещи, которые выполнять необязательно. Поэтому родители должны понимать, когда можно идти на компромисс.

Развитие физических навыков у детей трёх лет

Психология воспитания ребенка трёх лет включает в себя и физическое развитие. Важным для малыша является приобретение новых знаний. Физические упражнения помогают ему развить ловкость, освоить новые движения, тренировать силу.

Нужно заниматься не только утренней зарядкой, но и осваивать другие упражнения, совершенствовать полученные навыки. Достаточно 15–20 минут в день, чтобы развить ребенка физически. При этом не нужно забывать об играх, ведь они тоже бывают спортивными, а соответственно направлены на приобретение физических навыков.

Утренняя зарядка оздоравливает организм малыша, бодрит его и настраивает на активность в течение дня. В этом случае физическое воспитание детей 3 лет должно включать доступные ребенку и разнообразные упражнения. Малыша следует научить правильно дышать и не задерживать дыхание. Лучше всего, если утренняя зарядка будет построена на игре.

Следует включать упражнения, которые укрепляют мышцы плеч и конечностей. Не исключайте из зарядки бег и ходьбу. Должно быть несколько упражнений для ног, рук и туловища.

Запомните, что детей нельзя чрезмерно нагружать. Однако и легкой физическая нагрузка быть не должна. Определить норму можно по пульсу. Если частота пульсации не превышает 10-ти ударов в минуту, то вы всё делаете правильно. И не забудьте чередовать занятия в помещении с упражнениями на свежем воздухе. Подробнее о физическом развитии детей ?

Подытожим сказанное

Каждый возрастной период отличается своими особенностями. В любом из них малыш учится чему-то новому. Это требует правильного воспитания.

Прежде чем начать воспитывать своего ребенка, вникните в особенности каждого возраста. Занимайтесь со своими детьми, уделяйте хотя бы часть времени, чтобы просто поиграть с ними. Приучайте малышей к порядку и уходу за собой ещё в раннем детстве. А главное, соблюдайте режим сами, ведь кроха — это ваша маленькая копия.

Автор: Дмитриенко Наталия Ивановна, педагог-психолог

Источник: http://mama66.ru/child/vospitanie-detejj-do-trekh-let

Воспитание ребенка – довольно сложный процесс. Причем очень часто получаемые результаты вовсе не совпадают с нашими ожиданиями. И это не значит, что наш ребенок «плохой», он – особенный и вовсе не обязан быть таким, каким мы хотим его видеть. Дети уже рождаются с определенными особенностями темперамента и характера. Эти особенности надо понимать и поддерживать. Если мы будем пытаться «переделать» ребенка – мы пойдем против него самого и самой природы.

Да, безусловно, взрослые должны направлять и корректировать поведение ребенка, но делать это надо с любовью, тактично и осторожно, следя, чтобы ребенок не оказался перед непосильной задачей или не испытывал страха перед родителями. Причем, необходимо искать подход именно к своему ребенку, учитывая особенности и темперамент ребенка. Так, например, оптимистичный ребенок с сильной нервной системой без особых потерь переживет ваши «давления» и станет от этого только крепче и жизнеустойчивее. Для нерешительного ребенка же, который от природы имеет обостренную чувствительность, излишняя строгость может оказаться непосильным бременем. А очень активный, склонный к лидерству ребенок без должного контроля может стать неуправляемым.

Родителям полезно помнить, что достигнутый результат воспитания не всегда зависит от затраченных усилий: многое складывается из врожденных особенностей ребенка, соответствия родительских запросов возможностям малыша, гармоничности родителей и семьи в целом. Поэтому, например, у матери–одиночки, которая работает с утра до вечера, может подрастать жизнерадостный и уравновешенный ребенок, а в семье, где мама и папа много времени уделяли целенаправленному воспитанию, вырастает мнительный и конфликтный сын.

«Главное, чему родители должны научить ребенка, — считает Эда Ле Шан, — это быть самим собой, воплощать собственные мечты и заниматься тем, что помогает ему ощущать полноту жизни».

Роль семьи в воспитании ребенка

Дети повторяют и копируют поведение и взаимоотношения взрослых. Поэтому чаще всего в семьях, где царят доброжелательность и взаимное уважение, ребенок, принимая такую же линию в отношении окружающих людей, умеет быть счастливым и делать такими других.

Не одинакова в семье и роль мамы и папы. Мама – это забота, ласка, утешение. Вспомните, когда ребенку плохо – к кому он бежит? А когда ему весело? Правильно, к папе. Папа – это олицетворение веселья и шумных игр, защиты и порядка, наставничества и знаний, касающихся разных областей. Девочки учатся у матерей, как быть женщинами, а у отцов – как общаться с мальчиками. Мальчики же учатся у отцов, как быть мужчинами, а с матерями – как общаться с противоположным полом. Так что детям нужны оба родителям, а родители нужны друг другу, чтобы растить своих детей.

Кризис 3-х лет

Примерно к 2,5 – 3 годам ребенок овладевает многими принципиально новыми умениями, и осознаёт себя отдельной, независимой личностью. И тут начинается кризис, который заключается в конфликте между появившемся самосознанием «Я ХОЧУ», «Я МОГУ!», «Я БОЛЬШОЙ!» с одной стороны, и не умением осуществить все свои задумки с другой стороны. А с третьей стороны еще и «наседают» родители, которые что-то запрещают и что-то требуют.

Когда ребенок достигает кризисного возраста, у него происходит переоценка его взаимоотношений с окружающими людьми, переоценка своих возможностей, своего «Я». И это толкает малыша переступать известные ему границы, очерченные родителями и прежним собственным опытом. Так, например, оставаясь все еще очень привязанным к маме, малыш может начать демонстративно проявлять свою независимость, пытаясь при помощи многочисленных экспериментов установить новые, соответствующие его новым возможностям, границы своей зависимости от матери.

Отсюда и знаменитые признаки кризиса трех лет – своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания и деспотизм. Некоторые родители не могут перестроиться и начинают применять усиленные «воспитательные» меры. В таком случае, есть опасность, что малыш, не выдержав противоборства, сдастся и смирится, что, безусловно, обеднит его как личность; или начнет делать вид, что уступает, но при этом у него разовьется привычка действовать исподтишка. Кроме того, существует большая вероятность того, что всё, что ребенок не смог «пройти» сейчас, он постарается реализовать потом. Вам, наверно приходилось слышать истории о каком-нибудь послушном и тихом ребенке, который «ни с того ни с сего» в подростковом возрасте стал совершенно неуправляем?

Если же родителям удается выбрать правильную линию поведения в доподростковые кризисные периоды, то детям легче пройти без особых потерь самый тяжелый из них – кризис подросткового возраста. Таким образом, перед родителями трехлетнего «бунтаря» стоит непростая задача – не потерять свой родительский авторитет и контакт с ребенком и, в то же время, дать малышу возможность приобрести ни с чем не сравнимый опыт самостоятельного выбора и упорства в достижении целей, что поможет ему перейти на новую стадию развития – стадию развития инициативы.

Маленькие советы по воспитанию детей от 2-х до 3-х лет:

  • В кризисный период старайтесь избегать конфликтных ситуаций (уберите всё, что действительно «нельзя», не проходите мимо аттракционов, если вы не собираетесь на них кататься и т.д.). Помните, что кризисный период – это временное явление и преодолеть его нужно без особых потерь. Относитесь к ребенку как к равному, дайте ему больше свободы, уступайте в непринципиальных случаях и будьте гибкими в воспитательных моментах. Чем обширнее опыт в проявлении своей воли приобретет ребенок, тем быстрее закончится его кризисный период.
  • Больше всего на свете дети любят играть, поэтому можно многого добиться именно игрой. Если ваш ребенок не любит чистить зубы, предложите покрасить кисточкой (щеткой) заборчик (зубы) в белый цвет (паста). А фраза, сказанная в игровой форме: «Я наливаю в чашку компот, но ты его не пей» — срабатывает моментально. Привлекайте ребенка к сотрудничеству, предлагайте сделать что-то вместе. Иногда полезно дать ребенку время отвлечься и передумать, взяв его на руки, обняв, рассказав какую-то историю.
  • Малыши совершают свои «проступки» не со зла, а потому что они дети – непосредственные, эмоциональные, порой не ведающие, что творят. Чаще всего они ведут себя плохо, чтобы исследовать что-либо, привлечь внимание, проверить реакцию родителей или протестуя против чего-либо и отвоёвывая свою независимость. Поэтому часто бывает, что они искренне не понимают, за что их ругают и наказывают: «За что? Я ведь такой хороший!». Да, окрик и шлепок, возможно, и помогают усмирить ребенка на некоторое время, но отдаляют родителей и детей друг от друга и учат тому, что если тебе что-то не нравится – кричи на других и бей, особенно, если они младше тебя.
  • Не в коем случае не вешайте на ребенка ярлыки, которым он, возможно, захочет следовать: «Опять хулиганишь?» или «Ах, ты, неряха!». Старайтесь обращать внимание на положительное поведение ребенка, хвалите и благодарите его (чтобы он знал к чему стремиться и не пытался привлекать ваше внимание негативным поведением). Лучше выразите свое отношение к проступку малыша и скажите о своих ожиданиях, направив его действия в нужное русло: «Ты так хорошо вчера помогал мне развешивать бельё. Сегодня мне тоже без тебя не обойтись. Поможешь?» или обрисуйте заманчивую перспективу, т.е. поощрите: «Если мы сейчас быстро сделаем все покупки, у нас останется время покататься на аттракционах».
  • От переполняющих эмоций и от незнания того, как выстраивать отношения с другими людьми, малыш в этом возрасте может причинять боль другим людям или живым существам. В любом случае, нужно сразу же пресечь его действия: словом («нельзя», «так не поступают», «драться нельзя» и т.п.) или действием (перехватом руки, отклонением в сторону и т.п.). Далее пожалейте обиженного, а когда ваш ребенок успокоится, озвучьте его чувства: «ты хотел поиграть», «ты разозлился», «тебе было неприятно» и т.п. И расскажите о том, как надо было поступить в данной ситуации: попросить, предложить, сказать и т.д.
  • Поддерживайте самостоятельность ребенка. Предоставляйте ему выбор: «В какой кофте пойдешь гулять – зеленой или желтой?» «Что будешь есть на завтрак – манную кашу или гречневую?». Когда ребенок настаивает на своём, и вы знаете, что это не причинит ему и окружающим вреда, позвольте ему столкнуться с естественными последствиями поступка, и таким образом научиться чему-то на своём собственном опыте. Иначе, чем больше вы будете противодействовать ребенку, тем больше он будет упираться. Пример: ваш малыш хочет шлёпать по глубоким лужам, предупредите его о возможных последствиях («если ты промочишь одежду, мы должны будем сразу пойти домой»), а далее – выбор за ним.
  • Помните, что Ваш ребенок самый лучший. Всегда будьте на его стороне, поддерживайте его и ставьте перед ним реальные задачи. Похвалите, если у него получилось и тактично промолчите, если что-то не удалось, помогите или подскажите другой способ решения. Тогда ребенок будет расти уверенным в себе человечком, не боящимся преодолевать трудности. Пример: ребенок хочет закрыть чемодан, в который он беспорядочно накидал игрушки. Скажите: «Давай, вместе уложим игрушки поаккуратнее». Помогите ребенку, а потом предоставьте ему возможность проверить, закроется ли крышка.

Я и окружающий меня мир

Маленький ребенок оценивает себя глазами взрослых. Поэтому от того, как вы относитесь к своему ребенку, зависит его самооценка и отношение к окружающему миру:

  • Если ребенка часто ругают, много требуют, запугивают – ребенок начинает считать: «Я плохой и мир плохой».
  • Если ребенка ругают, унижают, наказывают, сравнивают с другими не в лучшую для него сторону – ребенок начинает считать: «Я плохой, а мир хороший».
  • Если ребенка захваливают и перехваливают по любому поводу, всё позволяют, во всех бедах и неудачах обвиняют только других, сравнивают с другими в лестную для малыша сторону — ребенок начинает считать: «Я хороший, а мир плохой».
  • Если ребенка искренне любят, защищают, часто с ним общаются и хвалят за действительно хорошие поступки – ребенок начинает считать: «Я хороший, и мир хороший».

При воспитании, родителям также следует обратить внимание на:

Наши дети с каждым днём становятся всё старше и старше. Не долог тот день, когда вы уже не сможете взять своего малыша на ручки или спеть ему колыбельную песенку. Не теряйте времени на раздоры, дорожите каждой минутой общения с детьми. Задумайтесь о том, какие воспоминания останутся у вас и у них об этой прекрасной поре.

Источник: http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/voprosy_vospitaniya/id/1208/

У каждого ребенка с рождения сформирован индивидуальный характер. Воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, чтобы период становления личности прошел наиболее легко. По поводу воспитания ребенка 2 3 года психология советы дает самые разные. Это связано с тем, что развитие ребенка должно быть гармоничным, разносторонним. Поведение трехлетнего ребенка не является определением того, каким он вырастет. Его определяет темперамент, не скорректированный характером.

Особенности возраста 2 – 3 года

До 3 лет дети не демонстрируют, насколько они воспитаны. Поведение складывается из особенностей темперамента: происходит становление личности. Предпочтения и мировоззрение крохи меняются по несколько раз в день, что осложняет задачу родителей. Психология ребенка в 3 года имеет свои особенности:

  1. Умственное развитие у малышей этого возраста совершает скачок. С малышами можно заниматься самыми разными вещами, направленными на развитие моторики: лепкой, аппликациями, шнуровкой. Моторные навыки напрямую влияют на память и мышление. У крохи просыпается интерес к новым видам занятий, а задача родителей – предоставить ему доступ к новым знаниям.
  2. У ребенка 3 лет начинает развиваться воображение, он учиться играть самостоятельно. Старайтесь не занимать все время развивающими занятиями, дайте чаду побыть наедине с игрушками. Приобретите для него кубики, несколько кукол, игрушки в виде зверей, конструктор. Через некоторое время вы сможете заметить, что малыш мастерит необычные строения или начинает разыгрывать простые ролевые сценки (кормление, укладывание спать). Вас не должно пугать, что при этом он будет разговаривать вслух, ни к кому не обращаясь.
  3. Живой ум трехлетки начинает схватывать все на лету, у него развивается память. Помочь ему в этом можно при помощи коротких четверостиший. Если поэзию малыш запоминает хорошо, начинайте учить полезную информацию: имя малыша и фамилию, возраст, названия окружающих предметов, имена родственников и родителей. Ежедневно находите время для чтения сказок и стихов. Для чтения выбирайте сложную поэзию, ее не нужно заучивать, например, сказки Пушкина, стихи Маршака и Чуковского.
  4. Чтение поможет развить еще один важный навык – речь. Если в семье используются два языка – этот период будет лучшим для их изучения. Учтите, что у дошкольников более старшего возраста способности к языкам снижаются.
  5. Сложности могут возникнуть с эмоциональным состоянием малыша. Истерики 2-3 раза в неделю считаются нормальным явлением. Более частые крики и плач без причин требуют к себе пристального внимания родителей. С их помощью кроха опытным путем определяет границы своего влияния.
  6. Еще одно важное отличие поведения трехлетки – желание делать все самостоятельно. Не стоит ограничивать его в этом, иначе инициатива быстро пропадет. Найдите занятие, которое будет ребенку под силу.
  7. Начинается естественный процесс взросления, который родителям часто трудно принять. Оттянуть этот момент стараются женщины, они привыкают к зависимости детей и не хотят принимать их самостоятельность. Связь с мамой становится менее тесной, что является нормой. Для развития коммуникабельности регулярно отводите малыша в детский коллектив. Ему нужно общаться с другими людьми. Третий год жизни – лучший период для обучения простейшим правилам этикета (благодарность, приветствие, извинения, соблюдение тишины).

На третий год жизни наибольший приоритет необходимо отдавать поведению ребенка в обществе.

Старайтесь доносить до малыша информацию в форме игры. Строгие запреты негативно влияют на воспитательный процесс и могут стать причиной неадекватного поведения, истерик. Соблюдайте режим дня. Воздержитесь от выяснения отношений с супругом в присутствии детей. Они негативно реагируют на подобные проявления эмоций со стороны родителей.

Отличие мальчиков от девочек

После двух лет дети начинают осознавать свою половую принадлежность. Подчеркивайте отличия соответствующей одеждой. Быстрее всего половое осознание наступает в детском коллективе. Оно заметно по разделению дошкольников на группы для общения.

Особенности воспитания мальчиков состоят в том, что им нужно с раннего возраста объяснять о недопустимости драк с девочками, о роли защитника и будущего главы семьи. Легче всего это объяснить, если отец является примером для сына.

Девочкам еще рано прививать особые навыки. Поощряйте их страсть к примерке одежды и украшательству. Девочки часто подражают мамам и стремятся помочь в уборке дома или в приготовлении пищи. Приобретите им тематические наборы игрушек, имитирующих кухонную технику и бытовые приборы. Это позволит малышке в любое время попробовать примерить на себя роль хозяйки дома.

Особенности организации занятий

В возрастной период 2-3 года необходимо заниматься с ребенком разносторонне. В это время воспитание должно быть:

Вам предстоит привить крохе простейшие навыки самообслуживания и дать уроки вежливости. Три годика – оптимальное время для этого.

Главная ошибка родителей – планирование длительных многочасовых занятий и попытка изучить за них массу нового. Трехлетке достаточно всего 10-15 минут на получение новых знаний, после чего нужно сменить вид деятельности.

Если кроха не настроен заниматься, замените урок на чтение, прослушивание музыкальных композиций и просмотр обучающих фильмов. Деятельность должна быть спокойной, чтобы изменение режима дня не чувствовалось.

Психологи рекомендуют использовать сенсорные дидактические игры. Они приносят хорошие плоды, развивая малыша сразу в нескольких направлениях: совершенствуют мелкую моторику, улучшают воображение и учат выстраивать логические цепочки. Пример такой игры – мозаика. Сначала выкладывайте узоры вместе, а затем дайте крохе самостоятельно составить картинку.

Особенности разных темпераментов

Часто проблемы и непослушание возникают из-за неправильного подхода к воспитанию ребенка. Если вы не учтете индивидуальные особенности своего чада, то очень часто будете сталкиваться с непониманием и истериками. Все люди делятся на 4 группы по типу темперамента, у каждого малыша он закладывается с рождения. При этом не существует идеальных представителей той или иной группы. Деление происходит по принципу преобладания черт, свойственных одному из темпераментов.

  1. Сангвиников часто называют беспроблемными детьми. Для представителей этой группы характерны: отсутствие громких истерик с падением на пол, подвижность, высокая самооценка, отсутствие проблем со сном и крепкая нервная система. Но это хитрые дети: родители часто верят им на слово и идут на поводу. Их невозможно заставить делать то, чего они не хотят. Основной проблемой сангвиников является ложь, ее нужно пресекать, а слова малыша проверять. Также их не стоит часто и много хвалить.
  2. Самыми сложными в воспитании являются меланхолики. Для них характерны: ранимость, сложности при смене обстановки, быстрая утомляемость, высокая обидчивость. Ни в коем случае на них нельзя кричать, так как это равносильно физическому насилию. Нельзя стыдить представителей этого типа, особенно обсуждать его неудачи при других детях.
  3. Флегматики наиболее уравновешенны. Они сонливы, медлительны и редко показывают свои эмоции. Им нужно все демонстрировать на своем примере, заниматься с ними совместной деятельностью и стараться вовлечь в активные игры.
  4. Холериков отличает тревожный сон, вспыльчивость, активность, подвижность. Они издают много шума. Опасность в том, что люди этого типа часто ведут асоциальный образ жизни, проявляют агрессию к сверстникам и являются домашними тиранами. Нельзя наказывать их физически или не замечать. Продвигайте свои жизненные принципы.

Главной задачей родителей является формирование у ребенка характера, который сгладит недостатки темперамента. Индивидуальный подход позволит сделать это максимально эффективно и мягко. Старайтесь избегать прямых и необоснованных запретов.

Запреты: осознанные и нет

При прямом запрете любой ребенок трех лет будет протестовать, но обойтись полностью от этого воспитательного момента нельзя. Запрещая, вы устанавливаете «границу», переходить через которую нельзя. Использовать ограничения можно для коррекции поведения крохи в обществе и для его защиты.

Родители часто используют запреты по привычке. В детстве их часто ограничивали самих, и они осознанно создают и для своего чада рамки. Фильтруйте информацию и запрещайте только то, что действительно необходимо.

Каждое ограничение, включенное в воспитательный процесс, нужно объяснить. У него должна быть четкая причина, которую нужно проговорить. Расскажите о последствиях нарушения запрета. Это должны быть не угрозы расправы, а конструктивные и логичные выводы. Например, в ситуации, когда вы отказываете ребенку в покупке мороженого: причиной будет слабый иммунитет, объяснение – частые болезни, а последствия нарушения – длительное лечение.

Существует группа нерациональных запретов, которые нужно исключить из процесса воспитания. Неосознанные ограничения имеют под собой причины:

  1. Принцип «ты – мне, я – тебе». Ребенок плохо вел себя на прогулке, за это родители лишили его сладкого или не купили ранее обещанную игрушку.
  2. Зависть. Красивая одежда, вкусная еда и хорошие игрушки – многие дети 90-х были лишены этих благ. Сейчас они совершенно без оснований ставят перед детьми ограничения, не имеющие защитной функции и воспитательной составляющей.
  3. Повышенная тревожность и чрезмерная опека. Чаще всего эта причина толкает на неосознанные запреты матерей. Женщины стараются защитить от всего первенцев и дошколят со слабым здоровьем. По этой причине многие дети не общаются со сверстниками, не имеют дома собаки, велосипеда, скейтборда и т.д.

Не запрещайте ребенку заниматься его увлечениями, даже если это компьютерные игры. Осознание от такого ограничения не наступит, кроха почувствует лишь досаду. Не стоит ставить слишком жесткие рамки, поведение нужно корректировать мягко. Важен тон: он не должен быть осуждающим.

Взросление невозможно без осознания границ. В течение кризиса трехлетнего возраста каждый дошкольник проверяет родителей на последовательность в ограничениях. Мама утром запретила есть мороженое, а папа на прогулке купил желаемое эскимо. Кроха понимает, что папой легче манипулировать, он главный. В дальнейшем он будет часто просить папу подтвердить мамины слова. Аналогичный пример можно привести с любыми родственниками, участвующими в воспитании. Часто отменяют запреты бабушки. При непоследовательности в воспитании часто возникают детские истерики, которым нельзя поддаваться.

Источник: http://pups.su/vospitanie/vospitanie-rebenka-2-3-goda.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector