Выражение эмоций

Выражение эмоций

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Для постороннего наблюдателя наиболее наглядным представляется следующее:

– выразительные движения лица (мимика),

– выразительные движения всего тела (пантомимика),

– интонации и тембр голоса (иногда это называется «вокальной мимикой»).

Как говорил С. Л. Рубинштейн, «В повседневной жизни мы по выразительным движениям, по тончайшим изменениям в выражении лица, в интонации и т.д. чувствуем иногда малейшие сдвиги в эмоциональном состоянии, в «настроении» окружающих нас людей, особенно близких нам». И в самом деле, богатый жизненный опыт позволяет нам, например, всего лишь по одной фальшивой нотке в голосе собеседника распознать раздражение или негативное отношение, по расширившимся зрачкам – возбуждение и/или любовь, по слишком резкому движению – нетерпение.

Тем не менее ряд американских экспериментаторов (А. Фелеки, Г. С. Лэнгфелд, К. Лэндис, М. Шерманн) пришли к выводу, что суждения об эмоциональном состоянии на основании выражения лица оказываются по большей части сбивчивыми и ненадежными. Такие очевидные проявления, как смех или улыбка не вызывает расхождения в суждениях. Относительно легко распознается выражение презрения, но уже удивление и подозрение и даже страх и гнев, а тем паче более тонкие оттенки чувств труднее дифференцировать по выражению лица.

В экспериментах некоторые из исследователей (К. Лэндис, М. Шерманн) в лабораторных условиях вызывали у людей различные эмоциональные состояния. Испытуемые, не будучи осведомленными об эмоциональных состояниях этих людей, должны были их определить по выражению лиц. Иногда исследователи подменяли живое человеческое лицо фотографией, на которой либо сам исследователь (А. Фелеки), либо актер специально изображал ту или иную эмоцию (Г. С. Лэнгфелд, К. Лэндис). Старания исследователей были направлены на то, чтобы определить для каждой эмоции, какую в точности группу мышц лица она включает и какое в точности движение каждой из этих мышц для нее специфично. Оказалось, что игра мышц имеет много своеобразия и значительные индивидуальные различия. Одна и та же эмоция может сопровождаться разной игрой мышц, а при разных эмоциях могут наблюдаться схожие «игры».

Отчасти результат этот объясняется дефектом самих экспериментов, заключающимся в демонстрации испытуемым статических изображений. В реальной жизни мы оцениваем эмоции друг друга не только и даже не столько по статическому выражению, сколько по динамике: вряд ли дежурная улыбка банковского работника или продавца-консультанта может кого-то обмануть.

Другой дефект (непреодолимой, пожалуй, силы) заключается в том, что невозможно объективными способами классифицировать эмоции человека: вот он испытывает удивление в чистом виде, вот ярость и т.д. В реальной жизни, опять-таки, распознать эмоции нам помогает ситуация, в которой пребывает человек-объект наблюдения.

С. Л. Рубинштейн говорит о том, что вопрос в конечном счете упирается в общую теорию выразительных движений, неразрывно связанную с общей теорией эмоций. Только с помощью такой теории можно осмыслить и истолковать экспериментальные факты.

С биологической точки зрения подходил к выражению эмоций, в частности, Ч. Дарвин. Согласно нему выражение эмоций является рудиментарным обрывком прежде целесообразных действий. Точка зрения, рассматривающая выразительное движение как начало намечающегося, но невыполненного, заторможенного действия, принимается поведенческой психологией, которая превращает, таким образом, выразительное движение в отрывок поведения, в соответствующую тому или иному поведению установку или «позу» (Дж. Уотсон). Если однако рассматривать поведение с точки зрения бихевиориста – как внешнюю реакцию организма, лишенную внутреннего содержания, то от выразительного движения, как связанного с внутренним содержанием личности, ничего не остается, так же как ничего не остается и от самого внутреннего содержания. Для того чтобы подход к выразительному движению от действия, от поведения был плодотворен, необходимо, чтобы в самом действии раскрывалось внутреннее содержание действующего лица.

Выразительным может быть не только движение, но и действие, не только его намечающееся начало, но и дальнейшее течение. Как в логическую ткань живой человеческой речи вплетаются выразительные моменты, отражающие личность говорящего, его отношение к тому, что он говорит, и к тому, к кому он обращается, так и в практический конспект человеческих действий непрерывно вплетаются такие же выразительные моменты; в том, как человек делает то или иное дело, выражается его личность, его отношение к тому, что он делает, и к другим людям.

Как вообще действие не исчерпывается внешней своей стороной, а имеет и свое внутреннее содержание и, выражая отношения человека к окружающему; является внешней формой существования внутреннего духовного содержания личности, так же как выразительные движения не просто лишь сопровождение эмоций, а внешняя форма их существования или проявления.

Выражение эмоций не только отражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же как, формулируя свою мысль, мы тем самым формируем ее, мы формируем наше чувство, выражая его. У. Джемс утверждал, что не страх порождает бегство, а бегство порождает панику и страх, не уныние вызывает унылую позу, а унылая поза (когда человек начинает волочить ноги, мина у него делается кислой и весь он как-то опускается) порождает у него уныние. Ошибка Джемса заключалась только в том, что, переворачивая традиционную точку зрения, он также недиалектично взял лишь одну сторону. Но отмеченная им зависимость не менее реальна, чем та, которую обычно односторонне подчеркивает традиционная теория.

Любой человек может убедиться в том, что, давая волю проявлениям своих чувств, мы этим их поддерживаем. То есть внешнее проявление чувства само воздействует на него, усиливая это чувство. Таким образом, выразительное движение (или действие) и переживание взаимопроникают друг в друга, образуя подлинное единство.

Объяснение выражению эмоций можно дать не на основе психофизического параллелизма, а лишь на основе психофизического единства. Выразительное движение, в котором внутреннее содержание раскрывается вовне, – это не внешний лишь спутник или сопровождение, а самый настоящий компонент эмоций. Характерным примером здесь является то, что через выразительность своих движений и действий актер на сцене или в кино не только раскрывает чувства зрителю, через них он сам входит в чувства своего героя и, играя роль, начинает жить ими и их переживать.

Действительно, возможно, что некоторые эмоции являются рудиментарными формированиями. Однако, как говорит С. Л. Рубинштейн, «Как бы сначала ни возникли выразительные движения и какова бы ни была первоначальная функция этих движений, они во всяком случае не просто рудиментарные образования, потому что они выполняют определенную актуальную функцию, а именно функцию общения; они — средство сообщения и воздействия, они — речь, лишенная слова, но исполненная экспрессии». Функция выражения эмоций в настоящем, конечно, не менее существенна для их понимания, чем гипотетическая функция их в прошлом. Исключительно тонко дифференцированная мимика человеческого лица никогда не достигла бы современного уровня выразительности, если бы в ней лишь откладывались и запечатлевались ставшие бесцельными движения.

Социальная функция выражения эмоций оказывает на них определяющее влияние. Поскольку они служат средствами выражения и воздействия, они приобретают характер, необходимый для выполнения этих функций. Символическое значение, которое выразительное движение приобретает для других людей в процессе общения, начинает регулировать употребление его индивидом.

Форма и употребление выражения эмоций преобразовываются и фиксируются той общественной средой, к которой мы принадлежим, в соответствии со значением, присвоенным ею нашим выразительным движением. Общественная фиксация этих форм и их значения создает возможность чисто конвенциональных выразительных движений (конвенциональная улыбка), за которыми нет чувства, ими выражаемого.

Однако даже подлинное выражение действительных чувств получает обычно установленную, стилизованную, как бы кодифицированную социальными обычаями форму. Нигде нельзя провести грани между тем, что в наших выразительных движениях природно и что в них социально; природное и социальное, естественное и историческое здесь, как и повсюду у человека, образуют одно неразложимое единство. Нельзя понять выразительных движений человека, если отвлечься от того, что он – общественное существо.

Выражение эмоций, безусловно, для окружающих людей имеет определенное значение, это факт. Этот факт придает эмоция и новое значение для нас самих. Мы понимаем, что наши эмоции становятся понятны окружающим, что наши эмоции как-то воздействуют на них. И поэтому первоначально рефлекторная реакция превращается в полноценный семантический акт. Мы сплошь и рядом производим то или иное выразительное движение именно потому, что, как мы знаем, оно имеет определенное значение для других.

В некоторой степени выражение эмоций способно даже заменить речь. Природная основа непроизвольных рефлекторных выразительных реакций дифференцируется, преобразуется, развивается и превращается в тот исполненный тончайших нюансов язык взглядов, улыбок, игры лица, жестов, поз, движений, посредством которого и тогда, когда мы молчим, мы так много говорим друг другу. Пользуясь этим «языком», большой артист может, не вымолвив ни одного слова, выразить больше, чем слово может вместить. Этот язык располагает утонченнейшими средствами речи.

С. Л. Рубинштейн отмечает, что наши выразительные движения – это сплошь и рядом метафоры. Когда человек горделиво выпрямляется, стараясь возвыситься над остальными, либо наоборот, почтительно, униженно или подобострастно склоняется перед другими людьми и т.п., он собственной персоной изображает образ, которому придается переносное значение. Выразительное движение перестает быть просто органической реакцией; в процессе общения оно само становится действием и притом общественным действием, существеннейшим актом воздействия на людей.

У самой речи есть своя «мимика» – вокальная. Собственно речь человека из этой «мимики» черпает свою выразительность. В речи каждого человека эмоциональное возбуждение сказывается в целой гамме выразительных моментов:

Во многом восприятие музыки связано с особенностями нашего восприятия «вокальной мимики». Так, например, то волнующее действие, которое часто производит скрипка, связано, скорее всего, со значительной ролью в скрипичной игре вибрато (ритмичные колебания с частотой 5-7 Гц). При пении также вибрато придает голосу особую прелесть. У некоторых людей (по данным специальных исследований, среди взрослых примерно у 20%) встречается непроизвольное вибрато и в речи.

Зарождаясь в виде непроизвольного проявления эмоционального состояния говорящего, выразительные моменты речи перерабатываются соответственно тому коммуникационному значению, которое имеет значение для окружающих людей. Выражение эмоций превращается в искусно разработанное средство более или менее сознательного воздействия на людей.

Источник: http://azps.ru/hrest/28/5803304.html

Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональные реакции бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффекта.

Но эмоции могут формироваться и постепенно, длительное время оставаясь латентными; в таком случае не наблюдаются ни специфические эмоциональные проявления, ни какие бы то ни было следы в сознании — существует только повышенная готовность к эмоциональной реакции.

В дальнейшем появляются организованные изменения в поведении. Сначала это могут быть преимущественно «сопутствующие» экспрессивные изменения, позднее эмоциональный процесс распространяется на все большее число афферентных путей, все меньше места остается неэмоциональному поведению. Одновременно происходит осознание протекающего эмоционального процесса и связанных с ним изменений в процессах регуляции. Оно может опережать появление внешних изменений, однако бывает, что человек длительное время не отдает себе отчета в своих эмоциях, в лучшем случае наблюдает их последствия в виде тех или иных непонятных проявлений своего поведения. Иногда эмоции вовсе не находят отражения в сознании.

Эмоция, получившая достаточную силу и организованность, приобретает способность оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов. Организующая функция эмоций проявляется в нескольких различных формах:

в форме выразительных движений,

в форме эмоциональных действий,

в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях,

в форме определенного отношения к окружающему.

Мимическое выражение эмоций

Исследование мимического выражения эмоций началось более 100 лет назад. Одним из первых возник вопрос: почему у человека в эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц?

Классической попыткой ответить на этот вопрос была теория Ч. Дарвина, изложенная им в работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение. Мимические движения, возникшие из преобразованных полезных движений, представляют собой либо ослабленную форму этих полезных движений (например, оскаливание зубов при гневе является остаточной реакцией от использования их в борьбе), либо их противоположность (например, расслабление мышц лица — улыбка, выражающая приветливость, является противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств), либо прямое выражение эмоционального возбуждения (дрожь — это следствие напряжения мышц при мобилизации организма, скажем, для нападения).

Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным распознавание эмоций по мимическому выражению. Оказалось, что теория Дарвина верна лишь отчасти, так как мимическое выражение не полностью детерминировано врожденными факторами. Об этом свидетельствуют многочисленные наблюдения и экспериментальные данные. Множество исследований было посвящено выяснению того, способен ли человек и в какой мере правильно распознавать мимические реакции других людей. В этих исследованиях использовалось три вида материала: рисунки мимических реакций, фотографии изображения эмоций актерами и фотографии спонтанного выражения эмоций.

Аналогичное исследование было проведено с фотографиями актеров, изображавших различные эмоции. Лангфелд установил, что число правильных оценок чувств, которые хотел изобразить актер, составляет от 17 до 58%, то есть не выше, чем число правильных оценок профилей Пидерита. Шлосберг предположил, что отдельные формы мимического выражения не являются качественно особыми и их можно представить в виде некоторого континуума, построив шкалу мимического выражения.

Следует подчеркнуть, что типичные мимические корреляты не были найдены не только для ситуаций, которые классифицировались как вызывающие страх, смущение и т. д., но и для тех эмоциональных состояний, которые определялись так самими испытуемыми (то есть для тех случаев, когда последние утверждали, что они испытывали страх, отвращение и т. п.). Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот и т. д.

Представление о том, что по выражению лица можно судить об испытываемых человеком эмоциях, верно, если оно относится к конвенциональным мимическим реакциям, к тому своеобразному языку мимики, которым пользуются люди для преднамеренного сообщения о своих установках, замыслах, чувствах. Возможно, что это представление верно и в отношении спонтанной мимики, но при условии, что имеются в виду хорошо знакомые люди. Когда нам приходится долго общаться с человеком, мы узнаем, что такое-то выражение лица означает у него раздражение, тогда как другое — восторг. Помимо общего языка эмоций, необходимо знать еще язык индивидуальный, то есть язык мимики конкретного человека. Обычно мы постигаем язык эмоций лишь близких нам людей.

Таким образом, на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора:

врожденные видотипичные мимические схемы сответствующие определенным эмоциональным состояниям;

приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств подлежащиё произвольному контролю;

индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, своиственные только данному индивиду.

Пантомимика, выражение эмоций голосом

Исследования жестов и голоса выявляют влияние аналогичных факторов. Так, эксперименты, в которых эмоции определялись по заснятым на кинопленку движениям рук опытного актера, показали, что уровень точности оценок является примерно таким же, как при определении эмоций по выражению лица.

В состоянии эмоционального возбуждения обычно возрастает сила голоса, а также значительно изменяются его высота и тембр. Отдельные интонационные колебания высоты могут охватывать целую октаву.

Неоднократно предпринимались попытки выявить при помощи звукозаписи вызываемые эмоциями изменения голоса. Однако в виду множества факторов, от которых зависят особенности записи, эти попытки до сих пор не увенчались успехом.

Выражение эмоций голосом, так же как и мимическое выражение, имеет как врожденные видотипичные компоненты, так и приобретённые — социально обусловленные и формирующиеся в процессе индивидуального развития «компоненты. Врожденными механизмами обусловлены такие проявления, как изменение силы голоса (при изменении эмоционального возбуждения) или дрожание голоса (под влиянием волнения). При усилении эмоционального возбуждения возрастает количество функциональных еди- ниц, актуализированных к действию, что оказывает влияние на усиление активации мышц, участвующих в голосовых реакциях,

Иногда сильное возбуждение может, напротив, проявляться в уменьшении силы голоса «(можно говорить шипящим от ярости голосом). Эта форма является следствием сочетания врожденной тенденции к усилению голоса под влиянием эмоций и приобретенной способности не издавать слишком сильных звуков.

Что касается движений всего тела — пантомимики, то здесь удалось выявить одну отчетливую комплексную реакцию, возникающую в ответ на сильный внезапный раздражитель, прежде всего звуковой. Это так называемая реакция вздрагивания (startle pattern).

Некоторые авторы считают, что эта реакция предшествует собственно эмоциональным реакциям. К последним можно относить лишь более развитые ее формы. Эти более развитые формы носят явный отпечаток социальной обусловленности.

Источник: http://studbooks.net/709867/psihologiya/vyrazhenie_emotsiy

????? ??????? ?????? ?????? ?? ????????????? ??­??????? ??????? ???????? ? ??? ???????? ??? ?? ????. ?????? ???????? ?????????? ???????????, ?? ???­?????? ? ??????????? ???????? ????????????? ?????????.

?. ????? ? ?. ?????? ? 1969 ?. ???????? ???? ??????? ???????????? ????????????? ??????????:

1) ??????­??????? ?????????? ? ??????????????? ????????? ??????, ????­??? ????????????? ?? ????? ????????? ?????????, ???????? ????­?? «?? ???? ? ????» ??? ???????? ????????, ????????????? ?? ??­??? ??? ???????;

2) ?????????? ? ????????, ????????? ???? ??????? ?????????????? ????????, ???????? ??????????? ??????? ??? ??????????? ??????, ???????????? ???????? ??? ????????? ????????????????;

3) ???????????? ? ???????? ????????? ?????­???????? ??????, ???????? ???????????? ?????? ? ????????? ???­????????;

4) ???????????? ? ?????????? ???????? ????????????­?? ????????? ? ??????? ??????, ???????? ??????????? ?????? ??? ?????, ??????;

5) ????? ? ????????? ????????????? ?????, ???????? ??????? ?????????? ? ????????? ???????????.

???????? ?? ??????­????????? ????????? ?????? ????????? ?? ??? ???? ??????????.

??-???­???, ??? ????????? ????­????????? ???????????? ?????? ??? ????????? ???????? ??????? ? ??­??????. ?. ?????? ?????­??? ????????, ???????? ??????? ?????????? ???­????? ???????????? ?? «????????» ????????. ??????? ???????, ??, ??? ?? ?????? ???????? ?????????? ??? ????????? ??????, ? ???????? ???? ???? ????????, ??????? ???????????? ????????­????????? ????????. ??­???????? ???????? ???­????? ?? ????????????­??? ???????? ???????? ? ???????????? ????? ???? ??????????? ????? ???? ???????? ???????? (??­??????, ??????????? ??­??? ??? ????? ???????? ?????????? ???????? ?? ????????????? ?? ? ??????), ???? ?? ???­?????????????? (????????, ???????????? ???? ???? — ??????, ?????????? ?????????????, ???????? ?????????????????? ?????­????? ????, ???????????? ??? ?????????? ??????), ???? ?????? ????????? ?????????????? ??????????? (????? ? ??? ????????? ?????????? ???? ??? ??????????? ????????? ??? ????­?????). ????? ???????, ???????? ???????, ?????? ??????????? ??????????? ???????????. ?????? ???????, ??? ?????????? ??????? ?????? ???? ????? ??????? ? ????????????? ????????. ???????????? ????? ?????? ??????? ?? ????????? ??????????? ???­?????????? ?????? ?? ??????????? ?????????.

??????? ????? ?? ????? ? 1862 ?. ? ??????? ????? ? ????­???? ????????????? ?????? ??????? ????????? ? ???????? ???­??, ??????????? ?????????????? ????????? ?????? ? ????????. ?? ???? ??????? ?????????? ?????????, ???????, ????­????? ?????? ??????? ????, ???????? ???????????? ?????????? ????, ????? ??????????????? ????????? ???????. «?????????????????? ?????», ? ??????? ??? ????????? ???????, ???????? ?????????, ????????????, ????, ?????, ?????.

?????? ???? ???????????? ????? ????????????? ??? ??????­?? ?????????????? ?????? ?????? ??????? ? ?????, ????????? ???????????? ????????????? ??????????? ? ??????????? ?????­???????? ???????? ??????????, ????????? ????????????? ??????­????? ????????? ????? ?????????.

?????? ?????? ? ???, ????????? ??????? ???????? ????????? ???????????? ?????????? ??????? ?????? ?????, ?? ??? ??? ????­???? ????????. ? ????? ?? ???????????? ?????????? ?????????­???????? ?????????? ???????, ???????????? ????????? ??????. ???? ???????????, ??? ????? ?????????? ?????? ??????, ??????? ????? ?????????? ?????, ?????????? ?? 17 ?? 58%. ???????, ?????? ???????, ??? ???? ????????????? ???????? ????? ???????? ????? ?? ??????? ? ???????????? ???????????.

? ????? ???????? ??????????? ???????????? ????????????? ?????????? ? ??????? ?????????? ????????? ???????????? ?. ???????. ?????? ????????? ?????????? ?????­????? ?????? ???????? ????????????? ????????? ?? ???? ??????­??????? «???????????» ????????????????? ????????, ??????? ???????? ???? ???????? ??????????. ???, ????? ??????? ??????? ????????????? ??????, ?? ?????? ??????????? ?????????? ?????????? ???????; ??????????? ??????????? ???????? ??????? ????? ?????? ????? ????? ?????, ? ? ?????? ?????? ??????????????? ? ???? ?? ?????? ??? ???????? ??? ????????. ? ?????? ??????? ??????­????, ??????? ???? ? ?????, ?????????? ??????? ??? ???? ????? ??????? ? ???????????? ??????????? ????? ?????????????? ????. ?????? ????????????? ????????? ????????????? ?? ??????????. ??? ???? ???????? ?????? ??????? ???? ???????? ?????. ??? ????????? ???????????? ???????? ????????, ??????? ?????????­?? ??? ????????? ????????????? ?????????? ? ?????????? ?????­????? ????. ??????? ????? ??????????, ????? ?????? ???? ?????­???? ? ????????? ?????????? ????????????? ?????????, ???? ????????????? ??????????. ??????? ????????? ????????? ?????­?????? ????? ??????, ???????? ??? ??????, ???????? ??? ???­??? ??????. ?. ?????? ???????????, ??? ?????? ?????????? ???­????? ?????? ????????????? ???????????? ?????? ??????????, ? ?? ????? ??? ??????? ????????? ??????????? ????????? ?????? ?????????????. ????? ???????, ?? ??????????? ???? ???????? ??????????? ????????? ???????????? ? ???????? ???????????????? ?????? ? ?????????? ?????????? ??????.

?. ????? ????????? ???????? ?? ?????? ??????????????? ??????: ??????? ? ???????????, ???????????? ? ???????, ?????????, ???? ? ?????????, ???? ? ??????, ?????????? ? ?????????, ????????? ? ?????????????, ????? ? ????, ???? ? ?????????????, ???? ? ?????­????. ????????????? ???? ???? ??? ??????????? ??????????? ??????????????? ?????? ??????????? ??????????? ???????? ?????? ????????????? ??? ??? ???? ?????? (????????, ????? ? ??????? ?????????????, ???? ? ??????? ?????????????). ? ??????????, ?? ?????? ?. ??????, ?????????? ???????? ?????????? ????????? ??????, ??????? ?? ?????? ??????? (????????, ????? ? ???? ??? ??????? ? ????????????) ? ???????? (????????, ???? ? ???? ? ??­???????? ??? ??????? ? ???????????? ? ?????????). ?? ?????? ??????????????? ?????? ????? ????????? 45 ???? ? 120 ?????. ? ?????? ?????? ??????? ???????? ?????????? ?????? ???? ????????????? ??????.

????????? ????????? 10 ?????? ? ???????? ??????????????? ??????? ? ????? ?????????:

?) ???????? ??????????? ?????????? ????????????? ??????????;

?) ?????????? ???????????? ??????­?????? (?????????????????? ????????);

?) ????????????? ????­??? ??????????.

????????????, ??????????? ?. ??????? ? 1998 ?. ? 21 ?????? ????, ??????????? ??????????????? ????????? ? ???­????? ? ??????????? ??????????????? ??????, ????????? ?. ???????. ?? ?????? ????????? ?????????? ????? ????? ? 20 ???????, ?? ?????? ?????? ? ? 19, ?? ?????? ????? ? ? 18. ?. ????? ???????? ???? ???????????? ?? ?????? ? ???????? ????????? ??? ? ?????????, ???????????? ??????? ???????? ???????????. ?? ?????????? ? ?????????????, ??????????? ????????????? ?? ???????? ???? ???????? ????? ? ????? ??????. ??????????? ?????????? ??????­?????? ????????, ??????????? ????????? ???????????? ???????­??? ??????? (????????, «? ???????? ???? ???????») ? ???????????? ??????? ?????????? ?????????? ?? ??????. ?????????? ?????? ??????????? ???????? ?? ??????????????? ??????????????? ??????.

Источник: http://studopedia.ru/1_104589_virazhenie-emotsiy.html

О переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным реакциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания). Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.

Г.Н. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и гнева. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего появляются характерные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в ладони), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.

При печали происходят обратные сдвиги: торможение моторики, сужение кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая. Гнев сопровождается резким покраснением или же побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак).

У разных людей проявление эмоций различно, в связи с чем говорят о такой личностной характеристике, как экспрессивность. Чем сильнее выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит об их отсутствии; человек может скрывать свои переживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного психического напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья.

Различаются люди и по эмоциональной возбудимости: одни эмоционально реагируют на самые слабые раздражители, другие – только на очень сильные.

Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или даже паника. Другим свойством эмоций является их способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти – эмоциональную память.

Внешние выражения эмоций. Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональные явления бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффекта.

Но эмоции могут формироваться и постепенно, не проявляясь и не оставляя следов в сознании. Остается только повышенная готовность к эмоциональной реакции. Иногда эмоции вовсе не находят отражения в сознании.

Эмоция, набравшая достаточную силу и организованность, способна оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов. Она проявляется:
— в форме выразительных движений;
— в форме эмоциональных действий;
— в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;
— в форме определенного отношения к окружающему.

Зачем же нужны выразительные эмоциональные движения? По мнению Чарльза Дарвина, это пережитки прежде целесообразных действий. Напряжение мускулов, сжимание кулаков, скрежетание зубами при гневе – все это наследие наших далеких предков, которые спорные вопросы решали с помощью кулаков и челюстей. «Для примера, – пишет Дарвин, – достаточно вспомнить о таком движении, как наклонное положение бровей у человека, который страдает от горя или тревоги. Или же такие движения, как едва заметное опускание углов рта, должны рассматриваться как последние следы или остатки более резко выраженных в прошлом движений, имевших понятный смысл».

Выразительные движения в наши дни служат в качестве непроизвольного аккомпанемента эмоций: они играют огромную коммуникативную роль, помогают общению между людьми, обеспечивают эмоциональный контакт между ними. Именно благодаря мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела), эмоциональным компонентам речи и т.д. мы узнаем о переживаниях другого человека, сами проникаемся этими переживаниями, строим в соответствии с ними свои взаимоотношения с окружающими. Понимание языка эмоций помогает нам найти верный тон в общении с окружающими. Наиболее полно и ярко эмоции выражаются изменениями человеческого лица. Именно на лице другого человека «прочитываем» мы радость и печаль, задумчивость и гнев, любовь и ненависть. Точно так же «прочитываются» разнообразные оттенки чувств и эмоций на нашем лице.

Из каких же элементов складывается «язык эмоций», как усваивается он человеком? Этим вопросам были посвящены многочисленные исследования. Выяснилось, что наибольшее значение для выражения эмоций имеют глаза и рот.

Но обычно мы при прочтении эмоции по лицу учитываем всю ситуацию, которая подсказывает характер эмоционального переживания. Радость и веселье угадываются быстрее, чем страх и страдание.

На точность определения эмоции по внешним проявлениям влияет состояние того, кто оценивает, люди имеют тенденцию приписывать другому те переживания, которыми они сами охвачены.

Принцип «физических действий», т.е. воссоздания эмоции по точному внешнему ее выражению, предложил К.С. Станиславский для правдивого отображения на сцене эмоциональной жизни персонажей. Здесь имеется в виду, конечно, не только мимика, но и другие способы внешнего выражения эмоций: жесты, движения, позы и т.д. Одним из самых сильных путей выражения эмоций и чувств является речь. Интонация, сила звука, ритм – все это всегда, с одной стороны, зависит от нашего эмоционального состояния и, с другой – служит средством его выражения.

Язык эмоций – это универсальные, сходные для всех людей наборы экспрессивных знаков, выражающих те или иные эмоциональные состояния. Мы можем правильно понять эмоции людей других культур и национальностей. Но эта универсальность не абсолютна. Есть определенные национальные различия, которые определяются традициями и обычаями. Например, в некоторых частях Африки смех – показатель изумления и даже замешательства и вовсе не обязательно признак веселья. В некоторых странах Азии от гостя ждут отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен. Тот же жест в американском обществе вряд ли повлечет за собой повторное приглашение в гости.

Формы выражения эмоций зависят от принятых правил приличия. У нас, например, не принято в общественных местах громко хохотать, вообще привлекать к себе всеобщее внимание проявлением своих эмоций. Есть и индивидуальные особенности в проявлении эмоций, которые зависят от темперамента человека, его воспитания, привычек. Иногда привычные для человека эмоции накладывают своеобразный отпечаток на выражение его лица. Недаром говорят о лицах озабоченных, веселых, удивленных и т.д. Впрочем, такая «психологизация» внешности может быть результатом не совсем правильного «прочтения» природных особенностей лица.

Источник: http://psyera.ru/vyrazhenie-emociy-proyavlenie-emociy_7882.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector