Взаимопонимание между людьми

Взаимопонимание между людьми

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Для эффективной совместной деятельности одного познания и понимания человека человеком недостаточно. Нужно нечто такое, что обеспечивало бы психологическое единство их взаимодействия. Взаимопонимание как раз и выступает таким фактором. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Вот важнейшие из них.

Сущность взаимопонимания. Наличие множества подходов к осмыслению феномена взаимопонимания объясняется его сложностью и многогранностью, что позволяет одновременно рассматривать его и как процесс, и как результат, и как состояние. Обобщая имеющиеся точки зрения, можно прийти к выводу о том, что взаимопонимание следует считать социально-психологическим феноменом, сущность которого проявляется в:

  1. согласовании людьми индивидуального осмысления предмета общения;
  2. взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.

Взаимопонимание людей вместе с тем является таким уровнем их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют по достижению единой цели.

Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод — взаимопротиводействие, с появлением которого возникает недопонимание, а потом и непонимание человека человеком.

Источниками (причинами) недопонимания могут быть:

  • отсутствие или искажение восприятия людьми друг друга;
  • различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов;
  • дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений;
  • умышленное или случайное искажение передаваемой информации;
  • отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить данные;
  • отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и поведения;
  • нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи;
  • потеря или перенос на другую цель совместных действий и др.

Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Вот важнейшие из них.

1. Понимание речи взаимодействующей личности. Оно начинается с восприятия и осмыслении отдельных слов, которые являются лексическими единицами речи. Точнее говоря, даже не со слов, а с фонем, из линейной последовательности которых разворачивается речевое сообщение. Под фонемой обычно понимается кратчайшая смыслоразличительная (фонологическая) единица языка. Она должна быть воспринята партнером. Восприятие, а значит и понимание, произойдет, если у человека уже имеется система психологических признаков, по которым воспринимаются и запоминаются фонемы.

Декодирование фонем позволяет раскрыть смысл всей системы слов, которая выражает определенную мысль. После того как будут поняты отдельные предложения, начинается проникновение в смысл сообщения в целом. «Для понимания целого сообщения, — писал А. Р. Лурия, — воспринимающий должен соотнести предложения друг с другом, выбрать те из них, которые имеют ключевое, ведущее значение, и сформулировать общую мысль высказывания, а иногда и расшифровать тот мотив высказывания, который составляет его подтекст». Знание подтекста речи является необходимым условием «глубинного прочтения» мыслей. Его извлекают из содержания разговора, из той общей среды, в которую вкраплены воспринимаемые явления.

В контекст взаимодействия двух индивидов, как правило, входят они сами как самостоятельные личности и ситуация их деятельности (поведения). Декодирование сигналов от этих составляющих контекста как раз и создаст условия для достижения взаимопонимания между людьми.

2. Осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности. Люди различаются по убеждениям, потребностям, интересам, идеалам, чувствам, чертам характера, способностям и т. д. Эти и другие качества партнеру часто приходится оценивать, непосредственно наблюдая за человеком, который вступил во взаимодействие с ним. Сделать это можно лишь путем изучения действий, поступков, в целом его деятельности.

В действиях и деятельности личность проявляет себя, то есть раскрывает для других свои качества. Оценка качеств позволяет судить о мотивах и целях человека. Последние дают возможность сделать вывод о том, на что идет партнер: на содействие или противодействие. Такое заключение необходимо для установления взаимопонимания между людьми.

3. Выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером. Под такой ситуацией понимаются объективно складывающиеся обстоятельства и обстановка, которые благоприятствуют или препятствуют взаимодействию индивидов. Обстановка складывается из предметов, вещей, средств и орудий, которыми пользуются взаимодействующие личности и в окружении которых они находятся. Количество и качество элементов обстановки, их размещение в пространстве и изменение во времени создают конкретные обстоятельства взаимодействия.

Последние нередко побуждают людей изменять свое поведение, иногда даже таким образом, что его психологическое содержание теряется за внешней стороной поступков. С. Л. Рубинштейн писал об этом так: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению». Подтекст извлекается из личностных качеств индивида и ситуации его взаимодействия с партнером. При этом общающиеся люди действуют тем успешнее, чем более они подготовлены в социально-психологическом отношении.

4. Выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам. Официальное заявление взаимодействующих лиц о согласии понимать и действовать по определенным правилам ко многому обязывает. Они вынуждены выполнять взятые на себя обязательства, ибо расхождение слов с делами свидетельствует о нарушении взаимопонимания, а этого нельзя скрыть.

Соблюдение правил на практике, в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные договоренности. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, то есть согласовывать свои действия. Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.

Таковы наиболее общие условия достижения взаимопонимания между людьми. Оно возникает на основе и в ходе их взаимодействия. Последнее есть первопричина социально-психологических явлений. Взаимопонимание — одно из них. Его необходимо изучать, осмысливать и использовать для повышения эффективности совместной деятельности людей.

Bлaдимиp Гaвpилoвич Kpыcькo, доктор психологических наук, профессор кафедры связей с общественностью Государственного университета управления (ГУУ)

Источник: http://hr-portal.ru/article/kak-dostich-vzaimoponimaniya-mezhdu-lyudmi

Взаимопонимание в общении и совместной деятельности зависит не только от способности каждого субъекта адекватно определить те психологические особенности партнера, кото-

158 Понимание в познании и общении

рые характеризуют его как личность и могут проявляться в разных ситуациях (например, черты характера). Пожалуй, еще более важным является умение определить то, как именно эти особенности преломляются в ценностно-смысловой позиции партнера.

В общении предмет оказывается замаскированным разноречивыми высказываниями о нем, а понимание предмета опосредствуется выявлением ценностно-смысловых позиций собеседников (так же как и понимание партнеров опосредствуется пониманием предмета). Выявление ценностно-смысловых позиций партнеров по деятельности оказывается наиболее общей предпосылкой взаимопонимания. Конкретное психологическое содержание ценностно-смысловой позиции раскрывается при анализе тех условий, которые должны быть соблюдены, чтобы взаимопонимание произошло. Условия понимания являются одной из важнейших и пока мало изученных сторон данного психологического феномена.

Задача раздела

Авторы психологических исследований понимания человеком содержания текстов, сюжетов картин, работы механизмов, поступков людей выделяют разные условия понимания: умение извлекать следствия из подлежащих пониманию знаний, опираясь на прошлый опыт

мнемичес-ким, целевым, эмпатическим и нормативным.

I. Мнемическое условие:

Взаимопонимание в общении 159

ны некоторые предварительные знания о понимаемом. Анализ взаимопонимания людей в совместной деятельности показывает, что в этом случае на мнемическое условие понимания накладывается дополнительное ограничение. Оно состоит в том, что у партнеров должны быть и, главное, актуализироваться в момент общения не любые знания об обсуждаемом предмете, а именно сходные, пересекающиеся запасы сведений, похожие модели объекта (в противном случае может оказаться, что собеседники осведомлены о диаметрально противоположных свойствах предмета, а общих знаний о нем, всегда необходимых для возникновения взаимопонимания, у них нет).

На этом положении основано тезаурусное представление актов коммуникации (его принципы описаны в статье [95]). Согласно такому представлению взаимопонимание возникает тогда, когда коммуниканты обладают сходными знаниями об объекте. Побудительной причиной вступления в общение считается осознание неравенства знаний и стремление его устранить. Эти основные положения тезаурусного подхода подтверждаются и психологическими экспериментами, показывающими, что в совместной деятельности пробелы в знаниях одного из партнеров восполняются за счет использования знаний другого (см., например,

Однако тезаурусная модель коммуникации не учитывает психологических закономерностей актуализации знаний

II. Целевое обобщенное условие понимания

160 Понимание в познании и общении

дый ее участник вынужден делать прогнозы, относящиеся как к предмету деятельности, так и к психологическим качествам, а также ценностно-смысловым позициям партнеров. Рассмотрим подробнее, что именно должен прогнозировать каждый участник общения или деятельности (независимо от того, осознает он содержание прогноза и сам факт его совершения или нет). Вначале остановимся на прогнозах, относящихся к предмету деятельности.

1. Антиципация возможных ситуаций, в которые может оказаться включенным объект деятельности, сопоставление разных точек зрения на него.

2. Выбор своего угла зрения на объект: индивидуальный прогноз того, в какую конкретную ситуацию включен обсуждаемый предмет или явление. От угла зрения субъекта во многом зависит, какой именно стороной поворачивается им объект и какое объективное содержание (в понимании С.Л. Рубинштейна) извлекается человеком из взаимодействия с ним.

3. Гипотезы об углах зрения партнеров на объект, модели их точек зрения. Губительные для взаимопонимания последствия неумения адекватно определить точку зрения партнера хорошо проиллюстрировал С. Хаякава: «Очень часто тот факт, что имеет место непонимание, не является явным до тех пор, пока не произошло еще более глубокое непонимание, чем первоначальное. У всех нас есть опыт присутствия на собраниях или митингах, на которых X сказал что-нибудь, a Y верит, что X сказал что-то совсем другое, и спорит против того, что, как он верит, сказал X. Тогда X, не понимая возражений Y (которые могут быть вполне законными возражениями против того, чего X не говорил), защищает свое первоначальное утверждение дальнейшими утверждениями. Эти дальнейшие утверждения, интерпретированные Y в свете ошибочного предположения, ведут к дальнейшим ошибочным предположениям, которые, в свою очередь, наводят X на ошибочное предположение о Y. За несколько минут дискуссия оказывается на дюжину миль удалена от первоначальной темы» [175, с. 16].

Взаимопонимание в общении 161

В общении знать чужие точки зрения нужно для обмена знаниями об объективном содержании предмета обсуждения. Необходимость обмена знаниями вытекает из мнемического условия понимания. Общение продуктивно, если обмен способствует появлению такой межиндивидуальной основы понимания темы, которая содержит пересекающиеся элементы содержания, присутствующие в точке зрения каждого субъекта. Возникновение межиндивидуальной основы соответствует появлению области однозначного понимания темы партнерами. В частности, в речевом общении взаимопонимание наблюдается тогда, когда все собеседники придерживаются одинаковой точки зрения на то, что является подлежащим высказываемого суждения. Если они имеют в виду одно и то же, то понимание может осуществляться даже тогда, когда собеседники объясняются, используя одни только сказуемые [32].

Рассмотрим теперь прогнозы, которые субъект делает по отношению к психологическим качествам и ценностно-смысловым позициям партнеров.

4. Предположения каждого участника о знании предмета деятельности партнерами, их компетентности. Правильность предположений в значительной степени зависит от прошлого опыта общения с партнерами — длительности и тесноты, т.е. частоты контактов. Оказывается, для правильной оценки партнеров общение должно быть не очень длительным и, главное, не очень тесным. В противном случае стремление к объективной оценке знаний подменяется неосознанным стремлением оценивающего выразить свое отношение к личностным качествам оцениваемого [19]. При длительном общении формируются стереотипы, затрудняющие проникновение во внутренний мир другого человека. Например, молодые учителя (до 5 лет педагогического стажа) нередко адекватнее и глубже понимают учеников, чем примерно равные им по уровню педагогического мастерства учителя более зрелого возраста, проработавшие 15 и более лет [61].

5. Прогноз отношения партнеров к объекту, значимости для них предмета деятельности, темы разговора. Чем более

162 Понимание в познании и общении

значим предмет для человека, тем глубже он стремится его понять. Другими словами, этот прогноз составляет попытку уяснить мотивы понимания предмета деятельности партнерами. Оказывается, такой прогноз зависит от межличностных отношений участников деятельности. Значимость предмета для партнеров интересует субъекта только при положительных или нейтральных отношениях с ними. При взаимоотрицательных отношениях отмечается ориентация не на взаимопонимание, а на индивидуальное понимание заданий [109, с. 156].

6. Рефлексия: осмысление субъектом того, как партнер (партнеры) понимают его. Обычно взаимопонимание тем лучше, чем больше каждый участник деятельности способен видеть себя в своей роли глазами партнера. Взаимопонимание требует не только проникновения во внутренний мир другого человека, построения его модели. Субъект должен выдвинуть гипотезу о том, как в другом происходит процесс отражения, т.е. каким образом этот человек отражает внутренний мир самого субъекта. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является той «обратной связью», которая способствует не только формированию стратегии поведения субъекта по отношению к партнерам, но и коррекции его понимания особенностей их внутреннего мира.

7. Оценка психологических качеств партнеров. В научной литературе уже есть некоторые сведения о понимании как оценке. Н.В. Крогиус, осуществляя психологический анализ игры в шахматы, указывает на то, что верное понимание других людей невозможно без развития рефлексивных черт характера субъекта. Причем чем точнее человек оценивает собственную личность, тем адекватнее он понимает партнера по деятельности. Неадекватное понимание соперников наблюдается у шахматистов, отличающихся либо высокой самоуверенностью, либо явной недооценкой своих возможностей [110, с. 70].

Наши представления о себе, адекватность понимания себя играют роль психологического регулятора при понимании

Взаимопонимание в общении 163

других людей. Особенно отчетливо это проявляется в конфликтных ситуациях. Например, в одном из исследований понимание себя и других изучалось с помощью методики личностных конструктов Келли, методики Томаса на выявление способов реагирования человека на конфликтную ситуацию, а также написания учителями характеристик учащихся. (Семчук Л.А. Понимание учителем учащихся и самого себя в конфликте. Автореф. дис. . канд. психол. наук. Минск, 1992.)

Выделялись учителя с адекватной и неадекватной оценкой себя и детей (то есть с завышенной или заниженной оценкой). Оказалось, что те учителя, у которых адекватная самооценка и оценка других, в конфликтной ситуации преобладает стиль реагирования, названный Томасом «сотрудничество». У тех, у кого самооценка завышена, а оценка учащихся, наоборот, занижена, реагируют по типу «соперничество». А когда самооценка занижена, а оценка учащихся завышена, — то в конфликте наблюдается стиль «избегание».

По сравнению с ориентированными на соперничество те, кто был ориентирован на сотрудничество, почти в 5 раз меньше применяли вербальные методы и в 4 раза больше невербальные. Соответственно они предпочитали косвенные методы воздействия на других людей, а учителя со стилем «соперничество» — прямые. Их воздействия чаще носят помогающий, организующий, положительно оценивающий характер. А те, кто чаще видят в собеседнике конкурента, чем партнера, предпочитают дисциплинарные наказания и отрицательные воздействия, то есть обвинения, нотации, сарказм и тому подобное.

III. Эмпатическое условие взаимопонимания:нельзя понять другого человека, не вступив с ним в личностные отношения, не проявив эмпатию по отношению к нему [151, 174, 179].Под эмпатией я здесь имею в виду такую ее интерпретацию, которая включает не только активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и безусловно положительное отношение к нему [167]. При

164 Понимание в познании и общении

анализе эмпатии западные психологи особенно подчеркивают два момента.

1. Положительное отношение к другому означает признание личности этого человека в ее целостности. Вместе с тем подобное отношение не исключает негативной реакции субъекта на то, что его партнер по общению переживает и чувствует в данный момент. В качестве примера здесь можно привести хороших родителей, любящих своего ребенка, но не одобряющих его эмоциональной реакции на какое-то событие [21].

2. Испытывая эмпатию по отношению к другому, субъект может оставаться эмоционально нейтральным: жить некоторое время как бы в мире переживаний и чувств другого, не формулируя ни позитивных, ни негативных суждений о нем [200].

Однако проведенные в российской психологии эксперименты по пониманию человека человеком показали, что испытуемые всегда в той или иной мере проявляют эмоциональное отношение к оцениваемому человеку [19]. И это не удивительно. Результаты экспериментов подтверждают положение о присущем человеческой психике единстве сознания и переживания: отражение действительности всегда преломляется через аффективное отношение к ней. На это положение неоднократно указывали наши ведущие психологи. Например, А.Н.Леонтьев писал о «пристрастности психического образа» [81], С.Л. Рубинштейн отмечал, что в каждом познавательном процессе «всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету» [113, с. 441]. Естественно, что отношения человека никак нельзя исключать из сферы анализа понимания. Каждый участник совместной деятельности является носителем отношений, изучить которые можно только путем сопоставления их с отношениями партнеров к нему самому и к предмету деятельности.

Следовательно, при анализе взаимопонимания следует принимать во внимание систему отношений не только познающего субъекта, но и его партнеров по деятельности.

Взаимопонимание в общении 165

IV. Нормативное условие:

Ключевой момент в определении любой социальной нормы заключается в указании на должное, необходимое, т.е. такое положение дел в обществе, которое соответствует принятым в нем ценностям. Поэтому обращение коммуникантов к ценностно-нормативной оценке высказывания всегда означает сопоставление ими отображенной в высказывании конкретной социальной ситуации с той, какой, по их мнению, она должна быть в соответствии с писаными и неписаными законами общества. Как я уже отмечал в разделе

1.2., понятое знание о мире обязательно включает представление понимающего субъекта о том, каким должен быть мир. Понимание в этом смысле и есть процесс и результат сопоставления существующего с должным.

Одной из значимых социальных норм, влияющих на взаимопонимание, являются представления субъектов общения о межличностном пространстве, то есть допустимой мере приближения людей к друг другу во время беседы. Как показали различные исследования, в общении расстояние между партнерами по общению должно быть оптимальным, то есть не слишком большим, но и не очень малым. Большое и маленькое удаление от собеседника обычно ведет к дискомфорту и нарушению взаимопонимания.

Несоответствие в представлениях о размерах личного пространства в общении редко ясно осознается партнерами, но вызывает у них чувство дискомфорта и негативные реакции. Дискомфорт мешает нормальному мышлению, и в результате возникает взаимное непонимание.

Результаты исследований в этой области вкратце сводятся к следующему.

Для серьезного разговора близких людей оптимальным оказывается дистанция от полуметра до

166 Понимание в познании и общении

пень знакомства укорачивает дистанцию. Нельзя слишком близко подходить к малознакомым людям, потому что таким образом мы вторгаемся в зону, куда допускаются только близкие. Для неформальных социальных контактов и деловых отношений оптимальным считается расстояние от 1.2 до 3.7 метра. Причем удаление соответствует нарастанию формальности отношений. Публичной считается дистанция чуть больше 3.7 метра: на таком расстоянии считается вполне приличным обменяться несколькими словами и разойтись. Верно выбранная дистанция задает тон разговору, является для собеседника своеобразным сигналом, указателем границ, в которых должна происходить беседа.

Эмпирические исследования показали, что выбираемое расстояние зависит от возраста, пола, статуса и национальных особенностей людей.

Процедуры, которые используются для измерения оптимального субъективного пространства, как правило, очень просты. Например, испытуемый стоит в центре пустой комнаты и указывает, на каком расстоянии должен остановиться входящий в комнату человек. Установлено, что ближе всех допускаются родственники, близкие знакомые, врачи. Оказалось, что пожилые люди комфортнее себя чувствуют на большем расстоянии, чем молодые. Женщины обычно стоят или сидят ближе, чем мужчины. Причем это не зависит от того, кем является их партнер по общению — женщина или мужчина. Женщины также дольше фиксируют взгляд на другом человеке. Национальные особенности: южане склонны подходить к собеседнику ближе, чем северяне. Если партнер во время беседы отодвигается, то южанами это нередко воспринимается с обидой как знак недоверия.

Например, во многие учебники по межкультурному общению, кросскультурному анализу вошла история о разговоре между североамериканским и латиноамериканским бизнесменами. Они начали разговор в одном конце коридора, а закончили его в другом. Никто из них не собирался вести переговоры на ходу, однако у обоих были разные представления об

Взаимопонимание в общении 167

индивидуальном пространстве, то есть о том, на каком расстоянии ведутся деловые беседы. Латиноамериканец во время разговора инстинктивно приближался к североамериканцу и никак не мог понять, почему тот каждый раз делает шаг назад. Обычно американцы и канадцы во время делового разговора стоят на расстоянии полутора метров друг от друга. Такое расстояние кажется необъяснимо далеким для представителей Латинской Америки и жителей арабского Востока. А вот немцы и японцы считают его слишком близким.

Какие психологические факторы способствуют пространственному сближению? Обычно заинтересованные друг в друге собеседники сокращают дистанцию общения. Психически уравновешенные люди подходят друг к другу ближе, чем тревожные. У многих людей, которые оказываются в непривычной для них ситуации, например становятся безработными, возникают проблемы с самооценкой и самоуважением. И если вы, разговаривая с таким человеком, выбираете слишком большую дистанцию, то это может задеть его самолюбие и чувство собственного достоинства. Ему может показаться, что он вам неприятен или посчитать вас высокомерным.

Важным фактором, нередко затрудняющим взаимопонимание между людьми, являются половые различия в понимании самих понятий «взаимопонимание» и «межличностное понимание», а также распространенные стереотипы интерпретации поведения представителей противоположного пола. Исследования в этой области начались довольно давно. В частности, Г. Олпорт считал, что женщины лучше понимают людей, чем мужчины (цит. по:

127]). В

168 Понимание в познании и общении

ние человека к другим людям (например, доброта, отзывчивость) и к себе (эгоизм—альтруизм). Мужчины лучше понимают черты характера, связанные с отношением к труду: целеустремленность, дисциплинированность, добросовестность и т.п. [66].

Фактически эти половые различия означают, что мужчины выделяют во взаимопонимании прежде всего его когнитивную, интеллектуальную сторону, а для женщин на первый план выступает та его сторона, которая обусловлена межличностными отношениями.

Ориентация мужчин и женщин на неодинаковые правила поведения в общении стала предметом исследования американского психолингвиста Деборы Таннен (Д. Таннен «Ты меня не понимаешь!» Почему женщины и мужчины не понимают друг друга. М. 1996). На основании как этой, так и других работ можно выявить несколько причин взаимного непонимания людей противоположного пола.

1. Мужчины ориентированы главным образом на обладание информацией, свободу действий и независимость суждений. Женщины стремятся к психологической близости с партнером, осознанию того, что их жизнь тесно взаимосвязана с другим человеком. Например, Линда никогда не строит планов, ни на уикенд, ни на вечер, без того, чтобы не посоветоваться сначала с Джоном. Она не может понять, почему он не отвечает ей тем же, не оказывает ту внимательность и чуткость, которую она проявляет по отношению к нему. Но когда она начинает высказывать свои возражения, Джон говорит: «Не могу же я сказать своему другу: Я должен спросить разрешения у своей жены!»

Для многих мужчин посоветоваться с женой означает спросить разрешения. Субъективно это воспринимается ими как проявление несвободы, что они не могут вести себя так, как им хочется. Что же касается большинства женщин, то для них посоветоваться с мужем вовсе не означает спрашивать разрешения. Обычно они полагают, что супруги обсуждают свои планы друг с другом, потому что их жизни так связаны,

Взаимопонимание в общении 169

что действия одного из них имеют неизбежные последствия для другого. По этой причине Линда не только не имеет ничего против того, чтобы сказать кому-нибудь: «Мне надо посоветоваться с Джоном». Наоборот, ей это очень нравится. Ей приятно знать и показывать, что она связана с кем-то, что жизнь ее неотделима от чьей-то другой жизни.

При отстаивании своей точки зрения основным для мужа была собственная независимость, свобода действий; основным же для жены была их взаимозависимость, так как его поступки сказывались на ней. Причины непонимания скрывались в разном понимании психологической близости людей. Он интерпретировал ее желание подчеркнуть их взаимозависимость как «давление»; она же действительно пыталась использовать свои чувства, чтобы управлять как-то его поведением.

2. Два типа логики — склонность опираться на обобщенные выводы и на конкретные примеры из личного опыта. В общении многие женщины используют в качестве аргументов свои личные примеры. Их логика строится на личных контактах и опыте: они интегрируют собственные наблюдения или старалась сделать выводы из опыта других людей. Такая логика часто бывает непонятна мужчинам, потому что они редко доверяют отдельным, необобщенным фактам.

Исследования Селии Роберте и Тома Джарра, проводились на основании результатов собрания средней школы в Англии. Они показали, что женские примеры не пользуются весом у их коллег-мужчин именно потому, что женщины в качестве примеров используют свой опыт. Мужчины на собрании держались совершенно иной точки зрения, потому что основывались на обобщениях.

Такие же различия обнаруживаются во время домашних обсуждений. Один мужчина рассказал Деборе Таннен, что его возмущает отсутствие логики в высказываниях его жены. В качестве примера он рассказал о дискуссии в газете «Нью-Йорк Тайме», где было написано, что сегодняшние студенты не так идеалистически настроены, как это было в шестидеся-

170 Понимание в познании и общении

тых годах. Ему не показалось странным это заявление. Однако его жена начала спорить. Она говорила, что ее племянница и ее друзья являются весьма идеалистически настроенными молодыми людьми. Он был поражен такой аргументацией. Для него было абсолютно ясно, что единственный личный пример не является доказательством. Он не понимал, что столкнулся с совершенно иной, отличной от его собственной, логической системой. И это стало причиной непонимания.

3. Разная направленность интересов — информация о фактах, событиях в мире и интерес к эмоциям, мыслям и чувствам окружающих людей. Стиль слушания мужчин сфокусирован на информационный уровень разговора, а женщин — на взаимоотношения, то есть метаинформационный уровень. Мужчины интересуются политикой, спортом и разными новостями. По мнению Деборы Таннен, женщины проявляют такой же интерес к подробностям личной жизни других людей. Мужчин волнует отсутствие знаний о том, что же происходит в мире. А женщинам неприятно, если у них нет сведений о том, что происходит с тем или иным человеком. Для большинства женщин разговор является средством сближения и взаимопонимания. В это время устанавливаются связи и развиваются отношения, а упор делается на демонстрацию одинакового опыта и похожих случаев.

Например, одна женщина сказала, что ей не нравится без конца повторять, как они расстались с другом. Но если она не сообщит всем своим подружкам, они на нее обидятся. Они могли бы расценить ее скрытность, как знак того, что ей хочется прекратить с ними дружбу. Эта же женщина была поражена, когда узнала, что ее бывший друг никому не сказал об их разрыве. Он продолжал ходить на работу, в спортзал, играл в футбол и теннис со своими друзьями, как-будто в его жизни ничего не случилось.

4. Разное отношение к просьбам о помощи и вопросам. Например, если человек, сидя за рулем своей машины приехал в незнакомый большой город и не знает, как найти нужную улицу. Есть два варианта: попытаться отыскать ее на

Взаимопонимание в общении 171

карте или спросить у прохожих. Как, скорее всего, поступят водитель-мужчина и водитель-женщина? В жизни женщин не самым главным является обладание информацией, опытом или умением. Они не считают все эти признаки мерой влияния на окружающих. Они полагают, что их власть усиливается, если к ним обращаются за помощью. Более того, если они настраиваются на связи с другими, а не на независимость и опору на собственные силы, они себя чувствуют сильнее.

Способность женщин и мужчин придавать разное значение отношениям взаимопомощи приводит к асимметрии во взаимоотношениях, то есть к асимметричной роли статуса и связей. Многие женщины с удовольствием пользуются помощью, и если могут, то помогают кому-либо сами. Существуют некоторые женщины, которые прекрасно себя чувствуют, помогая и поддерживая кого-либо. Но мужчины, особенно четко реагирующие на динамику статуса, просто не могут не помогать женщинам. Они сами привыкли полагаться только на собственные силы. Такие люди хорошо себя чувствуют, когда делятся информацией и оказывают помощь, а не когда получают ее. Мужчины чаще, чем женщины воспринимают социальные отношения как статусные, иерархические. С такой позиции человек, обладающий информацией, как бы поднимается на ступеньку выше других, потому что обладает большими знаниями и компетентностью. С подобной точки зрения мужчине нужно найти самому дорогу, чтобы сохранить собственную независимость, которая для мужчин является неотъемлемой частью самоуважения. Если самоуважение может сохраниться за счет плутания по улицам, за счет лишних километров пути — значит, игра стоит свеч.

5. Склонность мужчин в общении к прямым выводам, а женщин к косвенным. Дженет Левер сравнивала мальчиков и девочек десяти и одиннадцати лет во время игры. Она пришла к заключению, что игры мальчиков лучше готовят их к жизни в мире, где нужно работать. В играх мальчишек можно наблюдать более сложные правила и роли. Но игры дево-

172 Понимание в познании и общении

чек тоже не простые: они устанавливают и сохраняют отношения между личностями.

Другая исследовательница, Пенелопа Экер, наблюдала за юношами и девочками в старших классах. Она отмечает, что мальчики определяют свой социальный статус просто и прямо. Мальчики делают это по их личным умениям и достижениям, особенно в спорте. А вот девушки определяют свой статус более сложным способом, они принимают во внимание все черты их собственного характера и характера их подружек. Аналогично происходит у взрослых. Прямые и опосредствованные способы выражения своих мыслей и чувств нередко становятся причинами непонимания между мужчинами и женщинами.

Например, непонимание возникало между мужем и женой после столкновения автомобилей, в котором она была серьезно ранена. Жена ненавидела больницы, и поэтому попросила пораньше взять ее домой. Но когда она оказалась дома, то испытывала боли, когда ей приходилось передвигаться. Муж спросил: «Почему ты не осталась в больнице, где тебе было бы гораздо удобнее?». Это ее обидело. Она усмотрела в его словах такой подтекст, что он не хотел, чтобы она была дома. Она не восприняла его предложение о том, что ей следовало бы остаться в больнице как прямую ответную реакцию на свои жалобы на испытываемую ею боль. Она приписала мужу желание не видеть ее дома.

6. Поиски чувства общности у женщин и уверенность в уникальности своих переживаний у мужчин. Женщины часто расстраиваются, потому что мужчины в ответ на рассказ об их неприятностях не начинают рассказывать им о своих бедах. Мужчины, наоборот, нередко испытывают чувство неловкости и переживают, когда женщины начинают выливать на них свои беды. Многих мужчин это не только не успокаивает, но они начинают злиться.

Например, одна из женщин рассказывала, что когда ее друг начал делиться с ней своими личными переживаниями по поводу того, что он боится приближающейся старости, она

Взаимопонимание в общении 173

ему ответила: «О, мне понятны твои чувства, я ощущаю то же самое». Она была поражена его реакцией: он разозлился, так как почувствовал, что она попыталась каким-то образом отнять у него уникальность его ситуации. Ему-то казалось, что такие чувства испытывает только он.

Итак, взаимопонимание всегда зависит от той системы ценностей, социальных норм, с которой партнеры по общению соотносят понимаемое. Если нормы, на которые ориентируются субъекты в своем повседневном поведении, сильно различаются, то взаимопонимание оказывается недостижимым. Так, трудно рассчитывать на взаимопонимание агрессивных подростков и обычных школьников по вопросам отношения к насилию (см. раздел 4.4.).

Проведенный анализ условий взаимопонимания не претендует на исчерпывающую полноту и завершенность. Использованные литературные данные дают лишь основание утверждать, что названные выше условия относятся к числу основных при формировании взаимопонимания в общении и совместной деятельности.

Источник: http://poisk-novyh-klientov.ru/osnovnie-usloviya-vzaimop.html

«Дружба между мужчиной и женщиной возможна
при определённой доле физического отвращения»
?Фридрих Ницше

У каждого из нас есть опыт, разный, жизненный, в том числе общения с противоположным полом, и опыт… дружбы.

Существует ли эта самая, многими то отрицаемая, то провозглашаемая «дружба между мужчиной и женщиной»? Попробуем дать ответ, пусть довольно субъективный.

Перед тем как начать писать статью — я подумала о теме… И меня смутили двоякие чувства, амбивалентность, именно — амбивалентность. Я могу сказать однозначно две вещи. Первая: дружба между мужчиной и женщиной есть! Вторая: дружбы между мужчиной и женщиной нет!

И вроде как эти тенденции существуют обоюдно. Все найдут в закромах памяти пару-тройку примеров якобы закадычных разнополых друзей, особенно во времена СССР, да и сейчас в период свободных нравов — полно френд-союзов между парнями и девушками.

Само понятие дружбы также не включает обязательным условием осуществления однополость.

«Дру?жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни; одно из лучших нравственных чувств человека.

Дружба, как явление, выработана в процессе многовекового социального общения людей. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями».

Ни слова о половом аспекте. Дружба возможна прежде всего между людьми, а не между мужчинами или женщинами, как нам вещают академические источники.

Интересен еще такой момент: мужчины считают именно настоящей дружбой лишь мужскую, при этом женскую вообще не считают за дружбу — по мнению большинства.

По данным социологических опросов относительно дружбы между мужчиной и женщиной:

«Около 65—70 процентов людей считают дружбу между мужчиной и женщиной возможной (при этом около 90 % людей отвечают на вопрос о возможности такой дружбы на основании личного опыта).

Характерно, что с возрастом мужчины в среднем склонны всё менее и менее верить в межполовую дружбу, а женщины, наоборот, всё более и более».

То есть все-таки многие из нас верят в дружбу между полами, при том лично имеют опыт такого общения.

Но здесь, пожалуй, стоит разделить, что в данном случае считать дружбой. Потому что просто приятельские отношения, общение раз в несколько дней по формальным вопросам или задушевные беседы по вечерам от скуки, или дружба на фоне свободных отношений, то есть парень встречается с кем хочет, как и девушка, и вместе с этим они якобы дружат — это не дружба. Это просто пересечение судеб в разных точках с разной интенсивностью.

Я часто встречала людей, которые считали дружбой как раз выше описанные случаи, а друзьями приятелей с лавочки, соседей по подъезду, одноклассников, коллег. В общем-то, и я по инерции могу называть друзьями знакомых, приятелей.

Дружбу тоже не стоит возводить в культ чего-то недосягаемого, то, что доступно только избранным, приписывать дружбе иллюзорные качества. Это довольно земное понятие. Но, согласитесь, в нее входят или с ней соприкасаются такие понятия как долг, честь, достоинство, искренность, честность, доверие, забота, интерес и пр.?

Дружба там где все друг друга предают — невозможна, даже если кто то так называет эти отношения.

О какой дружбе может идти речь между двумя людьми (любовниками не чувствующими друг к другу привязанности, соучастниками краж, махинаций и пр.), состоящими исключительно во взаимовыгодных отношениях? Там нет места «бескорыстным отношениям между людьми». Вообще там где правят инстинкты, власть, деньги нет места бескорыстности. Согласитесь?

Значит, для дружбы важны как минимум добрые, положительные чувства и отношения, испытываемые друг к другу.

Еще дружбу противопоставляют любви, что не совсем верно. Разве не могут дружить муж и жена? Могут. Однако если разделять людей противоположного пола на тех, кого можно полюбить и тех с кем просто дружить — градация тоже имеет место быть. Теперь выходит, что дружить с противоположным полом все же можно, хотя бы исходя из вот этого разделения на тех кого можно любить и с кем дружить.

Но тут нестыковка: ведь дружба в данном случае выглядит как одолжение, снисхождение и жалость, дружить никто на самом деле не собирается, просто не хотят обижать, вот и делают друзьями. Нужна ли такая «дружба»? Да и дружбой это не назвать ни с какой стороны…

Но давайте вспомним великих поэтов, деятелей литературы, культуры, искусства — в богеме внешне возвышенных отношений много мужчин и женщин становились одним общим коллективом и весьма дружественно относились друг к другу. Из биографий, воспоминаний друзей, документальных фильмов мы знаем, что многие из них были бесполыми созданиями друг для друга, поэтессы вели переписку с поэтами о самом сокровенном и творческих трудах, очные задушевные беседы в том числе о возлюбленных, курили, пили вино и что покрепче. Правда во времена хиппи часто меняли спутников жизни, так что бывшие становились тут же друзьями, и никто не в обиде.

Марина Цветаева очень любила дружить с противоположным полом, писала письма, даже в конечном пункте своей жизни, Елабуге, вела переписку с близкими друзьями мужского пола. И ее «мне нравится что вы больны не мной» — посвящено как раз «другу». Однако из откровений родственников оказалось не все так просто: Цветаева пыталась стихотворением затмить рождавшиеся в ее душе чувства к мужу своей сестры. Такая вот дружба…

Из чего вообще складывается мнение что мужчина и женщина не могут дружить? Давайте посмотрим в корень. Конечно, причина в том, что проявлению бескорыстных чувств, доброты и заботы помешает пресловутый инстинкт продолжения рода, то есть мужчина начнет видеть в женщине вожделенный любовный объект, и наоборот — женщина в мужчине. И это есть природа, как бы не тушевать эти качества — они потенциально заложены в человеке и могут вылезти рано или поздно. Помешать дружбе… поэтому смысл начинать то что так хрупко и бесперспективно? Если серьезно — многие стесняются даже дружить с противоположным полом из-за изначально неясных позиций.

Дружба с людьми своего пола понятнее, проще, честнее, доступнее и не столь «замороченнее», как дружба с противоположным. Можно чувствовать себя в своей тарелке, можно ходить перед подругой без косметики и в любом наряде, можно делить все секреты, беды пополам, как и тушь для ресниц. С мужчиной этого не сделаешь, даже если к нему нет чувств.

Но есть же братья, родственники, к которым не может быть влечения и с которыми возможна дружба. Но в данном случае людей связывает в первую очередь родство. Если относиться к мужчине как к брату, а к женщине как к сестре наверное, не будет проблем. Только не факт, что сей обман восприятия подействует и что вторая сторона не пылает чувствами, скрываясь под хладнокровной личиной.

Дружишь-дружишь с кем-то будучи девушкой, считаешь закадычным приятелем про которого все ясно, заносишь в список лучших подружек, делишься секретами, полностью уверена что никого не обидишь дружбой, а потом вдруг выясняется, что все это время «друг» любил много лет… и все ждал подходящего момента когда открыться. Или похожая ситуация с мужчиной.

Но разве дело только в стене из инстинкта продолжения рода? Думаю, что нет. Есть еще психологические особенности каждого пола, есть психологические особенности каждого из нас. Мы разные, есть даже мужской и женский тип мышления, реагирования, стиль жизни и т. д.

Понятия «дружбы» для многих мужчин совсем не совместимы с женской природой, мол, женщины хитры, изворотливы, завистливы, коварны, даже если внешне мягки, добры. А вот мужчины более прямолинейны, честны, не сравниваются красотой, не потеряют покой из-за новой сумочки соседа. Хотя, у всех «тараканов» хватает…

Еще важен такой аспект как занятость в личном плане мужчины и женщины. Если оба замужем/женаты и их устраивает супруг/супруга, то на лиц другого пола они не смотрят как на мираж и источник живой воды в пустыне, им легче принимать общение от другого пола без надрывов и подтекстов. Но если семейная жизнь сложилась — на друзей то много времени не остается. И потом — по статистике изменяют почти все рано или поздно, поэтому крепость брака понятие хрупкое.

В общем, ясность существования дружбы между мужчиной и женщиной под сомнением. Но тогда откуда же мнения россиян что такие отношения возможны, причем высказанные ими исходя из своего опыта?

Думаю, все дело в том что мы понимаем под дружбой. Соцсети, инстаграмы, планшетный, отрешенный от реальности стиль жизни сделали формат отношений людей примитивнее, закрытее. Многие в закадычные друзья вносят уже после пары лайков ВК, кто-то считает братьями своих друзей в ОК. Вместо очных бесед переписка, вайбер, телеграмм….

Мы видим иконки, аватарки, картинки и считаем их родными и близкими, иногда даже вникать в жизнь, личность другого нет желания, а созданный образ интереснее оставить загадкой, чтобы не обесценивать.

Конечно, мы дружим и в жизни… Но не может не сказываться сетевой ажиотаж, всегда остается иллюзия, что если чем то не устроил реальный друг — где то есть более лучший виртуальный.

Знакомых, приятелей, недавно встреченных товарищей… люди всех могут вносить в списки чуть ли не лучших друзей. Под понятием «дружбы между мужчиной и женщиной» чаще понимают приятельские отношения, неглубокие связи, участие в одном флеш-мобе, выкладывание фоток в инстаграм из одного кафе.

Друзей, которые и в беде и в веселье с тобой, поддержат, помогут — таких единицы, и таких редко имеют ввиду при социологических опросах те самые «большинство».

Из своего опыта могу сказать — ВСЕ ТАКИ в дружбу между мужчиной и женщиной я не верю. «Дружить» можно ровно до того момента пока не выяснится, что со второй стороны совсем не дружба или что мужчина, видя в женщине женщину, а не друга, однажды захочет какого возмездия за свое «доброе» отношение.

Есть добрые, даже теплые отношения между полами, если речь идет о периодическом общении, приятельском. Например, с университетским преподавателем, даже спустя годы после окончания ВУЗа, можно делиться планами на жизнь, рассказами о работе, делах и т. д.

Мужья подруг наравне с подругами также могут становиться почти друзьями.

Но именно дружбы, как отдельной единицы и в полном понимании этого слова, между мужчиной и женщиной не может быть…

Источник: http://droplak.ru/?p=9826

В отношениях между людьми взаимопонимание – это практически все. Человек познает себя через общение с семьей, с окружающими, с работой. По сути, люди постоянно находятся во взаимоотношениях со всем и всеми и не могут обойтись без взаимного понимания. Именно поэтому находить общий язык с окружающими довольно важно. Размышляя о том, взаимопонимание – что такое и для чего оно нужно, стоит помнить, что это процесс, который помогает понять себя благодаря общению с другими людьми. Поэтому, если у человека возникают проблемы, и ему кажется, что его никто не понимает, необходимо начать с себя и заглянуть к себе в душу.

Основа семьи

Семья не может быть крепкой, если между супругами отсутствуют такие составляющие, как взаимоуважение, взаимоподдержка и взаимопонимание. Только благодаря ним такое великое чувство, как любовь, может процветать долгие годы. Если хотя бы одна из этих основ «не функционирует», отношения будут уязвимы. Это может проявляться в ссорах или в растущем недоверии.

Практически все проблемы, которые возникают между мужем и женой, обусловлены недостаточным взаимопониманием. Если не отреагировать на ситуацию своевременно, есть риск, что скандалы приобретут хроническую форму, и тогда настроиться «на одну волну» будет намного сложнее.

Можно ли научиться понимать друг друга?

Этот вопрос волнует не только молодоженов, но и тех, кто по каким-то причинам разучился находить общий язык со своей половинкой. Поэтому знания о том, как добиться взаимопонимания, будут полезны всем. Чтобы вернуть покой и умиротворенность в семью, придется потратить время и силы, но результат того стоит.

Вечера откровений

Как правило, бытовые хлопоты, работа и забота о детях настолько выматывают супругов, что вечером им хочется только тишины. Времени друг на друга практически не остается, и муж с женой перестают делиться мнениями. Это отдаляет их и порождает непонимание. Чтобы исправить такое положение вещей, необходимо устраивать вечера откровений, когда супруги будут полностью сконцентрированы друг на друге. Как возникает взаимопонимание? Можно строить планы, делиться своими переживаниями и мыслями, посвятить половинку в собственные мечты или решить накопившиеся конфликты.

Все разговоры необходимо вести спокойным доброжелательным тоном, не переходя на оскорбления и не высказывая претензий. Говорить нужно прямо, но выражать свои пожелания мягко. Собеседник не должен испытывать чувство вины, важно дать ему понять, что главная цель – найти компромисс.

Один разговор – одна проблема

Многие супруги совершают типичную ошибку, которая ведет к полному развалу: они «выбрасывают» друг на друга весь негатив, который накопился за продолжительное время, при каждой ссоре. Взаимопонимание в отношениях в этом случае вряд ли будет достигнуто. Пара должна четко запомнить для себя главное правило: одним разговором решается одна проблема. Не стоит припоминать все обиды, это будет вызывать у собеседника агрессию и желание защититься. Конструктивная беседа так вряд ли получится.

Чего хочет партнер?

Задумываясь о том, взаимопонимание – что такое и как его восстановить, супруги часто забывают о том, что у партнера тоже есть желания. Поинтересовавшись, чего хочет половинка, можно решить многие проблемы. Но к чужим потребностям и желаниям необходимо относиться серьезно, не подтрунивая и не умаляя их важности. Как показывает практика, все они выполнимы, достаточно осознать, что для партнера это имеет большое значение. Тогда и он в ответ захочет сделать что-нибудь хорошее и будет больше ценить семью. Если разговаривать на одном языке, паре будет намного проще добиться взаимопонимания.

Говорить об отношениях!

Замалчивание проблем и создание иллюзии счастья – гиблое дело. Когда-нибудь негатив все равно пробьется наружу, но понять друг друга будет намного сложнее. Об отношениях нужно разговаривать, обозначая проблему сразу же, как только она появилась. Тогда ссоры не будут разрастаться, как снежный ком.

Почему возникает непонимание?

Пытаясь понять, взаимопонимание – что такое и как оно возникает, необходимо осознать, что «взаимо» – это некий баланс. Нельзя только получать, ничего не отдавая взамен, поэтому формула «я – тебе, ты – мне» должна лежать в основе любых отношений.

Чтобы семья развивалась гармонично и супруги успешно справлялись с кризисными периодами, нужно понять, что все люди – личности, и они имеют свои достоинства и недостатки. Нельзя проецировать собственные мысли на окружающих. Необходимо принимать их и не пытаться изменить.

Конфликты могут возникать в том случае, когда один из супругов перестает уважать интересы и потребности другого. Такая позиция негативно отразится на отношениях и станет первым шагом к непониманию. Всегда нужно помнить, что игнорирование приносит неудовлетворенность и раздражение, которое рано ли поздно «обрушится» на вторую половинку.

Иногда супруги не придают значения мелочам и не переживают по поводу мелких разногласий. Но все масштабное начинается с мелочей, и забывать об этом не стоит. Найти компромисс и понять мотивацию второй половинки можно всегда, но для этого необходимо проявить мудрость, терпение и перестать ставить собственные интересы на первое место.

Когда семья переживает кризисные моменты, взаимопонимание и уважение станут той базой, которая поможет спасти отношения. Поэтому так важно учиться не только слушать, но и слышать друг друга. Частые конфликты – опасный сигнал, это значит, что паре следует больше времени уделить проблемам и попытаться понять, почему так происходит.

Что мешает понять друг друга?

Взаимопонимание между людьми зависит от многих факторов. Создавая семьи, партнеры уверены, что они проживут долго и счастливо, ведь на момент росписи отношения крепкие, а трудности кажутся мелочами жизни. Но со временем ситуация немного меняется, ведь чувства уже не такие яркие, и страсть немного приутихла. Уже нет необходимости проводить каждую секунду рядом и не так страшно обидеть половинку, как раньше. Именно этот период и становится началом кризиса.

Психологи не только говорят о том, как возникает взаимопонимание, но и выделяют основные причины, которые ведут к тому, что пара перестает понимать друг друга:

  • Халатное отношение к проблемам партнера, нежелание вникать в его сложности.
  • Пренебрежительное отношение к совместному проведению досуга.
  • Необоснованно высокие требования.
  • Собственные интересы ставятся на первое место, а желания партнера вызывают раздражение.
  • Неудовлетворение сексуальных потребностей друг друга.

Когда один из супругов начинает задумываться о том, взаимопонимание – что такое и как вернуть доверие и уважение, – это первый шаг к успеху. Семья – это ежедневный труд, который приносит удовольствие, если люди любят друг друга.

Источник: http://fb.ru/article/153848/vzaimoponimanie—chto-takoe-kak-dobitsya-vzaimoponimaniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector