Задачи психологии

Задачи психологии

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).

Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.

При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи:

1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

Общая психология имеет большое теоретическое значение, так как она призвана раскрыть свойства, особенности и закономерности психики и человеческого сознания в соответствии с основными положениями диалектического и исторического материализма.

Вместе с тем, как и всякая истинная наука, психология имеет своей конечной целью не просто теоретическое изучение своего предмета, но обязательно приложение добытых научных знаний к практике. Задача советской психологии — содействие построению на научных основах методики обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах производства, а также и других видов деятельности людей.

В связи с этим возникли и развиваются отдельные ветви психологии, или частные психологические дисциплины:

1. Педагогическая психология, изучающая психологические особенности и закономерности процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входит изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психологическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы воспитания личности учащихся в школьном коллективе, психологические вопросы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и т. д.

2. Детская психология, изучающая особенности психики детей разных возрастов. Задачей детской психологии является изучение процесса формирования личности ребенка, умственного развития детей, возрастных психологических особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. д.

3. Психология труда, имеющая своей задачей изучение психологических особенностей трудовой деятельности в целях рационализации процессов труда и улучшения постановки производственного обучения. Серьезного психологического изучения требуют такие вопросы, как организация места рабочего, психологические особенности рабочих операций (в том числе и навыков) в различных видах производственной деятельности, изучение психологических факторов повышения производительности труда, изучение способностей к той или другой детальной профессии и закономерностей их развития и воспитания и т. д.

4. Инженерная психология, усиленно развивающаяся в последнее время в связи с совершенствованием техники трудовых процессов. Большое значение в этой отрасли психологии приобретает проблема соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и т. д.

5. Психология искусства, изучающая психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусств (в музыке, живописи, пластике и т. д.) и особенности восприятия произведений искусства, психологический анализ их влияния на развитие личности человека.

6. Патопсихология, изучающая нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях и тем содействующая разработке рациональных методов лечения.

7. Психология спорта, изучающая психологические особенности спортивной деятельности. В задачи этой отрасли психологии входит психологическая характеристика различных видов спорта, анализ процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональных процессов и волевых действий в связи с задачами обучения физическим упражнениям и спортивной тренировки; психологическая характеристика спортивных соревнований, вопрос о значении спорта в формировании морально-волевых черт личности человека и др.

8. Психология космонавта, изучающая особенности психических процессов человека в условиях космического полета, в том числе влияние на психику человека больших физических перегрузок, необычных условий среды во время космического полета, состояния невесомости, особенностей работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени, и т. д.

Таким образом, психология имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение в связи с задачами рационализации различных видов человеческой деятельности.

Нельзя, однако, рассматривать эти практические отрасли психологии как простое применение теоретически обоснованных психологических закономерностей к тем или другим случаям практической жизни. Практика не только обогащается теорией, но и сама помогает теории стать на правильный путь. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты психологические закономерности.

Всякое научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а в связи с разрешением практических задач в тех или других видах человеческой деятельности. Изучая закономерности психики, психология делает это не в отрыве от тех или других видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать данные психологического исследования для улучшения этих видов деятельности.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-predmet.html?id=zadachi-psihologii

В чем суть психологии? Говоря несколько метафорически, в разработке и усовершенствовании подробной инструкции к человеку и для человека, чтобы он мог эффективно и экологично управлять собой, своей жизнью, своим счастьем. Различают житейскую и научную психологию. Последняя дает более объективные и рациональные знания, позволяющие пребывать в ладу со своей внутренней природой и находить подходящие способы для успешной ее реализации в социуме.

Житейская психология

Понятие психологии имеет житейский и научный смыслы, и они существенно отличаются. Житейская психология располагает знаниями точечного характера, так как она описывает конкретные ситуации, задачи и конкретных людей. Такие знания очень приблизительны и расплывчаты. Формируются и накапливаются стихийным образом.

Способ их получения — случайный опыт и его субъективная интерпретация причем, как правило, на бессознательном уровне. Знания житейской психологии обычно передаются с большим трудом. По мнению отечественного психолога Гиппенрейтер Ю. Б., извечная проблема «отцов и детей» в том и заключаются, что дети не желают перенимать опыт отцов.

Научная психология

Научная психология основывается на целенаправленных исследованиях и экспериментах, стремится к обобщениям, для чего вводятся и используются специальные термины и понятия. Такие знания вполне рациональные и осознаваемые, к тому же, накапливаются и передаются гораздо легче. В задачи психологии входит их интеграция в повседневную жизнь и деятельность человека. Научная психология располагает обширными, разнообразными и подчас уникальными фактическими материалами, недоступными в полном объеме носителям житейской психологии.

Развитие научной психологии

В 1879 году произошло выделение психологии, прежде являвшейся разделом философии, в самостоятельное направление науки. Именно в тот год В. Вундтом была открыта первая психологическая экспериментальная лаборатория. Так из науки теоретическая психология развилась в экспериментальную.

Чем занимается психология как наука? Изучает психику и психические явления человека. Развитие научной психологии происходило в несколько этапов, на каждом из которых ее определяли по-разному:

  1. Наука о душе, наличием которой пытались объяснить любые непонятные явления в жизни отдельного человека.
  2. Наука о сознании, под которым понимали способность мыслить, желать, чувствовать. Основным методом изучения являлась интроспекция.
  3. Наука о поведении. Задачи психологии — проводить эксперименты и наблюдать видимые проявления человека: реакции, поступки, поведение.
  4. Наука об объективных закономерностях, проявлениях и механизмах психики.

Постепенно предмет и структура психологии претерпевали эволюционные трансформации. Область, изучаемая психологией, расширялась и стала включать в себя, помимо осознаваемых, еще и неосознаваемые явления.

Предмет

На сегодня предмет изучения психологии — это психика, психические явления человека и психические явления в коллективах и группах. В рамках общей психологии, изучающей наиболее общие закономерности на основе обобщения теоретических и экспериментальных психологических исследований, описываются психические процессы: ощущение, внимание, восприятие, воображение, представление, мышление, память, речь, эмоции, воля, а также психические состояния и свойства личности.

Задачи

Как и любая другая наука, психология решает ряд уникальных и специфических задач. Исходя из определения предмета выделяют следующие задачи психологии:

  1. Исследование психических явлений.
  2. Исследование закономерностей их формирования и развития.
  3. Исследование физиологических процессов, обуславливающих психические явления.
  4. Внедрение психологических знаний в жизнедеятельность людей.

Решение задач психологии позволяет выявить способы правильного овладения практическими инструментами для формирования и развития психических процессов, состояний и свойств личности, а также разработать научные и практические методики по воспитанию и обучению, рационализации трудовых процессов и взаимодействия людей в различных видах деятельности.

Методология

Методы научных исследований представляют собой приемы и средства, помогающие получать сведения, нужные для построения научной теории и составления практических рекомендаций. Развитие науки любой отрасли напрямую зависит от совершенства, надежности и валидности используемых ею методов. Все это справедливо и по отношению к психологии.

Она изучает явления сложные, многообразные и весьма трудные для научного познания. Поэтому ее успехи на протяжении всего периода развития самым непосредственным образом находились в зависимости от качества используемых методик исследования.

Поскольку психология — наука относительно молодая, то довольно часто опирается на методы либо более «взрослых» наук, таких как философия, история, физика, биология, математика, медицина, физиология, либо прибегает к методам более современных — информатики и кибернетики. В то же время, любой самостоятельной науке присущи свойственные только ей методы, такие есть и у психологии. Все методы общей психологии можно разделить на три группы:

  1. Субъективные: различные виды наблюдения — стандартное, свободное, внешнее, включенное, самонаблюдение; опросы — устные, письменные, свободные, стандартные; два вида тестов — тесты-задания и тесты-опросники;
  2. Объективные: тесты — проективные и объективные; эксперименты — естественные и лабораторные;
  3. Моделирование: логическое, техническое, математическое, кибернетическое.

Также существуют и другие методы исследования психических явлений, такие как беседа — как один из вариантов опроса, предполагающий большую свободу проведения процедуры, или метод изучения документов, анализа деятельности человека. Для повышения эффективности изучения психических явлений рекомендуется комплексное применение различных методов.

Отрасли научной психологии

В современной психологии выделяется целый ряд развивающихся относительно самостоятельных направлений — отраслей. Их принято разделять на фундаментальные и прикладные. К первым относят те, которые изучают основные вопросы психологии и составляют некий базис, объединяющий все ее отрасли, такие как:

  • зоопсихология;
  • сравнительная психология;
  • дифференциальная психология;
  • общая психология;
  • психология личности;
  • возрастная психология;
  • нейропсихология;
  • психогенетика;
  • психофизиология;
  • психология аномального развития;
  • социальная психология;
  • трансперсональная психология.

К прикладным отраслям психологической науки относят те, которые имеют практическое применение в жизнедеятельности человека, такие как:

  • медицинская психология;
  • педагогическая психология;
  • экономическая психология;
  • политическая психология;
  • юридическая психология;
  • психология семьи;
  • психология искусства;
  • психология труда;
  • психология спорта;
  • психология религии.

Кедров Б. М. в своей классификации наук отводит психологии центральное место. Он рассматривает ее с одной стороны, в качестве продукта других наук, с другой — в качестве возможного источника объяснения их формирования и развития.

Возрастная психология

Знакомство с возрастной психологией весьма интересно тем, что в ней психологические кризисы рассматриваются как необходимые этапы для перехода на новый виток развития, и на ряду с этим описываются естественные пути их преодоления. В целом она занимается изучением закономерностей развития человека и возрастной динамики его психики. Согласно Шаповаленко И. В., основные задачи возрастной психологии следующие:

  • Исследовать возрастное развитие личности с учетом исторической ситуции.
  • Изучить закономерности и особенности протекания психических процессов в разных возрастных периодах.
  • Установить возрастные возможности, особенности, закономерности усвоения знаний и осуществления разного рода деятельности.
  • Изучить движущие силы, их источники и механизмы психического развития человека на протяжении всей его жизни.
  • Определить возрастные нормы развития психических функций, выявить психологические ресурсы и творческий потенциал человека.
  • Составить наиболее точную периодизацию психического развития.
  • Создать методы возрастной и клинической диагностики.
  • Содействовать созданию служб для обеспечения систематического контроля за состоянием психического здоровья в процессе развития детей.
  • Разработать программы по психологическому сопровождению и оказанию помощи людям в кризисные периоды их жизни.
  • Разработать наиболее оптимальную организацию учебно-образовательных процессов для представителей любых возрастных категорий.

На сегодня существует множество возрастных периодизаций, например, зарубежных авторов — З. Фрейда, К. Юнга, К. Хорни, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Д. Бромлей, и отечественных — Выготского Л. С., Эльконина Д. Б., Божович Л. И., Лисина М. И., Леонтьева А. Н. Решению задач возрастной психологии уделяется достаточно много внимания, поскольку она выявляет пути гармоничного и всестороннего развития человека.

Научная психология, благодаря широкой отраслевой сети, содержит колоссальный объем знаний о личности человека и о том, как эти знания приложить к различным сферам его жизнедеятельности. Они только и ждут, чтобы им воспользовались, как инструкцией по улучшению качества жизни каждого человека.

Источник: http://fb.ru/article/31532/zadachi-psihologii

?????????? ??? ????? ? ??????? ??????????. ????????????? ??????????? ???????.

1. ?????????? – ??? ???????????? ????????????? ?????? ?? ???????, ??????????? ? ??????????, ??????????, ???????????, ???????? ????? ????????, ? ????? ? ??????? ????????? ????????.

2. ?????????? – ????? ? ???????????????, ??????????, ????????, ???????? ? ???????????? ???????? ? ???????????????? ???????.

??? ??????????? ??????? ???????:

1) ??????????? ????????;

2) ??????????? ?????????;

3) ??????????? ???????? ????????.

??????????? ??????? – ??? ??? ??????????? ????????????, ??????? ???? ?????? ????????? ? ???? ????????????? ???????. ??????????? ????????? – ??? ???????????? ?????? ??? ???????, ? ??????? ?????????????? ?????? ????????????.

???????? ??????? ??:

1) ?????????????? (????????, ??????????, ????????, ??????, ???????????);

??????????? ????????? – ??? ????????? ??????????? ??????????? ????????????, ???????????? ?? ??????????? ? ?????????? ???????? ? ????? ??????????. ??????: ???????????????, ???????????? ? ???????????.

?????????????? ??:

1) ????????????? (??6?????, ??????????, ????????, ????????);

2) ????????????? (????????????? ??? ????????, ??????, ??????);

3) ??????? (??????????????, ??????????????????, ?????????????);

4) ????????? ?????? ??????? ???????????????? ???????? (??????????? ? ????????? ??????? ????????)

?????????????? ??????? ? ???????? ??????????.

???????? ?????????? ????????: ???????, ?????? ?????, ?????????. ????????? ?????????? ???????? ???????. ??????? – ??? ????????? ???????? ???????????????????? ???????, ????????????? ? ???????? ????????? ????????? ???????????? ????, ? ?????????? ?? ????????????? ?? ???? ??????? ???? ? ????????????? ?? ???? ?????? ?????? ????????? ? ????????????.

???????? ????? ?????????? ???????:

1) ??????????? ???????? – ??????????????, ?????????????, ???????;

2) ??????????? ????????? – ?????????? ???????, ?????????? ??????, ????????????, ????????, ??????, ????????????;

3) ??????????????? ???????? ???????? – ??????????????, ???????????, ????????.

???? ? ???????? ?????? ?????????? ??? ?????.

???????? ???? ?????????? ??? ?????: ???????????? ?????????? ????????????? ? ??????????????? ????? ? ?????????????.

???????? ?????? ??????????:

1) ???????? ??????????? ??????????????? ??????????????? (??????????????? ?????????, ??????? ???????? ? ??????????????? ???????????? ???????????? ????????).

2) ???????? ???????????? ???????????? ??????????? ?????????.

3) ?????? ??????????? ? ???????? ??????????? ??????? ? ????? ? ???????????????? ??????? ???????????? ????????? ????? ? ???????????? ????????.

178.248.85.147 © studopedia.ru ?? ???????? ??????? ??????????, ??????? ?????????. ?? ????????????? ??????????? ??????????? ?????????????. ???? ????????? ?????????? ?????? ???????? ??? | ???????? ?????.

????????? adBlock!
? ???????? ???????? (F5)

????? ?????

Источник: http://studopedia.ru/10_177919_tseli-i-osnovnie-zadachi-psihologii-kak-nauki.html

Психология — это наука, изучающая психику в ее развитии и проявлении в различных видах деятельности.

Предмет и объект психологии

Каждая наука имеет свой предмет, свое направление познания и с bow конкретный объект исследования. Причем с точки зрения современной науки объект — это не то же самое, что предмет науки.

Объект — далеко не весь предмет, а только тот аспект предмета, иногда совсем незначительный, который исследуется субъектом науки, т.е. ученым. Объект — это только аспект предмета, который включен в тот или иной процесс духовного освоения, в познавательную деятельность субъекта. Причем другая часть предмета, и нередко весьма значительная, неизбежно остается за пределами процесса познания.

Учет этого различия особенно важен для понимания специфики отраслей науки, имеющих сложный, многоплановый предмет, к числу которых относится и психология, в которой, как мы уже видели, выявляются все новые и новые объекты исследования.

С учетом этого различия предмет и объект психологии определяются следующим образом.

Предмет психологии — это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Объект психологии — это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

Масштабность предмета психологии и возможность выделения в ее составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории. ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика, вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых психологических теорий также порождает проблему различий между предметом и объектом психологии. Для бихевиориста объектом изучения является поведение, для христианского психолога — живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их. для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Естественно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет и объект исследовании, или же следует признать наличие множества психологии?

Сегодня психологи считают, что психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, изменяя свой объект исследования и тем самым все глубже проникая в свой масштабный предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами они ни обозначались, можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук.

Важнейшим итогом развития любой науки является создание своего категориального аппарата. Эта совокупность понятий составляет как бы скелет, каркас любой отрасли научного знания. Категории — это формы мышления, основные, родовые, начальные понятия; это ключевые моменты, узлы, ступеньки в процессе познания той или иной сферы действительности.

Каждая наука имеет свой комплекс, набор категорий, свой категориальный аппарат имеет и психологическая наука. Он включает в себя следующие четыре блока основных понятий:

  • психические процессы — это понятие означает, что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.;
  • психические состояния — бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п.;
  • психические свойства личности — с с общая направленность на тс или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности. присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;
  • психические новообразования — приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.

Конечно, указанные психические феномены существуют не отдельно, не изолированно. Они тссно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так. например, состояние бодрости обостряет процесс внимания, а состояние подавленности приводит к ухудшению процесса восприятия.

Краткий исторический очерк о развитии психологии

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, из которых решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демократ, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Платон

Родоначальником идеализма явился Платон (крупный рабовладелец). Он поделил всех людей по преимущественным качествамразум (в голове), мужество (в груди), вожделение (в брюшной полости). Все руководящие органы — обладают разумом войны — мужеством, рабы — вожделением. Платон является родоначальником не только идеализма, но и дуализма. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Аристотель

Продолжателем дела Платона был Аристотель. Он не только преодолел дуализм (направление, признающее в основе мира два независимых начала — материю и дух), но и является родоначальником материализма (направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость). Аристотель пытался поставить психологию на почву медицины. Но полностью объяснить поведение человека только через медицину, Аристотель не смог. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.

Труды Аристотеля, Платона и других философов легли в основу работ философов средних веков 17 в. — это отправная точка от материализма философии.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Известный психолог конца XIX — начала XX вв. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно — у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей подразумевается тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Рене де Карт — биолог, врач, философ. Открыл систему координат, выдвинул идею рефлекса, идею рефлекторности поведения. Но объяснить поведение организма до конца не смог и поэтому остался на позиции дуализма. Разделить внутренний мир человека от его внутренних органов было очень тяжело. Создались предпосылки идеализма.

Был в истории психологии еще один подход к пониманию психики, разрабатывающийся отечественными психологами в русле философии диалектического материализма в советский исторический период. Суть данного понимания психики можно свети к четырем словам, формальное авторство которых принадлежит В. И. Ленину (1870-1924). Психика — это субъективный образ объективного мира.

Общее представление о предмете психологии

Каждая наука имеет свой предмет исследования. Приведем краткое описание подходов, связанных с принципиальным изменением взгляда на предмет психологии.

Этапы развития психологии

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V — IV вв. до н.э. до начала XVIII в.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.

III этап — психология как наука о поведении. Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. “Behaviour” по-английски — “поведение”. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Вместе с тем многие “традиционные” психологи высказывали серьезные возражения относительно некоторых исходных компонентов бихевиористского подхода. Поведение и психика — это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности. Так, при воздействии одного и того же стимула возможно наличие не одной реакции, а некоторого их набора и, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различных стимулов. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, переживает другое, говорит третье, делает четвертое.

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Методы психологии

Для решения комплекса задач в науке существует разработанная система средств, направлений, путей, приемов.

Метод — это путь научного познания. Способ, посредством которого познается предмет науки.

Методика — это вариант, частная реализация метода в конкретных условиях: организационных, социальных, исторических.

Набор или система методов и методик любой науки не являются случайными, произвольными. Они складываются исторически, видоизменяются, развиваются, подчиняясь определенным закономерностям, методологическим правилам.

Методология — это не только учение о методах, правилах их выбора или использования. Это систематическое описание самой философии, идеологии, стратегии и тактики научного исследования. Методология задает, что именно, как и для чего мы исследуем, как интерпретируем получаемые результаты, как реализуем их на практике.

Глава 1. Предмет, задачи, принципы и методы психологии

Предмет, принципы и задачи психологии

Много лет назад в лесах Аверона, на юге Франции, охотники нашли мальчика, вскормленного, по-видимому, каким-то животным и полностью одичавшего. Позднее в джунглях Индии были найдены две девочки, похищенные, как оказалось, волчицей и вскормленные ею. Науке известны десятки таких трагических случаев. В чем же трагизм этих происшествий, ведь найденные дети были живы и физически вполне здоровы? Ike эти дети, проведшие раннее детство среди зверей, не имели ни одного человеческого качества. Даже физически они напоминали животных: передвигались на четвереньках, ели так же, как животные, разрывая куски мяса зубами и придерживая их двумя передними конечностями, рыча и кусая всех, кто близко подходил к ним. Их обоняние и слух были очень развиты, они улавливали малейшие изменения в лесной обстановке. Издавая нечленораздельные звуки, они спешили скрыться от людей.

Ученые обследовали этих детей и пытались обучить их человеческому поведению, научить их разговаривать и понимать человеческую речь. Но. как правило, такие попытки были малоуспешными: время интенсивного формирования базовых человеческих качеств было уже безвозвратно упущено. Человеческое существо формируется как человек только в человеческом обществе. И многие человеческие качества формируются только в раннем детстве.

По своей биологической организации человек — результат эволюционного процесса. Анатомо-физиологичсское строение его тела во многом сходно с организмом высших приматов. Но человек качественно отличается от всех живых существ. Его жизнедеятельность, потребности и способы удовлетворения этих потребностей отличаются от жизнедеятельности животных социально-культурной обусловленностью.

Человек — существо социальное.

Природные особенности человека видоизменялись в процессе его общественно-исторического развития. Человеческий мир — поле социально выработанных смыслов, значений, символов. Он живет в мире социальной культуры, которая и образует его так называемую вторую природу, определяет его сущность. Вся деятельность человека от рождения до конца его жизни регулируется принятыми в данном обществе установлениями, социальными нормами, обычаями, традициями. Сформированный в обществе индивид становится социализированной личностью — человеком, включенным в систему общесоциальных, культурно-исторических достижений человечества, его жизнедеятельность реализуется в определенных общественных условиях. Каждый индивид становится человеком в той мере, в какой он овладевает общечеловеческой культурой. Весь мир он воспринимает как мир человечески значимых предметов, взаимодействует с ними на основе социально выработанных понятий. «Человек есть мера всех вещей», — глубоко подметил древнег реческий философ Прота гор. Все в мире человек соотносит со своим внутренним духовным миром: испытывает душевное волнение при созерцании далеких звезд, восторгается красотой лесов, гор и морей, ценит гармонию красок, форм и звуков, добропорядочность личностных отношений и возвышенные проявления человеческого духа. Человек деятельно взаимодействует с миром — он стремится познать и целенаправленно преобразовывать действительность.

Поведение животных предопределено врожденной, инстинктивной программой жизнедеятельности. Поведение человека обусловлено его психическим, социально сформированным миром, в котором осуществляется стратегическое и тактическое планирование его жизнедеятельности, переживаются радости и огорчения его человеческого бытия. Человек способен соизмерять настоящее с прошлым и будущим, задумываться над смыслом жизни, рефлексировать — отражать не только окружающий мир, но и самого себя.

Человек наделен таким социально сформированным психическим регулятором, как совесть — способность контролировать свое повеление с помощью общесоциальных мерок, оценивать собственное Я глазами других людей. Социализированный индивид — существо социально-духовное. Духовность же человека проявляется в его способности возвыситься над всем низменным, примитивно-приземленным, сохранить неизменную приверженность своему человеческому достоинству и долгу.

Человек — существо сложное и многогранное. Его изучают многие науки — биология, антропология, история, культурология, социология и др. Исследование внугреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука — психология.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека: его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Психология изучает возникновение и развитие психики; нейрофизиологические основы психической деятельности; сознание человека как высшую форму психики; закономерности перехода внешнего во внутреннее; обусловленность функционирования психики социально-историческими факторами; закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека; единство биологических и социальных факторов в психической саморегуляции человека; структуру психики; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов, индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности; и др.

Основами общепсихологических знаний должен овладеть каждый образованный человек. Познавать себя не менее важно, чем познавать различные стороны окружающей действительности. Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной организации своей деятельности, самоанализа и личностного самоусовершенствования. Не случайно основная заповедь древних мыслителей гласит: «Человек, познай себя».

Практическая потребность применения психологических знаний в различных областях человеческой деятельности вызвала интенсивное развитие наряду с общей психологией и ее прикладных отраслей: педагогической, медицинской, юридической, инженерной, авиационной, космической, психологии искусства, труда, военного дела, спорта, менеджмента, маркетинга и др. При этом изучение прикладных отраслей психологии возможно только на базе общепсихологических знаний.

Психологические знания нужны везде, где возникает необходимость научной организации труда и эффективного использования ресурсов человеческой психики. Психологи плодотворно работают в школах и клиниках, на производстве, в центрах подготовки космонавтов и управленческих структурах, системе правоохранения и аналитических центрах социального развития.

Задачи психологии

Главной задачей психологии является познание психического путем раскрытия тех предметных связей, из которых психические явления впервые возникли и стали определяться как объективные факты. Поэтому психологическое познание понимается сегодня как опосредованное познание психического через раскрытие его существенных связей с окружающим миром.

При таком понимании сущности психического становится очевидным, что из всех наук о человеке самой практичной является психология. Ведь изучая ее. можно многое обнаружить и в окружающем мире и в себе самом, и в других людях.

Растущий интерес к внутреннему духовному миру людей связан и с тем, что современная эпоха все яснее обнаруживает в качестве ведущей тенденцию к интеграции всех сторон жизни современного общества: экономической, политической и духовной. Эта интегративная тенденция, линия на усиление целостности общественного развития проявляется и в том, что сегодня на смену традиционному, весьма узкому, технократическому пониманию задач экономической деятельности приходят модернизированные концепции, выдвигающие на первый план в хозяйственной деятельности не задачи технологические, а проблемы гуманитарно-психологические.

Работники, занятые в сфере современного производства, все в большей степени осознают свою деятельность не только как использование высоких технологий, но и как область, участие в которой требует от занятых в ней работников управления собой, другими людьми, их сообществами.

Эта установка ныне стала азбучной истиной для специалистов, предпринимателей, менеджеров развитых стран, как на Западе, так и на Востоке.

Руководитель одной из крупнейших американских автомобильных компаний Ли Я кокка считает, что «все хозяйственные операции можно в конечном счете обозначить тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди».

Акио Морита — руководитель известной японской электротехнической компании — утверждает, что «успешным предприятие могут сделать только люди».

Таким образом, для того чтобы быть успешным, современный работник, бизнесмен, менеджер, любой специалист должен обеспечивать своей деятельностью решение двуединой задачи:

  • достижение хозяйственного результата;
  • воздействие на людей, создающих этот результат.

Поэтому в современных условиях для отечественного предпринимателя, менеджера, высококвалифицированного специалиста любого профиля, а также для каждого человека самой актуальной задачей становится психологическое оздоровление трудовых групп, производственных коллективов, а вместе с ними и всего общества. Современный руководитель, специалист, да и любой мыслящий человек должен знать и учитывать психологические факторы деятельности людей и на этой основе обеспечивать рост трудовой и социальной активности.

Источник: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/istoriya-psihologii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector