Закономерности общения

Закономерности общения

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Г. В. Щёкин, Основы психологических знаний: Учеб. пособие— 4-е изд., стереотип. — К.: МАУП. — 128 с.: ил. — Библиогр. в конце разд., 2001

Глава 18 Закономерности общения и взаимодействия людей

Главная задача, которая стоит перед социальной психологией,— раскрыть конкретный механизм вплетения индивидуального в ткань социальной реальности.

Структура общественных отношений исследуется социологией. Это означает, что общественные отношения имеют безличный характер: их сущность — во взаимодействии не конкретных личностей, а конкретных ролей. Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает индивид в системе общественных отношений, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого занимающего данную социальную позицию. При этом каждый индивид всегда выполняет несколько социальных ролей (например, мужчина может быть одновременно отцом, бухгалтером, спортсменом, зятем и т. д.).

Акт же интернализации определяется рядом индивидуально-психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли.

Отсюда, природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. При этом общение всегда выступает в единстве с деятельностью. Единство общения и деятельности заключается в том, что люди общаются не просто в процессе выполнения ими различных общественных функций, но в некоторой деятельности, по поводу этой деятельности. Часто общение выступает как сторона деятельности, а деятельность — как условие общения.

Структура общения включает в себя три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (состоит в обмене информацией между индивидами); интерактивную (заключается в организации взаимодействия, т. е. обмена не только знаниями, но и действиями); перцептивную (означает процесс восприятия друг друга партнерами и установление взаимопонимания). В общении выделяются также три функции: информационно-коммуникативная; регуляционно-коммуникативная; аффективно-коммуникативная.

П Общение как обмен информацией

В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Различают коммуникацию вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы).

При вербальной коммуникации не просто передается информация посредством речи, но ее участники особым способом воздействуют друг на друга. При этом могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению: личностно-речевая и социально-речевая. Невербальная коммуникация включает такие системи знаков оптико-кинетическую (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистическую (система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность и т. д.) и экстралингви- стическую (включение в речь пауз или других вкраплений, например покашливания, плача, смеха и т. п.). Пространство и время также являются особой знаковой системой (их изучает проксемика — пространственная психология), а “контакт глаз” является системой знаков, имеющей значение в визуальном общении.

Информация, исходящая от коммуникатора (индивида, направляющего информацию), может быть двух видов: побудительная (выражается в приказе, просьбе, совете, т. е. направлена на стимуляцию действия) и констатирующая (выступает в форме сообщения). При этом стимуляция выступает или как активация, т. е. побуждение к действию, или как интердикция, т. е. запрещение действия, или как дестабилизация — рассогласование некоторых автономных форм деятельности.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры, носящие либо социальный, либо психологический характер. Например, информация в обществе распространяется через “фильтр” доверия или “недоверия”. Этот фильтр действует так, что истинная информация может оказаться непринятой, а ложная — принятой. Существуют средства, ослабляющие действия фильтров. Совокупность таких средств называется фасцинацией. Эти средства выполняют роль сопроводителя информации, создают благоприятный “фон” (например, музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи).

П Общение как взаимодействие

Интерактивная сторона общения связана с непосредственной организацией совместной деятельности людей. Основные типы взаимодействия — кооперация и конкуренция. Различают также соревнование и конфликт.

Выделяют три основные формы организации совместной деятельности: 1)

совместно-индивидуальную (бригада, где у каждого имеется свое задание); 2)

совместно-последовательную (например, производственный конвейер); 3)

совместно-взаимодействующую (например, спортивные команды).

Имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию во взаимодействии. Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида накладываются на представление о партнере по взаимодействию и как то и другое проявляется в организации совместной деятельности.

П Общение как восприятие людьми друг друга

Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотношение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Осознание себя через другого человека включает две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению). Близким к идентификации явлением есть эмпатия — стремление эмоционального отклика на проблемы другого человека.

В условиях дефицита информации люди начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и более общие характеристики. Приписывание происходит либо на основе сходства поведения воспринимаемого человека с каким-то другим образцом поведения, имевшимся в прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов (каузальная атрибуция).

Различают три эффекта при восприятии людьми друг друга: ореола (галоэффект), когда общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого индивида, и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок; новизны и первичности при восприятии незнакомого человека возобладает ранее предъявленная информация — эффект первичности (например, если сказать, что этот человек интроверт, а потом экстраверт, то будет преобладать первое), при восприятии знакомого человека действует эффект новизны — последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой; стереотипизации, которая часто возникает относительно групповой принадлежности человека, например профессиональной (бухгалтер, учитель, военный и т. д.). Стереотипизация может привести к предубеждению (например, формированию негативных этнических стереотипов).

Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют друг к другу определенные отношения. Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, называется аттракцией. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки (аттитюд) на другого человека.

П Психологические способы воздействия в процессе общения

Заражение — это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям (ситуации паники, большие открытые аудитории при музыке и т. д.). Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. В условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, являются аплодисменты.

Внушение — целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу людей. При внушении осуществляется передача информации, основанная на некритическом ее восприятии. При этом дети в большей мере поддаются внушению, чем взрослые, а утомленные люди — легче, чем чувствующие себя хорошо. Решающим условием эффективности внушения является авторитет внушающего (суггестора).

Специфика подражания состоит в том, что индивид не просто принимает внешние черты поведения другого человека или массовые психические состояния, а и воспроизводят черты и образцы демонстрируемого поведения. Законы подражания: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (например, духу религии подражают раньше, чем религиозным обрядам); низшие подражают высшим, периферия — центру и т. д.

Аттитюд (социальная установка) — готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им

определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающая целенаправленный характер протекания деятельности относительно данного объекта.

Аттракция (от лат. “привлекать”, “притягивать”) — понятие, означающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привлекательности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни — до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.

Барьеры психологические — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм этого явления состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, “страх сцены”). В социальном поведении индивида психологические барьеры представлены коммуникативными, т. е. барьерами в общении, проявляющимися в отсутствии эмпатии, не гибкости межличностных социальных установок и т. д., а также барьерами смысловыми.

Коммуникация (от лат. “делаю общим”, “связываю”, “общаюсь”) — смысловой аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, называют коммуникативными. Основные функции коммуникативного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Контроль социальный — формы и способы воздействия, применяемые обществом и социальными группами для регулирования поведения входящих в них людей.

Конфликт (от лат. “столкновение”) — столкновение противоположно направленных, несовместимых тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями. В психологии выделяют следующие виды конфликтов: внутриличностный (столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов); межличностный (ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм); межгруп- повой (конфликтующими сторонами являются социальные группы).

Межличностные отношения — субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. во взаимных влияниях, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.

Роль в социальной психологии — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе в системе межличностных отношений.

Совместная деятельность — организованная система а к т и в- н о с т и взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.

Статус в социальной психологии (от лат. “положение”, “состояние”) — положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Источник: http://www.med24info.com/books/osnovy-psihologicheskih-znaniy-ucheb-posobie-4-e-izd-stereotip-k-maup-128-s-il-bibliogr-v-konce-razd/glava-18-zakonomernosti-obscheniya-i-vzaimodeystviya-lyudey-11142.html

Главная > Реферат >Психология

Потребность в доминировании. Это стремление оказывает активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим, партнер по взаимодействию рассматривает нас в качестве субъекта, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому, наряду с потребностью в доминировании, у некоторых людей есть потребность в подчинении другому лицу. Эти потребности могут выступать и как факторы, ухудшающие взаимоотношения, если мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера не сопротивляясь (подчинение). Взаимоотношения двух доминантных или двух ведомых личностей бывают крайне напряженными. В первом случае возможен конфликт, во втором — непродуктивность совместной деятельности.

Потребность в покровительстве или заботе о другом человеке проявляется в стремлении кому-нибудь в чем-либо помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных жизненных ситуациях, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие.

Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ от помощи может быть воспринят негативно, как нежелание войти в контакт, или более того — как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка.

По утверждению Б.Г Ананьева и Г.М. Андреевой, коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение.

Цель общения — конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое.

Экспрессивную (внешнюю) сторону общения составляют те средства и приемы, а также передаваемое (принимаемое) содержание, которые позволяют реализовать потребности и цели общения в конкретной ситуации. Внешняя сторона выражается в коммуникативных действиях.

Действия общения — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (группе людей). Существуют два основных вида коммуникативных действий — инициативные и ответные.

Содержание общения — информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому. Содержанием общения могут быть различные сведения, в том числе о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека, один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях. Содержанием общения могут выступать наши оценки, которые мы даем собеседнику, команды, просьбы и распоряжения в процессе взаимодействия и т.п.

Средства общения можно определить как способы кодирования и передачи информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому. Кодирование информации связано со способом ее передачи. Например, информация может передаваться как при помощи устной или письменной речи (вербальные средства), так и с помощью, например, прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. (невербальные средства). Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (например, наблюдение одного человека со стороны за движениями, эмоциями другого) и через технические средства.

Как утверждает А.А. Бодалев, к средствам общения относятся:

А) Речь — форма и способ использования языка; система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления должны быть едины для всех говорящих на данном языке. Однако объективное значение слова всегда преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, “субъективный” смысл. Поэтому мы не всегда правильно или точно понимаем друг друга.

Б) Системы паралингвистическая и экстралингвистическая — интонация, эмоциональная выразительность, неречевые вкрапления в речь (например, паузы), которые способны придавать разный смысл одной и той же фразе.

В) Оптико-кинетическая система знаков — жесты, мимика, поза, визуальный контакт, которые могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. Жесты как средства общения могут быть общепринятыми, иметь закрепленные за ними значения или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

Г) Система организации пространства и времени коммуникации. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Д) Предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары).

Е) Ольфакторные (связанные с запахом).

Продуктом общения являются образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения (мысли, чувства, убеждения, установки участников общения). Во взаимоотношениях людей основным результатом общения выступает их интеграция либо дезинтеграция.

Специфика мотивов, целей и выбираемых для их достижения средств и приемов определяет своеобразие стиля общения человека.

Стиль общения — индивидуальная, устойчивая форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими. В стиле общения находят свое выражение особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми или группами, особенности партнера по общению.

Б.Ф. Ломов выделяет также уровни общения:

А) Макроуровень — общение человека с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, нормами и традициями. Этот уровень определяет стратегию общения личности.

Б) Мезоуровень — общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое.

В) Микроуровень — простейший акт общения, элемент, клеточка, лежащие в основе других уровней общения.

Таким образом, теоретические научные подходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в социальной психологии. Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление, а это предполагает изучение явления с помощью методов системного анализа.

Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления. При этом под общением следует понимать как форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности.

3. Стороны общения

3.1. Структура коммуникативного общения между людьми

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в боле менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Коммуникативная сторона общения.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

3.2. Виды коммуникаций

Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:

вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;

горизонтальны между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.

Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на:

восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;

нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.

Межличностные коммуникации делят также на:

невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д.

Вербальные и не вербальные формы коммуникаций не всегда и не обязательно исключают друг друга. Как правило, интерпретация получателем послания строится не только на словах, но и на таких элементах, как жесть! и выражения лица. которые сопровождают слова передающей стороны.

4. Интерактивная и перцептивная стороны общения.

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Важность интерактивной стороны общения привела к тому, что в психологии сложилось специальное направление, которое рассматривает взаимодействие исходным пунктом всякого социально-психологического анализа. Это направление связано с именем Г. Мида, который дал направлению и имя — «символический интеракционизм». Выясняя социальную природу человеческого «Я», Мид вслед за Джемсом пришел к выводу, что в становлении этого «Я» решающую роль играет общение. У Мида становление «Я» происходит действительно в ситуациях общения, но не потому, что люди есть простые реакции на мнения других, а потому, что эти ситуации есть вместе с тем ситуации совместной деятельности. В них формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совместно с ними. Для Мида ситуация общения раскрывается как ситуация прежде всего взаимодействия.

Источник: http://works.doklad.ru/view/WY-8SKeNIFY/2.html

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества.

Средства общения: 1) язык 2) интонация (эмоциональная выразительность), 3) мимика, позы, взгляд собеседника, 4) жесты, 5) расстояние. Этапы общения: 1) потребность в общении 2) ориентировка в целях и ситуации общения, 3) ориетнировка в личности собеседника, 4) планирование содержания своего общения, 5) бессознательно человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, как себя вести, б) восприятие и оценка ответной реакции собеседника; контроль эффективности общения на основе установления обратной связи, 7) корректировка направления, стиля, методов общения.

Умения, котрые служат для лучшего результата общения: 1) коммуникативная компетентность, 2) практический, психологический ум.3) социальный интеллект. Стратегии общения: 1) открытое общение, 2) закрытое, 3) ролевое, 4) личностное, 5)монологическое, б) диалогическое.

Виды общения: 1) «контакт масок»-формальное общение, отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника; 2) примитивное общение-оценивают другого человека как нужный или мешающий объект; 3) формально-ролевое -когда вместо знаний о личности собеседника-знание его социальной роли;

4) деловое общение; 5) духовное, межличностное общение друзей; б) манипулятивное общение-направлено на извлечение выгод от собеседника (шантаж);

7) светское общение.

Тактика общения-это реализация в конкретной ситуации какой-то стратегии на основе владения техникой общения и знаниями правил общения. Техника общения — это совокупность конкретных коммуникативных умений и умений слушать.

Структура общения: 1) коммуникативная сторона — заключается в обмене информацией между общающимися индивидами; 2) интерактивная сторона -заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; 3) перцептивная сторона -процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе понимания.

Интерактивная сторона — эта та сторона общения, которая фиксирует не только обмен информации, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую деятельность. Теория Парсонса: в основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность, которая является результатом единичных действий. Единичное действие — это элементарный акт, из суммы которых складывается система действий. Каждый акт берется сам по себе, в качестве которого выступают: 1) деятель, 2) «другой» (объект, на которого направлено действие), 3) нормы (по которым организуется взаимодействие), 4) ценности (которые принимает каждый участник), 5)ситуация (в которой совершается действие). Эта теория неудачная.

Теория Щепаньского.Центральное понятие при описании социального поведения -соц. связь, которая может быть представлена как последовательное осуществление:

а) пространственного конфликта; б) психического контакта; в) социального контакта (совместная деятельность); г) взаимодействия; д) социального отношения. Транзактный анализ Э. Берна — направление, предполагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуации и стиля взаимодействия. Каждый участник взаимодействия может занимать одну из 3-х позиций: 1) родитель; 2) взрослый; 3) ребенок. Эти 3 позиции не связаны с соответствующей соц. ролью. Это чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Позиция ребенка — «хочу!». Позиция родителей — «надо!». Позиция взрослого — «хочу!» и «надо!». Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят дополнительный характер, т.е. совпадают (если партнер обращается к другому как взрослый, то и тот отвечает с той же позицией).

Типы взаимодействий: 1) кооперация — координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование и суммирование этих сил; 2) конкуренция сконцентрированная на конфликте, который делится на: деструктивный (ведет к рассогласованию взаимодействия) и продуктивный (пораждается не несовместимостью личностей, а различием точек зрения на какую-либо проблему). В общественных отношениях не просто встречается индивид с индивидом и относятся друг к другу, но встречаются как представители определенных групп (класс, профессия). Общественные отношения строятся не на основе симпатий -или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Это отношение между соц. группами или между индивидами как представителями этих соц. групп. Эти отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных соц. ролей. Каждый индивид в своей жизни выполняет не одну, а несколько соц. ролей (студент, учитель). Ряд ролей предписан человеку рождением: мужчина и женщина; другие приобретаются прижизненно. Сама по себе соц. роль не определяет деятельности поведения в деталях, всё зависит от того, на сколько индивид усвоит роль. Акт интернализации определяется целым рядом индивидуальных, психологических особенностей каждого носителя какой-то роли. Поэтому общественные отношения хотя и являются ролевыми безличностными отношениями, всё же в своём конкретном проявлении приобретают определенную личностную окраску, поэтому каждая соц. роль не означает шаблонности поведения, она всегда оставляет диапазон возможностей для своего исполнителя, что можно назвать-определенным стилем исполнения соц. роли. Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличностных отношений второго ряда — межличностные отношения. Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть реализация межличностных отношений в деятельности конкретных людей в актах их общения и взаимодействия. Содержанием межличностных отношений является какой-то вид общественных отношений, т.е. вид соц. деятельности. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Межличностные отношения рассматриваются как фактор психологического климата группы, а эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Оба ряда отношений человека — и общественные и межличностные раскрываются, реализуются в общении. Выступая представителем некоторой соц. .группы, человек общается с представителем другой соц. группы и одновременно реализует безличностные и личностные отношения. Корни общения — в самой материальной жизнедеятельности индивидов.

Источник: http://studbooks.net/1349087/psihologiya/sotsialno_psihologicheskie_zakonomernosti_obscheniya_vzaimodeystviya_lyudey

1. ???????: ???????, ???????, ?????????.

2. ??????????????? ??????? ???????.

3. ???????????? ????????????.

???????? ???????: ???????, ??????????????? ??????? ???????, ???????????? ??????? ???????, ????????????? ??????? ???????, ???????????????? ????, ?????????? ???????, ???????????? ???????.

1. ??????? — ??? ??????? ??????????????, ?? ??????? ????, ???? ???, ???????????? ?? ???????? ????????, ?? ???????????? ? ???????? ???????????????, ???????? ????????????? ?? ?? ?????????, ??????? ? ?????????, ? ????? ?? ????????? ?? ?????????? ????????????.

???????? ??????? ????? ??????. ??? ??????? ????????? ???????????? ????????. ??????? ????????? ? ??? ?????? ??????????? ????????? ? ??? ?????? ???????? ?????????.

? ????????????? ?????????? ??????????? ???? ???????? ??????? ? ????????????, ?????????? ?????????????? ?? ?????? ???? ?? ????? ??? ???????. ??????????????, ??? ? ???????????? ????? «?????????????????» ???????, ? ??? ??????????? ??????? ???????????? ???????????? ? ???????????. ????????? ??????? ????????? ??????????? «????????????» ??? «???????????????» ???????????? ?????????????? ??????????.

? ????????? ??????? ???????? ??? ??????????????? ???????: ???????????????, ????????????? ? ????????????. ??????????????? ??????? ???????, ??? ???????????? ? ????? ?????? ?????, ??????? ? ?????? ??????????? ????? ??????????? ??????????. ????????????? ??????? — ??????????? ???­??????????? ????? ??????????? ??????????, ?.?. ? ?????? ?? ?????? ????????, ??????, ?? ? ??????????. ???????????? ??????? ??????? ???????? ??????? ?????????? ? ???????? ???? ????? ?????????? ?? ??????? ? ???????????? ?? ???? ?????? ???????????????.

??????? ??????? — ?? ???? ??? ??????, ??????? ????????? ??????? ? ???????? ??????????? ????? ????????. ?????????? ?????????????-???????????????, ????????????-??????????????? ? ??????????-??????????????? ??????? ??????? (?.?. ?????).

?????????????-??????????????? ??????? ??????? ??????????? ? ?????? ??????????? ??? ??????-???????? ?????????? ????? ?????????????????? ??????????.

???????????-??????????????? ??????? ??????? ??????????? ? ????????? ????????? ? ???????????????? ??????????? ?????????? ???????????? ????? ? ???????? ?? ??????????????. ??????? ?????????????? ???????????? ??????: ??-??????, ??? ?????????????? ?????????????? ???????? ????????? ????? ? ???????? ?????????? ????????????; ??-??????, ??? ???????? ???????? ??????? ???? ?? ????? ? ???? ?????????? ???????????? ??? ? ???????? ?????????? ??????????.

??????????-??????????????? ??????? ??????? ??????? ? ?????????? ????????????? ????? ????????. ??????? ????????? ???????????? ????????????? ????????? ????????. ???? ?????? ???????????? ???????????? ?????? ????????? ? ??????????? ? ???????? ??????? ?????.

2.? ???? ?????????? ???????????? ???? ???????????? ?????????? ???????????????, ??????, ??????????, ????????????, ?????????, ??????????? ? ??. ??? ??? ????? ????????????? ??? ??????????, ? ????? ??????? ???????????? ?????????? ??? ??????? ?????? ???????????, ??????? ?? ?????? ??????????, ?? ? ???????????, ??????????, ???????????.

?.?. ???????? ???????? ????????? ????????????? ??????????? ????????????:

§ ? ???????? ??????? ????????? ????????, ?????? ?? ??????? ???????? ???????? ?????????: ???????? ?????????????? ?? ???????????? ??????????? ?????????? ????????????, ? ??? ?? ????????? ?????????? ????? ???????? ????? ??????????, ????????? ?? ??????? ????????. ?????????? ?????? ???????? ? ???????? ????????????. ???? ???????????????? ???????? ? ?? ?????? ???????? ??????????????, ?? ? ?????????? ?????????? ????????. ??????? ? ?????? ??????????????? ???????? ??????? ???? ? ???????? ????????????, ??????? ? ????????.

§ ??? ?????? ??????????? ????????? ??????????????? ??????????? ?????? ????????????? ?? ??????? ? ????? ????????? ??? ?????????. ????????????? ???????????? ?????????? ?????? ???, ????????? ??????? ??? ???????????. ??? ???????? ????????? ?????? ???? ?????????.

§ ??????????????? ??????? ??? ????????? ?????? ??????????? ???????? ???? ?????, ????? ???????, ???????????? ??????????, ? ???????, ??????????? ??, ???????? ?????? ??? ??????? ???????? ??????????? ? ?????????????, ?.?. ? ?????????? ?????? ???? ????????? ?? ?????? ??????????? ? ?????????????? ???????, ?? ? ?????????? ????????? ????????. ?????? ???????? ?????? ??????? ???????? ???????????? ??????????? ????????? ???????? ???? ?????.

§ ? ???????? ???????????? ????? ????????? ????????????? ??????????????? ???????, ??????? ????? ?????????? ??? ??????????????? ????????.

????????? ?????????? ???????????????? ???? ???????? ?????? ?. ??????? ????????: ???????? ?????????? (???????????); ??????????; ????????; ?????????? ??????????. ???? ??????????? ?????????? ?? ?? ??????????? ?? ?????????? ?????????? ??????? ????????????.

????????????? ???????????? ??????? ?? ???? ?????????-??????????????? ????????, ????????????? ???????? ???????? ? ?????????? ??????????, ? ??????? ????????? (?.?. ??????????): ??????????? ?????????? ????? ?????????? ???????, ???????????? ??????????????, ?????????? ????????? ?????????? ??????????, ??????????? ?????????? ??? ??????????? ????????? ? ?.?.

???????? ????? ?????????? ???????? ???? ??????????? ???????? ??????. ? ??????????? ?? ???????????? ???????? ??????? ???????? ?????????? ? ???????????? ????????????. ???? ? ???????? ???????? ??????? ???????????? ???????????? ????, ?? ???? ???? ? ?????????? ????????????.

???? ???????? ????? ????????????? ????????? ????????????, ?.?. ? ???? ?????? ????? ????? ???????? ????? ?????????. ??????????? ???? ?????????? ?? ?????? ????????, ?? ????????? ???????????? ?????? ???????? ???????????? ???? ?? ?????, ??????????? ???? ????? ? ???????? ?????????? ? ????????? ??? ????? ??????? ????????????? ????????? ?????????. ?????????? ??? ?????? ?????? ? ?????????? ???????? ?? ??????? (?.?. ????????): ?????????-??????? ?????????? ? ?????????-??????? ??????????, ?????????? ????????? ????????? ?????????, ??? ????????, ??????????. ??????????? ??? ???? ????? ?????? ???????? ??????????? ??? ?????????????? ???????????? ????????, ????????? ? ??? ?????-?? ????? ????????????.

????????????? ???????? ??????????? ??????? ?? ??????????? ????????????? ???????????? ????????? ??????????????? ???????. ???????????? ???, ???????????? ?? ????????? ????????????? ???????? ??????????? ?????????? «?????????? ?????????????». ?. ??????? ????????? «??????? ?????????? ????????????», ??????????? ?????? ???????? ???????????????? ????????.

3.?????? ? ??????????? ??????? ???????????? ???? ?????????? ? ???????????? ?????, ??????? ????? ???????????? ?????????? ?????????, ? ????? ? ????????????? ??. ???????????? ????? ???????????? ????? ???????????? ?? ????????????? ?????????? ?????.

???????????? ???????????? ? ??? ???????????? ????? ?????????? ??? ????????????? ????, ?? ???? ??? ??????? ? ???????? ???????, ?????????????? ? ?????? ??? ?????-???? ???????? ?????. ???????????? ??????? ?????????? ???? ????????, ?????????? ????????????? ??????? ?????????? ??????? ? ???????? ???????? ?????????? ??? ?????? ??. ???????????? ???????????? ??????? ???????????? ????????? ??????? ?????????? ????, ????????? ????, ????????????? ????????????? ????????? ????????? ?? ???????.

???????????? ???????????? ?????????????? ?? ?????? ????????? ???????? ???????? ??????:

§ ??????-???????????? ??????? ?????? — ???????? ? ???? ?????, ?????? ? ??????????? (????? ???????? ????????? ?????? ????, ???????????? ????????????? ??????? ????????).

§ ??????????????????? (??????? ???????????, ?.?. ???????? ??????, ??? ????????, ???????????) ? ?????????????????????? (????????? ? ???? ????, ???????????, ?????, ?????, ???? ???? ? ?.?.) ??????? ?????? — ????????????? ???????????? ???????? ?????????? ? ??????? «????????????» ???????.

§ ??????????? ???????????? ? ??????? ???????????????? ????????. ????????, ?????????? ????????? ????? ? ???? ???????????? ????????????? ????????, ? ????? ? ????? ??????? ?????????? ???????? ???????. ?????? ????? ???????? ???????? ?????????? ?????????? ????????????? ?????????? ???????????????-????????? ????????? ? ?????????.

§ ?????????? ???????. ?????? ????? ???????????? ????????????? ????????: ???????? ? ?????????? ?????????? ??? ?????????? ????????????, ???????? ???????? ? ??????????? ??????? ? ?.?. ??????????? ?????? ? ?????????? ???????? ????????? ??????? (?. ?????????) ??????????????? ???????????, ????????????? ??????????????, ????????? ??????????, ?????????? ??????????? ????????, ?????????? ?????????? ??????.

§ ???????????? ??????? ???????? ??????????, ????????? ? ???????.

????? ??? ??????? ???????????? ???????????? ???? ????????? ???????? ? ?????????? ???????????? ????? ? ?????? ?????? ??????????, ??? ???????? ?????, ? ??????????, ????? ?????? ??????? ?? ??????? ?????? ???? ?? ????? ?????.

??? ???????????? ???????? ??????? ?????? ??????? ???? ? ??????????????? ????????, ??????? ???????? ????????? ????????? ??????? ??????????.

Источник: http://lektsii.org/12-49072.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector